К компетенции народных судов в области административного судопроизводства относятся дела по основанным на законе искам граждан, юридических лиц и иных организаций, не согласных с административными действиями административных органов и их сотрудников.
К компетенции народных судов в области административного судопроизводства не относятся следующие споры:
1) об оспаривании действий, совершаемых органами общественной безопасности, органами государственной безопасности и иными органами в соответствии с их полномочиями, четко установленными уголовно-процессуальным законом;
2) об оспаривании действий, направленных на примирение сторон, а также установленных законом арбитражных действий[2];
3) об оспаривании действий, совершенных в рамках административного наставничества[3];
4) об оставлении административным органом без рассмотрения жалоб, поданных за пределами сроков административного обжалования или сроков исковой давности, на вступившие в законную силу акты административного органа;
5) об оспаривании действий административного органа, касающихся только его внутренней деятельности и не порождающих правовые последствия для лиц, которые не входят в систему административных органов;
6) об оспаривании действий, связанных с подготовительной работой, аргументированием, исследованием, докладом по инстанциям, консультациями и иных процедурных действий административного органа, производимых им в целях совершения административного действия;
7) об оспаривании исполнительных действий административного органа, совершенные им на основании вступившего в законную силу определения народного суда, поручения народного суда об оказании содействия в совершении исполнительных действий[4], за исключением действий административного органа, выходящего за рамки данного исполнения, или совершаемых неправомерным способом;
8) об оспаривании действий, связанных с заслушиванием отчетов, проверкой правильности исполнения законов, мерами по стимулированию добросовестного исполнения должностных обязанностей и иных подобных действий вышестоящих административных органов по отношению к нижестоящим административным органам, выполняемых в порядке внутреннего иерархического контроля;
9) об оспаривании действий административных органов по регистрации, принятию к производству, передаче для исполнения, перенаправлению, проверке и повторной проверке обращений граждан, не относящихся к предмету рассмотрения в административном или судебном порядке[5];
10) об оспаривании действий, которые не оказывают реального влияния на права и обязанности граждан, юридических лиц и иных организаций.
Под действиями государства, указанными в пункте 1 статьи 13 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики, понимаются действия Государственного совета Китайской Народной Республики, Центрального военного совета Китайской Народной Республики, Министерства обороны Китайской Народной Республики, Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики и других уполномоченных конституцией и законами органов, совершаемые от имени государства и имеющие отношение к национальной обороне и иностранным делам, а также действия уполномоченных конституцией и законами государственных органов по объявлению чрезвычайного положения и иные подобные действия.
Под указанными в пункте 2 статьи 13 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики решениями и приказами, имеющими всеобщую обязательную силу, понимаются опубликованные нормативные документы административных органов в отношении неопределенного круга лиц, обладающие возможностью неоднократного применения.
Под указанными в пункте 3 статьи 13 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики решениях административных органов в отношении сотрудников административных органов о поощрениях и наказаниях, назначениях, увольнениях и подобных вопросах понимаются решения административных органов, затрагивающие права и обязанности сотрудников административных органов и государственных служащих.
Под законом в пункте 4 статьи 13 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики понимаются нормативные документы, разработанные и принятые Всекитайским собранием народных представителей и его Постоянным комитетом.