Из чего же сделаны наши девчонки? Воспитание девочки-подростка: особенности и тонкости

Воровщикова Анастасия Борисовна

Член МПАП, наставник ЛППН



Поскольку поведение подростка непостоянно и непредсказуемо, он может страдать, но я не вижу необходимости в лечении. На мой взгляд, ему нужно дать время и обозначить цель, чтобы он смог найти решение проблемы. Возможно, помощь и поддержка требуются и родителям, если они не в состоянии справиться с ребенком. Мало какие жизненные ситуации окажутся сложнее жизни с сыном или дочерью подросткового возраста, которые пытаются освободиться.

Анна Фрейд. Подростковый возраст (1958)

Помните детскую песенку, в которой поется: «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?» С каждым годом все отчетливее понимаю, как глубоко эта тема затрагивает самый завораживающий и сложный период – подростковый возраст. Физиологическое строение женского организма значительно отличается от мужского. Многие из этих различий можно заметить уже в раннем детстве, но наиболее отчетливо это выявляется в подростковом возрасте, когда происходит половое созревание. В своей книге «На стороне подростка» Ф. Дольто писала: «Можно сказать, что мы рождаемся дважды: первый раз, чтобы существовать, второй – чтобы жить; первый раз мы обретаем себя в пространстве, второй – мы обретаем пол».

Пока сам не переживешь бурю подростковых изменений и не окажешься в роли той удивленной и озадаченной этими переменами мамы, трудно представить, насколько сильно трансформируется внутренний мир подростка. Физиологические процессы, эмоциональные переживания и осознание своей уникальности сплетаются в сложный процесс взросления.

В подростковом возрасте девочки сталкиваются с настоящим вихрем перемен. Физические изменения часто ставят их перед непредсказуемыми вызовами, а эмоциональные бури приносят новые открытия и потрясения. Для каждой девочки это время становится уникальным путем к пониманию себя и своих возможностей.

Девочки в возрасте, который Зигмунд Фрейд определяет, как латентный период (примерно от 6-7 лет до полового созревания), вовсе не кажутся скрытными. В этот возрастной период они активно исследуют мир, проводят эксперименты, создают собственные театральные постановки, сочиняют стихи и музыку, спасают животных и увлеченно катаются на велосипедах. Например, в то время моя дочь увлеклась сочинением сказок и участвовала в научных олимпиадах и конкурсах, а также за месяц прочитала все книги о Гарри Поттере. Ее интересы варьировались от литературы до мультипликации, она занималась балетом и подумывала преподавать танцы, а также мечтала стать выдающимся литератором, писать книги и вести свой тревел-блог. Она излучала энергию, уверенность и позитив, с ней было приятно проводить время, потому что ее интересовало все – спорт, природа, люди, музыка и книги.

Многие героини известных классических книг для девочек относятся именно к этой возрастной группе: Поллианна, Аня с фермы Зеленые крыши, Пеппи Длинный чулок и другие. В этот период девочки мечтают, исследуют мир и отправляются на поиски приключений. Они уже способны позаботиться о себе, но еще не обременены заботами о других и не подвержены общественным стереотипам. Им присущи смелость, независимость и стремление к обучению.

Тем не менее, в подростковом возрасте происходит нечто чрезвычайно важное. Девочки постепенно теряют жизнерадостность и оптимизм, становятся менее любознательными и более покорными. Их энергия и независимость ослабевают, уступая место самокритике и неуверенности. Даже физическое состояние порой отражает внутреннюю тревогу. Девочки, которые раньше жадно впитывали впечатления, теперь могут предпочесть уединение.

Этот период, который Лиза Дамур называет «прощанием с детством», сопровождается стремлением к изоляции. Примерно в возрасте 10-12 лет дети начинают испытывать желание отделить себя от всего, что напоминает им о детстве. Сказки метафорически отражают этот процесс: юные героини пробуют отравленное яблоко или колются веретеном, погружаясь в долгий сон. Они переживают опасные приключения, блуждая где-то вдали от дома и встречая страшные опасности на пути, а потом их спасают принцы – и девочки превращаются в пассивных и покорных. Подростковый хаос разрушает целостность личности. Девочки разрываются на части, а их целостные «Я» мечутся под воздействием таинственных противоречий. Девочки и чувствительны, и нежны, и жестоки, и склонны с конкуренции, и поверхностны, и идеалистичны.

Загрузка...