27 сентября 2010 г.
г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Церковь износит Святой Крест, чтобы мы, поклоняясь ему, вспоминали призыв Спасителя, обращенный к каждому из нас, – призыв нести свой крест. Сам Господь Спаситель дал нам образ этого крестоношения, когда нес на Голгофу Свой Крест, на котором потом был распят за наши грехи.
Крест этот у каждого из нас свой. Он складывается из скорбей, выпадающих на нашу долю; из испытаний, через которые нам приходится проходить; из «трудных» людей, окружающих нас; из неприятных обстоятельств, преследующих нас; из болезней, посещающих нас, – из всего того, что делает жизнь скорбной. Человеку свойственно искать счастья, желать покоя, стремиться к радости. Однако жизнь многих, наверное, почти всех людей, складывается иначе: вместо радости приходит скорбь, вместо здоровья – болезнь, вместо доброго человека мы встречаем злого. Из всего этого и складывается наш жизненный крест. Он не бывает непосильным: Господь дает нам такой крест, который мы можем понести. Очень часто Господь посылает нам Симона Киринеянина, который помогает нести наш крест, берет его на себя добровольно или по нашей просьбе.
Святитель Иоанн Златоуст, чья кончина пришлась на день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и чью память мы сегодня празднуем, свой жизненный крест пронес до конца. Этот великий святитель, проповедник, которому рукоплескали жители Константинополя, пользовался огромной популярностью, был вхож во двор императора, оставил замечательные творения, до сих пор читаемые православными христианами. По зависти и мстительности человеческой он был низложен с Константинопольского престола и отправлен в ссылку. Даже на пути к месту своего упокоения он писал утешительные письма диаконисе Олимпиаде, в которых вместо того, чтобы жаловаться на жизнь, утешал и укреплял ее, говоря, что человек должен нести все скорби, выпадающие на его долю.
Когда святитель Иоанн Златоуст, истощенный после многих месяцев пути, сломленный физически, но не духовно, предавал свой дух в руки Божии в далеком от Константинополя абхазском селении Команы (где ныне, на месте исповеднической и мученической кончины святителя, стоит монастырь, названный в его честь), он сказал: «Слава Богу за все». Эти слова могут служить жизненным девизом каждого из нас. Мы с легкостью благодарим Бога за радости, за победы и приобретения, за прекрасные дни, за добрых людей, встреченных нами, но как трудно благодарить Бога за болезнь, за скорбь, за испытания, – за все то, что составляет наш жизненный крест.
И сие от Бога, потому что вам дано… не только веровать в него, но и страдать за Него… (Флп. 1, 28–29).