Интеллектуальные способности детей 5–6 лет с высоким творческим потенциалом[5]

Е. С. Белова

ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Москва)

elenasbelova@mail.ru


В научном творчестве выдающегося отечественного психолога Владимира Николаевича Дружинина особое место занимала проблема одаренности. Подчеркивая актуальность и социальную значимость ее решения, Владимир Николаевич отмечал ее сложность и недостаточную разработанность в психологии. Анализируя обширную литературу, посвященную особенностям одарённых детей, делал вывод, что «проблема остается до сей поры запутанной» (Дружинин, 2008).

Владимир Николаевич был одним из авторов психологической концепции одаренности (Рабочая концепция…, 1998).

Необходимо отметить, что Владимир Николаевич Дружинин сам являлся примером неординарной личности, сочетая таланты ученого, организатора науки, педагога, публициста и поэта. Занимаясь изучением фундаментальных проблем современной психологии, он проводил глубокий и всесторонний анализ проблем общих способностей, структуры интеллекта, креативности. Уделял большое внимание вопросам психологической диагностики, развитию способностей. Выделяя уникальность детских дарований, В. Н. Дружинин подчёркивал, что одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении и социализации. Они имеют свою специфику развития.

В настоящее время дошкольный возраст рассматривается как один из важных этапов в раскрытии детских дарований. Однако специфика развития одарённых детей дошкольного возраста в отечественной психологии изучена недостаточно. В связи с эти в задачи нашего исследования входило: выявление одаренных дошкольников; анализ специфики их творческого, интеллектуального развития.

Теоретическую основу исследования составил подход, предложенный А. М. Матюшкиным, в соответствии с которым одаренность рассматривалась как творческий потенциал, заложенный в ребенке с рождения и реализующийся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности (Матюшкин, 1989). Исследование основывалось также на разработанной Е. И. Щеблановой структурно-динамической модели одаренности (Щебланова, 2006).

Обследовано: 230 детей 5–6 лет, посещавших дошкольные учреждения г. Москвы. В комплексном исследовании детей использовались следующие методики: Фигурный тест творческого мышления Е. П. Торренса (адаптация для дошкольников Е. С. Беловой и Е. И. Щеблановой), методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС, форма А), разработанная Е. И. Щеблановой, И. С. Авериной, Е. Н. Задориной; Прогрессивные матрицы Дж. Равена (цветной вариант); опрос родителей и педагогов об особенностях индивидуального развития детей с помощью специальной анкеты; наблюдения за детьми на занятиях и в условиях свободных игр; анализ продуктов творческой деятельности детей (рисунков, поделок, рассказов, песен и др.) и их экспертная оценка; статистическая компьютерная обработка данных.

По полученным результатам, дети с высоким творческим потенциалом, отнесенные к одарённым, составили 13,2 % от обследованных детей 5–6 лет. Творчески одарённые дошкольники выделялись стремлением к творческому самовыражению в разных видах деятельности, характерной для дошкольного возраста (игровая, конструктивная, изобразительная, др.). Они получили высокие итоговые оценки по творческому тесту Е. П. Торренса (60 баллов и выше); средний для группы показатель составил 65 баллов.

При выполнении интеллектуальных тестовых заданий одаренные дети показали в среднем по группе высокий результат по МЭДИС и на уровне выше среднего по тесту Равена.

Проведен сравнительный анализ показателей развития одаренных дошкольников и показателей развития их менее творческих сверстников (со средним, низким или ниже среднего уровнем творческого потенциала). Установлено, что одаренные дошкольники превосходят сверстников по творческому, интеллектуальному развитию, у них более выражены познавательная потребность и стремление к творческому самовыражению, различия статистически значимы.

Вместе с тем, только у 20 % одаренных выявлены высокие результаты по всем тестовым методикам. Благодаря развитым интеллектуальным способностям, эти дошкольники выделялись среди сверстников не только креативностью, но и своими знаниями, рассудительностью. 46,6 % одаренных дошкольников справились с интеллектуальными тестовыми заданиями на уровне выше среднего или показали по одному интеллектуальному тесту – высокий уровень, по другому – уровень выше среднего.

Для части (33,4 %) одаренных дошкольников характерно было сочетание высокого творческого потенциала с не столь ярко выраженными интеллектуальными способностями: тестовые оценки (по одной или двум методикам) соответствовали среднему уровню. Дополнительный анализ позволил выявить трудности в развитии речи, внимания этих детей.

На основе полученных в исследовании результатов разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по вопросам развития способностей и дарований неординарных дошкольников.


Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008.

Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29–33.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. М.: ИЧП «Издательство „Магистр“», 1998.

Щебланова Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте. Автореф. докт. дис. М., 2006.

Загрузка...