Глава 2. Генезис психологии сексуальности

Происхождение, зарождение и последующий процесс развития психологии сексуальности отражается в истории развития сексологических знаний, которые описывали К. Имелинский, З. Лев-Старович, И. Блох, Э. Фукс, Р. Теннехил, И. Кон, Г. Дерягин, Е. Кащенко, Л. Щеглов и многие другие европейские и российские ученые. Психологию сексуальности, как одно из четырех направлений сексологии, начали выделять совсем недавно. Сексология как наука существует не более ста лет, а психология сексуальности – лишь около двух десятилетий. Авторам учебников по сексологии было достаточно сложно собрать полную и достоверную информацию о сексуальном поведении людей прошлых тысячелетий из-за фрагментарности сведений об этом явлении. Достоверных же сведений по истории психологии сексуальности крайне мало, и они «размыты» по отраслям и направлениям других областей знаний.

Триувимальная концепция сексуального развития требует рассмотрения психосексуальной активности одновременного с трех направлений: соматосексуального, психосексуального, социокультурного, – и с учётом ПБСА.

Развитие психосексуальной активности возможно через её социогенез, онтогенез, психогенез.

1.Социогенез сексуальности56 – это происхождение и развитие высших психических функций личности, межличностных и партнерских отношений, обусловленных особенностями половой социализации в разных культурах и общественно-экономических формациях. Историческое происхождение и формирование психосексуальной активности шло в процессе развития сексуальной культуры от древности до современных цивилизаций. Исторический анализ психологии сексуальности отражает развитие психосексуальной активности через эволюцию сексуального поведения человека, пары, группы, общества.

2.Онтогенез сексуальности57 – индивидуальное половое развитие организма как совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований психосексуальной активности в ходе всего жизненного цикла: от внутриутробного периода до самой смерти. Человек последовательно проходит периоды своего сексуального развития по мере взросления, становления, существования и увядания.

3.Психогенез58 сексуальности59 – это происхождение и развитие психосексуальной активности внутри определенного организма. Разнообразие мира психосексуальной активности вбирает широчайший спектр своих проявлений от животных инстинктов к высоким человеческим чувствам. Психогенез сексуальности включает отношение человека к психическим составляющим сексуальности (влечению, любви, симпатии, общению и т.д.), и саму психосексуальную активность, мнение о которой претерпело различные метаморфозы в истории развития сознания (души) человека.

Для объективного описания социогенеза, онтогенеза и психогенеза, необходимо исследовать теории сексуального развития и провести ретроспективный анализ появления психологии сексуальности.

2.1. Теории сексуального развития

В связи с бурным развитием нейробиологии, генетики и эволюционной теории ежегодно появляется множество исследований, свидетельствующих о роли природных механизмов становления человеческой психики. В то же время, социологические исследования выявляют новые, ранее не учитываемые, социокультурные факторы психического развития. О множестве концепций сексуальности мы говорили в первой главе, отдавая приоритет триувимальной. Но обилие школ психологии и мнений людей, придерживающихся различных взглядов на психическое развитие, неизмеримо больше.

В первых исследованиях психического развития приоритет традиционно отдавали одной из двух основных категорий (биологической или социальной), определяющих психическое развитие. В других, более поздних исследованиях ставился вопрос о создании синтетических, интеграционных моделей психического развития. Дж. Локк60, например, говорил о главенствующей роли «среды», и считал, что человек являет собой продукт «общества». Английский философ считал, что душа ребенка подобна «чистой доске», на которой можно написать все, что захочется, так как любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, а врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводится обучению и воспитанию. Эта концепция полагает, что все люди рождаются одинаковыми и только под давлением обстоятельств они становятся честными или бесчестными, добрыми или злыми, альтруистами или эгоистами.

Противоположная концепция Рене Декарта и Жан-Жака Руссо61 подразумевает, что решающее значение в развитии психики принадлежит биологическим, то есть наследственным, генетическим факторам, а влияние среды сводится к минимуму. Французские философы утверждали, что человек реализует только то, что дано ему от природы: стоит лишь довериться этому процессу и не мешать ему. Сторонники теории биологической конвергенции определяющую роль отводят наследственности, а среда рассматривается в качестве условий, где эта наследственность реализуется.

Современная психология уже пришла к пониманию того, что постановка проблемы в терминах «наследственность или среда» некорректна, и предложила выход из сложившегося положения в синтетических теориях детерминации развития психики. В настоящее время извечные противоречия теорий психического развития в ориентации «либо на врожденное, либо на выученное» приведены к относительному компромиссу.

Как видно, в перечне основных взглядов на психологию развития из прошлого: интенциональности62, плюралистичности63, бессознательного выбора64, основных стадий65, развития интеллекта66, нравственного развития, осознанного выбора, смена ведущей деятельности67 и др. – сексуальность нигде не выделяется обособленно. Известные психологические фундаментальные разработки теории развития практически не нашли заметного отражения и в современных концепциях сексуального развития. До сих пор господствующие в отечественной педагогике и психологии взгляды на половое созревание воспринимают его как буйство гормонов, временно мешающее «нормальному» развитию и социализации личности. На сексуальность принято списывать ошибки молодости, даже последний отчаянный всплеск угасающей сексуальности называют не иначе, как «бес в ребро». Только в рамках медицинской сексологии данные периоды и процессы рассматриваются с аргументированной научной точки зрения.

Лишь З. Фрейд в духе диалектического закона единства и борьбы противоположностей одним их первых усмотрел главную силу развития психики в конфронтации биологического и социального в человеке, олицетворенную в противоборстве принципа удовольствия и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением сексуальных влечений, биологически заданных, врожденных и естественных потребностей. Однако это стремление сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе и насаждаемыми микросоциальной средой. В соответствии с принципом реальности, человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились вокруг него. Благодаря воспитанию, удается временно примирить эти противоборствующие силы.

Дуализм социального и биологического в движущих силах психического развития был преодолен Выготским Л. С.68, Рубинштейном С. Л.69, Леонтьевым А. Н.70. В рамках культурно-исторической концепции Выготский Л. С. предложил различать естественное «созревание» и овладение социальными навыками. Культурное развитие заключается в овладении историческими достижениями цивилизации: языком, письменностью, счетными системами, знаниями, ценностями и нормами. Усвоение этих достижений происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, то есть в процессе интериоризации71.

Эта деятельная концепция, как никакая иная, подходит к обоснованию развития психосексуальной активности – предмета психологии сексуальности. Процесс психосексуального развития в ней определяется соматическими изменениями и психической активностью человека, и представляет собой самодвижение благодаря деятельности окружающей социокультурной среды. Шкалой нормы в этом психосексуальном развитии с одной стороны является реальный возраст конкретного индивидуума, а с другой – совокупность усвоенных им социальных навыков, ценностей, норм и знаний.

В тривиумальной концепции сексуальности различают соматическое, психическое и социокультурное развитие и, соответственно, выделяют биологический, психологический и социальный возраст.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическими возрастными морфологическими и физиологическими нормативами.72

Психологический возраст устанавливают путем соотнесения уровня психического (интеллектуального, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем, характерным для большинства сверстников.

Социальный возраст измеряют посредством соотнесения уровня социального развития человека, то есть степени овладения определенным набором социальных ролей, с нормативными показателями социальной активности для данного возраста.

Выделяют также субъективный возраст личности, под которым подразумевается самооценка человеком своего возраста и ощущение принадлежности к определенной возрастной когорте, полу, стратегии сексуального поведения, то есть возрастное самосознание и соответствующее позиционирование себя в жизни. Субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста, то есть человек может ощущать себя как значительно старше, так и младше своих лет.

Одним из применений деятельностного подхода к психосексуальному развитию является констатация его неравномерности из-за критических периодов, сменяемых периодами относительной стагнации.73 В психологии сексуальности существуют свои возрастные этапы, обусловленные онтогенезом сексуального развития74, и свои возрастные кризисы. Например, пубертатный, кризис среднего возраста, кризис инволюционного периода являются реакциями организма на физиологическую перестройку, которая у женщин связана с динамикой репродуктивной, а у мужчин – сексуальной функции. Подобные физиологические сдвиги неизбежны в жизни каждого человека, и каждый из них инициирует начало новой фазы жизненного цикла.

В силу ряда объективных и субъективных факторов цикличность и фазность свойственны психосексуальному развитию, а потому они находят свое отражение у многих авторов. Например, фазы сексуального развития в психогенезе личности были сформулированы в концепции З. Фрейда, где учитывалась динамика формирования эрогенных зон в ходе психосексуальной активности:

оральная фаза (1-й год жизни): эрогенные зоны – в области рта; формы поведения – захват, удержание, сосание, кусание;

анальная фаза (2—3 годы жизни): эрогенные зоны – в области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления;

фаллическая фаза (с 3-х до 6-ти лет): эрогенные зоны – в области первичных половых органов; формы поведения – исследование своих гениталий;

латентная фаза (с 5—6 лет до 11—12 лет, т.е. начала полового созревания): эрогенные зоны не выделяются, и специфические формы поведения отсутствуют;

генитальная фаза (фаза половой зрелости): активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.

Понятие этапности психосексуального развития, разработанная Г. С. Васильчено с соавторами, нашло отражение в психогенезе сексуального развития вследствие изменения характера и содержания психосексуальной активности на протяжении человеческой жизни. Эту последовательность стадий (периодизацию психосексуального развития) можно кратко описать по ключевым событиям психогенеза сексуальности.

Например, формирование полового самосознания происходит в парапубертатный период, формирование стереотипов полоролевого поведения в препубертате, а психосексуальных ориентаций в ходе полового созревания. Формирование сексуального сценария происходит в переходном периоде, а реализация возрастных, конституциональных, психологических потребностей и возможностей – в периоде зрелой сексуальности. (См. подробнее Гл.2.4.)

2.2. Возникновение психологии сексуальности как направления сексологии

Генезис психосексуальной активности предполагает несколько временных вех, совпадающих с этапами развития сексологии (К. Имелинский, 1990), периодами сексологии (Л. Щеглов, 2010; Г. Дерягин, 2007) и становлением сексуальной культуры (Е. Кащенко, 2010).

Исторические этапы психологии сексуальности. Ретроспективный анализ позволяет вычленить основные этапы развития психологии сексуальности:

Этап наивных открытий сознания;

Религиозно-мистический этап;

Этап пионерских знаний;

Психоаналитический этап;

Современный этап объединения знаний о психологии сексуальности.

Каждый из них требует пристального внимания историков, но даже беглый взгляд позволяет оценить эволюционные события, подталкивающие к созданию психологической науки о сексуальности человека.

1.Этап наивных открытий сознания, или наивный период характеризуется свободным и лояльным отношением к сексуальным проявлениям каждого человека и, в то же время, широким спектром психосексуальной активности людей75. Удовлетворение половой потребности, по образному выражению И. Блоха, «производилось без всяких стеснений, как еда и питье», носило зоосоциальный характер и выступало как форма подчинения или вид конкуренции. До наших дней на островах Фиджи всякая женщина добровольно становится партнершей того, кто поймал ее во время состязаний в беге. Р. Тэннэхилл описывает племена, где существовал обычай, согласно которому все мужчины одинакового возраста женились в один и тот же день, причем каждый из них должен был поймать в темноте одну из девушек, которая и становилась его женой.76

Китайские летописи рассказывают, что «сначала люди ничем не отличались от животных, жили в лесах, женщины принадлежали всем мужчинам». В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что некогда «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости». Если они в своем невежестве покидали мужчин, им это не ставилось в вину. По Геродоту, агафиты – соседи скифов, – со своими женами живут сообща и потому они все братья; у массогетов женщины – общее достояние.

С течением времени половое чувство все более индивидуализировалось, но еще не было любви в ее современном понимании. В межполовом общении сначала появилась двухсторонняя избирательно-оценочная тенденция, предлагавшая, правда, известную вариативность выбора. Эросом77 или предлюбовью назвали новое чувство египтяне, шумеры, аккады, а потом и греки.78

От античного Эроса пролег путь к одухотворению плотских желаний возвышенным индивидуальным чувством. Об этом свидетельствует многообразие богов-покровителей любви. Один из них олицетворял начало и конец любви (у Амура была стрела, рождающая любовь и стрела, гасящая ее), другой – плотские вожделения (Гимэрот), третий – ответную любовь (Антэрот), четвертый – страстное желание (Поф), пятый – любовные уговоры (богиня Пейто), шестой – брак (Гименей), седьмой – роды (Илифия).

С тех времен зарождающаяся психология сексуальности донесла до наших дней все обилие форм эротической любви – именно так ее правильно называть, – которые на протяжении столетий подвергались гонениям или восхвалялись в зависимости от отношения к ним в обществе. Со временем сексуальные отношения между людьми стали активнее регулироваться в связи с установившимся неравноправием половых ролей мужчин и женщин. Жесткое влияние светских и религиозных установок на сексуальное поведение личности осуществлялось практически во всех мировых сообществах, заставляя мужчин и женщин, уходить от ответственности, находить пути гармонизации в паре, нарушать или соблюдать требования доминирующей половой морали. Не исключено, что этому способствовала развивающаяся психика человека, которая искала себе новые формы проявления и контроля над сексуальной активностью.

2. Религиозно-мистический этап. Следующий исторический период развития психологии сексуальности связан с обожествлением всеобъемлющей любви, как основы человеческого бытия.79 В этот период происходит снижение внимание к психологии сексуальности, так как каждому верующему спускается от церковнослужителей предписанные каноны – «калька интимного поведения». Репродуктивная цель сексуальной активности затмевает все остальные, так как именно она предписана всевышним: «Плодитесь и размножайтесь!». Чувственная любовь проявляется лишь в любовании красотой юности, эстетизации самого влечения любящих, и стоит в центре внимания выразителей христианской нравственности.

Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку, стала главным принципом взаимодействия человека с Богом в Новом Завете. Необходимое условие и основная ступень на пути к Всевышнему, она стоит практически в центре внимания всех новозаветных заповедей. Любовь создает ореол объекту страсти, сообщая ему святость и внушая благоговение. Под эгидой божественного авторитета человек осознал себя значимым в этом мире, назвав любовь двигателем человеческих взаимоотношений80.

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке острого интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля церкви. Любовь возвращает себе статус жизненной философской категории, правда, с определенным религиозным оттенком. Земное эротическое чувство мы видим в «Венере с Амуром» Рафаэля, в «Вакханалии» Тициана, «Декамероне» Боккаччо.

Половая любовь в эпоху Ренессанса приобрела вулканический характер, подчиняя себе все вокруг, она несла такой же героический оттенок, что и идеал физической красоты. Сонеты Петрарки, Шекспира пришли на смену рыцарским романам с культом прекрасной дамы, высший принцип которого гласил: истинная любовь не имеет решительно ничего общего с браком.81

С развитием культуры в периоды сентиментализма и сменившего его романтизма любовь называли мистической идеей и пытались превратить в новую систему миропонимания. В романтической любви, например, соединяется учение романтиков о даме и сущность жизни с мистическим познанием, в ней открывается бесконечная душа любимого, сливается земное и небесное, любовь становится самой сладкой земной радостью, но, в то же время, и небесным поклонением.

Понятие любви, особенно ее эротического содержания, видоизменялось на протяжении длительного времени в зависимости от того, на какой из многочисленных граней этого великого явления акцентирует внимание эпоха, возвышая или принижая ее составляющие: духовное и плотское.

В период с появления мировых религий до 18 века, особенно в Европе в эпоху Возрождения и Ренессанса, Конфирмации и Контрреформации взгляды на сексуальность менялись с невероятной частотой, но чаще на сексуальность накладывали строгое табу82. Рисунки гениталий или обнаженной натуры закрашивали или прятали под фиговыми листками. Одеваться было принято строго, демонстрация наготы осуждалась. Процветала двойная мораль, рядом существовала смеховая культура и жестокая Инквизиция.

Насаждение аскетизма и подавление плотских влечений, диктат церковных догм, жесткие официальные рамки во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, пренебрежительное отношение к женщине как человеку «второго сорта» и суровая кара за несоблюдение установленных правил – вот характерные черты этого времени. Только лишь в научных работах допускались изображения пениса и женских гениталии. Но и эти труды писались под неусыпным взором церкви и не демонстрировались широкой публике. Оправдание любых сексуальных деяний божественным или дьявольским влиянием постепенно уступало место научным изысканиям.

3.Этап пионерских знаний. Этот третий этап развития психологии сексуальности связан с принижением значения души в психологических знаниях и появлением пионеров научных знаний.83 Развитию психологического знания дал импульс Рене Декарт со своим учением (1596—1650 годы), где впервые был использован термин «сознание», как критерий, разделяющий тело и душу.84 На этом этапе развития психологии сексуальности главными источниками информации о сексуальных отношениях были не только наблюдения, интуиция и собственный опыт, но и произведения литературы, искусство, философские трактаты и размышления мыслителей, часть из которых сохранилась до наших дней. Среди них можно назвать таких авторов как Овидий, Катулл, Леонардо да Винчи, Анри де Мондевиль, Никола Венет, Антони Левенгук, Мартин Шуринг, Жорж Бюффон, Чарльз Дарвин, Эммануил Кант, маркиз де Сад, Леопольд Захер-Мазох, Евгений Дюринг, Артур Шопенгауэр и многие другие. Известны также первые памятники литературы по искусству любви «Кама сутра», «Искусство любви», «Книга попугая», «Сад благоуханный», «Ветви персика».

Ученые, литераторы, философы, поэты, практикующие врачи достаточно точно отразили «антисексуальную» направленность той эпохи. Мастурбацию называли источником нервных и мозговых травм, причиной безумия. Женщин рассматривали как низших по сравнению с мужчинами существ в плане, как физическом, так и интеллектуальном, а все формы сексуальности, не связанные с деторождением, определяли как безнравственные и противоестественные.

Методологическую основу проблемы пытались осветить представители русской философии эроса, но их труды отличались особым целомудрием и сдержанностью в вопросах сексуальности. Русская религиозная философия85 пыталась согласовать христианство с областью пола, разрешая противоречие между половым чувством, как началом греха, и его последствием – деторождением. Труды ученых отличались самобытностью, неординарностью мышления, характеризующего оригинальность подходов к проблеме.

Вопросы половой морали, регулирующие половое поведение, отталкивались от заповедей Моисея: седьмой – «не прелюбодействуй»; десятой – «не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, – ничего, что у ближнего твоего»; в новозаведенной – «люби ближнего твоего, как себя самого». (См.: «Новый Завет»).

Под воздействием социально-психологических механизмов, которые руководили огромными массами людей, вовлеченными в религию, постепенно родилось объяснение мнимобожественные постулатов, связанных с сексуальностью. Все новые и новые исследования, эксперименты, опыты ставили ученые, и вскоре выяснилось, что многие табуированные явления имеют под собой иную основу. В изучении психологии пола по-прежнему было не принято говорить о «сексуальности», её рассматривали преимущественно с репродуктивных позиций. Процветали асексуальные установки на половые отношения, которые со временем все больше и больше подвергались сомнению. Насаждалась двойственность в половых отношениях мужчины к женщине, но существовало стремление к разнообразию сексуального поведения, подсмотренному в путешествиях по разным экзотическим странам.

4. Психоаналитический этап. В начале рассматриваемого периода, исчисляемого с конца XIX века, сфера регулирования проблем, связанных с жизнью семьи и половыми отношениями, явилась полем боя, на котором схватились церковь, самодержавие и верхушка профессиональных групп в борьбе за установление основополагающих принципов жизни личности и общества.

Мы с благодарностью называем имена людей, стоявших у рождения науки: Рихард фон Краффт-Эбинг (1840—1902), Магнус Хиршфельд (1868—1935), Иван Блох (1872—1922), Хэвлок Эллис (1859—1939), Эдуард Фукс (1870—1940 гг.), Август Форель (1848—1931гг.). В России были известны в то время: Л. Штернберг, В. Богораз, И. Гельман, С. Голосковер, С. Бурштын, А. Залкинд.86

В ряде стран Западной Европы уже в конце девятнадцатого – начале двадцатого веков начали выходить первые научные журналы и книги по проблемам сексопатологии, а затем и сексологии. Но, как серьезная наука, сексология развивалась только с двадцатого века.87 Человеческую сексуальность трудно понять вне конкретных социокультурных условий. Так же верно и обратное: знание сексуального поведения представителей социальных формирований помогает объективному познанию цивилизационного развития.88

Особое место на этом этапе занимает Зигмунд Фрейд (1856—1939), являющийся наиболее известной в широких массах фигурой. Ему более успешно, чем другим, удалось доказать важность половых отношений в жизни человека. Благодаря его учению – психоанализу, – многие существующие тогда школы и направления отошли на второй и третий план, дав дорогу психоаналитическим теориям и последователям З. Фрейда.89

Загрузка...