О. У. Гогицаева
ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова», г. Владикавказ, Россия
gogitsaeva@yandex.ru
На сегодняшний день, одной из наиболее сложной, в психологической науке проблем является проблема одаренности, представляющая интерес, как в теоретическом, так и в практическом отношении. Не смотря на то, что в психологии накоплен определенный опыт в разработке основных теоретических и конкретно-психологических предпосылок исследования, куда внесли свой вклад как отечественные (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков, М. А. Холодная и др.), так и зарубежные (Дж. Рензулли, Г. Айзенк, Р. Стернберг, Дж. Гилфорд, Р. Кэттелл, К. Спирмен, Л. Терстоун. и др.) исследователи (Прохорова, 1999). Однако до сих пор в проблеме одаренности остается много противоречий и остро дискуссионных моментов.
В настоящее время активно изучаются вопросы природы, структуры, типов одаренности (Д. Б. Богоявленская, Ю. З. Гильбух, Т. М. Марютина, А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, В. С. Юркевич и др.), исследуются особенности развития одаренных детей и школьников (Е. С. Белова, Е. Н. Задорина, И. П. Ищенко, М. И. Фидельмани др.), уделяется внимание диагностике одаренности (И. С. Аверина, Е. И. Щебланова и др.) (Прохорова Д. А., 1999). Результаты исследований проблем одаренности говорят о том, что об одаренности больше нужно говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. Одаренность вовлекает целостную личность человека: его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.
В психологии считается, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития. Многие психологи указывают на определенные возрастные тенденции, имеющие место в процессе становления личности одаренного ребенка, отмечая при этом, что зачастую процесс этот проходит неоднозначно и болезненно. В силу своих личностных особенностей одаренные дети более чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. Как известно, подростковый период это особый период в развитии личности, характеризующийся качественными изменениями. Возрастные изменения в основном протекают рывками, неравномерно. Подростки в это период довольно импульсивны, вспыльчивы, легко возбудимы, склонны к колебаниям настроения и аффективным вспышкам (Кочисов В. К., Гогицаева О. У., 2010).
Согласно концепции А. О. Прохорова, психические состояния являются основным механизмом в преобразовании психологических свойств и изменений психических процессов, а также организации качественно новой психологической структуры личности, необходимой для эффективного функционирования субъекта. Психические состояния обеспечивают интегрирующую функцию, формируя психологическую структуру личности. Ключевым понятием в понимании психического состояния является переживание. Н. Д. Левитов отмечал, что «всякое психическое состояние является как переживанием, так и деятельностью, имеющей некоторое внешнее выражение» (Прохорова Д. А., 1999). Переживание это своеобразная внутренняя деятельность, направленная на преодоление жизненных проблем, решение которых не возможно с помощью предметно – практических действий. Для их решения требуются изменения, осуществляемые во внутреннем психологическом мире личности. Говоря в общем, цель переживания – осознание смысла жизни, преобразование человеком своего образа мира. Переживание рассматривается как отражение целостного психического состояния на субъективном, психологическом уровне, на уровне сознания человека.
Как известно, благоприятные психические состояния увеличивают продуктивность когнитивных процессов, способствуют креативному подходу в решении разного рода проблем, положительные эмоциональные переживания благоприятствуют творческому подходу в решении проблем, позволяя человеку видеть те связи между явлениями, ранее которые были не замечены. Радостные переживания позволяют повысить самооценку, вселяют уверенность в себе, делают сознание наиболее готовым для принятия новой информации, благоприятно влияют на подвижность психических процессов, повышая эффективность интеллектуальной деятельности. Переживание же неблагоприятных психических состояний ведет к неуверенности, невозможности контролировать ситуацию, развивает чувство незащищенности, неэффективности, все это парализует почти всю деятельность человека, и, конечно же, интеллектуальную (Гогицаева, 2014).
Регуляцию возможно достигнуть с помощью использования определенных способов и приемов. Психическая саморегуляция направлена на выработку умений и навыков самостоятельно контролировать и регулировать свое состояние, чтобы повысить эффективность действий, особенно в напряженной ситуации.
Психологами установлено, что среди одаренных чаще встречаются дети с высоким уровнем нервно-психического напряжения. В этой связи, огромное значение приобретает саморегуляция психических состояний у одаренных подростков, т. к. осознание своего психического состояния способствующая установлению той или иной степени контроля над эмоциональным процессом. Ведь человек осознано принимает решение сдерживать или подавлять проявление той или иной эмоции, инициирует или поддерживает когнитивную и моторную деятельность, путем обратной связи устраняет само субъективное переживание.
Гогицаева О. У. Творчество и креативность как условие инновационного образования // Инновационные технологии в системе высшего образования. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 47–49.
Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Психопедагогика здоровья ребенка // Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании. Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции / Под ред. М. Г. Чухровой, О. А. Белобрыкиной. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт филологии, массовой информации и психологии, 2010. С. 78–79.
Прохорова Д. А. Семантические пространства психических состояний: Дис. … канд. психол. наук: 19.00.01: Казань, 1999. 219 c.