21 сентября 2004 г.
г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – первый великий праздник церковного года. И в течение всего года Церковь напоминает о жизни, служении и подвиге Пресвятой Богородицы: в них сокрыта великая тайна, но сокрытое – назидание для каждого из нас.
Пресвятая Богородица, как говорит церковная традиция, родилась от святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. В течение многих лет они оставались бесплодными и просили у Господа, чтобы Он даровал им ребенка. Они достигли преклонного возраста, когда их просьба была исполнена и они стали родителями Пресвятой Девы Марии. Иоаким и Анна воспитывали Марию в страхе Божием и благочестии, передали Ей то главное, что родители должны передавать своим детям, – веру в Бога и любовь к Нему. Вся их жизнь была посвящена Господу, и своего единственного ребенка они посвятили Богу.
Среди предков Пресвятой Богородицы были и праведники, и грешники. Но на протяжении многих столетий род человеческий готовился к великой тайне боговоплощения. И эта тайна, которая преобразила мир и изменила ход истории, началась с рождества Пресвятой Богородицы, ибо Господь предызбрал Ее от начала веков, чтобы Она стала Матерью, вместилищем Бога живого. И, как говорится в службе Рождества Пресвятой Богородицы, Она стала той дверью, через которую в человечество пришел Сам Господь. Ее чрево стало пространнейшим Небес, ибо вместило Самого Бога.
И Пресвятая Богородица приуготовила Себя к этому всей Своей жизнью, начиная с раннего детства, которое провела при храме Божием. Жизнь Пресвятой Богородицы была отдана Богу – всецело и без остатка.
Мы живем в такое время, когда редко кто ставит веру в Бога на первое место, не говоря уже о том, что многие люди вообще живут без Бога и без Церкви. Есть немало людей и среди верующих, для которых Бог – далеко не главное: у одних на первом месте семья, у других – работа, у третьих – карьера, у четвертых – стяжание земных благ. Такие люди нередко считают себя верующими и даже церковными, но Богу они посвящают лишь время, оставшееся от земной жизни, может быть, несколько минут в день или один-два часа в неделю, когда заходят в храм, чтобы помолиться и поставить свечи. Все же остальное время они живут, как неверующие.
Господь ждет от нас не этого: Он ждет, что мы всю жизнь отдадим Ему. И Пресвятая Богородица обращает к нам то же пожелание, которое мы слышим в ектениях на Божественной литургии: «Весь живот наш Христу Богу предадим». Это не значит, что мы должны отказаться от всего земного – от семьи, работ – и целиком уйти только в молитву и религиозную жизнь. Но все, что мы делаем в земной жизни, должно быть пронизано верой в Бога, освящено религиозным идеалом. Мы должны всю свою жизнь сверять с евангельскими заповедями и все, что бы мы ни делали, делать во славу Божию.
Каждый из нас где-то работает. Эта работа может быть средством для заработка, но может быть и служением Богу. А наша семья может стать малой церковью, чтобы в ней царствовал Господь, как и в Своей Церкви. Мы можем учить детей наукам и искусствам, чтобы они в земной жизни преуспевали, но можем и должны, если мы истинные христиане, прежде всего открыть их души для веры в Бога.
Этому учит нас жизнь Пресвятой Богородицы и Ее родителей, святых и праведных Иоакима и Анны. И неслучайно на каждом отпусте весь год в конце богослужения мы поминаем именно их, святых и праведных Иоакима и Анну. Поминаем именно потому, что во многом благодаря их вере тайна нашего спасения стала реальностью, ибо веру и любовь к Богу они передали своей Пресвятой Дочери. И мы должны не только радоваться тому, что истинная вера в Бога была передана от ветхозаветных праведников Пресвятой Богородице, а от Нее перешла к нам, но ежедневно воплощать в жизнь тот идеал, который начертан для нас в Евангелии.
Нам предстоит держать ответ перед Господом не только за себя, но и за наших детей. Как мы их воспитали? Чему научили? Что им передали? Если мы научили их только тому, как хорошо устроиться в жизни и сделать карьеру, это значит, что мы – плохие родители. Если же мы привили им любовь и доверие к Богу, значит, мы исполнили свой родительский христианский долг. Будем молиться Господу, Его Пречистой Матери и святым Иоакиму и Анне, чтобы они помогли нам воспитать свою душу в страхе Божием и передать детям нашим ту веру, которая станет для них источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14).