Глава 1. Психология сексуальности в структуре научных знаний

1.1. Понятие «психология сексуальности»

Что собой представляет «психология сексуальности»? Что изучает эта наука? Наука ли это или междисциплинарная область знаний? Как правильно охарактеризовать саму науку: «Психология сексуальности», «Сексуальная психология» или «Психологическая сексология»? Подобные вопросы в последние десятилетие все чаще задают не только сексологи и психологи.

После появления сто лет назад брошюр З. Фрейда «Психология сексуальности»8 и «Очерки по психологии сексуальности»,9 в России не было опубликовано ни одной монографии с подобным названием и подобного направления, кроме нескольких учебных пособий, где встречалось похожее словосочетание. Эрик Берн опубликовал книгу «Психология секса», но, адресованная широкой публике, она несла специфическую нагрузку – как достичь гармонии в любви.10 Появившиеся в последние годы книжки, разделы сайтов и глянцевых журналов, с красивым заголовком: «Психология сексуальности» – лишь дань моде, и способ заполнить нишу соответствующего запроса читателей.

Зигмунд Фрейд в своем Предисловии к 4-му изданию «Психология сексуальности» называет изложенный им в своей маленькой работе материал частью психоаналитического учения. Но и отмечает, что «чисто психологические положения и открытия психоанализа о бессознательном, о конфликте, ведущем к болезни, о вытеснении, о выгоде от болезни, о механизмах образования симптома и др. пользуются все возрастающим признанием и принимаются во внимание даже принципиальными противниками»11. В то же время, данная часть его учения побудила некоторых ученых отойти от психоанализа. Спустя сто лет о себе заявляют не только психоаналитики, не только психологи различных школ и направлений, но и сторонники новой области знаний, аккумулировавшей все достижения современной психологии и сексологии.

«Психология сексуальности» – это новое направление в междисциплинарной сексологии, представляющее собой область научных знаний и практик, акцентирующих внимание на психосексуальной активности.

Данное определение исследуемого понятия требует предметного разъяснения, которому и посвящена эта глава.

Среди множества направлений психологии «психология сексуальности» обозначена только контуром. О ней говорят, на неё ссылаются, но часто не представляют, что это за область знаний. Одним она кажется давно исследованным «старым» научным знанием, существующим со времен родоначальника психоанализа З. Фрейда. Другим видится «новым» до тех пор, пока отрывочные, фрагментарные знания не будут объединены под единой крышей – своим предметом научного исследования психологии или сексологии.

Украинские врачи-сексологи Кришталь В. В. и Григорян С. Р. видели в психологии сексуальности отрывочные аспекты, которые составляли наполнение нормальной сексологии12. Кон И. С. не верил в возможность создания методологии психологии сексуальности. По мнению Ю. П. Зинченко13, актуальная проблема психологии сексуальности состоит в том, чтобы совместно с представителями смежных областей знания разработать методологию и язык совместной деятельности по изучению сексуальности для того, чтобы обеспечить возможность перевода исследований этого сложного феномена на качественно новый уровень, адекватный системной организации объекта исследования.

Парадоксальна ситуация с базовыми понятиями психологии сексуальности, начиная с самого названия. Первая дефиниция – психология, как наука о душе (от греч. «psyche» – «душа»; «logos» – «наука, учение»); и вторая – сексология, как наука о сексуальности («sexus» – сексуальность и «logos» – «наука, учение). Ученые до сих пор спорят о трактовке этих понятий, а их обсуждение вызывает споры при отсутствии единого мнения.

В современной психологии, как науке о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных, существует множество направлений14. При этом большинство из них не обходит стороной вопросы сексуальности, и зачастую уделяют им значительное внимание. Однако все они рассматривают сексуальность в рамках собственного подхода. Этот факт позволяет предположить, что «психология сексуальности» представляет собой мультидисциплинарную (полидисциплинарную) область научных знаний, которая исследует сексуальность с позиций различных отраслей психологии.15

Закономерности половой дифференциации нервной системы и регулирования сексуальных реакций исследует психофизиология. Индивидуальную специфику сексуального поведения – психология личности и дифференциальная психология. Возрастные особенности изменения сексуальности – психология развития. Познавательные и информационные процессы, характеризующие сексуальные реакции – когнитивная психология. Природу сексуально-эротических переживаний вычленяет психология эмоций. Особенности партнерских отношений, интимности, симпатии рассматривает социальная, семейная психология. Психотерапия предлагает методы и способы психологической помощи, коррекции сексуального поведения, лечения сексуальных расстройств психогенного характера. В результате сочетания различных психологических направлений, исследующих сексологические аспекты психологии, относительно самостоятельным направлением выступит то, что является «психологией сексуальности».

Однако, это достаточно узкий подход, не учитывающий психологические грани фундаментальных наук. Между тем, педагогика говорит о психологии полового просвещения и сексуального образования. Социология – о психологических приемах и методах половой социализации. Культурология предлагает психологические портреты и стереотипы сексуального поведения. Мифология – то, как в психике людей рождаются заблуждения и преподносятся в качестве мифов. В медицине клинические психологи, психотерапевты лечат и диагностируют психические расстройства, отклонения, дисгармонии и т. д.

Таким образом, можно говорить о том, что психология сексуальности существует раздроблено в различных отраслях гуманитарных знаний и представляет собой область междисциплинарных исследований психологических вопросов, связанных с сексуальностью. Это позволяет говорить о междисциплинарном характере психологии сексуальности в широком смысле.

В то же время, психология сексуальности XXI века вполне вписывается в самостоятельное направление междисциплинарной сексологии,16 изучающей все проявления сексуальности человека. Это цельное теоретическое знание со своими объектом и предметом, закономерностями, связями, методами, категориями, системой. С конца ХХ века психология сексуальности активно развивается как самостоятельное направление сексологии, где помимо неё основными направлениями считаются медицинское (сексопатология и сексология медицины), социокультурное и правовое (судебное и криминальное)17.

Психология сексуальности, играя на струнах души, могла бы выполнять активную роль струнных инструментов в составе огромного симфонического оркестра междисциплинарной сексологии, придавая особый колорит и звучание, красоту и понимание. Но в этой новой области научных знаний отечественные психологические исследования крайне фрагментарны, и потому психология сексуальности сегодня больше напоминает вокально-инструментальный ансамбль в составе обычного оркестра, чем группу классических музыкантов.

Причина подобного диссонанса еще и в том, что длительное отсутствие общепринятого подхода к такому явлению, как сексуальность (которая является определяющим понятием в «психологии сексуальности») затрудняло изучение психосексуального развития, интерпретацию сексуальных расстройств психогенного характера, анализ психосексуальных категорий. И, в конечном итоге, мешала научной коммуникации между специалистами разных дисциплин. К счастью, в начале XXI века большинство ученых достигли согласия с рабочим определением ВОЗ, где в широком понимании «сексуальность человека является естественной частью развития человека на каждом этапе жизненного цикла и включает в себя физические, психологические и социальные составляющие» (WHO Regional Office for Europe [Европейское региональное бюро ВОЗ] (1999/2001), стр.13).

Более точно выражает суть этого многозначного явления определение, данное комиссией ВОЗ в 2006 году:

Сексуальность является центральным аспектом бытия человека на протяжении всей его жизни и включает в себя пол, гендерные идентичности и роли, сексуальную ориентацию, половой инстинкт, удовольствие, близость и репродукцию. Сексуальность проявляется и выражается в мыслях, фантазиях, желаниях, убеждениях, установках, ценностях, поступках, поведении, половых ролях и отношениях. Несмотря на то, что сексуальность может включать в себя все эти аспекты, не все они одновременно ощущаются и проявляются. На сексуальность влияет совокупность биологических, психологических, социальных, экономических, политических, этических, правовых, исторических, религиозных и духовных факторов» (WHO [ВОЗ] (2006), стр.10.)18.

Исследования в области психологии сексуальности чаще носили не теоретико-методологический, а прикладной характер в силу неоднозначности толкования самого предмета. Не случайно одни ученые считают, что психология сексуальности – это умение понимать партнера, чувствовать его, быть с ним на одной волне. То есть, на первом месте должна стоять психология человека, а не бесконечный поиск эрогенных зон (Е. Георгиева, 2006). Другие помнят только словосочетание З. Фрейда и забывают об отсутствии определения, данного классиком психоанализа для этой отрасли научных знаний.

И. С. Кон19, автор последнего учебного пособия для студентов вузов России, утверждает, что современная сексология напоминает равносторонний треугольник, одну сторону которого образуют биолого-медицинские, вторую – социокультурные и третью – психологические исследования. Но среди отраслей этой науки о поле и половых отношениях психологию сексуальности он обозначает только контуром, выделяя психологический подход в своем «сексологическом треугольнике».

Итак, психология сексуальности есть область научных знаний и практик, акцентирующих внимание на психосексуальной активности. Она существовала всегда в различных областях психологии и появляется как самостоятельное направление в междисциплинарной сексологии.

1.2. Многозначность предмета «психология сексуальности»

Предметом исследования сексологии выступает сексуальное поведение, а объектом – сам человек. В психологии сексуальности объектом данной отрасли знаний также выступает человек, но предмет здесь несколько иной. И взгляд на него зависит от принадлежности сексолога к определенному психологическому направлению или школе. Из сексуального поведения, как общего понятия, в психологии сексуальности вычленяется частное – некая активность, деятельность под влиянием психики.

Многозначность предмета «психология сексуальности» заключается в том, что её изучает сотни отраслей и школ психологии. В научном мире существует широкий спектр представлений о направлениях и отраслях психологии, где каждый уверяет в правильности именно своего подхода к определению предмета изучения. Среди них: душа, познание, явления сознания, непосредственный опыт субъекта, психическая деятельность, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека и другие.

Представители фундаментальных и прикладных научных направлений в психологии20 выделяют аспекты сексуальности, в части их касающейся, оценивают их, анализируют участие психики в мире интимных отношений, но не декларируют сексуальность, как основное и единственное направление своих исследований. Чаще сексуальность предстает тем явлением, которое описывается с позиций данного направления, или её наличием объясняются психологические мотивы, деятельность, общение и прочее. При этом приверженцы своих взглядов отталкиваются от принятых воззрений на свой предмет. Например, в когнитивной психологии (Дж. Келли, Дж. Миллер) основной предмет изучения – познание как процесс, при помощи которого чувственные данные подвергаются различным видам трансформации для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Психоаналитики, как современники З. Фрейда, так и его последователи, отталкиваются от бессознательного. Непосредственный сексуальный опыт субъекта вкладывают в предмет изучения психологии сексуальности сторонники структурализма – последователи В. Вундта. Приверженцы гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Р. Мэй и др.) исследуют личный опыт человека. Сторонники мнения П. Я. Гальперина предметом психологии сексуальности назовут ориентировочную деятельность, включив в данное понятие познание мира интимных отношений, сексуальные потребности, чувства, волю. К. К. Платонов считает предметом психологии психические явления, и его адепты будут утверждать, что наиболее важными в психологии сексуальности являются психосексуальные процессы (сексуальное влечение, сексуальные фантазии и воображение) и психосексуальные состояния (мотивы половой активности, сексуальные интересы, эротическое настроение, стрессы, фрустрация). Деятельностную концепцию психического в сексуальной активности обосновывают те, кому ближе взгляды Выготского Л. С.21, Рубинштейна С. Л.22, Леонтьева А. Н.23.

Из этого множества можно выделить некоторые предметы, которые исследуются в ряде психологических направлений.


Таблица 1. Предметы «психологии сексуальности» в школах психологии


Клиническая психология24 в России оказалась единственной областью психологии, где, по мнению Ю. Зинченко, могут изучаться «психологические механизмы развития и функционирования сексуальной функции человека в норме, патологии, а также особенности ее реализации при психических расстройствах и соматических заболеваниях»25.

Вероятно, было бы естественным выделение психологии сексуальности в отдельное направление отечественными сексологами26, которые лечат людей с сексуальными расстройствами психогенного характера. Однако, в силу объективных и субъективных причин, врачи сексопатологи ограничились лишь выделением психологических аспектов, но не развивали данное направление. У зарубежных авторов27 в конце ХХ века картина с психологией сексуальности не лучше. Они рассматривают отдельные аспекты и явления психологии сексуальности, оставляя приоритет чаще за медициной, а не психологией. Или занимаются только описанием психологических явлений.28 Игорь Семенович Кон также не затрагивает проблему предметно-объектной зависимости психологии сексуальности, а, подводя итог своим рассуждениям, утверждает: «Главный методологический недостаток психологических исследований… состоит в том, что они оторваны от общепсихологических теорий. Сексуальное поведение – сложное образование, его нельзя свести ни к физиологическим потребностям, ни к эмоциональным реакциям, ни к ситуативным воздействиям. „Сексуальный сценарий“ надо рассматривать не только в единстве его собственных компонентов, но и в системе общих регуляторных механизмов личности». Данная ситуация позволяет И. С. Кону утверждать, что «психология сексуальности на сегодняшний день, является междисциплинарной областью знаний, у которой по определению не может быть единой методологии»29.

С позиции междисциплинарности И. С. Кон прав. Несмотря на обилие трюизмов, невзирая на обилие взглядов почтенных ученых, с размыванием психосексуальных знаний по отраслям и направлениям психологии, можно ограничить психологию сексуальности рамками одного из направлений сексологии и в движении от общего к частному найти истину – если осознать относительную автономность психологии сексуальности (как это имеет место в отношении конкретной еды на ужин и питания вообще), принять её относительную независимость в рамках сексологии (как струнные инструменты в симфоническом оркестре), – то в таком случае можно ответить на вопрос: есть ли предмет психологии сексуальности и в чем он состоит?

Лучшим названием предмета психологии сексуальности мог бы стать термин «психосексуальность» – сексуальность, обусловленная человеческой психикой. Но у З. Фрейда и его последователей в психоаналитической теории этот термин выглядит иначе. Психосексуальность – это все психические побуждения, эмоции и чувства, которые возникают из первоначальных сексуальных влечений. У классика все основывается на половой энергии влечения, а данный взгляд уже не раз пересмотрен: этот термин в понимании З. Фрейда несколько ограничивает предмет психологии сексуальности именно наличием или отсутствием либидо. Да и привычный термин психоаналитики не захотят делить ни с кем. Мало того, назвав предмет психологии сексуальности психосексуальностью, можно оторвать основную категорию «сексуальность» от взаимосвязанных с ней понятий соматогенеза и социогенеза. А именно они обуславливают состояние психической составляющей на каждом этапе человеческой жизни в ходе сексуального развития.

С таких позиций предметом психологии сексуальности должна стать некая активность человеческой психики, которая обусловлена не только либидо, но множественными аспектами, связанными с онтогенезом, социогенезом, филогенезом, психогенезом, дизонтогенезом психологии сексуальности. Термин «психосексуальная активность» больше всего соответствует сути рассуждений. В понятие «активность» представители различных психологических школ могут вкладывать свое отношение к предмету: поведение, деятельность, бессознательное, опыт и проч. При решении данной проблемы представителям научных областей знаний можно будет оперировать всеми теми понятиями, где сексуальность наиболее тесно связана или переплетена с психикой человека.

Таким образом, психосексуальное развитие, психосексуальные фантазии, психосексуальные отношения, психосексуальные расстройства, как и другие категории, можно анализировать в контексте психосексуальной активности человека30 – всем тем, что в психике человека обусловлено сексом или связано с ним. Это условное выделение предмета психологии сексуальности появилось в контексте тривиумальной концепции сексуального развития, где соматосексуальная и социосексуальная составляющие зависимы, обусловлены и тесным образом переплетаются в ходе психосексуального развития.

Психосексуальная активность, как внутренне оцениваемое или внешне наблюдаемое действие, включает в себя неосознаваемые психосексуальные процессы, наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты», как характеристика деятельности. Здесь психосексуальная активность рассматривается как производная этой деятельности и включает в себя личностные сексуальные проявления: чувства, эмоции, воображение, желания, сны, мышление, темперамент, способности и прочее. То есть, психосексуальная активность не существует вне сексуальной активности, а сексуальное поведение обусловлено психосексуальной активностью человека.

Психология сексуальности обращена во внутренний мир человека и отражает его в партнерских отношениях. Этот мир является субъективным, и в обыденной жизни индивида строится на множестве человеческих связей и отношений с другими людьми. Он же существует обособленно, самостоятельно у любого человека, как представителя рода, пола, возраста, опыта жизни. Психосексуальная активность способна активизироваться в любом возрасте в зависимости от реальной ситуации.

Предыдущие рассуждения подтверждают известный критический посыл о том, что предмет исследования в психологии сексуальности слишком сложен. Мало того, психосексуальная активность исключительно непостоянна, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации при проведении экспериментов с ней. А если учесть абсолютную уникальность и спонтанность проявления индивидуальной психики человека, то можно смело утверждать, что измерение психосексуальной активности необыкновенно трудный процесс. При этом невозможно как обобщить полученные данные на всех индивидов, групп мужчин и женщин, так и предсказать однозначно последствия их психосексуальной активности.

Эти особенности проявления предмета психологии сексуальности являются ключевым положением, по которому оппоненты отторгают психосексуальную активность. По причине отсутствия чистоты экспериментов с психосексуальной активностью многие люди не верят психологам, от которых ждут готовых рецептов изменения своего мира интимных отношений. А возможны ли поточные лекарства от любви? Все дело в том, что пилюли и таблетки, уколы и капельницы – прерогатива медицины, а психолог может только помочь найти ответы на вопросы, которые ему задает клиент, подсказать верный путь решения проблемы, при необходимости направить к врачу. Окончательный выбор всегда остается за самим человеком.

Итак, предметом психологии сексуальности является психосексуальная активность человека, под которой подразумевается всё то, что в психике человека обусловлено сексуальностью или связано с ней. Следует добавить, что с позиций тривиумальной (от лат. trivium, от tres – «три» и via – «путь, дорога») концепции сексуальности31 психосексуальная активность – динамичная активность, которая существует в единстве трех составляющих32 одновременно. Этот подход отражает как изменения психики человека под влиянием социокультурных факторов в процессе онтогенеза, так и воздействие психики на соматическое здоровье с включением личности в социокультурное окружение.

Преимущество обособленного предмета психологии сексуальности, существующей как направление сексологии, в том, что его появление даёт перспективу новому научному знанию. Психосексуальная активность, как предмет психологии сексуальности, предлагает широкий диапазон исследований не только сексологам, но и психологам в сексологии, представителям других направлений психологии и философии – всем, кому интересны вопросы, собранные воедино в рамках психологии сексуальности.

1.3. Законы и закономерности психологии сексуальности

В отличие от большинства дисциплин, психология сексуальности, как область научных знаний, сначала была продекларирована, а потом размыта по школам, направлениям, течениям. С выделением психологии сексуальности в особое направление сексологии возникает необходимость теоретического и методологического обоснования данного решения в конкретизации накопившихся психологических знаний и формулировке основных понятий и категорий.

Законы и закономерности психологии сексуальности. Законы психологии сексуальности – обобщённое отражение объективных связей и отношений, позволяющее описать существенные, повторяющиеся при определённых условиях свойства психосексуальной активности. В применении к психологии сексуальности действуют основные законы диалектической философии, которые были разработаны Г. Гегелем (1770—1831): закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.33 Эти философские законы, имеющие объективное и онтологическое значение, описывающие сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии, основаны на научном мировоззрении, и в психологии сексуальности находят свое отражение примерно также как и в остальных областях знаний.

Большинство общих законов психологии находят свое подтверждение в психологии сексуальности. Например, закон развития высших психических функций (Л. С. Выготский),34 закон преодоления комплекса неполноценности (А. Адлер),35 закон косвенного научения (А. Бандура)36, и другие.

Некоторые частные законы психологи в применении к психологии сексуальности получают новое звучание. Например, закон Йеркса-Додсона будет звучать так: наилучшие результаты психосексуальной активности зависят от средней интенсивности мотивации.37 Закон компенсации из психологии управления: человек, имеющий какие-то недостатки, сложности или проблемы в одной области психосексуальной активности, осознанно или неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области психосексуальной активности.38

Обоснование собственных законов психологии сексуальности только ждет своих исследователей. Пока лишь поэты и обыватели формулируют их в обобщенном бытовом виде: «любви все возрасты покорны», «регулярная половая жизнь – залог сексуального долголетия», «наличие взаимной любви является гарантией сексуального влечения», «все семьи несчастливы по-своему» и другие. «У любви свои законы», – говорят в народе. При этом традиционные взгляды зачастую оказываются интуитивно верными.

Такая же ситуация возникает с психосексуальной активностью и некоторыми закономерностями психологии иных отраслей. Например, эмпирический психофизиологический закон Вебера-Фехнера, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула в психологии сексуальности опровергается индивидуальным характером сексуальности каждого человека. По теории выученной беспомощности39, если сексуальный провал неизбежен, человек принимает его как данность и не борется с ним. Однако, большинство мужчин, страдающих синдромом тревожного ожидания сексуальной неудачи (СТОСН) снова и снова повторяют попытки близости, стремясь неким штурмом, активностью совладать с проблемой. Кроме того, эта проблема решается сексологами, лечащими СТОСН.

Среди частных законов сексологии, имеет место закон «силовых отношений» (Васильченко Г. С., 1973), согласно которому каждый последующий половой акт по времени продолжительнее предыдущего. Сексологи знают феномен Кулиджа, в котором проявляется обоснование новой закономерности «эффектное восстановление потенции». У достаточно большого количества мужчин более быстрое восстановление потенции происходит при контакте с новой партнершей, более привлекательной, чем та, с которой он только что совокуплялся.

Практика сексологического консультирования выявила закономерность, которую сексологи используют в работе с парой: в психотерапии ориентироваться на того из партнеров, у кого более слабая половая конституция.

Существует три закономерности в пубертатном периоде психосексуального развития: фазность развития; изменение соотношения соматосексуального, психосексуального и социокультурного; преемственности и взаимосвязи стадий.40

Психосексуальная активность существует в подвижном балансе – так звучит закон психологии сексуальности, который сформулировали Котенёва А. Н. и Кащенко Е. А. в 2013 году на основании теории подвижного баланса Котенёва А. А.41 Согласно этому закону, сексологи анализируют информацию клиента и воссоздают действительность на основе реальных фактов и полученной информации в динамике подвижного баланса его психосексуальной активности.

Человек – как пространство реализации своей психосексуальной активности – есть концентрация не только уровней соматического, психологического, социального развития, но и его духовного состояния. Эта гипотетическая частная закономерность в психологии сексуальности редко учитывается. Иногда по неведению, иной раз по стыдливости. Как будто кто-то сверху закрывает глаза на происходящее сексуальное, интимное действие, а потом, по его завершению – открывает. Но переживания человека при этом остаются всегда: до, во время и после. Он стыдится себя или радуется, замыкается в себе или делится своим счастьем, брюзжит, молчит или кричит, но не остается безучастным. Что в это время происходит в его психике? Как меняется отношение к объекту влечения? Какие механизмы регулируют этот процесс? Научных ответов, как правило, нет. Есть догадки, гипотезы, домыслы, интуиция, собственный опыт. И в этом парадоксальность решения проблем психологии сексуальности, которые достаются исследователям.

Таким образом, поиск и формулирование законов и закономерностей психосексуальной активности – одно из важных направлений развития психологии сексуальности, как направления научных знаний. В ходе научных, диссертационных исследований, в повседневной практике психолога может родиться гипотеза, тезис, открыться факт, появится мысль, которые впоследствии смогут отразить объективные связи и отношения, позволят описать существенные свойства психосексуальной активности в ее подвижном балансе.

1.4. Место психологии сексуальности в системе научных знаний

Сложно определить предмет психологии сексуальности, еще труднее нарисовать структуру, но место данной области знаний видится гораздо проще с применением разного рода научных подходов. Приверженцы любого из них найдут свои плюсы и минусы в оценке психологии сексуальности.

Монодисциплинарный подход занимает ключевое место в традиционной науке. Апологеты данного подхода уверены, что достаточно дать сексологические знания обычному психологу, и в результате появится специалист в области психологии сексуальности. При этом данный психолог-сексолог становится обладателем совокупности знаний, способов, приемов и навыков изучения психосексуальной активности человека, он может профессионально изучать её свойства и содержание, применять теорию на практике.

Это подход применяют 2 ярких направления:

А. психология сексуальности, как одно из направлений сексологии;

Б. клиническая психология сексуальности – клиническая психология с продекларированной областью знаний и практик.

А. Монодисциплинарный подход позволяет психологу-сексологу изучать узкие процессы и закономерности психосексуальной активности, «нарезает» окружающий мир на категории предметной области психологии сексуальности. А если не хватает знаний, то допускается возможность кооперироваться с пограничными направлениями: медицинской, социокультурной и правовой сексологией, из которых и выросла психология сексуальности, как направление сексологии, исследующее психосексуальную активность. Психологи-сексологи получают образование на кафедре междисциплинарной сексологии, организованной учеными российского научного сексологического общества (РНСО), и рассматривают все вопросы сексуального здоровья, а также проблемы гармонизации отношений в паре и вопросы формирования высокого уровня сексуальной культуры.

Б. Клинический психолог42 ограничен знаниями своей дисциплины, где лишь недавно началось изучение психологии сексуальности и сексуальных расстройств43. Однако клинические психологи при повышении квалификации или переподготовке на кафедре междисциплинарной сексологии эффективнее всего работают на поприще психологического консультирования в сексологии. Выделение клинической психологии сексуальности в данном направлении науки закономерно, так как она касается психопатологии и патофизиологии. Знание аспектов клинической психологии сексуальности помогает в клинической практике при решении следующих задач: диагностика отклонений в психосексуальном развитии; коррекция девиантного поведения; психопрофилактика, психотерапия и социальная реабилитация пациентов, имеющих сексуальные расстройства; исследование больных с психосексуальными проблемами, трудностями, расстройствами.

Мультидисциплинарный (полидисциплинарный) подход к психологии сексуальности основан на рассмотрении обобщенной картины сексуальности, по отношению к которой отдельные научные знания выступают в качестве её частей и дополнений. При этом переноса методов исследования из одной дисциплины в другую, как правило, не происходит. С точки зрения мультидисциплинарного подхода, психосексуальную активность человека следует рассматривать лишь как предмет психологии сексуальности. А психолог иного направления будет акцентировать внимание на особенностях своего предмета. Для изучения этих особенностей применяются подходы и методы, принятые в отдельных психологических школах и течениях. Однако, сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, можно найти новые, ранее не обнаруживаемые сходства исследуемых предметных областей. Психология сексуальности в данном случае выступает направлением научных знаний о половой жизни человека, которая вычленяет и аккумулирует психологические аспекты сексуальности из различных дисциплин. Среди них: общая психология44, дифференциальная психология,45 гендерная психология,46 психология конфликта47, психология половых различий48, психология семьи и брака49, социальная психология50, специальная психология.51

Таким образом, психология содержит множество ветвей, разделов и областей, которые, так или иначе, касаются сексуальности человека. Те из них, что обрисованы выше, позволяют наглядно увидеть, что многообразие школ, течений и направлений психологии, хоть и растаскивает предмет психологии сексуальности, делает его многозначным, разночтимым, в то же время, позволяет более детально оценивать и исследовать конкретные аспекты психосексуальной активности. Сопоставляя результаты дисциплинарных исследований в рамках мультидисциплинарного подхода, можно найти новые, ранее не обнаруживаемые, сходства и различия исследуемых предметных областей, выявить тенденции и закономерности, определить перспективы сексуального развития.

Междисциплинарный подход допускает прямой перенос методов исследования из психологии, биологии, социологии, этнографии, медицины или иной научной дисциплины в психологию сексуальности. Эта ситуация обоснована схожестью объекта исследования – человека, которого изучает большинство гуманитарных научных дисциплин. Междисциплинарность укрепилась в сексологии со времен появления первых врачей сексопатологов, базовым образованием которых были психиатрия, эндокринология, урология, гинекология, психотерапия. Интересно, что именно эти специалисты первыми стали готовить психологов-сексологов на основе собственных знаний, опыта и методов работы. По мнению профессора Н. Д. Кибрика, возглавляющего федеральный Центр сексологии и сексопатологии в Москве, «междисциплинарный подход открывает широкий простор для построения индивидуализированной, комплексной, поэтапной тактики лечения, отличающейся высокой терапевтической эффективностью».52 Ведущий белорусский специалист в области медицинской сексологии профессор В. А. Доморацкий в 6-ом номере журнала «Мир сексологии» отмечал: «…междисциплинарность в сексологии в том виде, как её представлял Г. С. Васильченко, не была до конца реализована».53

Междисциплинарность сексологии послужила стимулом для привлечения в науку специалистов различных областей – философов, социологов, психологов, педагогов, историков и проч. Если многие из них внесли в сексологию частицу своих знаний, то психологи создали оригинальное направление в этой области научных знаний. Графически место психологии сексуальности можно представить следующим образом:


Рис. 1. Место психологии сексуальности в психологии и сексологии


Согласно этому рисунку, психология сексуальности существует в подавляющем большинстве школ, течений и направлений психологи, как частное.54 Она же является одним из четырех направлений в сексологии. В каждой психологической школе и в каждом направлении сексологии – свой предмет. По данному рисунку видно, что психология сексуальности является, с одной стороны, составной частью сексологии, как междисциплинарной области знаний и одним из её направлений (справа – монодисциплинарный подход). А с другой стороны, психология сексуальности предстает частью научного знания о сексуальности в разных течениях, теориях, разделах и видах психологии (слева – мультидисциплинарный подход). Кажется очевидным, что междисциплинарный подход (с учетом этих и множества других различных дисциплин) более действенен в наполнении психологии сексуальности новыми исследованиями, разработками, дополнениями из различных областей знаний.

1.5. Роль и место психолога в системе сексологической помощи

Группой европейских профессиональных исследователей в 2009 году была изучена работа сексологов, и описана их профессиональная деятельность за последние 10 лет. Результаты анализа показали, что количество сексологов на миллион населения широко варьируется: в Финляндии наиболее высокий процент сексологов, а в Италии их меньше всего. Специалистами в данной области считают себя, в большей части, врачи, психологи, терапевты в области сексологии и люди так называемой «профессиональной группы здоровья». Примерно 70% из них прошли специальное обучение, или защитили диссертацию в области сексологии и/или по проблемам сексуальности человека, что позволяет им относить себя к этой профессии и называться сексологом или секс-терапевтом. Большинство сексологов – это женщины, которые работают медсестрами, акушерками, брачными советниками или психологами. В Европе основная их часть уделяет сексологии до 25% времени от основной профессиональной деятельности.

В ряде европейский государств созданы под различными названиями сексологические Центры, где ведут прием врач-сексолог и психолог-сексолог в паре и индивидуально. Например, в Софии и Бургасе (Болгария) так организовал работу доктор Р. Бостанджиев. В Польше к сексологу, который обычно является психологом, пациенты поступают от врачей смежных специальностей: уролога, гинеколога, терапевта – в тех случаях, когда больному требуется сексологическая помощь.

Если считать, что сексология является общим термином, охватывающим научное изучение всех аспектов сексуальности, то сексолог – это специалист, который практикует в области сексологии. Современные сексологи работают в самых разных специальностях. Их деятельность нередко пересекается со смежными дисциплинами, без знания основ сексологии в которых стать профессионалом достаточно сложно. Это, в первую очередь, медицинские специалисты: терапевты, гинекологи, урологи, психотерапевты, эндокринологи, андрологи, психиатры, неврологи.

Психологи любого направления: психоаналитики, семейные психологи, НЛП-специалисты, принадлежащие к телесной, позитивной психологии и многие другие в своей практике, не могут обойтись без сексологических знаний и методик консультирования в области психологии сексуальности. В правовой сексологии знания в области пола необходимы при рассмотрении сексуально-мотивированных преступлений, в работе с сексуальными маньяками, предупреждении криминального насилия и пр.

Кажется естественным в этих условиях определение различных специальностей в области сексологии, которые были приняты на Генеральной ассамблее WAS 17 февраля 2007 года в Сиднее (Австралия).

В науках о поведении:

Сексолог-консультант – это человек, имеющий официально признанную профессиональную квалификацию в одной или нескольких науках о поведении и подготовленный, в частности, к практике сексологического консультирования, то есть к предоставлению консультаций и рекомендаций в сфере личных, психологических, социальных и духовных аспектов сексуальной жизни.

Сексолог-психотерапевт – человек с признанной профессиональной квалификацией в поведенческих или клинических науках, специально подготовленный, в частности, к сексологической практике, включающей соответствующую оценку и психотерапевтическое лечение сексуальных расстройств.

В клинических науках:

Врач-специалист по сексуальному здоровью – человек, имеющий официально признанную медицинскую квалификацию, и специально подготовленный для оказания медицинских услуг, связанных с сексуальным здоровьем. В России таких специалистов квалифицировали как сексопатологов, в настоящее время – врачи-сексологи.

Хирург-специалист по сексуальному здоровью – человек с признанной медицинской квалификацией, имеющий специальную подготовку для предоставления хирургических услуг, связанных с сексуальным здоровьем. Чаще всего в наши дни эти специалисты занимаются хирургической пластикой половых органов.

В области образования и педагогических наук:

Педагог-сексолог – человек с признанной профессиональной квалификацией в сфере образования, подготовленный к сексологической практике, в частности, к предоставлению услуг по сексуальному образованию детям, подросткам, родителям, студентам и лицам с особыми потребностями.

Научные исследования:

Сексолог-исследователь – человек, выполняющий любую исследовательскую деятельность, соответствующую этике, с использованием признанных методов, работы которого рецензируются, и предусматривают изучение сексуальности человека или животных. Исследования проводятся в рамках той дисциплины, в которой работает сексолог и, следовательно, при условии применения методов, соответствующих дисциплине. Исследования проводятся во всех областях сексологии: в сфере фундаментальных исследований, поведенческих, клинических, образовательных, и социально-культурных. Как правило, в России диплом ученого-исследователя получают аспиранты и адъюнкты при подготовке диссертационных исследований, обучаясь по своему профилю в ВУЗах.

Социология и культура:

Антрополог-сексолог – человек с признанным дипломом в области антропологии и специально подготовленный к сексологической практике, в частности, к проведению антропологических исследований.

Социолог-сексолог – человек с признанным дипломом в социологии и подготовленный к практике в сфере сексологии, в частности, к проведению социальных и культурных исследований.

Представителей двух последних специальностей в России мало. Как правило, это те немногие ученые, которые выбрали предмет своих изысканий в области сексологии. По аналогии с этим подходом, психологом-сексологом является доктор психологических наук Ю. Зинченко, который исследовал «Знаково-символическое опосредование сексуальной функции в норме и патологии», социологом-сексологом – доктор социологических наук, профессор Е. Кащенко, написавший диссертацию «Сексуальная культура военнослужащих» (1994).

Десять лет назад одним из актуальных направлений по улучшению сексуального здоровья человека в России являлась подготовка высококвалифицированных специалистов в области сексологии по унифицированной программе последипломной подготовки, разработка образовательных стандартов и регулярный контроль качества подготовки специалистов (А. С. Карпов, 1999). В итоге, в современной России большинство сексологов – медицинские работники из числа психиатров. Урологи, гинекологи, андрологи, терапевты, медицинские психологи, прошедшие специальную подготовку в области сексологии – на втором месте.

Приказом №370 от 10 мая 1988 года Министра здравоохранения СССР «О дальнейшем совершенствовании сексопатологической помощи населению» в номенклатуру врачебных специальностей была включена специальность «сексопатолог» и должность «врач-сексопатолог» (с 2002 года – «врач-сексолог»). Согласно этому документу, основным звеном сексологической службы должно было стать специализированное отделение врачебно-психологического семейного консультирования, организуемое в составе психиатрических (психоневрологических) учреждений в городах с населением до 250 тысяч человек. В крупных курортных городах и населенных пунктах до 250 тысяч человек организация подобных отделений предусматривалась на коммерческой основе (Л. Щеглов, 2010). Но в связи с известными событиями девяностых годов эти планы полностью не реализовались.

Сегодня организация сексологической помощи больным в городах России с населением более 250 тысяч человек осуществляется специализированными отделениями врачебно—психологического семейного консультирования в психоневрологических диспансерах. Количество врачей-сексологов рассчитывается в России, как один на полмиллиона населения. К сожалению, эти нормативы не выполняются, число сексологов в стране год от года снижается по естественным причинам: «старая гвардия» уходит, а молодежь не спешит учиться. В Москве подготовкой таких специалистов, их лицензированием и лечением больных, координацией деятельности сексологической службы занимается отдел сексопатологии НИИ психиатрии им. П. Б. Ганушкина под руководством профессора Н. Д. Кибрика.

Повседневная практика показывает, что силами одних медицинских работников и энтузиастов-одиночек решить глобальные задачи по повышению сексуального здоровья россиян достаточно трудно. Поэтому с 2009 года Российское научное сексологическое общество (РНСО), при поддержке вузов, имеющих в своем составе факультеты психологии, организовало последипломную переподготовку и обучение новых специалистов, которые после обучения получают сертификат психолога-сексолога.

Психолог-сексологэто человек, имеющий официально признанную профессиональную квалификацию в области психологии или медицины, подготовленный, в частности, к практике сексологического консультирования и оказанию психологической помощи в сфере сексуального здоровья.

Психолог-сексолог может проводить самостоятельное психологическое консультирование, а также работать совместно с врачами различных специальностей. Именно эта категория специалистов способна оказывать оперативную психологическую помощь широкому кругу людей, вести профилактику СПИДа и ЗППП, организовывать и проводить половое просвещение в семье и школе, пропагандировать здоровый образ жизни и гармоничные взаимоотношения в паре.

Выпускники курсов междисциплинарной кафедры РНСО, имеющие первичную подготовку ВУЗов, в соответствии с программой переподготовки и повышения квалификации по «Психологическому консультированию в сексологии»55, владея собственной психологической специальностью, получают дополнительные знания и навыки в сексологии, которые применяют в своей практической деятельности по оказанию психологической помощи на трех уровнях:

П е р в и ч н а я психологическая помощь осуществляется в рамках системы деятельности социально-психологических служб базовых учреждений народного образования (детский сад, школа, интернат, ПТУ и т.п.). Там работают дипломированные психологи, часть из которых получили образование в области сексологии на психологических факультетах, в Центрах, психологических школах, где преподают курсы «Психосексуальное развитие», «Основы сексологии», «Социокультурная сексология», «Психология сексуальности», «Психологическое консультирование в сексологии», «Клиническая психология сексуальности» и т. п.

К в а л и ф и ц и р о в а н н у ю психологическую помощь оказывают в центрах, создаваемых на районном или городском уровне. В таком медицинском центре работают несколько сексологов: врачи и психологи. Например, Центр сексуального здоровья профессора С. Агаркова, включающий несколько филиалов. В отличие от учреждений первичной психологической помощи, здесь работает несколько специалистов в области сексологии, что позволяет клиенту (или пациенту) выбрать специалиста на основе личных предпочтений (например, по принадлежности к определенному полу или степени мастерства).

С п е ц и а л и з и р о в а н н у ю психологическую помощь осуществляет сеть профилированных центров и служб, организуемых на районном (городском) уровне. К ним относятся центры стационарной и полустационарной психотерапевтической помощи, санатории, лесные школы и центры реабилитации, и т. п. В таких центрах и службах возможно оказание комплексной сексологической помощи или лечения при наличии специалистов-сексологов.

Психолог-консультант по сексуальным проблемам может оказывать помощь на всех трех уровнях описанной системы. Но обращение за психологической помощью к специалисту, а тем более, сексологу, в нашей стране пока не стало обыденным и привычным явлением. В отличие от некоторых западноевропейских стран и США, население в России еще помнит период, когда все, что связывалось с приставкой «психо», наполняло сознание людей страхом и желанием избежать печальной участи стать пациентом психиатрических клиник. Ситуация меняется постепенно, и у психоаналитиков, психологов, психиатров появляются не только пациенты, но и постоянные клиенты, нуждающиеся в помощи, общении, рекомендации, коррекции собственного, в том числе и сексуального, поведения. Обращение к ним по поводу своих личных и личностных проблем становится обычным явлением, не менее привычным, чем визит к стоматологу или терапевту.

Выводы

Психология сексуальности – одно из направлений сексологии, как междисциплинарной области знаний. Находясь на раннем научном уровне развития, она впитывает в себя знания множества наук и еще не воспринимается завершенным теоретическим знанием. Большинство ученых в России воспринимают психологию сексуальности как набор элементов со специфическими психотерапевтическими и психологическими практиками. (См.: рис. 2).

«Психосексуальная активность» как форма существования сексуальности, обусловленная человеческой психикой, является предметом изучения одного из четырех направлений сексологии – психологии сексуальности.


Рис.2. Основные элементы психологии сексуальности


Исследование в области психологии сексуальности чаще носят прикладной, а не теоретико-методологический характер в силу неоднозначности толкования предмета этой составляющей сексологии. Поэтому психология сексуальности на настоящем этапе своего развития относится к прикладным отраслям психологии и направлению сексологии.

Перечень законов и закономерностей в психологии сексуальности достаточно беден по ряду причин методологического, организационного и теоретического характера. Категориальный аппарат только формируются за счет различных направлений сексологии и психологии.

Значимость изучения психологии сексуальности в современном мире постоянно усиливается. В последние годы под влиянием демократических реформ, с усилением феминистского движения, расширением свободы общения мужчин и женщин, с бурным ростом исследований в различных областях научных знаний и рядом иных факторов, это направление сексологии привлекает повышенное внимание общественности. Время предлагает появление своих законов и закономерностей, которые пока только формулируются в категориях современной науки. Рождаются виды, типы, разделы, области и другие элементы структурного деления науки. Категории психологии сексуальности подвергаются регулярному пересмотру.

Сложившаяся в России ситуация с сексологией, как научной областью знаний, требует к себе пристального внимания научной общественности и государства: создание учебников и учебных пособий, появление преподавателей высшей школы, образование магистратуры, принятия специальности психолог-сексолог (психолог-консультант в области сексологии), по которой была бы возможна защита кандидатских и докторских диссертаций. Все это демонстрирует сложность выделения узкого предмета психологии сексуальности с одной стороны, и важности привлечения психологов для работы в области сексологии, с другой.

Контрольные вопросы

Дайте определение психологии сексуальности.

Что собой представляет предмет психологии сексуальности, как направления сексологии?

Какие предметы психологии сексуальности существуют в различных областях психологии?

Назовите основные законы психологии сексуальности.

Перечислите известные Вам общие и специфические закономерности в психологии сексуальности.

Из каких областей научных знаний появились основные и специфические категории психологии сексуальности?

Какой научный подход оптимально подходит к психологии сексуальности?

Что является объектом изучения психологии сексуальности?

Какое место занимает психология сексуальности в сексологии?

Кого из ученых можно отнести к основателям психологии сексуальности.

Кто такой психолог-сексолог?

Литература

Агарков С. Т. Сексуальность. От инстинктов к чувствам: психогенез сексуальности“. М.: ООО „ИПЦ «Маска», 2013 – 756 с.

Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность в цивилизации: от пещер до небоскребов (социогенез сексуальности). Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010. – 491 с.

Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. Учебное пособие к курсу «Психологическое консультирование в сексологии» Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2011. – 248 с.

Теория и практика психологического консультирования в сексологии. Избранные лекции в авторской редакции к курсу «Психологическое консультирование в сексологии». под. ред. Е. Кащенко – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012. – 301 с.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. – 339 с.

Берн Э. Психология секса. Как достичь гармонии в любви. Издательство: «Литур», 2002. – 272 с.

Доморацкий В. А. Медицинская сексология и психотерапия сексуальных расстройств, М.: 2002.

Доморацкий В. А. Сексология на постсоветском пространстве: шаг вперед, два назад. №6, 2014. С.3—10

Имелинский К. Сексология и сексопатология. М.: Медицина, 1986. – 424 с.

Исаев Д., Каган В. Психогигиена пола у детей: (Руководство для врачей). Л.: Медицина, 1986. – 336 с.

Качарян Г. С., Качарян А. С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. М. Медицина, 1994, – 224 с.

Кащенко Е. А. Основы социокультурной сексологии. Курс лекций: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 351 с.

Кибрик Н. Д. Итоги и перспективы развития сексопатологии. «Мир сексологи». №4, 2013. С.3—15

Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д.Твороговой // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2006. С. 188—189.

Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. – 336 с.

Кон И. Сексология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, М.: 2004.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991, – 336 с.

Крукс Р., Бауэр К., Сексуальность. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК 2005.

Лев-Старович З. Секс в культурах мира. М.: Мысль, 1991. – 255с.

Лев-Старович З. Судебная сексология. М.: Юридическая литература, 1991. – 336 с.

Лев-Старович З. Нетипичный секс: Пер. с польского. М.: Советский спорт, 1995. – 368 с.

Мастерc У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. Пер. с англ. – М.: Мир, 1998. – 692 с., ил.

Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология, 1999.

Общая сексопатология: Руководство для врачей / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1977. – 487 с.

Сексология: Справочник. Минск, 1993. – 368 с.

Сексопатология: Справочник / Г. С. Васильченко, Агаркова Т. Е., Агарков С. Т. и др.; под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. – 576 с.

Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М.: Наука-ПРЕСС, 1989. С. 42—48.

Фрейд З. Психология сексуальности. Фолио, 2007. С. 4.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: В 3 т. М., 1993. Т. 1—3.

Загрузка...