"Бюрократия разрастается, чтобы удовлетворять нужды разрастающейся бюрократии" (с) Айзек Азимов
07.03.2023
В работе второго помощника основное – это, конечно, навигация. Карты, вахты, корректура и прочее сопряжённое. Однако, стоит чётко разделять два понятия: маршруты (или как мы их ласково зовём – дороги) и планы переходов. Если первое – это непосредственная прокладка, то второе – бумажные пляски вокруг неё. В нашем мире мало просто начитаться лоций и Адмиралтейского свода радиосигналов (особенно 6 том – коммуникация с береговыми службами и линии доклада на подходе или выходе из порта), а потом нарисовать красивенный безопасный курс, чтобы ни в берег не вдолбаться, ни потопить буи. Надо ещё заполнить здоровенную форму, на что подчас уходят катастрофические объёмы времени.
Во-первых, для каждого плеча нужно вручную на карте отыскать минимальную глубину. В зависимости от протяжённости перехода и детализации карты, это может длиться часами. И всё равно в итоге окажется, что где-то да накололся, потому что в глазах начинает рябить.
Во-вторых, нужно на каждом плече снять наименьшую точность данных карты. Вбить осадки, планируемую скорость, среднюю высоту прилива, расписать, какие публикации нужно использовать, – и на выходе получить расчёты, которые сводятся к простому GO и NO GO – то есть, можно ли при таких вводных пройти безопасно от точки до точки, или нет.
Согласитесь, звучит колоссально. Так было когда-то давно. Со временем форму для плана перехода начали перегружать слабо относящимися к навигации данными, как, например, уровнем охраны для каждого плеча. Не сильно вдаваясь в подробности – это после 11 сентября 2001 года США решили, что пароходам и портам нужны антитеррористические меры и здорово усложнили морякам жизнь.
Совсем недавно в план добавили ещё страничку, в которой нужно делать почасовые расчёты глубины под килём для стоянки в порту. Ума не приложу, к чему это: судно изначально не могут послать в порт, где нет оборудованного под его габариты причала.
Но вчера я открыл для себя венец наглости. 1 марта вышла 28(!) ревизия формы, в которой появилась огромная портянка для заполнения данных касательно порта назначения. Скажите на милость, как название агентирующей конторы позволит безопасно преодолеть тысячи морских миль? Или указание типов швартовых концов на борту. Или любая другая совершенно случайная информация, которую с нас нынче требуют.
Самое смешное, что прошлую ревизию ввели не так давно, и я думал, какое-то время поживём спокойно.
А теперь представьте: у вас на линии 10-20 переходов, и каждый нужно перебить в свежую версию формы, а потом появляется ещё новее и ещё лучше! И так по кругу. И легче они не становятся, только больше и больше нагромождения никому не нужной информации.
Недавно даже лоцман устал от нашей бюрократии. Я ему всё подсовываю и подсовываю бумажки на подпись, и он уже вопрошает: «Сколько можно?»
Самый цимес в том, что в других конторах план перехода занимает 2 странички. У нас в среднем – 15. И лоцманская карта обычно всего лишь на одном листике. У нас же – один только лоцман должен подписать 3 разных документа. И мы подписываем в довесок ещё 3, на одном из которых приходится зарисовывать манёвр, с помощью которого судно причаливает или наоборот – отходит. А главное, это нереально повышает бдительность на мостике. Ведь старпом занят художествами, вместо реальной помощи капитану!
В общем, выговорился. Вышло слегка занудно, ну да и так тому и быть.