К указанным в абзаце первом статьи 25 Кодекса административного судопроизводства Китайской Народной Республики случаям, при которых административными действиями затрагиваются интересы граждан, юридических лиц и организаций, относятся следующие:
1) обжалуемое административное действие затрагивает их соседские права[6] или право на добросовестную конкуренцию;
2) лицо было привлечено в качестве третьего лица в ходе пересмотра административного действия административным органом при его обжаловании или в ходе иных подобных административных процедур;
3) лицо требует привлечь административный орган в соответствии с законом к юридической ответственности в качестве причинителя вреда;
4) отмена или изменение административного действия касается прав и законных интересов лица;
5) лицо обратилось с жалобой в защиту собственных прав и законных интересов в уполномоченный на ее рассмотрение административный орган, независимо от того, была ли жалоба рассмотрена этим органом;
6) имеются иные обстоятельства, которые создают заинтересованность лица в административном действии.
Народный суд должен уведомить кредитора, обратившегося с иском к административному органу в связи с созданием препятствий для осуществления его прав к должнику произведенным в отношении должника административным действием, о необходимости обращения с данным иском в порядке гражданского судопроизводства, за исключением случаев, когда административный орган в соответствии с законом был обязан защитить право требования к должнику или учесть это право в ходе производства им административного действия.
Под указанными в пункте 2 статьи 25 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики близкими родственниками понимаются супруги, родители, дети, родные братья и сестры, бабушки и дедушки, внуки, внучки и иные родственники, между которыми имеются иждивенческие отношения.
Близкие родственники гражданина, который в силу ограничения его личных свобод не в состоянии обратиться в народный суд с иском, могут обратиться с иском от имени этого гражданина по его устному или письменному поручению. Близкие родственники, которые на момент обращения в народный суд с иском не могут связаться с представляемым им гражданином, личные права которого ограничены, могут обратиться с иском в народный суд в предварительном порядке, дополнительно представив в ходе производства по делу доказательства, подтверждающие факт наличия у них поручения на представление интересов данного гражданина.
Предприятие, предъявляющее иск в народный суд и имеющее в своем составе двух и более учредителей, выступает в качестве истца под своим зарегистрированным именем. Участники не зарегистрированных в соответствии с законом и не получивших лицензию на ведение коммерческой деятельности персональных товариществ[7] в полном составе являются соистцами по делу, однако в полном составе могут выбрать представителя, который предъявляет в народный суд документ, подтверждающий его избрание таким представителем, выданный полным составом товарищества.
Индивидуальный предприниматель, подающий в суд исковое заявление, выступает в качестве истца как хозяйствующий субъект, указанный в лицензии. Индивидуальный предприниматель, имеющий наименование, выступает в качестве истца под наименованием, указанным в лицензии на ведение коммерческой деятельности, и вместе с тем должен назвать основную информацию о себе как о хозяйствующем субъекте.
Общее собрание акционеров, собрание акционеров, совет директоров и иные органы акционерного общества, считающие, что административное действие нарушает право на хозяйственную самостоятельность общества, могут обратиться в народный суд с иском от имени акционерного общества.
Стороны, осуществляющие совместное управление ассоциированными компаниями, компаниями с китайским и иностранным капиталом или кооперативами, соинвестирование или совместную работу в них, считающие, что административное действие нарушает права и законные интересы указанных компаний в области совместного управления, соинвестирования или совместной работы или нарушает их собственные права и законные интересы, могут обратиться с иском от собственного имени.
Негосударственные предприятия, ликвидированные как административным органом, так и в связи с его действиями, подвергнутые административным органом слиянию, присоединению, продаже, разделению, изменению отношений субординации внутри них, могут обратиться с иском сами или через своего законного представителя.
Учредители и лица, осуществляющие финансирование бюджетных учреждений, общественных организаций, фондов, организаций по оказанию социальных услуг и иных некоммерческих организаций, считающие, что административным действием нарушаются права и законные интересы данных юридических лиц, могут обратиться с иском от своего имени.
Товарищества собственников жилья могут обратиться с иском от собственного имени, если административное действие затрагивает общие интересы собственников жилья.
Если товарищество собственников жилья с иском не обращается, то иск могут предъявить собственники жилья, которые занимают больше половины общей площади здания или число которых составляет более половины проживающих в этом здании.
В случаях, когда сторона предъявляет иск в связи с несогласием с административным действием, утвержденным вышестоящим административным органом, ответчиком выступает орган, подписавший документ, имеющий юридическую силу для этой стороны.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием учреждения, созданного административным органом и наделенного им функцией по административному регулированию, но не обладающего при этом способностью самостоятельно нести юридическую ответственность и совершившего административное действие от своего имени, то ответчиком выступает административный орган, создавший это учреждение.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием структурного подразделения, выездного органа или иной организации административного органа, которые в соответствии с законом, постановлением или регламентом уполномочены осуществлять административные полномочия и совершили эти действия за пределами своей компетенции, установленной законом, то ответчиком выступает подразделение, орган или организация, совершившие это административное действие.
Указанные в статье 26 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики поручения относятся к поручениям административного органа своему структурному подразделению, выездному органу или иной организации, наделенных правом на осуществление административных полномочий не законом, постановлением или регламентом, а самим административным органом. При предъявлении стороной иска о несогласии с их административным действием ответчиком выступает данный административный орган.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием органа управления особой экономической зоны, созданного с разрешения Государственного совета Китайской Народной Республики или народных правительств провинциального уровня, ответчиком выступает этот орган управления особой экономической зоны; в случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием функционального подразделения органа управления особой экономической зоны, созданного с разрешения Государственного совета Китайской Народной Республики или народных правительств провинциального уровня, ответчиком выступает это функциональное подразделение; в случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием иных функциональных подразделений органа управления особой экономической зоны, ответчиком выступает этот орган управления особой экономической зоны; если орган управления особой экономической зоны не обладает административной правосубъектностью, ответчиком выступает создавшее данный орган местное народное правительство.
Под указанным в абзаце 2 статьи 26 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики изменением первоначального административного действия пересматривающим его органом понимается результат такого изменения. Если административный орган, пересмотревший первоначальное административное действие, изменил существенные факты и доказательства, установленные первоначальным административным действием, а равно изменил использованную при совершении первоначального административного действия нормативную основу, однако при этом не изменил результат административного действия, то это рассматривается как согласие пересматривающего органа с первоначальным административным действием.
К изменению первоначального административного действия относится признание пересматривающим органом административного действия, утратившим силу.
К изменению первоначального административного действия относится признание пересматривающим органом административного действия незаконным, за исключением признания административного действия незаконным по причине нарушения установленного законом порядка.
В случаях, когда административный орган перестает осуществлять свои полномочия вследствие его упразднения или изменения его полномочий, то ответчиком выступает подведомственное ему народное правительство; при осуществлении вертикальной структуры руководства[8] ответчиком выступает вышестоящий на одну ступень административный орган.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием комитета сельских жителей или домового комитета, осуществляющего административные полномочия в соответствии с законом, постановлением или регламентом, ответчиком выступает комитет сельских жителей или домовой комитет.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием комитета сельских жителей или домового комитета, действующего по поручению административного органа, ответчиком выступает этот административный орган.
В случаях, когда сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием высшего учебного заведения, иного бюджетного учреждения, а также ассоциации адвокатов, ассоциации дипломированных бухгалтеров-аудиторов, иной отраслевой ассоциации, которые уполномочены на его совершение законом, постановлением или регламентом, ответчиком выступают эти бюджетные учреждения или отраслевые ассоциации.
Если сторона предъявляет иск о несогласии с административным действием высшего учебного заведения, иного бюджетного учреждения, а также ассоциации адвокатов, ассоциации дипломированных бухгалтеров-аудиторов, иной отраслевой ассоциации, которые уполномочены на его совершение поручением административного органа, то ответчиком выступает этот административный орган.
В случаях, когда лицо, недвижимое имущество которого изымается для государственных или муниципальных нужд, предъявляет иск о несогласии с административным действием органа, учрежденного народным правительством городского и уездного уровня, который организует и производит такое изъятие, в ходе выполнения работы по изъятию и предоставлению компенсации, то ответчиком выступает этот орган.
Если лицо, недвижимое имущество которого изымается для государственных или муниципальных нужд, предъявляет иск о несогласии с действиями учреждения, который производит такое изъятие по поручению и в пределах поручения указанного в предыдущем абзаце органа, то ответчиком выступает этот орган.
В случае, если истец предъявил иск к ненадлежащему ответчику, народный суд должен уведомить истца о необходимости замены ответчика, а если истец отказывается изменять ответчика, то народный суд выносит определение об оставлении иска без рассмотрения.
Когда по делу необходимо привлечь соответчика, однако истец с этим не согласен, народный суд должен привлечь это лицо в дело в качестве третьего лица, за исключением случаев, когда соответчиком должен являться пересматривающий административное действие административный орган.
Если стороны, которые должны совместно участвовать в судебном разбирательстве, не участвуют в нем, народный суд уведомляет их об участии в разбирательстве в соответствии с законом; стороны также могут обратиться в народный суд с просьбой об участии в судебном разбирательстве.
Народный суд должен рассмотреть ходатайство стороны о вступлении в дело и вынести определение об отказе в его удовлетворении, если оно необоснованно; если ходатайство обоснованно, то народный суд в письменной форме уведомляет сторону о ее участии в деле.
Под указанным в первом абзаце обязательном участии понимается установленное статьей 27 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики правило, согласно которому если сторона или обе стороны состоят из двух и более лиц, а административный спор возник из одинаковых административных действий, то народный суд должен соединить такие дела и рассмотреть их в одном производстве.