Динамика мотивов общения подростков со сверстниками

Андреева Марина Сергеевна

Член МПАП, стажер ЛППН



В подростковом возрасте происходит самоопределение ребенка в сфере общечеловеческих ценностей и взаимодействия между людьми, он обретает навыки общения со сверстниками, старается стать более независимым в отношениях с родителями. В этом возрасте у подростка формируется отношение к самому себе, другим людям и обществу в целом, а также регулируется система ценностей, формируется мировоззрение, он открывает для себя свой внутренний мир, начинает осознавать свою индивидуальность посредством рефлексии. Процесс познания в этом возрасте осуществляется через собственные переживания, кажущиеся особенными и неповторимыми [1, 2].

Стать личностью, осознать и развить свою уникальность крайне важно для подростков. Но по причине того, что в этом возрасте человек еще не способен объективно оценивать самого себя и предъявлять себя миру как полноценная личность, то нельзя сказать, что становление личности будет осуществляться в полной мере. Но началом поиска собственного уникального «Я» становится тот момент, когда в семейных отношениях возникают изменения, проявляющиеся в негативизме и отчужденности [3]. Желание познать себя усиливает интерес ко всему, что имеет связь с качествами его личности. Подросток при этом познает свое новое Я, которое появилось в результате перехода в подростковый возраст, в результате изменения социального статуса и общего взросления организма. Подросток познает себя в процессе качественного изменения, т.е. он сравнивает себя с самим собой: каким я был и каким я стал, что я хочу и что я могу. В этом возрасте подросток в большей степени обращает внимание на свои физические и социальные возможности, в поле его наблюдения находятся границы его независимости от окружающих его взрослых, его волнует впечатление, производимое им на общество, – отмечают С.С. Игнатович и Т.В. Сотникова [4].

Несмотря на то, что формирование личности подростка было широко исследовано психологами, в данном вопросе все еще существуют разногласия во мнениях. Это естественно, так как на формирование личности влияют многие факторы, а психологи придают значимость и проявляют больше внимания одному из них. В каждом возрастном периоде меняется позиция ребенка и подростка в семье, школе и среди сверстников. А исходящие от них формы деятельности, воспитание и обучение также приобретают новое содержание. В то же время происходят изменения социальной среды и самого организма.

«Подростковый возраст занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Нам представляется, что его надо рассматривать не просто как очередной возрастной период, а как особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости» [4].

Изменения в организме, социальном статусе или системе отношений формируют его сознательное отношение к обществу и самому себе. В этот период, в зависимости от направления социализации и социальной установки формируется социализация очередных возрастных этапов. В психологических исследованиях коммуникативная потребность, стремления к социализации, половая зрелость и взаимоотношения отмечены как характерные черты подросткового возраста.

В подростковом возрасте личные взаимоотношения выходят на новый и более высокий уровень. Подросток стремится понять как себя, так и окружающих. Предпочитает высказывать мнения о моральных, психологических и личностных качествах своих сверстников. Выше сказанное, с приобретением нового содержания, общения, межличностных отношений, совместной деятельности и т.д. составляют основу развития личности. Одна из характерных черт подросткового возраста связана с агрессивностью. Прекращение общения со сверстниками и холодное отношение друзей плохо сказывается на них. Если данная ситуация длится долго, чтобы самоутвердиться, они ищут друзей вне школы и порой связываются с дурными компаниями.

В подростковом возрасте межличностные отношения отличаются от других возрастных периодов. «Во взаимоотношениях подростков чаще встречаются межличностные конфликты. Все они, в особенности, связаны с ожиданиями и представлениями подростков о дружеских отношениях» [3].

Позиция подростков в системе взаимоотношений в значительной степени зависит от соответствия или противоречий между их личными качествами и предъявляемыми к ним требованиями. Чтобы завоевать расположение, симпатию сверстников, подросток должен обладать рядом качеств. Иногда достаточно иметь два или три отрицательных качества, чтобы попасть в аутсайдеры или группу непопулярных подростков. Наиболее тревожным фактором для подростков являются испорченные отношения со сверстниками. Потребность занять более подходящее положение среди сверстников определяет поведенческие мотивы подростков. Каждый подросток пытается заслужить уважение своих сверстников и иметь авторитет среди них. В данном случае он думает, что его друзья считаются с ним и ценят его. Подростки, пытающиеся улучшить свое положение среди своих сверстников и одноклассников, чтобы самоутвердиться часто используют самые невероятные средства. К ним относятся негативизм, упрямство и другие поведенческие формы. Чтобы хорошо выглядеть в глазах своих друзей, подростки иногда говорят неправду, пытаясь доказать свой героизм. Они стремятся каким-либо образом привлечь внимание своих сверстников и повысить свой социальный статус. Подростка, не находящегося на хорошей позиции в системе межличностных отношений, сверстники могут вообще не любить и не выбирать. А это может привести к формированию ряда негативных качеств в личности и поведении подростка.

Общение подростков со сверстниками настолько расширяются, что порой учеба переходит на второй план, и даже общение с родителями становится все реже, а самостоятельность превращается в важную область их жизни. Когда родители и учителя, почувствовав такое, вмешиваются в отношения подростков, то подвергаются серьезным возражениям» [2].

Следовательно, что во всех случаях, общение, взаимоотношения подростка со сверстниками могут быть как положительными, успешными или негативными и неудачными. Нездоровые, неудачные отношения очень тяжело переносятся подростком. Многие подростки воспринимают неспособность общаться, наладить отношения со сверстниками как личную трагедию. Даже для того, чтобы заслужить уважение и авторитет среди сверстников, подростки могут нарушить социальные нормы, вступить в конфликт с пожилыми людьми, родителями и учителями.

Е.А. Александрова, Н.Б. Крылова, С.Т. Шацкий, исследуя потребности детства как социокультурной реальности, установили следующие особенности [5]:

1) тенденция к подражательности;

2) потребность в приключении, пытливость, любознательность;

3) потребность в радости;

4) потребность в движении;

5) потребность в проявлении инициативы, креативности;

6) общительность, насыщенность, соревновательный характер.

Д.И. Фельдштейн провел анализ психического развития и его связи с окружающей средой, выделив уровни формирования личности подростка [9]:

1) 9–10 лет: происходит стремление быть самостоятельным и возникает потребность признания взрослыми этой самостоятельности, также возникает возрастание негативных самооценок и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей;

2) 10–11 лет: происходит признание окружающими новых возможностей, желание заслужить доверия, выполняя деятельность, которая может быть социально оценена;

3) 12–13 лет: происходит большее стремление удовлетворить потребность в признании окружающими, а также понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе, т.е. происходит осознание себя подростком значимым субъектом в системе общественных отношений.

Таким образом, становление личности подростка несомненно связано с осознанием себя как личности. А.Н. Леонтьев видит проблему самосознания как нечто, не сводящееся к знанию человека о самом себе, а осознаваемое в системе общественных отношений [4].

Также важно отметить, что в этот период активно развивается критическое мышление и формируется мировоззрение, поэтому подросток, задумываясь о самостоятельной жизни, начинает анализировать свои способности и склонности, что приводит в свою очередь к восприятию самого себя и развитию у него самосознания, самопонимания и понимания окружающих [3].

Можно выделить следующие особенности психосоциального развития подросткового возраста:

● Важной характеристикой является то, что в подростковом возрасте формируются полноценные дружеские отношения на фоне повышения активности в социальном взаимодействии.

● Подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении.

● Подростки испытывают беспокойство по поводу своего развития, что ведет к исследованию всех происходящих изменений.

● Подростки все больше стремятся к свободе и независимости от влияний, авторитета взрослых.

● В своем стремлении к независимости подростки критикуют авторитетных взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть

вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

● Деятельность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также воздействует на их поведение и самочувствие.

Общая мотивация подростка смещается на общение. Здесь возникают конфликты, происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Доминантная потребность в общении формулируется следующим образом: «Научиться общаться», «Научиться лучше понимать друг друга».

Сверстники рассматриваются как источник безопасности и поддержки. Характерны жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях: «хороший – плохой», «за меня – против меня», а также -небрежность и агрессия.

– 40% подростков демонстрируют негативное отношение к

сверстнику;

– 30% положительное;

– 30% нейтральное.

Наблюдается следующая динамика мотивов общения со сверстниками:

В 12-13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения младших подростков сосредоточивается вокруг процессов учения и поведения – лидер среди верстников тот, кто лучше учится и правильно себя ведет, положительный образ является ведущим.

В 14-15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Содержание общения фокусируется на вопросах личностного общения, индивидуальности – наиболее привлекательной становится личность «интересная», «сильная», «особенная». У многих подростков оказывается фрустрированной потребность «быть значимым» в их среде. В отношениях мальчиков и девочек исчезает непосредственность.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что ценностный мир подростка разворачивается в его отношении к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Собственные переживания воспринимаются как уникальные, скрываются от окружения по причине боязни быть непонятым. Осознание своего собственного «Я» – это не только открытие своего внутреннего мира и понимание себя, поэтому подросток стремится найти свое место и предназначение в обществе, он удовлетворяет свою потребность в понимании и самоутверждении.

Список используемой литературы:

1. Алиева С.Н. Психологические особенности подростковой агрессии. Баку: Европа. – 2014. 162 с.

2. Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Том 3, №1. С.19-26.

3. Мирзаев Р.Н. Отношения, конфликты и подростки. Баку: АГПУ, 2018. -141 с.

4. Семенова А.В. Личностные характеристики в подростковом и юношеском возрасте // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Том 3, №3.

5. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. – М.: «Айрисс-пресс», 2005. -238с.

Загрузка...