«Трикстер – это провокатор и инициатор социально-культурного действия и изменения творения, которое выглядит как порча».
Из книги «Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре» Дмитрия Гаврилова
В 1920 году американский антрополог Пол Радин изучал фольклор небольшой группы индейцев, а затем написал цикл мифов о ваджункаге (хитреце – он перевёл это слово как trickster). Позже была опубликована книга «Трикстер – мифы североамериканских индейцев», которая получила широкую известность в научных кругах.
Психиатр Карл Юнг в своей работе «Алхимия снов» назвал этого персонажа «трюкачом», отводя ему роль одной из древнейших структур психики. Он считал, что главная черта этого архетипа – бессознательность.
Трикстер обладает двойственной природой: он не добрый и не злой, не мужчина и не женщина, не живой и не мёртвый. Он выходит за рамки любых понятий, что и позволяет ему бесконечно трансформироваться.
Перевоплощение – главное свойство трикстера. Например, сначала он может принять облик чудовища, а затем предстать перед аудиторией в образе невероятного красавца. Несмотря на наличие фаллических признаков, трикстер способен перевоплощаться в женщину и даже самостоятельно выносить ребёнка.
Его достоинства: креативность, юмор, харизма, игривость, умение видеть скрытые мотивы людей, наблюдательность и хитрость. В то же время трикстер – главный нарушитель табу, насмешник, болтун, обманщик, обжора, пьяница и развратник. Он привносит хаос в любой существующий порядок и часто неосознанно наносит вред окружающим своими проделками.
Локи в скандинавской мифологии, Кайот в мифологии индейцев Северной Америки, Эшу в афрокубинском пантеоне и Барон Суббота в религии вуду – все они несут в себе отпечаток трикстера, являясь проказниками и антигероями.
Иван-дурак, Карлсон, Воланд, Буратино, Незнайка, герой Джима Керри в фильме «Маска» – это персонажи-трикстеры из мира литературы и кино, которые своими неожиданными действиями вносят яркую динамику в сюжет повествования.
Архетип трикстера присутствует во всех отраслях бизнеса, связанных с шоу-бизнесом, киноиндустрией, цирковыми представлениями, частными детективными агентствами, финансовыми пирамидами, казино и микрозаймовыми организациями. Архетип трикстера подойдёт бренду, если его основной аудиторией является молодёжь или эксцентричные люди.
Примеры таких брендов: сценические образы комика Павла Воли («Гламурный подонок») и Лени Голубкова (реклама финансовой пирамиды МММ), а также политический имидж Владимира Жириновского.
Архетип трикстера в рекламе привлекает людей, ценящих непредсказуемость, креативность и нарушение традиционных норм. Создавайте образы независимых личностей, которые действуют наперекор ожиданиям общества. Например, в 1980 году бренд Calvin Klein запустил провокационную рекламную кампанию с 15-летней Брук Шилдс, где слоган гласил: «Хотите узнать, что между мной и моими джинсами? Ничего». Эта реклама вызвала широкий резонанс, сопровождаясь критикой и обвинениями в сексизме.
С другой стороны, производитель купальников больших размеров Swimsuits for All также бросил вызов стереотипам. В рекламе с моделью Дениз Бидо бренд призвал женщин не стесняться носить одежду больших размеров и гордиться своим телом таким, какое оно есть.
Хитрость, изворотливость, смекалка, хаос, непредсказуемость, креативность, юмор, плутовство, обман, манипуляция, морок, мошенничество, сарказм, провокация, независимость, смелость, авантюризм, трюкачество, твистер, шутник, проказник, пройдоха, озорник, ловкач, авантюрист, безрассудство, неуловимость, коварство, фокусник, двойственность и другие.
Карты, игральные кости, ключи, зеркала, красная помада, шляпа, сигара, свисток, булавка, монеты, маска, а также такие животные, как лиса, ворон, кайот и кролик.
Трикстеру подходят чёрный, белый и красный цвета. Эти оттенки символизируют хитрость, обман и двойственность, которые являются ключевыми чертами архетипа.