Примечания

1

Существует множество граней и направлений сексологии с разными основаниями для их классификации. Например: нормальная, клиническая, юридическая, генетическая, психотерапевтическая, концептивно-контрацептивная, морфологическая, гормональная, акушерско-гинекологическая, нейрогормональная, нейроанатомическая, нейрохимическая, фармакологическая, поведенческая, методологическая, философская, биологическая, историческая, социальная, культурологическая, педагогическая, морально-нравственная, возрастная: эмбрионально-зародышевая, младенческая, детская, отроческая, юношеская, взрослая, зрелая, старческая и другие.

2

Ткаченко А. А. Сексуальные извращения-парафилии. – М., «Триада-Х», 1999.– 461 с.

3

Кащенко Е. А. Основы социокультурной сексологии. Курс лекций: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 351 с.

4

Это соответствующий возрасту и культуре подход к связанному с половой жизнью и сексуальными отношениями преподаванию, обеспечивающему передачу и усвоение научной, реальной и объективной информации. Половое просвещение дает возможность осмыслить собственные ценностные ориентиры и взгляды и приобрести навыки принятия решений, ведения диалога и снижения рисков, связанных со многими аспектами сексуальной жизни. Международное техническое руководство по сексуальному просвещению находится на: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183281r.pdf или http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001832/183281r.pdf.

5

С появлением Федерального Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в 2012 году, запрещено изображать и описывать действия сексуального характера детям в возрасте до 16 лет. В связи с этим проблемы формального и неформального сексуального воспитания в нашей стране полностью легли на плечи родителей, большинство из которых совершенно не готовы к подобной деятельности.

6

Половое обучение не заканчивается в классе или аудитории, оно продолжается всю жизнь, начинаясь с рождения ребенка, которого обучают путем подражания в процессе существования семьи, а также более целенаправленного полового просвещения и воспитания в семье.

7

Европейские рекомендации по сексуальному образованию: http://srhhivlinkages.org/wp-content/uploads/2013/04/who_bzga_standards_ru.pdf.

8

Фрейд З. Психология сексуальности. Фолио, 2007. 198 с.

9

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: Наука – ПРЕСС, 1989. С. 42—48.

10

Берн Э. Психология секса. Как достичь гармонии в любви. Издательство: «Литур», 2002, 272 с.

11

Фрейд З. Психология сексуальности. Фолио, 2007. С. 4.

12

Кришталь В. В., Григорян С. Р. Сексология. Руководство для врачей. Издательство: ПЕР СЭ, 2002. – 879 с.

13

Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 188—189.

14

Среди них: психофизиология, зоопсихология, семейная психология, телесная психология, сравнительная психология, социальная психология, военная психология, детская психология, педагогическая психология, возрастная психология, психология труда, психология творчества, медицинская психология, патопсихология, нейропсихология, инженерная психология, психолингвистика, этнопсихология и другие.

15

Примечательно, что отрасли психологии чаще декларируют свое название, не обосновывая теории и содержания. Так, с 2006 года в клинической психологии появилась новая дисциплина – психология сексуальности и сексуальных расстройств. См.: Программы дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 – «клиническая психология». – М.: Акрополь, 2006. – 591 с.

16

20 лет назад Кришталь В. В. выделял следующие относительно самостоятельные направления исследований в рамках сексологии: 1.Нормальная сексология, изучающая биологические, анатомические, физиологические, психологические и социальные аспекты сексуального поведения человека, не являющегося отклонением от нормы с медицинской точки зрения. 2. Клиническая (медицинская) сексология, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением расстройств здоровья, связанных с сексуальным поведением. 3. Этнокультуральная сексология, исследующая исторические и культурные различия в образе и стереотипах сексуального поведения, в других вопросах, связанных с различиями между полами, имеющиеся у разных народов в разные периоды времени. 4. Судебная и криминальная сексология (не синонимичные понятия), обобщающие те аспекты знаний о половом поведении, которые могут оказаться полезными при расследовании и профилактике половых преступлений и преступлений против общественной нравственности. 5. Фамилистика, изучающая половые взаимоотношения в рамках семьи, особенности выполнения родительских ролей в зависимости от пола и т. д.

17

См.: Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Сборник статей под ред. Кащенко Е. А. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. С.8—41.

18

Курсивом выделены психологические категории в определении сексуальности!

19

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. 336 с.

20

Вопросов психологии сексуальности человека касаются английская эмпирическая ассоцианистская психология, структурализм, функционализм, психофизиология, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая и экзистенциальная психология, психотерапия и прочие течения. Все направления психологии из этих больших школ и течений классифицируются в России, как 2 группы. Первая – фундаментальные направления (общая психология, психология развития, дифференциальная психология, клиническая (медицинская) психология, педагогическая психология, эксперементальная психология, психология труда, социальная психология и др.). Вторая группа – прикладные направления: детская психология, акмеология, юридическая, военная, семейная психология, психология творчества, геронтопсихология, нейропсихология, натуральная психология, зоопсихология и другие.

21

Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 520 с.

22

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – В 2-х ТТ. – М., 1989.

23

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

24

Официальное признание психологии сексуальности мы видим лишь в рамках направления «Клиническая психология». В 2006 году появилась программа дисциплины «Психология сексуальности и сексуальных расстройств» в МГУ среди дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 – «Клиническая психология». В Северном государственном медицинском университете в 2013 году – «Клиническая психология сексуальных расстройств» по направлению подготовки 030401 «Клиническая психология». В Первом медицинском университете им. И. М. Сеченова в 2014 году разработаны по тому же направлению две программы «Клиническая психология сексуальных расстройств» и «Гендерная психология и психология сексуальности». В этих программах преобладает практическая направленность.

25

По мнению Ю. Зинченко «современные» исследования, относящиеся к нарушениям сексуальной функции человека, в специальной литературе на русском языке, представлены в медицинских и клинико-психологических руководствах и монографиях (Г. С. Васильченко, Н. Д. Кибрик, 1977, 1983; А. М. Свядощ, 1971, 1988; К. Имелинский, 1986; З. В. Рожановская, 1985; В. В. Кришталь, С. Р. Григорян, 2002 и др.).

26

У Г. С. Васильченко в «Общей сексопатологии» (Г. С. Васильченко, 1977) естественным образом уделяется внимание клиническим и психотерапевтическим проблемам: рассмотрению психогений и психопатий, психотических состояний, психического статуса сексологических больных, психической составляющей копулятивного цикла. В его «Справочнике» по сексологии, изданном через несколько лет (Г. С. Васильченко, 1990), появляются несколько другие психологические вопросы, но также с оттенком медицины: психосексуальное развитие, психосексуальные этапы и стадии, психосексуальная реабилитация, психические синдромы сексуальных расстройств. Проблемы психологии сексуальности присутствуют у Д. Исаева и В. Кагана в монографии «Психогигиена пола у детей». Они рассматривают психосексуальную дифференциацию, психические нарушения при отклонениях в половом созревании, психосексуальное развитие ребенка, психологические различия и психосоциальные проблемы пубертата, нервно-психические расстройства и медико-психологические аспекты брака. При этом, руководства Г. С. Васильченко ориентированы на чисто медицинские аспекты сексуальности, а в книгах Д. Исаева и В. Кагана сексуальность рассматривается также и с психосоциальных, педагогических позиций. См.: Общая сексопатология: Руководство для врачей / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1977. 487 с. и Исаев Д., Каган В. Психогигиена пола у детей: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986. 336 с.

27

Например, У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Колодни в своей монографии, считающейся одним из лучших учебников сексологии «Основы сексологии», касаются многих вопросов. Но из множества психологических проблем они рассматривают: психологию половых различий и психосоциальных аспектов сексуальных отношений, психосоциальные причины сексуальных дисфункций, психологические аспекты применения противозачаточных средств, БППП, менопаузы и старости, психосексуальные аспекты подросткового возраста, психологическую приспособленность гомосексуалистов. См.: Мастерc У., В. Джонсон, Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. -692 с., ил. К. Имелинский посвящает не одну страницу психофизиологии сексуальности и психосоциальным основам сексуальности, и, как и большинство современников, лишь останавливается на психосексуальных расстройствах, психосоциальных факторах сексуальных дисфункций, психотерапии и её видах, психохирургических операциях.

28

На втором месте после раздела «Психология сексуальности» И. Кона по популярности, в поисках ответа на волнующий вопрос о предмете психологии сексуальности а Интернете, находится статья «Психология секса» из книги «Современная психотерапия» Дж. Т. Вильсона (доктора философии, профессора, из Аспирантской школы прикладной и профессиональной психологии, Университета Рутжерса). Но и она не дает ясных ориентиров в проблеме.

29

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. 336 с

30

Что именно подразумевается под определением «активность»? В психологии это понятие, указывает на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей. На философском уровне «активность» может трактоваться как всеобщий способ, форма и мера взаимодействия, обеспечивающая единство, развитие и взаимопереходы материального и идеального. Особенность психосексуальной активности в том, что её трудно сделать объектом непринужденного исследования. Как можно «пощупать» любовь-страсть? Или услышать влечение? В чем может измеряться ревность? Какими параметрами оценить измену? В каких единицах замерять тоску? Поэтому приходится искать те психосексуальные показатели, через изучение которых можно косвенно сделать выводы. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считать главным, определяющим в психосексуальной активности.

31

Современный подход к предмету «психологии сексуальности» основан на приведенном выше определении ВОЗ, где сексуальность человека является естественной частью развития человека на каждом этапе жизненного цикла. Там же подчеркивается, что сексуальность включает в себя физические, психологические и социальные составляющие. См.: WHO Regional Office for Europe [Европейское региональное бюро ВОЗ] (1999/2001), стр.13.

32

Данная концепция касается в первую очередь сексуального развития. О единении соматического, психологического и социокультурного в сексуальности говорили давно, но формулирование данной концепции стало возможным только в начале ХХI века. Эта концепция характеризует не только тесную взаимосвязь совокупности соматогенеза, психогенеза и социогенеза сексуальности, но и этапность изменений личности в процессе её сексуального развития (Е. Кащенко, 2005). В этой концепции выделяют три составляющие сексуальности: 1) соматосексуальная, предполагающая изменения тела, здоровья, двигательных навыков, внутреннего и внешнего состояния человека; 2) психосексуальная, включающая процессы мышления и решения проблем, изменения восприятия, памяти, рассуждения, воображения, эмоций, чувств в процессе становления гендерной идентичности и психосексуальных ориентаций; 3) социосексуальная, которая оценивается взаимодействием личности и ее социального окружения, постижением традиций, навыков, норм, правил, ценностей, свойственных той культурной среде, в которой живет, и которую усваивает реальный человек.

33

Закон единства и борьбы противоположностей. В этом законе развитие психосексуальной активности обусловлено раздвоением полов, которые соединяются путем разрешения возникающих между ними противоречий в любви. К сожалению, редко кто ставил вопрос о применении этого закона напрямую к психосексуальной активности, но косвенно данный закон не раз позволял оценивать возникающие ситуации в мире интимных отношений с философских позиций. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Психосексуальное развитие осуществляется путём накопления количественных изменений (психосоматического и психосоциального характера) личности, что неизбежно приводит к трансформации стабильного состояния (усвоению половой роли, половой идентификации, половому созреванию, заключению брака и проч.) и поступательному превращению в качественно новое состояние: отрочество, юность, зрелость, жизнь в браке и т.п.. Закон отрицания отрицания раскрывает диалектику старого и нового. Сексуальное развитие идёт через рождение, формирование идентичности, половых ролей, поиск полового партнера, совокупление, рождение нового человека, его половую социализацию и через это поступательное движение в новой личности повторяются черты его родителей и воспитателей.

34

В соответствии с этим законом высшие психические функции (ВПФ) возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями ребенка. Отличительные признаки ВПФ – опосредованность, осознанность, произвольность, системность, – формируются прижизненно в результате овладения ребенком специальными средствами, выработанными в ходе развития общества. Развитие ВПФ, связанное с обучением в широком смысле слова, не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов.

35

В этом законе психологии раскрывается формирование мотивации к лидерству, а в психологии сексуальности – мотивация к партнерству. В соответствии с этим законом, человек стремится к личностной значимости перед объектом сексуального влечения, преодолевая ощущение собственной неполноценности, возникающего из детства по причине неудачной оценки взрослыми, но их большей компетентности. Особенности преодоления некомпетентности в виде компенсации и гиперкомпенсации детально описано А. Адлером и его последователями. Можно дать и более мягкое название этому закону: закон компенсации некомпетентности. Соединение в человеке мотивации к любви партнера и способность воплотить эту мотивацию в реальную деятельность дает гармоничную пару.

36

Человек не только выделяет образцы поведения на основе получаемых подкреплений, но и наблюдает за психосексуальной активностью других людей, которые получают те или иные подкрепления. Если подкрепление, получаемое другим человеком, может быть подкреплением наблюдателя, он воспроизводит поведение наблюдаемого в сходных условиях. Если подкрепление имеется, то усвоенное поведение закрепляется, войдя в состав поведенческого репертуара человека. Произойдет косвенное научение: один человек выступил в качестве поведенческой модели для другого. Обычно моделями выступают люди того же пола, близкие по возрасту, с более высоким социальным статусом, обладающие авторитетом. Поведение контролирует тот, кто контролирует модели.

37

Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение сексуальной мотивации приводит к ухудшению результатов психосексуальной активности. Известно, что для того, чтобы осуществлялась некая психосексуальная активность, необходима достаточная для этого мотивация (сексуальное влечение, потребность в самореализации, утверждение в социуме и т.д). Однако, если мотивация слишком сильная, то увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в сексуальном поведении наступают определенные разлады, так как высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению физиологической составляющей сексуальной активности. Экспериментально установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором для данного человека, в конкретной ситуации психосексуальная активность наиболее результативна. Например, уровень мотивации для конкретного человека, готовящегося к браку, условно можно оценить в 6 баллов, и именно для него эта цифра будет наиболее благоприятной. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности психосексуальной активности – сомнения, метания, перебор партнеров, или неудовлетворенность складывающимися отношениями.

38

Это означает, что при склонности к преждевременному семяизвержению, например, мужчина будет больше времени уделять предварительным ласкам, прелюдии. Менее привлекательная женщина будет стремиться компенсировать невзрачные внешние черты добротой, умом, обаянием и т. д.

39

Эта теория была разработана в конце 60-х психологами С. Майером и М. Селигманом. Суть теории в том, что, если обычный человек многократно сталкивается с тем фактом, что неприятность неизбежна, у него развивается непоколебимая установка, что пытаться предотвратить ее больше не стоит. Были проведены эксперименты на животных: собаку закрывали в камере и подвергали ударам тока в различных точках помещения. Во второй фазе эксперимента собаку переводили в помещение, где от удара тока можно было убежать, перепрыгнув через незначительную преграду. Собака, которая не принимала участие в первой фазе эксперимента, использовала свою возможность убежать, чтобы избежать ударов тока, а собака, которая прошла первую фазу, просто ложилась на пол и не искала путей спасения и при этом демонстрировала все признаки депрессии. То же бывает и с людьми, которые сталкиваются с повторяющимися неудачами при близости – у них развивается синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН). Здесь срабатывает очередная закономерность: если сексуальный провал неизбежен, человек принимает его как данность и не борется с ним. Но на выручку всегда могут прийти сексологи.

40

Среди наиболее известных закономерностей чаще упоминаются присутствующие на ранних онтогенетических стадиях – в отрочестве и в юности. Первая закономерность – фазность развития. В процессе онтогенеза психосексуальное развитие включает в себя три стадии: платоническую, эротическую и сексуальную, – которые последовательно должен пройти индивид. Основной критерий завершенности этих стадии – закрепление на практике основных проявлений развивающейся сексуальности. Пока этого не произойдет, подросток «зависает» между стадиями: платонической реализацией и первой фазой эротической стадии; эротической реализацией и первой фазой формирования сексуального влечения; иногда даже между сексуальным фантазированием и только платонической реализацией. Например, пока нет реализации сексуального желания в половом акте, существуют возможности отклонений от нормального психосексуального развития, которые впоследствии затрудняют проведение гетеросексуального полового акта вследствие отсутствия или искажения сексуального влечения. Второй закономерностью является изменение соотношения соматосексуального, психосексуального и социокультурного, – их более узких составляющих: соматического и социального, социального и психического, психического и соматического, а также их роли в сексуальном развитии человека. Указанная закономерность наиболее типична для психосексуального развития, в процессе которого соматическая детерминация полового самосознания относительно ослабляется при формировании полоролевых установок, причем значение социальных факторов возрастает. Соматическое развитие еще более маскируется на этапе становления психосексуальной ориентации, когда гормональный фон определяет лишь интенсивность проявлений сексуальности. Это предопределяет большую стабильность ранних этапов и меньший диапазон ориентировочного поиска в начале каждого этапа. В динамике формирования каждого отдельного компонента сексуальности (половое самосознание, половая роль, сексуальная ориентация) поиск постепенно сужается и становится конкретным к завершению этапа. Третья закономерность психосексуального развития проявляется в преемственности и взаимосвязи стадий психосексуального развития, а также их нарушений. При этом на каждой стадии становления сексуальности имеются задатки последующей. Образуется как бы сцепление стадий, и выпадение по тем или иным причинам любой из них искажает течение последующих, что в итоге влияет на становление всей психосексуальной активности. Отсутствие перечисленных выше трех стадий в жизни человека до зрелой сексуальности или нарушение прохождения этапов сексуального развития приводят к грубым деформациям, затрагивающим все сексуальное развитие личности: преждевременному или задержанному сексуальному развитию.

41

Трудно предположить, что сексуальность можно описывать, используя открытия квантовой физики. Однако, это так. Согласно такому подходу, существование сексуальности человека, обусловленное его психикой и социокультурными условиями в конкретный момент времени, можно назвать подвижным балансом сексуальной активности (ПБСА). Этот термин имеет полное право на свое существование в сексологии, хотя понятие подвижного баланса заимствовано из квантовой механики и философии. Согласно теории о Подвижном Балансе Сущего А. А. Котенёва, «несогласованность нашего видения мира Целого в том, что мы „видим“ чем-то одним. Реальность может быть „увидена“ только всеми формами восприятия одновременно…» В тривиумальной концепции совершенно очевидно, что сексуальность человека не статичное явление. Не случайно предметом психологии сексуальности выступает психосексуальная активность, как определенная деятельность человека. Например, в любом месте в определенное мгновение человек или пара могут заметить севшую на потолок муху, почувствовать укус комара или упавшую ресничку во рту, увидеть смену погоды за окном или пелену перед глазами, услышать музыку леса, шум улицы и т. д. Реакция на любое событие может быть совершенно разная: от резкой реакции (вскрика, смены позы, повышения настроения) до полного равнодушия и пассивности. Если глубоко физические изменения (гормональные выбросы, рождение и смерть клеток, движение нейронов и т.д.) человек не в состоянии отследить без соответствующей аппаратуры, то он чувствует более грубые изменения: повышение температуры, изменение давления, видит покраснение кожи, появление эрекции, слышит шум в ушах и т. д. Он может наблюдать или ощущать реальные психические явления (смену своего настроения или настроения партнера, возникшую мысль, реакцию на событие, оценку ситуации и т.п.). И в любом случае его сексуальная активность находится в подвижном балансе в зависимости от подобных явлений. Как видно из приведенных примеров, явление реальности ПБСА существует в непрерывном взаимодействии, слиянии, движении соматической, психической, социокультурной составляющих. При этом постоянное изменение ПБСА происходит за счет его компенсации (разрушения, движения, активации), которое придает ПБСА смысл, содержание, энергию (либидо), форму и эстетику. То есть, в каждое мгновение появляется нечто, что отличается от сексуальной активности, существовавшей только что. Причем в паре у каждого партнера может быть своя оригинальная реакция на укус, шум, прикосновение… Длительность сексуальной активности определяется временем её реализации. Казалось бы, пара в состоянии просчитать свое сексуальное поведение и поступать согласно запрограммированному сценарию. Однако, это не так! Уловить конкретное мгновение сексуальной активности и описать его практически невозможно за счет подвижного баланса! Воскликнуть «Остановись мгновение!» мало. Надо зафиксировать его точнейшей аппаратурой. Согласно исследованиям мозга, существует некая «рассогласованность» в 10—20 секунд между мгновением, когда формируются мысли, ощущения и восприятия с их осознанием. Ощущение, восприятие, осмысление сексуальной активности происходит не в цифрах и словах, а всем существом человека. Если учесть, что чаще всего эта активность возникает при наличии пары, то необходимо учитывать не только личностные характеристики каждого человека, но и то, что происходит в паре и вокруг неё в данное мгновение (вспомним пример про муху, давление, добавим вырвавшийся крик, случайный взгляд, реакцию на эти явления и т.п.) Психосексуальная активность существует в подвижном балансе, так как ПБСА имеет свои энергийные, ментальные, духовные уровни и проявления в сексуальном поведении личности, пары, группы в определенном месте. При проведении эксперимента по констатации, например, психосексуальной активности, которая является наиболее динамичной в сексуальности, нельзя этого не учитывать. Так, в период, когда задается некое исследование по фиксации сексуальной активности, техника имеет определенные параметры, человек настроен на предстоящее и имеет хорошее настроение. Из-за ПБСА через одно мгновение прибор чуть «состарился», человек вспомнил о неприятном, и у него испортилось настроение, снизилось качество эрекции. Партнерша, наоборот, увидела блеск в глазах партнера, и у неё в тот же момент изменилось настроение от мелькнувшей своей собственной мысли. Процесс начался, а у пары уже не заданные параметры, а видоизмененные, и, значит, результат будет ложным по отношению к планируемому.

42

По мнению профессора Зинченко Ю. П., именно она изучает психологические механизмы развития и функционирования сексуальной функции человека в норме, патологии, а также особенности её реализации при психических расстройствах и соматических заболеваниях. В сферу этого направления психологии также попадают психические факторы происхождения и течения сексуальных расстройств и патологий, влияние их на личность, психологические аспекты целебных воздействий. Клиническая психология. (См.: Словарь / Под ред. Н.Д.Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2006.С.188—189).

43

Клиническая (медицинская) психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихических взаимовлияний. Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозология, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. (Менделевич В. Д.. Клиническая и медицинская психология, 1999.)

44

Общая психология пытается найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, и психологией сексуальности, в том числе. Благодаря ей вырабатываются теоретические принципы и методы познания, формулируются основные закономерности половой жизни и сексуального развития, основные понятия и категориальный строй. Основные понятия общей психологии свойственным ей образом характеризуют процессы, состояния и свойства психологии сексуальности. Среди процессов, имеющих отношение к сексуальности, наиболее часто рассматриваются: сексуальные ощущения и восприятия, эротическое воображение и мышление; сексуальные мотивы, сексуальное влечение, сексуальные потребности; эротические и сексуальные чувства, эмоции, возникающие при половой близости и т. д. Состояния, которые оцениваются: сомнение в выборе полового партнера, уверенность в своей неотразимости или сексапильности, эмоциональный настрой к близости, состояние аффекта. Свойства: способность к длительным и устойчивым половым связям, наличие воли, особенности характера и темперамента, как отражение уровня половой конституции. Условное разделение основных понятий в общей психологии подчеркивает многозначность: постоянство, динамику, относительность, привязанность, устойчивость, повторяемость, закономерности, – изучаемого явления в психологии сексуальности. Так, аффект может рассматриваться как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств; как состояние, характеризующее психику в данный период времени; как проявление психических свойств личности – вспыльчивости, гневливости; как сексуальное расстройство. Общая психология также рассматривает более частные вопросы, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь, это вопросы, связанные с теоретическими и экспериментальными аспектами психосексуальности личности, её психогенезом, психосексуальной активностью, половым поведением. Основные вопросы общей психологии стоят в центре более частных отраслей психологии, как относительно самостоятельных областей знания (например, психология сравнительная, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная). Каждая из них вырабатывает свои теоретические представления о психологии сексуальности.

45

Психология дифференциальная изучает индивидуально-психологические различия, (их причины и последствия) между индивидами и между группами людей. В качестве объекта изучения в этом направлении психологии могут выступать как конкретные индивиды, так и различные группы – социальные, классовые, институциональные, этнические, возрастные. Чаще всего в центре исследования стоят личностные особенности индивида, типология сексуального поведения, индивидуальные характеристики, соотносимые с психосексуальностью. Предпосылка появления дифференциальной психологии – внедрение в психологию сексуальности эксперимента, а также психогенетических и математических методов исследования под непосредственным воздействием педагогической и медицинской практики. Для статистического анализа сексуального поведения и психосексуальной активности используют индивидуальные и групповые тесты (тестирования) для измерения интересов, установок, реакций, знаний. Путем обработки полученных результатов тестов выявляются факторы, сигнализирующие об общих свойствах личности и проявлениях её сексуальности. На их основании определяются количественные вариации психосексуальной активности. Для дифференциальной психологии характерно интенсивное развитие экспериментальных и математических подходов и методов, где важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами с одной стороны, и сексуальным поведением – с другой. Факты и выводы, полученные в результате тестирований, имеют существенное значение для решения многих задач психологии сексуальности. Например, выявление отношения мужчин и женщин к размерам половых органов, оценка количества половых актов в единицу времени, как статистической нормы для большинства пар, взгляды на продолжительность полового акта и т. д.

46

Гендерная психология как раздел дифференциальной психологии, изучает закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях практически не ставится прямо вопросы сексуальности, но исследуются такие феномены, которые косвенно касаются проблем психологии сексуальности: социализация, предрассудки, дискриминация, социальное восприятие и самовосприятие, самоуважение, возникновение социальных норм и ролей.

47

В психологии конфликта могут рассматриваться: внутриличностный конфликт – столкновение противоположных тенденций, интересов, взглядов на сексуальность; конфликт половых и социальных ролей одного человека; взаимодействие пары – общение двух людей и выстраивание их сексуальных отношений, проявляющихся в попытках сторон отстоять свои позиции.

48

Психология половых различий в нашей стране по своему названию, наиболее близко подходит к основному предмету психологии сексуальности. Но это лишь раздел дифференциальной психологии, который изучает различия между индивидами, обусловленные или опосредованные их половой принадлежностью или связанные с нею. Универсальные биогенетические различия мужчин и женщин дают предпосылки для психологических наблюдений за дифференциацией мужских и женских социальных ролей; половой идентичностью, психологическими особенностями различий психосоциальных и культурных стереотипов мужественности и женственности; содержания и способов полового воспитания и половой социализации мальчиков и девочек. В процессе развития гендерных процессов изменения социальных ролей мужчин и женщин, обеспечивается реальное социальное равенство мужчин и женщин, что влияет на взаимоотношения полов. В связи с этим исчезают или уменьшаются, возрастают или обостряются многие психологические различия между ними, прежде считавшиеся незыблемыми. Но самые значимые психофизиологические различия, включая неодинаковые темпы физического развития и созревания, остаются незыблемыми, что заставляет психологов активнее участвовать в оказании специальной помощи, проведении количественных и качественных измерений с использованием шкалы мужественности-женственности.

49

Психологию семьи и брака можно было бы считать разделом психологии сексуальности, но это самостоятельное направление в психологии, изучающее проблемы брака и семьи, недавно стало самостоятельной наукой. Она важна для социума, так как исследует основу государства – семью, и включает в себя исследования в области социологии, экономики, этнографии, истории, юриспруденции, демографии и пр. Психологическое исследование брака и семьи включает изучение факторов, влияющих на качество, содержание и продолжительность брака, и, конечно же, не может обойти одну из важнейших функций семьи: сексуальность в семейных отношениях – сексуальные поведение и отношения супругов, психосексуальные детерминанты выбора брачного партнера, психологические особенности половой социализации в семье и прочее. В отдельную область исследования выделяется изучение эффективности семейного и брачного консультирования: подбор пар, оценка половой конституции супругов, асоциальные варианты сексуальности, связанные с инцестом, педофилией и т. д. Результаты такой работы служат основанием для формирования различного рода социальных и психологических программ и рекомендаций, направленных в помощь семье. Они также являются источником разработки научных принципов подготовки специалистов, работающих с семьей, реализующих коррекционное воздействие на семью в целом или на ее отдельных членов.

50

Социальная психология как раздел психологии, изучающий поведение человека в социуме, рассматривает психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы и институты, существованием в них, а также психологические характеристики различных социальных образований. Она стремится понять и объяснить, как сексуальное поведение характеризуется социальным влиянием, как социальное восприятие зависит от истолкования конкретных проявлений сексуальности, показать, каким образом чувства и мысли о сексе формируются в результате взаимоотношений между людьми. А также то, как формируются сексуальные отношения в паре, устанавливаются гомосексуальные или гетеросексуальные связи, происходят психосоциальные изменения, возникают отверженные, появляются секс-символы или сексоголики.

51

Специальная психология – отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального сексуального развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами. Она изучает различные варианты патологии психосексуального развития, проблемы аномального проявления психики в ходе онтогенеза сексуальности. Особое внимание уделяется психологии слепых; глухих; умственно отсталых людей, с нарушениями речи. А также людей с задержками и преждевременным сексуальным развитием. Специальная психология, как и специальная педагогика (тифлопедагогия, сурдопедагогия, олигофренопедагогия и пр.), входит в состав дефектологии – комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения. На базе данных специальной психологии должна строиться система сексуального образования и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация их близких, и формирование психики адекватной личности в мире интимных отношений.

52

Но тут же добавляет: «Однако междисциплинарная (системная) модель при всех своих бесспорных достоинствах обладает одной особенностью, оцениваемой в современных экономических условиях как недостаток, она требует от врача на начальном этапе обучения овладения обширнейшими знаниями и навыками, а затем трудоемкого обследования каждого пациента». См.: Кибрик Н. Д. Итоги и перспективы развития сексопатологии. «Мир сексологи». №4, 2013. С.3—15

53

Дальше он замечает, что «Так же как коммунистическая идея, которая захлебнулась ввиду того, что человечество явно „не дотягивало“ до её высоких идеалов, требование разносторонней подготовки по психиатрии, психотерапии, неврологии, урологии, гинекологии, эндокринологии для врача-сексолога, т.е. по сути, энциклопедизма, оказалось чрезмерным для большинства представителей этой профессии. Сегодня в ведущих сексологических учреждениях наших стран ещё можно встретить системно мыслящих специалистов старой закваски. Но им чаще всего уже за 50 лет, а на смену приходят врачи-сексологи поколения next, которые рассматривают сексологическую проблематику, в основном, с позиций своей базовой специальности. Редукционизм урологов и андрологов, которые активно позиционируют себя, как специалистов в области мужского сексуального здоровья, привёл к шаблонно-упрощенным подходам к терапии сексуальных дисфункций у мужчин с акцентом на фармако-инструментальных методах. В женской сексологии благодаря работам А. И. Федоровой и М. В. Екимова достигнут определенный прогресс, однако далеко не все практикующие сексологи в должной степени владеют методами диагностики и лечения половых дисфункций у женщин. Попытки „очеловечить“ сексологию воплотились в подготовку психологов-сексологов, которые потенциально способны оказать грамотную консультативную помощь при супружеской и сексуальной дезадаптации пары, но лишь в случаях, не связанных с серьезной патологией». См.: Доморацкий В. А. Сексология на постсоветском пространстве: шаг вперед, два назад. №6, 2014. С.3—10

54

В клинической сексологии – так же, только с более практическим акцентом.

55

См. подробнее на сайте: http://kea-com.ru/category/kafedra-seksologii/

56

Подробно данный процесс описан в книге: Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность цивилизаций: социогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 500 с.

57

Подробно данный процесс описан в книге: Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011.– 251 с.

58

Термином психогенез в некоторых учениях обозначают гипотетический парапсихологический феномен, влияния индивида на физические события без прямого вмешательства. Также называется паракинезом и сокращенно обозначается как ПК. 2. Иногда, в психиатрических текстах – маниакальное поведение.

59

Подробно данный процесс описан в книге: Агарков С. Т. Сексуальность. От инстинктов к чувствам: психогенез сексуальности“. М.: ООО „ИПЦ «Маска», 2013.756 с.

60

Локк, Д., Сочинения в трех томах, М, 1985—1988.

61

Рене Декарт Сочинения М.: Наука, 2006, – 648 с., Руссо, Жан-Жак. Политические сочинения, М.: Наука, 2013, – 640 с.

62

В интенциональности Шарлотты Бюлер потребность в самоосуществлении является основным критерием периодизации жизненного пути личности. На основе реализации потребности в самоопределении она выделяет 5 фаз жизни. Жизненный путь предстает у Ш. Бюлер процессом становления целевых структур личности, ядром которой является «самость» – духовное образование, изначально данное и относительно постоянное, как устойчивая направленность личности на самореализацию, врожденное стремление человека осуществить свои лучшие потенции. Карл Людвиг Бюлер (супруг Шарлотты Бюлер) ввёл в психологию понятие коннотация и разработал неоднозначную концепцию выделения трёх основных стадий психического развития: «инстинкт», «дрессура», «интеллект».

63

Л. Р. Шеррод и О. Г. Брим считали, что развитие является принципиально плюралистическим, то есть, ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным или ведущим к одному и тому же конечному состоянию. Развитие происходит от зачатия до смерти, причем пластичность, способность к изменению сохраняется на всем протяжении жизни человека.

64

А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и другие настаивают на бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария. При этом жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и её реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развёртывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности. См.: Берн Э. Секс в человеческой любви. Рипол Классик, 2002.

65

У Эрика Эриксона индивидуальное развитие определяется динамикой решения центральных задач возраста, а процесс развития от рождения до смерти проходит восемь основных стадий, где решаются свои задача развития, специфика которой зависит и от ситуации, и от возраста. См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, б.г. (1996). Э. Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М.: Когито-центр, 1996.

66

В основе концепции психогенеза Жан Пиаже лежит развитие интеллекта, которое представляется в периодизации фактором достижения равновесия с окружающей средой и описывается посредством четырех стадий.

67

В теории нравственного развития Лоуренса Кольберга шесть ступеней, где критерий «правильности» выводится на основании решения совести в созвучии с самостоятельно избранными этическими принципами, которые должны быть универсальны и логически непротиворечивы. Жизненный план представляет собой стратегию жизни, а совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Согласно работам С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и других отечественных ученых, личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Движущей силой психического развития должна быть смена ведущей деятельности, детерминирующая возникновение ментальных новообразований. (По А. Н. Леонтьеву и Д. Б. Эльконину).

68

Выготский Л. С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 520 с.

69

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – В 2-х ТТ. – М., 1989.

70

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

71

Интериоризация (франц. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний) – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. (см.: http://www.psychologos.ru/articles/view/interiorizaciya)

72

К таким системам верификации биологического возраста относится система его идентификации по закрытию зон костного роста или появлению телесных признаков полового созревания.

73

Понятие критических периодов было разработано Л.С.Выготским, который выделял периоды спокойного развития («лизисы») и периоды переломного, скачкообразного развития («кризисы»). Последние характеризуются рассогласованием в работе функциональных систем организма, перестройкой многих из них, наличием не только позитивных, но и разрушительных тенденций. Одновременно Л. С. Выготский подчеркивал, что позитивные тенденции развития в период возрастных перестроек составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различается также динамика переходного периода от турбулентной до ламинарной. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, то есть психологические новообразования.

74

Возрастные этапы половой жизни человека: 1) пренатальный период, 2) парапубертатный период, 3) препубертатный период, 4) пубертатный период, 5) переходный период, 6) период зрелой сексуальности, 7) инволюционный период. (см.: Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011.– 251 с.)

75

Судя по наскальным рисункам, первобытный человек не был безразличен к сексуальным отношениям, а в палеолите и мезолите уже имелись представления о важности интимных отношений между мужчиной и женщиной, которые связывались древними людьми с жизнью и смертью. Позднее, мифы и сказания, культы и обряды почти всех регионов обитания перволюдей подтверждают, что в сложных природных условиях для выживания популяции внимание первобытного человека в первую очередь обращалось к таинственным явлениям оплодотворения, сохранения и умножения потомства. Это период промискуитета, беспорядочных половых связей в рамках одного или нескольких племён.

76

Тэннэхилл Р. Секс в истории. М.: Крон-Пресс, 1995. 400 с.

77

«Эрос» – сильное желание, любовь как персонификация чувств. Эрос (Эрот) – древнейший из богов и не имеющий родителей. Платон считал Эрос средством восхождения к небесному миру, то есть связующим звеном между земным и небесным миром. У Аристотеля Эрос – движущая сила в троице божеств с Хаосом (пространством) и Геей (проматерией), которая являлась началом мира.

78

Анализируя античный период, некоторые ученые считают, что в тот период существовал только телесный эрос, простое половое влечение, другие говорят лишь о духовном. Двадцать пять веков назад появились даже теория духовной любви, представленная в трудах Сократа, Платона, Аристотеля. Сократ, например, считал, что любовь – это всегда чувство к кому-то или к чему-то, в чем испытываешь нужду. Определив, таким образом, сущность ее, он называет целью любви благо, которое – в счастье, а счастье – в бессмертии. Эти диалектические звенья одной цепи определяют путь любви: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно по ступенькам, подниматься ради этой красоты вверх – от одного прекрасного тела к двум, от двух – ко всем, а затем от прекрасных тел – к прекрасным делам, а от прекрасных дел к прекрасным учениям; пока не поднимешься к учению о высшей красоте и не познаешь ее. А причина любви у Сократа – смертная природа людей, которые стремятся к бессмертию и достигают его через соитие мужчины и женщины для деторождения.

79

Не в силах однозначно осознать чувство к человеку, природе, красоте, детям и т.д., разделить его на физиологическое «желание» и психологическое «влечение», люди начинают верить в «любовь». При этом трактуют любовь так, как кому удобнее. Идеал ее, все пронизывающей и всепрощающей, возник и сформировался в позднеантичном мире. Но религиозное сознание приподняло духовную составляющую многопланового понятия любви, принизив несколько ее плотскую, физиологическую сторону. Люди заговорили о чувстве, даже исключающем плотское желание.

80

Ни брак, ни женщина, вступаюшая в половую жизнь законно не должны быть порицаемы – это правила Гангрского собора (примерно 340 год н.э.), которые внесены в «Книгу Правил», регламентирующую нравственную жизнь христианской церкви. Если воплощением бескорыстной духовной любви к людям стал Иисус Христос, то позже апостол Павел, ближайший его ученик и последователь, объятый экстазом божественной любви, восклицает: «…уже не я живу, но живет во мне Христос». Отдавшись Богу, как пылкий влюбленный, он живет жизнью не своей собственной, а своего возлюбленного. Появляются монахи и монахини – невесты Христа. Аскетические тенденции в христианстве привели к распространявшемуся учению о превосходстве воздержания в половых отношениях. Представители крайних течений пропагандировали отрицательное отношение к половой любви, браку, женщине, которая становится вратами ада и сосудом соблазна, по меткому замечанию Тертуллиана. Утвердившееся резко отрицательное отношение к половой любви, к женщине долго господствовало в период Тёмных веков и Средневековья. С изменением духовных ценностей изменяется отношение к любви, которое донесло до нас лирику трубадуров, миннезингеров и вагантов (странствующих студентов-бардов).

81

Наступило и время, когда любовь в придворных и аристократических кругах превратилась в изощренное искусство флирта и верность в любви сделалась чем-то старомодным. Эпическое величие приобрели похождения Казановы: любовь века рококо – это лишь подражание любви, ибо верность в ней стала объектом насмешек и издевательств со стороны людей, жаждущих земных наслаждений.

82

При этом надо заметить, что духовенство само не всегда являлось примером в соблюдении религиозных предписаний. Даже в пост некоторые священники не сдерживались, а как только кончались предписанные ограничения, они погружались во всякого рода распутство. По оценкам современников они становились похожи более на гуляк, чем на монахов; пьяные шалили на улицах и, лишившись всякого стыда, нередко предавались там же сладострастию. О половых проблемах говорить было не принято, и вспоминали о них обычно в случаях распространения венерических заболеваний. Простой народ посещал самые худшие дома терпимости или довольствовались теми бездомными, развратными, пьяными женщинами, которых всегда можно было отыскать в кабаках, харчевнях, при фабриках, заводах, в больших артелях и т. п.

83

В Англии в 1715 году вышла брошюра «Онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой». Здесь рассматривались 3 идеи – «страшный грех», «ненормальная практика» и «страшные последствия». Брошюра эта влияла на половую мораль граждан вплоть до 20 века, а некоторые ее идеи воспринимаются как истинные и частью наших современников. Также была выпущена публикация доктора Tissot в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском – «Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации». Основная мысль Tissot была не столько привить молодым людям покаяние и страх, а новые взгляды. С того времени мальчиков не оставляли надолго одних; когда они ложились спать руки их должны были быть на одеяле для предотвращения мастурбации. Изображение гениталий было запрещено, и к нам дошли только единичные работы, в основном сатирического характера Jaques Callot (1592—1635) иллюстрирую похождения Пантагрюэля.

84

Для объяснения телесных действий у животных и человека Декарт ввел представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма. Суть рефлекса, по Декарту, состоит в том, что внешние воздействия посредством перемещения животных духов по нервам приводят к напряжению определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. По Декарту, душа приводит тело в движение, а тело поставляет душе чувственные впечатления.

85

В этот период существовали две линии в отечественной философии любви: неоплатоническая (Вл. Соловьев, Л. Карсавин, Б. Вышеславцев и др.) и ортодоксально-богословская (П. Флоренский, С. Булгаков, И. Ильин, Вл. Ильин и др.). Первые отрицали аскетизм, пытаясь рассматривать эротическую энергию как основу творчества и подчеркивали огромное значение индивидуального любовного чувства; вторые ориентировались на высокую средневековую аскезу и подвижничество, давшие миру самые яркие образцы борьбы с грехом.

86

За свои научные взгляды и творческую деятельность некоторые из исследователей были заключены в тюрьму (М. Хиршфельд, М. Сендежер), Краффт-Эбинг писал наиболее деликатные места в своей книге «Сексуальная психопатия» по-латыни, книги Хэвлока Эллиса запрещала английская цензура, И. Блох в целях конспирации печатался под псевдонимом.

87

В 1908 году вышел первый научный журнал по общей сексологии, основанный Хиршфельдом. В 1913 году было основано Международное общество сексологических исследований во главе с Альбертом Молем. В 1928 году на съезде в Копенгагене была основана Всемирная лига сексуальных реформ, первыми президентами которой последовательно были Эллис, Форель, Хиршфельд. Эта организация боролась за реализацию целого ряда прогрессивных политических, экономических и нравственных требований, многие из которых были воплощены в жизнь.

88

Джорж Мердок свел материал о способах социальной регуляции полового поведения у различных народов в единые таблицы. К. Форд и Ф. Бич количественно обобщили информацию о сексуальном поведении в десятках человеческих сообществ. В 20—30-х годах появляется ряд исследований английского этнографа и социолога Б. Малиновского (о народах Меланезии), и американского антрополога М. Мид (о примитивных сообществах).

89

Фрейд рассматривал сексуальность, как ведущий фактор мотивации поведения человека. Он открыл бессознательное и создал психоанализ, подробно проанализировал сексуальные ощущения у детей, начиная с младенческого возраста и ввел в сексологию такие понятия, как эдипов комплекс, комплекс кастрации, сублимация. Стремясь выявить связь индивидуального сексуального поведения с культурными нормами, он не ограничивался ограничениями изучением психики отдельно взятого индивида. Деятельность З. Фрейда революционизировала сексуальные знания в области психологии, и стала основой учения, которое повлекло за собой сотни исследователей. Стоя на позициях скорее моралистических в вопросах секса, в глазах обывателя он стал апостолом половой распущенности.

Загрузка...