Административные коллегии народных судов различных уровней рассматривают административные дела и дела по ходатайствам административных органов об исполнении их административных действий.
Специализированные народные суды не рассматривают административные дела и дела по ходатайствам административных органов об исполнении их административных действий. Суд по железнодорожным перевозкам и подобные ему специализированные народные суды рассматривают административные дела, выполняя требования пункта 2 статьи 18 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики.
После возбуждения производства по делу на подсудность народного суда, принявшего иск к своему производству, не влияют изменение места жительства сторон, привлечение соответчиков и другие изменения фактического и правового характера.
К важным и сложным делам на территории подведомственного района, указанным в пункте 3 статьи 15 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики, относятся:
1) резонансные дела с участием нескольких лиц в составе сторон;
2) дела, имеющие отношение к иностранным государствам или к Специальному административному району Гонконг, Специальному административному району Аомэнь (Макао) и Тайваньскому региону;
3) иные важные и сложные дела.
Если стороны обращаются с иском в народный суд средней ступени, потому что считают, что подсудный низовой народный суд не подходит для рассмотрения данного дела по причинам его важности или сложности, или же в случаях, предусмотренных статьей 52 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики, то народный суд средней ступени в зависимости от обстоятельств должен в течение семи дней принять решение о самостоятельном рассмотрении дела, или установить подсудность дела иному низовому народному суду, находящемуся в данном подсудном районе, или письменно уведомить стороны о необходимости обращения с иском в изначально подсудный низовой народный суд.
Низовой народный суд, полагающий, что дело, относящееся к его подсудности по первой инстанции, должен рассматривать народный суд средней ступени, или что подсудность дела должен определить народный суд средней ступени, может письменно обратиться в этот народный суд для принятия такого решения. Народный суд средней ступени в зависимости от обстоятельств должен в течение семи дней принять решение о самостоятельном рассмотрении дела, или установить подсудность дела иному низовому народному суду, находящемуся на подсудной суду средней ступени территории, или принять решение о рассмотрении дела обратившимся к нему низовым народным судом.
Под указанным в статье 19 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики местонахождением истца понимаются адрес регистрации истца по месту жительства, место его постоянного проживания и место нахождения лица, подвергнутого ограничению личных прав.
При несогласии с принятыми мерами административного принуждения, ограничивающими личные свободы гражданина, и при этом с иными мерами административного принуждения или с административным наказанием, которые основаны на одном факте, подсудность определяется либо по месту нахождения истца, либо по месту нахождения ответчика.
Под административными исками, связанными с недвижимым имуществом, в статье 20 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики понимаются иски об административных действиях, которые привели к изменению прав на недвижимое имущество.
Подсудность споров, связанных с недвижимостью, определяется местом ее регистрации; если недвижимое имущество не зарегистрировано, то место его нахождения определяется местом его фактического нахождения.
После принятия дела народным судом к своему производству ответчик может заявить о несогласии с подсудностью в течение пятнадцати дней с момента получения копии искового заявления.
Народный суд должен проверить возражения стороны о несогласии с подсудностью дела. Если доводы стороны убедительны, то народный суд выносит определение о передаче дела в народный суд, обладающий соответствующей подсудностью; если доводы неубедительны, то народный суд выносит определение об их отклонении.
Устанавливая подсудность после проверки заявления стороны о несогласии с ней, народный суд не изменяет подсудность вследствие увеличения количества сторон в деле, изменения исковых требований и иных подобных обстоятельств, за исключением случаев нарушения правил подсудности судам разного уровня и исключительной подсудности.
При наличии одного из следующих обстоятельств народный суд отказывает в рассмотрении заявления стороны о несогласии с подсудностью дела:
1) если сторона заявляет о своем несогласии с подсудностью дела, которое передается народным судом на новое рассмотрение или повторно рассматривается народным судом в первой инстанции;
2) если сторона в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции нарушила установленные законом срок подачи заявления о несогласии с подсудностью и форму такого заявления и заявляет о своем несогласии с подсудностью в суде второй инстанции.