Негармоничные стили семейного воспитания и их влияние на ребенка в период подросткового возраста

Булгакова Полина Сергеевна

Член МПАП, стажер ЛППН



Про особенности подросткового возраста известно и не вовлеченному в возрастную психологию человеку. О том самом «страшном» и сложном периоде взросления многие родители скажут про невыносимость характера ребенка, но не всегда найдут объяснение его поведению и, уж тем более, не станут искать причину в своих действиях. Однако родительское воспитание хоть и претерпевает снижение авторитетности в глазах ребенка, но все так же имеет влияние на его психологическое состояние, а, как следствие, и на его решения и поступки.

Михаил Ефимович Литвак в своей книге «5 методов воспитания детей» писал: «Одно из заблуждений человечества – что в переходном возрасте дети становятся хуже. Это значит, что было неправильное воспитание.» [1, с. 146] По мнению Михаила Ефимовича и многих других современных психологов переходный возраст не столь страшен, как о нем пишут. Страшна становится для родителя невозможность совладать с эмоциями и желаниями своего ребенка. Но реагируют на изменения во взаимоотношениях с детьми-подростками родители по-разному, и формирующим здесь будет присущий родителю стиль воспитания. Под последним мы понимаем то, какие методы и способы воздействия на ребенка применял родитель, каково было его отношение к ребенку на протяжение всего развития. Стиль воспитания будет определять поведение и родителя, и ребенка-подростка в данный возрастной период.

Социальная психология подросткового класса. Начать анализ взаимосвязи стилей родительского воспитания и поведения ребенка в период подросткового возраста стоит с социальной психологии подросткового класса. Очевидным является факт, уже названный выше, о том, что влияние родителя на ребенка в период подросткового возраста сокращается. В отличие от дошкольников и младших школьников, для которых взрослые являются основными авторитетными лицами, у подростка определяющим типом взаимоотношений оказываются его взаимоотношения со сверстниками. Даниил Борисович Эльконин, выстраивая концепцию периодизации психического развития, выделял ведущей деятельностью у подростков интимно-личностное общение: «Ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основании определенных морально-этнических норм, которые опосредствуют поступки подростков.» [5, с. 11] При этом, мы понимаем, что взаимодействие с миром взрослых не теряет для подростка личностно-значимый характер. Здесь речь идет о ситуации, когда к категории взрослых, помимо тех, кто относится к ней по своим сравнимым возрастным показателям (родители, педагоги), подросток начинает относить самого себя и своих сверстников. Михаил Юрьевич Кондратьев рассматривает данный возраст как начало формирования системы взаимоотношений типа «Я – значимый другой», в которой постепенно «изживается» значимость возрастного акцента и нарастает собственно личностно-избирательное отношение к другому, что характерно именно для зрелой личности, к какой стремится подросток «уходя» из мира детства. [4, с. 211]

Взрослые же, общность которых у подростка составляют в основном родители и учителя, чаще всего воспринимают подростка «бунтарем», невосприимчивым к восприятию положительного социального опыта. «Ох уж этот переходный возраст» – остается смиряться с трудностями взаимодействия с подростками родителям и педагогам, но не многие задумаются о том, можно ли облегчить этот этап, формируя необходимый стиль воспитания с самого младенчества.

Конечно, подростковый возраст является сложным для психики, претерпевающей возрастные физические изменения и порой полную перестройку системы убеждений еще недавно уверенного в своих силах ребенка, но однажды столкнувшегося с трудностями, которые показались уже невероятно сложными и непосильными ему самому же. Подросток становится уязвим сам для себя, поэтому этот возраст действительно полон эмоций и борьбы маленького человека за независимость. И разные стили воспитания могут сформировать различные ситуации столкновения родителя со стремлением ребенка стать взрослым. Влияние взрослого родителя на подростка становится заметно в периоды почти девиантного поведения характерного для подросткового периода.

По мимо всего сказанного, подростковый период – это этап активной индивидуализации и обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. И для взрослого здесь важнее всего – контролировать естественное желание подростка персонализироваться, не «гася» его активности, а лишь корректируя направление, даже при том, что поистине личностно образующими на этом этапе для подростка становятся именно отношения со значимыми сверстниками. Отношения же со взрослыми становятся наиболее напряженными и эмоциональными в силу того, что подросток стремится утвердить свою взрослость, в первую очередь, в семье. Например, особо важным становится для ребенка-подростка признание его достижений отцом. Все это создает почву для повышенной чувствительности и ранимости подростка, отсюда демонстративное поведение в виде негативизма, обидчивости.

Еще одной важной чертой в отношении подростков к взрослым является стремление раскритиковать поступки взрослых: «подросток с каким-то особым удовольствием начинает «обличать» родителей и вообще взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам, которые проповедуют, обвинять их в лицемерии, он как бы специально нацелен на выискивание недостатков у взрослых.» [4, с.198]

Причины этого содержатся в возникающем в этом возрасте ценностном конфликте, выражающемся в стремлении подростка отстаивать свои собственные взгляды и ценности, противопоставляя их нормам и требованиям взрослых. Это так же вызвано необходимостью в глазах подростка достижения равных прав со взрослыми. При этом, со стороны родителя не столько важно действительно предоставить все права своему ребенку, сколько создать видимость их признания. Это объясняется тем, что подростку остается важна забота и ощущение безопасности в семье, а ее создавали и создают родители, которые пока что все еще лучше справляются со взрослыми правами и обязанностями. Именно это переживание защищенности позволяет подростку экспериментировать, раздвигать рамки своей жизни, тем самым проходя кризис подросткового возраста.

Указанная выше двойственность в виде стремлении к независимости и одновременной нужды в безопасности нередко проявляется в своего рода потребительском отношении подростка к родителям. Часто можно услышать фразы подобные этой: «Она – моя мама, поэтому должна обо мне заботится.» Подобный «цинизм» так же объясняется стремлением подростков проверить насколько требования, предъявляемые к ним, соответствуют к требованиям, которые они могут предъявлять к взрослым.

Многие подростки в этом возрасте начинают сопротивляться открытому выражению чувств (объятиям, поцелуям, ласковым словам и т.д.), других же форм выражения любви к взрослым у них нет. Родители, не находящие других способов выражения теплых чувств к своему ребенку, тоже остаются в неловком положении, из-за чего возникает напряжение в связи с невозможностью выражения актуальной потребности в любви. Усугубится ситуация может возникающим у обоих сторон чувством вины из-за образующегося сомнения о любви друг другу, подкрепляемого ссорами и конфликтами. Конфликты же возникают в силу переживаемой подростком невозможности объяснить свое поведение из-за трудности осознания реальных мотивов. Как следствие, на этой почве зарождается подростковая ложь. Подросток остро переживает внутреннюю правоту своих поступков, но не имеет средств, чтобы объяснить это другим. Отсюда внезапная замкнутость, уход в себя на просьбы объяснить причины своего поведения.

Несмотря на то, что определенные проблемы и конфликты представляют собой достаточно типичное явление во взаимоотношениях подростков и родителей, их сила, острота, частота, а главное, влияние на дальнейшее развитие подростка во многом зависят от стиля семейного воспитания.

Разные стили воспитания. Хочется отметить, что в существующей на сегодняшний день одной из концепций стилей семейного воспитания, включающей авторитарный, авторитетный, либеральный и индифферентный стили, присутствуют «отголоски» стадий исторического развития детско-родительских отношений, которые описаны в «психогенной теории истории» А. Ллойда-Демоза. [2, с. 15] Им были выделены шесть этапов: инфатицид, «бросающий» стиль воспитания, амбивалентный, «навязчивый», социализирующий и «помогающий» стили воспитания.

Инфатицид, или же «детоубийство» в истории мы можем наблюдать на примере античной Спарты, где практиковалось «отсеивание» детей, физически неполноценных и не подходящих для того, чтобы быть войнами.

Бросающий тип воспитания характерен для средних веков, когда эмоциональная близость и любовь родителей к детям не считалась ценностью. Детей отдавали или «бросали» на воспитание к другим людям: у высших слоев было принято отдавать детей в монастыри, у низших – на обучение ремеслам в мастерские, где они потом могли зарабатывать сами деньги. «Домострой» как основное руководство по воспитанию детей того времени не возлагал на родителей обязанности любить детей, хотя дети и должны были проявлять беспрекословное послушание, уважение и любовь к родителям.

Фундамент для следующей ступени развития детско-родительских отношений сформировал Дж. Локк и лежащее в основе его учения об эмпиризме выражение «tabula rasa», означающее в переводе с латинского «чистая доска». Амбивалентный стиль воспитания уже признавал за ребенком наличие души, но основным педагогическим методом становилась «лепка» души ребенка с чистого начала по образцу, принимаемому родителями.

Навязчивый стиль воспитания, присущий XVIII в., характеризовался стремлением к тотальному контролю в воспитании. Поведение и сознание ребенка становились предметом вмешательства со стороны родителя с целью сохранения ценностей традиционной авторитарной семьи.

Последние два этапа отличаются возникающей гуманностью в отношении воспитания детей. Социализирующий стиль ставит основную задачу перед родителями – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать и закрепить необходимые качества и способности. При этом сохраняется авторитет родителя, хоть уже и не лишающий подростка возможности самостоятельного выбора своего будущего. На этом этапе исторического развития важную роль в процессе социализации играет включенность в детские сообщества, подростковые и юношеские объединения, субкультуры.

Существующим в современном обществе этапом становится преобладание помогающего стиля, когда отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, заслуживающей уважения и прав на свободный выбор собственного жизненного пути. Особое значение в детско-родительских отношениях приобретают эмоциональная и духовная близость, а воспитание преобразуется в диалогический процесс, в котором оба субъекта общения равноправны и не только родители «учат детей», но и родители «учатся» вместе с детьми и у детей. [4, с.164]

Таким образом, мы видим базу для формирования в современных семьях и авторитарного стиля воспитания с присущими ему высоким уровнем контроля и холодными отношениями между родителем и ребенком, и либерального стиля, характеризующегося попустительским отношением к воспитанию, низким уровнем контроля, теплотой взаимоотношений, и авторитетного стиля, сочетающего высокий уровень контроля с признанием автономии детей, и индифферентного стиля с низкими требованиями к ребенку, но и отстраненностью в отношениях между родителем и ребенком.

Концепция стилей негармоничного воспитания Э. Г. Эйдмиллера. В данной статье анализ влияния стилей семейного воспитания на поведение ребенка-подростка мы подробно рассмотрим на основе классификации негармоничных стилей семейного воспитания отечественных ученых А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллера.

К основным характеристикам в данной концепции авторы отнесли: уровень протекции, то есть количество времени, сил, внимания, которые уделяют родители воспитанию детей; степень удовлетворения потребностей ребенка; количество и качество требований, запретов и санкций к ребенку; неустойчивость стиля воспитания. Для исследования данных показателей Э.Г. Эйдемиллер создал методику «Анализа семейных взаимоотношений» (АСВ) [6, с. 503]

Уровень протекции в методике подразделяется на две шкалы: «гиперпротекцию» и «гипопротекцию». При гиперпротекции родители уделяют максимально возможное количество времени и сил на взращивание своего ребенка, воспитание становится центром их жизни и главной ценностью. Гипопротекция свидетельствует о недостатке родительского внимания к воспитанию ребенка.

Показатель удовлетворения потребностей ребенка выражается в шкалах «потворствование» и «игнорирование потребностей ребенка». Здесь речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворения потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных – прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании.

Третья названная выше характеристика измеряется по шести шкалам: чрезмерность требований-обязанностей, недостаточность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований запретов, чрезмерность санкций, минимальность санкций. Требования – неотъемлемая часть воспитания ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей выражается в несоответствии накладываемых на ребенка поручений его возрастным способностям и уровню физического и психического развития. Очень часто на ребенка-подростка «вешают» обязанности по дому, воспитанию младших братьев или сестер, не оставляя свободного времени, но при этом требуя ответственного отношения к учебе с идеальным выполнением домашней работы и посещением секций дополнительного развития. В таком случае родитель как бы перекладывает значительную часть своих обязанностей на ребенка.

В противоположном случае при недостаточности требований-обязанности на ребенка не возлагаются какие-либо обязанности по дому, даже по уборке только в своей комнате, школа посещается без ощущения ребенком ответственности за свои поступки, отсюда возникают невыполнение учебных работ, прогулы и конфликты с учителями. Таких детей в подростковом возрасте сложно привлечь к какому-либо делу, их стремление к взрослости выражается больше в требовании от взрослых признания своих прав, нежели реальной демонстрации ответственного зрелого отношению к делу. Обязанности же выполняются с большим трудом и нежеланием.

Степень выраженности показателя требований-запретов будет определять уровень его самостоятельности в принятии решений, выборе поведения. Чрезмерность требований-запретов предполагает тотальный запрет на все, объясняющийся страхом родителей перед любым проявлением ответственности подростка. В произвольном поведении ребенка они видят обязательное совершение непростительной ошибки, точнее ошибка может быть и вполне простительной, но родителями неудача будет восприниматься с преувеличением трагичности.

В случае недостаточности требований-запретов ребенку позволяется все, а если и ставятся какие-либо запреты, для ребенка будет незначим запрет родителя, не возлагающего ранее на него никаких ограничений. Поэтому минимальные запреты легко нарушаются, а в выборе круга своих друзей, способа проведения свободного времени, траты карманных средств ребенок абсолютно самостоятелен и не считается с ограничениями родителя.

За невыполнение обязанностей или несоблюдение запретов родители применяют по отношению к ребенку санкции. Чрезмерность санкций вырежется в строгих наказаниях, преувеличено негативном реагировании даже на незначительные нарушения поведения. Такие родители убеждены, что для ребенка, а особенно для подростка, важно «держать его в ежовых рукавицах», обходится сурово и строго, чтобы полностью усмирить подростковое стремление к независимости.

Минимальность строгих санкций встречается у родителей, считающих что поощрение гораздо более стимулирует к развитию, от чего в воспитании их детей почти не встречается наказаний.

Неустойчивость стиля воспитания подразумевает резкий переход в родительском воспитании от очень строгого к либеральному, от эмоциональной близости к отверженности и т.д. Неустойчивость стиля воспитания содействует формированию у подростка склонности противостоять любому авторитету. Такие дети «выучили», что тот запрет, который вчера дал родитель, сегодня не имеет значения, строгий тон отца, обязывающего помыть посуду, потом сменится веселым и доброжелательным, а посуду и вовсе помоет мать. Поэтому ставить под сомнение авторитетность родителя у таких подростков – первая возможность завоевать признания его взрослости.

Возможно достаточно большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания. Однако особенно большое значение с точки зрения анализа причин отклонений в поведении у подростка имеют устойчивые сочетания, названные негармоничными стилями семейного воспитания. [3 с.168]. Всего было выделено шесть негармоничных стилей воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопротекция. Классификация типов негармоничного воспитания представлена в таблице 1.



Потворствующая гиперпротекция включает выделение большого количество времени и сил на воспитание ребенка, приоритетность удовлетворения потребностей ребенка при минимальных предъявляемых требованиях. Кажущийся «приятным» и самым безопасным стиль воспитания все же является негармоничным и на самом деле имеет множество подводных камней. Стремящийся к улучшению эмоционального фона ребенка родитель не ругает, поддерживает самостоятельный выбор, часто радует и «балует» своего ребенка. Такие дети уверенны в себе, у них складываются доверительные отношения с родителями. При этом ребенок в такой семье не приучен понимать интересы других, что часто становится основой для ярко выраженного в подростковый период эгоцентризма. Ему сложно строить взаимоотношения со сверстниками, так как за пределами семьи царят другие отношения, к ним быстро возникает неприятие из-за их стремления поставить себя выше других.

Ребенок находится в центре внимания семьи, что содействует развитию истероидных и гипертимных черт личности. В подростковом возрасте такой стиль воспитания приводит к самоутверждению за счет минимальных требований предъявляемых со стороны родителей. Почувствовав даже минимальный контроль со стороны взрослого, подросток возмутится преуменьшению его взрослости. Конфликты усугубятся, если родитель, столкнувшийся с бунтующим ребенком, решит применить более строгие методы. Подросток, уже не воспринимающий авторитет родителя, начнет сомневаться в искренности доброжелательного воспитания родителей в его детстве и будет обвинять родителя, выставляя себя в одновременно жертвенном и выигрышном положении. При этом ему так же важно оставаться в центре внимания родителей, пусть теперь и не в положительном смысле.

Данный тип воспитания также называют «кумир семьи». При потворствовании родители бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет воспитательных действий: «в моем детстве такого не было, пусть у него будет». Забота о ребенке забирает все свободное время родителя, сужая круг его интересов и друзей. Часто мать за счет преувеличенной опеки уменьшает тревогу, вызванную кризисом самореализации, посвящая всю себя только воспитанию ребенка. Тревога у таких родителей усиливается в период подросткового возраста их ребенка, потому что у взрослого появляется страх потерять основу их жизнедеятельности в связи со становлением ребенка самостоятельным. Тогда родители будут максимально сопротивляться признанию в подростке взрослой независимой личности. Воспринимая подростка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, тем самым способствуя развитию психического инфантилизма.

При доминирующей гиперпротекции ребенок так же находится в центре семьи, удовлетворение его потребностей и воспитание – это основные цели родителей, но при этом взращивание в ребенке необходимых черт они намерены реализовывать путем принуждения к строгому соблюдению обязанностей, формирования допустимых и запрещенных форм поведений, а также применяя санкции при нарушении установленных правил. В таком случае родители ограничивают свободу и самостоятельность ребенка. В основу доминирующей гиперопеки может лечь фобия утраты ребенка.

У стеничных подростков, которые полны энергии, жизнестойкости, легко преодолевают трудности, возникает в таких семьях реакция оппозиции и эмансипации. Как правило через ссоры и трудности, но они быстрее приходят к убеждению родителей в своей взрослости, разумеется, при условии взаимного родительского интереса в становлении их детей самостоятельными. В случае же еще большего повышения числа требований, запретов и наказаний противостояние подростка словам родителя и его борьба за права независимости так же будут принимать исключительный характер, формируя около девиантное поведение.

При астенических чертах подростка в семье с типом родительского воспитания «доминирующая протекция» ребенок будет не в силах противостоять контролю родителей, что повлечет усиление тревожно-мнительной акцентуации. Назвать кризис подросткового возраста пройденным можно чисто условно за счет преодоления возрастных рамок и перехода к юности и зрелости. Успешность и качество жизни такого человека будут зависеть от схожести условий на работе и в личных отношениях с родительским воспитанием, когда ребенок был центром, его потребности удовлетворялись, но за него принимали решения, пресекали его свободу, а от него требовалось следовать установленным нормам. В иных ситуациях человек не сможет принимать решения без сопровождающего чувства тревоги, ему будет сложно выходить из привычного образа жизни при необходимости, а при встрече с неудачами чувство неуверенности «поглотит» его силы на преодоление трудностей, от чего будет ухудшаться эмоциональное состояние.

Гиперопека потворствующая или доминирующая может возникнуть по причине расширения сферы родительских чувств. Так происходит, когда родитель ошибочно воспринимает обязанность воспитания как компенсацию ребенку какого-либо разлада в семье. В подростковом возрасте такие обстоятельства становятся основой для ситуации, когда мать расширяет сферу родительских чувств до включения эротических отношений с ребенком. Эта психологическая установка воспринимается косвенно в высказываниях, что ей никто не нужен кроме сына, и в противопоставлении идеализированных ею отношений с сыном не удовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда мать начинает осознавать ревность к подругам сына, хотя чаще она предъявляет ее в виде многочисленных придирок к ним.

Тип воспитания «повышенная моральная ответственность» характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Требования к ребенку очень велики, не соответствуют возможностям ребенка и не содействуют его развитию. А в сочетании с равнодушным отношением родителя к удовлетворению потребностей ребенка также формируется психастенический тип характера у ребенка. Родители, как правило, объясняют необходимость большого количества обязанностей у ребенка сложными обстоятельствами, в которых находится семья. При этом, осознавая загруженность своего ребенка, родитель не стремится исправить ситуацию, а склонен находить оправдание в том, что это будет полезно для формирования в ребенке ответственности и самостоятельности. И если в подростковом возрасте родители с таким типом воспитания охотнее признают своего ребенка самостоятельным, то сложность эмоционального состояния подростка будет в недостаточности все еще важной для ребенка родительской любви и заботы. Такому подростку будет не хватать защищенности и поддержки со стороны родителя, отсюда и формирующееся ощущение непостижимости новых высот у тревожно-мнительной акцентуации. Неудовлетворенность потребностей ярко прослеживается именно в нехватке духовной близости с родителем, подросток не может выразить все свои переживания, а если и высказывается о чем-то, то чаще всего сталкивается с обесцениванием. Из-за накладывания родителями чрезмерных обязанностей на подростка, у него нет времени на построение взаимоотношений со сверстниками, которые очень важны в этом возрастном периоде, в чем также выражается безразличие родителей к потребности ребенка в общении. Такому ребенку становится трудно начать разговор, построить дружеские взаимоотношения, что порождает недоверие и осторожность в социальных контактах, свойственные тревожно-мнительному типу. Часто подросток попадает под влияние неприятной компании, так как требования послушания и полного подчинения ведут к формированию установки подстраиваться под желания других людей.

«Эмоциональное отвержение» как тип воспитания формирует отношения между родителем и ребенком по типу «Золушки». Ребенок имеет строгие обязанности, множество запретов и несправедливость наказаний, а об стремлении к взращиванию в нем личности и удовлетворении его потребности родители думают в последний момент. Основу для такого типа воспитания положило травматичное событие в жизни родителя, которое он ассоциирует со своим ребенком. Например, беременную женщину «бросил» ее возлюбленный, а ребенок стал напоминанием о невзаимной любви. Родитель выстраивает большую дистанцию в общении с ребенком, который живет в нелюбви, осуждениях и непринятии. Эмоциональное отвержение формирует и усиливает черты импульсивной (эпилептоидной) акцентуации личности, ведет к формированию невротических расстройств у подростков с лабильной и астенической акцентуациями. Эмоциональную лабильность могут усиливать родители, создающие видимость любви к ребенку при других людях, а наедине проявлять необоснованную для ребенка ненависть.

Схожие последствия имеет и «жестокое обращение» родителя с детьми, но при таком стиле воспитания на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, угрозами неудовлетворения потребностей, лишением удовольствий. Разумеется, речи не идет не то чтобы о любви, ребенок растет в страхе и недоверии, которые повлекут трудности и в социальных взаимодействиях. Подростки в семьях с типом воспитания «эмоциональное отвержение» и «жестокое обращение» эмоционально неустойчивы и двойственны: их стремление к независимости, выражающееся в максимальном обособлении от родителя и прекращении контакта с отцом или матерью любым способом, сочетается с ощущением сильной необходимости близости и любви. Зачастую в силу неразборчивости в людях, как только находится человек отдающий такому подростку свое внимание, между ними формируются зависимые отношения. В худших случаях зависимость заставляет игнорировать такое же жестокое отношение, какое было в семье, и продолжать взаимоотношения разрушающие и без того травмированную личность.

В основе типов «эмоциональное отвержение», «жестокое обращение» и «повышенная моральная ответственность» лежит неразвитость родительских чувств, которая может быть обусловлена отвержением самого родителя в детстве его родителями. Замечено, что родительские чувства значительно слабее развиты у более молодых родителей, а с возрастом усиливается ценность детско-родительских отношений. Эмоциональное отвержение и жестокое обращение усиливается при проецировании родителями на ребенка собственных нежелательных качеств.

В таком стиле воспитания как «гипопротекция» у родителей также отсутствуют чувства, обуславливающие стремление построить с ребенком гармоничные отношения. При гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, а родители не контролируют его и не интересуются его воспитанием. Привыкший с малых лет к безразличию родителя подросток ранее остальных столкнется с ощущением себя взрослым, только доказывать ему это никому не придется. Такой ребенок вероятнее всего свяжется с компанией старше себя, а их слово станет для него авторитетным. Подростковый бунт имеет вероятность проявится либо во взаимоотношениях с педагогом, либо с лицом, хоть в малой степени заинтересованного его жизнью, часто им становит бабушка, при этом негативизм и недоверие будет распространятся на все окружение подростка. Осознание факта несправедливого безразличия родителей сформирует у ребенка протяженное чувство грусти, с не малой вероятностью приводящее к депрессии. Даже подросток с гипертимной акцентуацией будет остро переживать нехватку родителя, детско-родительской связи, системы семейных взаимоотношений, что может стать причиной невротического расстройства. Им могут быть совершаемы попытки восстановить близость с родителями, однако неудачи в подобных стремлениях и станут основными причинами депрессии и неврозов.

Гармоничный стиль воспитания. Очевидным становится вопрос о том, какой же стиль воспитания наиболее гармоничный и благоприятный? Тот, в котором сочетаются взаимное эмоциональное принятие и уважение к удовлетворению потребностей другого члена семьи с санкциями в виде поощрений, а не наказаний, и понятными для ребенка требованиями к нему от родителей. В такой семье ребенок не становится центром, от чего учится уважать желания и границы других членов семьи. Его начинания и стремления не пресекаются, а поддерживаются родителем, который заинтересован в помощи в развитии необходимых черт во взрослой жизни. Ребенок прислушивается к аргументированным предложениям родителя, ощущая не строгость требований, а поддержание его самостоятельности в сочетании с обеспечением безопасности. Контроль, основанный на положительных чувствах и разумной заботе, наиболее вероятно не станет раздражать подростка. Гармоничный тип воспитания отличается признанием самоценности личности ребенка и отказом от манипулятивной стратегии воспитания. Родители предъявляют систему требований, обоснованную возрастными и индивидуально-личностными особенностями ребенка, их воспитание отличается устойчивостью и непротиворечивостью. Ребенку предоставляются права быть самостоятельными в каких-то областях его жизни, при этом он не чувствует отчужденности от родителей, ведь они постоянно интересуются его жизнью и разными способами проявляют любовь и заботу. Адекватные формы проявления чувства взрослости (принятие ответственности, социальная активность, умение отстаивать свою точку зрения, способность найти выход из конфликтных ситуаций и др.) формируются в тех случаях, когда взрослые побуждают подростка проверять свои возможности. Они помогают подростку понять его сильные и слабые стороны, объясняют ему причины удач и неудач и содействуют в достижении успеха. Такие родители не боятся обсуждать с ребенком не только их детские, но и общие семейные проблемы, учитывая мнение детей. Подростковый возраст протекает в семьях с подобным стилем воспитания без острых конфликтов и особых сложностей, формируя основу для уверенной и жизнестойкой во взрослой жизни личности.

Рекомендации членам семей с разными стилями негармоничного воспитания. При встрече психолога с запросом от ребенка или родителя из семьи с вышеперечисленными негармоничными стилями воспитания возможны следующие рекомендации.

В семьях с потворствующей гиперопекой необходимо снижение уровня жертвенности родителей в отношении ребенка через объяснение негативных перспектив формирования его личности. Родителям необходимо найти дополнительную сферу реализации себя, а по отношению к ребенку обозначить зону его ответственности в семье. Для сформировавшихся демонстративных черт у подростка благоприятно будет создать условия для их реализации, например, театральная секция.

Основная проблема на входе во взрослую жизнь подростка из семьи с доминирующей гиперопекой – это несамостоятельность и неспособность принятия собственного решения, ведь их свобода всегда пресекалась. Поэтому в первую очередь необходимо создать условия для проявления инициативы, смелости, решительности подростка, заменить наказания на поощрения даже малейших успехов. Родителям следует избегать мелочного контроля, а для детей-астеников продумать режим труда и отдыха комфортный для ребенка.

В семьях с повышенной моральной ответственностью родителям необходимо начать уделять внимание потребностям ребенка, учитывать его нужды и желания, а груз моральной ответственности снизить до уровня, сочетаемого с предоставлением времени на собственные интересы ребенка.

В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемое или неосознаваемое ассоциирование ребенка с неприятным моментом из жизни родителя, поэтому необходимо проработать эту проблему с самим родителем. Психологу необходимо помочь осознать причину непринятия ребенка и убедить в создании, если не «напитанного» любовью, то просто справедливого и уважительного отношения к ребенку. Подростку же необходимо помочь найти ресурс в виде поддержки и эмоциональной связи с друзьями.

При жестоком обращении ребенку необходима реабилитация, проведение специальных мер психокоррекционной помощи ребенку. Это должна быть терапия, направленная на развитие коммуникативных навыков и познавательных интересов, на снижение агрессивности, тревожности. Ребенку необходимо найти способ нахождения в изолированных от жестоких родителей условиях, включающих доброжелательную психологическую атмосферу и заботу о его эмоциональном благополучии.

Рекомендации работы в семье с гипоопекой заключатся в возможном разъяснении ошибок родителю, содействие большему выделению внимания ребенку и его увлечениям. Однако, как правило в таких семьях за помощью чаще обращается именно подросток, которому необходимо объяснить важность для него нахождения в компании, с людьми, где он будет иметь возможность построить отношения на общих интересах. Следует рекомендовать в качестве таких компаний кружки и секции, где будет ценна работа в команде, например, командные виды спорта.

Описанные выше стили негармоничного воспитания травмируют психику ребенка, препятствуют его благополучному развитию. В основе этих стилей лежит личностная проблема родителя, которую он вместе с психотерапевтом способен осознать и преодолеть, чтобы достичь благополучия в семье. Гармоничный стиль семейного воспитания подразумевает желание родителей установить теплые отношения в семье, что будет обуславливать его стремление выходить из конфликтов не путем обвинения ребенка, а методом анализа и собственных действий тоже. Такого родителя отличает желание содействовать развитию ребенка и готовность развиваться вместе с ним.

Список используемой литературы:

1. Литвак М. 5 методов воспитания детей/ Михаил Литвак. – Москва, 2016. – 288с. – (Принципы Литвака)

2. Ллойд-Демоз А. Психоистория. Р.-н/Д.: Феникс, 2000 – 512с.

3. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание: учебное пособие для вузов/ Е. А. Соловьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 202 с. – (Высшее образование)

4. Толстых Н.Н. Психология подрасткового возраста: учебник и практикум для вузов/ Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 406 с. – (Высшее образование)

5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. №4. С. 11

6. Эйдмиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд.. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Загрузка...