Буркова Екатерина Владимировна
Член МПАП, наставник ЛППН
Суицидальное поведение у подростков является одной из наиболее актуальных и тревожных проблем современного общества. В условиях быстро меняющегося мира, насыщенного информацией и стрессами, молодежь сталкивается с множеством трудностей, которые могут привести к депрессии, изоляции и, в крайних случаях, к мысли о самоубийстве. Важность выявления факторов риска и причин такого поведения невозможно переоценить, так как это может помочь в разработке эффективных стратегий профилактики и интервенции.
В статье рассмотрены основные факторы, способствующие возникновению суицидальных мыслей и поступков у подростков.
Первоначальные психологические теории XIX века рассматривали суицид как симптом психического заболевания и проявление болезненной психики. В XX веке подход изменился, пришло понимание, что суицид могут совершить не только психически больные люди, но и психически здоровые, видящие в этом выход из безысходной жизненной ситуации.
Изучением суицидального поведения занимались многие ученые, так Зигмунд Фрейд рассматривал суицид как сложное явление, исходящее из конфликтов внутри психики, где человек освобождается от не принимаемой им части. А. Адлер, подчеркивал важность чувства принадлежности и социальной интеграции для психического здоровья, суицидально поведение происходит из чувства изоляции и одиночества. Виктор Франкл, австрийский психиатр и основоположник логотерапии, говорил о суициде как о результате утраты смысла жизни. Он утверждал, что даже в самых тяжелых условиях, таких как концлагеря, человек может найти смысл, который поддерживает его существование. Работы вышеуказанных исследователей, а также их последователей, помогли определить понятие суицида и исследовать причины, факторы риска, этапы и виды суицидального поведения, а также маркеры суицидальной активности.
Следует разобраться в самой терминологии суицидального поведения и рассмотреть причины и факторы риска.
Суицид (от латинского «sui» – себя и «caedere» – убивать) определяется как осознанный акт намеренного ухода из жизни, вызванный психотравмирующими ситуациями и невозможностью самим найти выход. В условиях ценности жизни, самоубийство выступает как противоестественный шаг. Решение о таком акте не возникает спонтанно, а требует времени для созревания.
Суицидальное поведение (СП) охватывает разнообразные внутренние и внешние психические акты, которые определяются представлениями о прекращении жизни. Суицидентом является тот, кто проявляет такое поведение. Суицидальное поведение включает как мысли, так и активные проявления, направленные на намерение покончить с собой. В этом контексте суицид рассматривается как конкретная попытка лишить себя жизни, которая может быть только одним из этапов. Важно отметить, что перед суицидом существует длительный процесс, включающий разнообразные проявления СП. Понимание этого поведения позволяет лучше осознавать глубину проблемы и необходимость поддержки для тех, кто в ней нуждается.
Так, суицидальное поведение у детей и подростков представляет собой сложный процесс, состоящий из различных проявлений психической активности, направленных на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность, проявляющаяся в виде мыслей, фантазий и планов о суициде. Важно подчеркнуть, что перед совершением суицида обычно наблюдается длительный процесс, включающий в себя различные проявления суицидальных наклонностей. Эти проявления могут варьироваться от депрессивного состояния до нарушений в межличностных отношениях. Они могут проявляться в виде изменений в настроении, поведении или социальной активности.
Суицидальное поведение условно можно поделить на три основных этапа:
Пресуицидальный этап (может длиться от нескольких секунд до нескольких лет): особенности этого состояния включают повышенную тревожность, чувство безнадежности, утрату интереса к жизни и изоляцию от близких, антивитальные мысли и отсутствие понимания ценности жизни. Могут находить в мыслях: «Когда это все кончится», «Все достало» и др. Такая форма пресуицидального поведения свойственна всем людям в той или иной степени на разных этапах жизни.
Если процесс продолжается, на следующем этапе предсуицидального состояния возникают пассивные суицидальные мысли. Это включает в себя фантазии о прекращении жизни, такие как: «хорошо бы умереть, чтобы не испытывать эту боль» или «вот бы сломать себе позвоночник», «надеюсь, меня собьет машина». Эти размышления указывают на внутреннюю готовность человека к истинному суициду.
На следующем этапе предсуицидального периода появляется осознанное желание умереть. Здесь характерны суицидальные замыслы. В это время человек разрабатывает план суицида, тщательно продумывает способ, выбирает время и место для его осуществления.
Суицидальный этап: это время, когда человек принимает решение о прекращении своей жизни. Важным является то, что на этом этапе могут проявляться различные сигналы, указывающие на серьезные внутренние переживания и эмоциональные страдания.
Скрытые сигналы, указывающие на возможные намерения к суициду, часто остаются незамеченными, хотя могут проявляться в поведении и словах человека. Например, в шутках, брошенных внезначай, постах с грустными намеками на конечность жизни. «Мне все равно», «Я не вижу смысла» – такие слова часто являются криком о помощи. Часто намерения скрыты за маской равнодушия и отчаяния. Важно понимать, что такие сигналы могут быть очень тонкими и не всегда очевидными для окружающих.
Одним из наиболее распространенных признаков является изменение в поведении. Человек может стать менее общительным, избегать общения с друзьями и семьей, терять интерес к прежним увлечениям. Часто наблюдаются резкие изменения настроения или выраженные признаки депрессии. Активное раздаривание личных вещей, а также завершение незавершенных проектов, расплата с долгами –могут также указывать на готовность завершить свой жизненный путь.
Постсуицидальный этап: это сложный период восстановления после кризиса.
Он характеризуется интенсивными эмоциями: от стыда и вины до надежды и желания начать заново.
Однако, суицидальное поведение у подростков имеет свои особенности и отличия от взрослых. Один из главных факторов можно выделить период интенсивных изменений: как физиологических, так и психологических. Подростки часто испытывают сильные эмоции, и их восприятие мира может быть искажено. Во многих случаях суицидальные мысли возникают на фоне стресса, связанного с учебой, проблемами в семье или отношениями с ровесниками. Подростки могут не видеть выхода из сложных ситуаций, что приводит к мыслям о самоубийстве. Еще одной отличительной чертой является то, что подростки могут проявлять суицидальные наклонности спонтанно, без длительного обдумывания причины. Они часто не готовы открыто говорить о своих чувствах и проблемах, что усложняет выявление проблемы. В отечественной и зарубежной литературе выделяют три основных типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинно суицидальное.
• Демонстративное поведение – характеризуется стремлением подростка привлечь внимание к своим проблемам. Это своего рода призыв о помощи, а не желание причинить себе вред. Такие действия направлены на то, чтобы напугать окружающих и заставить их понять, как сложно подростку. Демонстративные акты могут проявляться через порезы, незначительное отравление лекарствами или инсценировку повешения.
• Аффективное поведение – связано с импульсивными действиями в состоянии сильных эмоций, таких как обида или гнев. Подросток не мыслит логично и действует без четкого плана, что приводит к суицидальным попыткам. В этом случае чаще используются способы, как повешение или отравление токсичными веществами.
• Истинное суицидальное поведение – отличается продуманным подходом. Подросток заранее планирует свои действия и часто оставляет прощальные записки, объясняя причины своего решения. Такие попытки чаще завершаются трагически, поскольку они результат долгих размышлений и планирования. Обычно применяются методы, такие как повешение или прыжок с высоты.
Причины суицидального поведения очень сложны и разнообразны. Их можно исследовать в биологических, генетических, психологических и социальных аспектах. Хотя подростки часто совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких как публичное унижение или предательство, многие эксперты утверждают, что это чаще повод, а не основная причина.
Так, Э. Шнейдман выделяет несколько характерных черт, присущих всем суицидентам:
• их главная цель – найти решение проблемы, вызывающей сильные эмоциональные переживания.
• Общий стимул поведения – невыносимая душевная боль. Эта боль проявляется в мучениях и страданиях, от которых хочется избавиться.
• Общая суицидальная эмоция – беспомощность. В таком состоянии люди испытывают безнадежность и уныние, часто впадая в депрессию.
• Внутреннее отношение к суициду – амбивалентность. Это одновременно переживание любви и ненависти. Существуя в состоянии кризиса, человек хочет умереть, но также надежно желает быть спасенным.
• Действие, связанное с суицидом – бегство. Оно воспринимается как способ изменить свою жизнь и избежать проблем.
Г. Сейр, в свою очередь, исследуя чувства, связанные с суицидом, выделил четыре ключевых причины, способствующих этому решению: чувство собственной незначимости и низкая самооценка, безнадежность и страх будущего, непринятие и непонимание со стороны окружения, ощущение потери контроля-беспомощности. А С.В. Бородиным были описаны основные суицидального поведения, среди которых он выделил: лично-семейные (развод родителей, смерть близких, одиночество и др.), состояние здоровья, конфликты внутри референтной группы, материально-бытовые трудности и др.
Важно отметить, что на разных этапах онтогенеза суицидальное поведение имеет разные формы проявления и особенности формирования, так в младшем подростковом возрасте суицидальные проявления тщательно не планируются, совершаются импульсивно или спонтанно, с помощью первых, попавших «под руку» средств, как уход от наказания со стороны взрослых или чтобы отстраниться от конфликта. Средний подростковый возраст характеризуется демонстративным поведением, как ответ «отомстить» обидчику или наказать окружающих.
Большинство исследователей приходят к выводу, что в группу риска можно выделить следующий контингент подростков:
– с тенденциями к самоповреждающему поведению;
– имеющие предыдущую попытку совершения суицида;
– с выраженными семейными проблемами: развод родителей, семейное насилие и др.;
– пережитое насилие (сексуализированое, физическое);
– с хроническим употреблением ПАВ, алкоголя;
– страдающие аффективными расстройствами;
– одаренные и с плохой успеваемостью.
Среди личностных индикаторов суицидального поведения в результате научных исследований выделены следующие: сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам, категоричность в мышлении, незрелость суждений и восприятия, неблагополучие в коммуникативной сфере, перфекционизм, приводящий к беспокойству, дихотомичность мышления, проявляющаяся в крайностях.
Однако, одним из главных факторов суицидального поведения остается семейная обстановка, внутри которой растет подросток. Конфликтность родителей, утрата одного или нескольких значимых взрослых, отсутствие фигуры отца или матери – один или несколько указанных маркеров может подтолкнуть ребенка на совершение суицида.
Следующим фактором можно назвать внутрисемейное воспитание и педагогическое насилие, которое характеризуется назойливостью, морализаторством, несоответствие требований и наказаний.
Изоляция от значимой группы сверстников также может стать фактором суицидального поведения, как и трудно протекающий пубертатный период: от дисморфии до акцентуаций характера.
К сожалению, в настоящее время не существует высоковалидной, многофакторной универсальной психодиагностической диагностики для определения суицидального поведения у подростков. Однако, нижеуказанный диагностический инструментарий позволяет оптимально и в сжаткие сроки определить детей из группы риска и степень выраженности суицидальных намерений.
1. Методика «Незаконченные предложения», основанная на варианте Saks-Sidney, была адаптирована в НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева.
2. Методика «Сигнал», разработанная Иматон, предназначена для быстрой диагностики уровня суицидального риска и определения жизненных мотиваций. Она ориентирована на подростков, начиная с 16 лет.
3. Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков, разработанная А.Н. Волковым, представляет собой инструмент для оценки уровня суицидального риска среди молодежи. Эта таблица позволяет эффективно прогнозировать, насколько высока вероятность суицидальных мыслей и действий у подростков.
4. Опросник С.Г. Корчагина «Одиночество». Опросник позволяет диагностировать глубину переживания одиночества подростка.
5. Факторный личностный опросник Кеттелла. Позволяет определить личностные свойства детей и подростков, степень социальной адаптации, наличие эмоциональных, личностных проблем. Существуют варианты для детей (7-12 лет) и подростков (12-16 лет).
6. Цветовой тест М. Люшера. Позволяет определить психоэмоциональное состояние и уровень нервно-психической устойчивости, степень выраженности переживаний, особенности поведения в напряженных ситуациях и возможность самостоятельного выхода, склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Предназначен для взрослых и детей с 5-ти лет.
В заключение, суицидальное поведение у подростков представляет собой сложную многогранную проблему, требующую внимательного изучения и комплексного подхода к ее решению. Важно осознавать, что признаки риска могут проявляться в различных формах и зависят от множества факторов, включая социальное окружение, психологическое состояние и жизненные обстоятельства. Понимание этих аспектов позволяет не только выявить подростков, находящихся в уязвимом положении, но и создать эффективные стратегии профилактики и поддержки.
Список используемой литературы:
1. Асламазова Л.А. Организация мероприятий по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в образовательных организациях: Методические рекомендации для специалистов образовательных организаций, осуществляющих профилактику суицидального поведения несовершеннолетних/Л.А. Асламазова, Н.В. Гриценко, А.Н. Сафонова. – Майкоп, 2016.
2. Визель Т.Г. Девиантное поведение подростков. Теории и эксперименты/Т.Г. Визель, Л.В. Сенкевич, В.А. Янышева, А.К. Железнова. – Тула, 2007.
3. Ворсина О.П. Суицидальное поведение детей и подростков: Методические рекомендации/О.П. Ворсина, С.В. Дианова, Е.П. Чернигова. – Иркутск, 2014.
4. Игумнов С.А., Никифоров И.А., Костюк Г.П. [и др.]. Диагностика, профилактика и психотерапия суицидальных и аутоагрессивных форм поведения: учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства», 2017. – 82 с.