«Разъяснения Верховного народного суда Китайской Народной Республики по вопросам применения Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики» 2017 года (далее – Разъяснения) являются третьими по счету после разъяснений 2000 и 2015 годов.
Работа над новыми Разъяснениями официально началась Верховным народным судом Китайской Народной Республики в 2016 году, когда были изучены предложения Рабочей комиссии по вопросам законодательства Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, Канцелярии по делам законодательства при Госсовете Китайской Народной Республики, Верховной народной прокуратуры Китайской Народной Республики, более тридцати министерств и ведомств, а также отдельных судов, в особенности низовых народных судов и Cуда по железнодорожным перевозкам. Изучены были также результаты теоретических исследований специалистов в области административного права.
После 18 Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в ноябре 2012 года особенно его Третьего и Четвертого пленумов была проведена всеобъемлющая подготовительная работа для всестороннего содействия построения в Китае правового государства, для чего был выдвинут ряд новых требований к работе народных судов по осуществлению административного правосудия.
Народные суды всех уровней под руководством Центрального комитета Коммунистической партии Китая и лично товарища Си Цзиньпина, следуя его идеологии о социализме с китайской спецификой в новую эпоху, сосредоточились на поставленной цели, которая заключалась в том, чтобы «люди чувствовали беспристрастность, справедливость и честность при рассмотрении каждого судебного дела», и неуклонно следовали принципу «правосудие создано для людей».
Упор был сделан на установлении строгих стандартов справедливого и цивилизованного правоприменения, усилении роли судов в сдерживании административной власти и надзора за ней, ужесточении наказания за действия, препятствующие осуществлению правосудия, и за неуважение к суду, изучении возможности создания подсудности, при которой суды территориально не будут связаны с административными органами, действия, которые они проверяют, в целях исключения влияния этих органов на суды.
За основу при подготовке данных Разъяснений были взяты идеи построения «социализма с китайской спецификой новой эпохи» 19 Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая, изложенные в Докладе Си Цзиньпиня, которые четко определяют общую цель всестороннего продвижения управления государством на основе закона – создание социалистической правовой системы с китайской спецификой и социалистического правового государства.
Одной из таких центральных идей является идея «твердо стоять на позиции “народ – это центр всего”». Народ является творцом истории и основной силой, которая определяет перспективы и судьбы партии и государства. Необходимо неотступно сохранять статус народа как субъекта и стоять на позиции: партия создана на общее благо и находится у власти во имя народа. Следует на практике реализовывать основную цель партии – беззаветное служение народу, деятельность всех звеньев государственного управления должна быть пронизана партийной линией масс. Необходимо рассматривать реализацию мечты народа о прекрасной жизни как цель борьбы и, опираясь на народ, вершить великое историческое дело.
В целях борьбы с необоснованными отказами в возбуждении административных дел на местах, равно как и со случаями сутяжничества со стороны граждан и юридических лиц, Разъяснениями было указано на пять видов действий, не подлежащих обжалованию.
Действия, совершаемые административным органом в ходе своего внутреннего функционирования, не имеющие юридическую силу и не порождающие правовых последствий для граждан, юридических лиц и иных организаций, не относятся к числу действий, которые возможно обжаловать в рамках Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики.
К числу таких действий относятся действия, совершаемые административным органом в ходе своего внутреннего функционирования, например, в ходе взаимодействия и коммуникации внутри одного административного органа или между разными административными органами, внутреннего или внешнего согласования заключений и позиций административного органа, внутреннего санкционирования тех или иных действий и т. п.
Таким образом, был установлен один из важнейших отличительных признаков административного действия, которое возможно обжаловать, это его внешняя направленность.
Административные действия, которые возможно обжаловать должны обладать свойством законченности. Прежде чем совершить административное действие, административный орган совершает подготовительную работу, в которую входят исследование возможности совершения административного действия и его аргументация, доклад о готовящемся административном действии по инстанциям, проведение консультаций и т. п.
Действия, совершаемые в процессе подготовительной работы, не имеют законченного с точки зрения придания им юридической силы характера и поэтому обжалованию не подлежат.
Данные действия выполняются административным органом не по собственной инициативе и не по своей воле и не могут быть предметом обжалования в порядке Кодекса административного судопроизводства Китайской Народной Республики.
Например, «Правилами изъятия недвижимого имущества, находящегося на землях, принадлежащих государству, и предоставления за него компенсации» установлена обязанность вышестоящих народных правительств осуществлять надзор за нижестоящими народными правительствами в ходе изъятия недвижимого имущества, находящегося на землях, принадлежащих государству, и предоставлением за него компенсации.
Некоторые стороны обращаются в народный суд с требованием понуждения вышестоящего административного органа осуществить надлежащий надзор за действиями нижестоящего органа, однако такое требование не может быть предметом жалобы, поскольку подобный надзор сам по себе прямо не устанавливает с этой стороной каких-либо новых правоотношений.
Согласно «Правилам рассмотрения обращений граждан» действия по регистрации обращений, принятию к производству, передаче для исполнения, перенаправлению, контролю за их рассмотрением и другие действия, связанные с организацией работы с обращениями граждан, не имеют принудительного характера по отношению к заявителям и не оказывают влияния на их материальные права, в связи с чем не подлежат обжалованию в порядке Кодекса административного судопроизводства Китайской Народной Республики.
Данные действия также не относятся к действиям, совершаемым административным органом в ходе реализации своего права на вынесение административного решения в рамках обязательного досудебного порядка урегулирования споров.
В главе второй новых Разъяснений раскрываются важные правила административной экстерриториальной подсудности, установленной частью 2 статьи 18 Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики, направленной на борьбу с таким явлением, как зависимость местных органов судебной власти от местных административных органов ввиду тесного взаимодействия между ними.
Именно в связи с борьбой с указанным явлением во исполнение решений 18 Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в период с 2014 года по 2016 год в Китайской Народной Республики были созданы шесть Выездных народных судов при Верховном народном суде, имеющих полномочия Верховного народного суда, в состав которых входят судьи Верховного народного суда и материальное обеспечение которых осуществляется Верховным народным судом.
Рассмотрение дел по принципу экстерриториальной подсудности началось настолько активно, что, например, в 2015 году Четвертым Пекинским народным судом средней ступени по первой инстанции было принято к рассмотрению 1397 дел, в которых ответчиком выступали районные и уездные правительства, что составило 73,8 % от общего количества принятых в этом году к рассмотрению этим судом дел.
Интересно отметить, что наряду с органами судебной власти по принципу экстерриториальной подсудности начали работать и органы народной прокуратуры Китайской Народной Республики.
Новыми «Разъяснениями» также усовершенствованы правила доказывания, а именно в целях конкретизации абзаца 3 статьи 43 Кодекса административного судопроизводства Китайской Народной Республики указаны четкие признаки, при наличии которых доказательства в административном судопроизводстве должны быть признаны недопустимыми.
приняты 13 ноября 2017 Г. на 1726 заседании Комиссии Верховного народного суда Китайской Народной Республики, публикуются сейчас, вступают в законную силу с 8 февраля 2018 года
Верховный народный суд Китайской Народной Республики 6 февраля 2018 года.
Время опубликования: 7 февраля 2018 года, среда, 13 часов 31 минута.
Источник: официальное интернет-издание Китайской Народной Республики «Право».
Разъяснения Закона за 2018 год № 1.
Данные разъяснения приняты в целях правильного и точного применения Административного процессуального кодекса Китайской Народной Республики на основании обобщения практики работы народных судов в области административного судопроизводства.