14 октября 2005 г.
г. Вена (Австрия), кафедральный собор святителя и чудотворца Николая
Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Он установлен в честь события, которое произошло в Константинополе в X веке. Когда город был осажден варварами, люди собрались во Влахернском храме, и во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый увидел в окружении ангельских воинств Пресвятую Богородицу, Которая, сняв с головы покров, распростерла его над народом. Святой Андрей рассказал об этом видении, и люди воспрянули духом, потому что поняли: Сама Пресвятая Богородица защищает их и покрывает от всякого зла честным Своим омофором. С того времени был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Греческой Церкви, а затем перенесен в Церковь Русскую. Слова, которые раскрывают нам смысл этого праздника: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу; ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица превечнаго Бога».
Приходя в храм Божий и участвуя в Божественной литургии, мы должны сознавать, что во время богослужения здесь присутствуют не только те люди, которые совершают его – архиереи, священники, диаконы, православный народ, но и Пресвятая Богородица, небесные силы и все святые. И та служба, которую мы совершаем в храме, есть лишь часть той вечной мистерии, того богослужения, которое происходит в Царствии Небесном, объединяет всех живых и умерших и включает Пресвятую Богородицу, ангелов и всех святых. В напоминание об этой небесной реальности в храмах размещены многочисленные иконы и фрески, отовсюду взирают на нас лики святых, – тем самым Церковь напоминает, что нет преграды между живыми и умершими, между теми святыми, которые уже в Царствии Небесном, и теми грешниками, которые стремятся к святости.
Потому и богослужение Православной Церкви не отличается простотой и лаконичностью, как, например, службы лютеранские, из которых выхолощено все та́инственное и чудесное. В православном храме мы не просто молимся, мы совершаем богослужение, вместе с ангелами воспеваем Бога, вместе с Пресвятой Богородицей и всеми святыми молимся за весь мир и за каждую человеческую душу, за всех живых и усопших. За каждым богослужением мы сугубо молимся Пресвятой Богородице и просим Ее «покрыть нас от всякого зла честным Своим омофором». Молимся ей как заступнице рода человеческого, Матери Церкви и Матери всех христиан. Но и Церковь Христова сама по себе является нашей духовной матерью, и неслучайно в творениях святых отцов и в кондаках преподобного Романа Сладкопевца, чью память мы сегодня совершаем, многократно говорится о Церкви как нашей духовной матери.
Преподобный Роман Сладкопевец всю жизнь посвятил воспеванию Бога. Он был диаконом в Константинополе, и до наших дней сохранилось множество его кондаков, на основе которых были составлены многие богослужебные тексты. Этот духовный писатель, как и преподобные Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и другие авторы богослужебных текстов, вложил в сокровищницу православного богослужения то, что было открыто им Самим Господом. И мы с большой любовью и благоговением храним это духовное сокровище, которое заключено в богослужебных текстах Православной Церкви. Некоторым эти тексты могут показаться слишком сложными или чересчур поэтичными, устарелыми или малопонятными, но мы не заменяем эти тексты на более понятные и доступные, так же как не заменяем канонические иконы на более понятную современному человеку реалистическую живопись, как не заменяем храмы Божии на здания, лишенные признаков церковности. Мы продолжаем строить храмы, и при этом стараемся следовать сложившемуся в Православной Церкви архитектурному канону. И мы продолжаем украшать храмы иконами и фресками, и богослужение наше в своей основе остается таким, каким оно было в Константинополе в X веке, когда люди собирались для молитвы Господу и Его Пречистой Матери и когда избранникам Божиим открывалось то, что открылось святому Андрею Юродивому. Мы дорожим Православной Церковью, ее Преданием и богослужением именно потому, что она открывает чистым сердцем ту духовную реальность, которая стоит за каждым словом богослужения, за красками иконы, за каждым камнем храма.