Дмитрий Охотин Пристанище

Глава 1 Человек, которому повезло

Жизнь первая. Осталось девятнадцать жизней. Уровень – ноль. Репутация – отсутствует. Навыки – отсутствуют. Способности – отсутствуют. Характеристики – отсутствуют. Вторичные характеристики – отсутствуют. Каста – служащий. Социальный психотип – неизвестен. Потенциал – неизвестен. Общественный статус – не имеется. Ранг персонажа – не имеется.

Новый дивный мир встретил Антона сообщениями логов в игровом меню. Ознакомившись с параметрами своего персонажа, он открыл глаза. Тесная, как коробка из-под телевизора, комната давила на психику низким потолком. Колени ныли, затекшие от невозможности разогнуть ноги в полный рост. Антон сел, протягивая конечности и блаженно расслабляясь.

«Копия меня настоящего, – чуть слышно произнес он, разглядывая руки и тело. – Разве что дизайнер на «бицухе» немного сэкономил. Сейчас бы в зеркало посмотреться!»

В принципе, все как он и ожидал. Антон был благодарен самой возможности очутиться в этой виртуальной игре. Он, возможно, оказался среди последних счастливчиков, кому повезло принять участие в проекте «Пристанище», а значит жить. Если бы не Алексей Иванович Суздальцев, Антон сейчас бы медленно умирал с большей частью человечества там, наверху, где экологическая ситуация вышла из-под контроля людей.

Вот уже сто лет люди умирали от загрязненного воздуха, болезней, отравленной воды, генномодифицированных продуктов питания, солнечной радиации, химически активных почв, бедственного перенаселения планеты. Жизнь человеческого общества превратилась в ад, и агония цивилизации приближала его кончину. Не в силах справиться с возрастающим экологическим бедствием, мировое сообщество запустило проект «Пристанище» – строительство сверхзащищенного бункера с камерами анабиозного сна для «золотого миллиарда» людей планеты. Его цель была цинична и жестока – погрузиться в долговременный сон и проснуться тогда, когда атмосфера земли очистится от ядов и вернется в первозданную девственную чистоту. Остальные пятнадцать миллиардов человек, по задумкам проектировщиков, станут жертвой во имя спасения «лучших людей».

Со временем оказалось, что миллиард анабиокамер с громоздкой инфраструктурой, автономным энергетическим хозяйством, независимой системой жизнеобеспечения, мощным комплексом управления с помощью искусственного интеллекта, надежной защитой от миллиардов «завистливых нищих варваров» построить не удастся. Требовались колоссальные ресурсы и время, которого уже не было. Поэтому возвели убежище на пару десятков миллионов человек.

Об этом не афишировали, ведь официально строили объекты, рассчитанные на всех без исключения жителей земли. В интернете и по телевидению регулярно показывали кадры о тысячах возводимых бункерах на всех континентах планеты. Но это был простой монтаж видеоматериалов со стройки одного единственного объекта на Восточно-Европейской тектонической платформе. Место было выбрано не случайно. Неизвестно сколько тысяч лет предстояло провести в анабиозе, а оказаться залитым магмой во время природных катастроф создателям проекта не очень хотелось.

Информация о грядущем всеобщем «кидалове» медленно, но верно просачивалась в массы, и все острее и острее начиналась грызня за место в проекте. Богатые и властные круги развитых стран априори оказывались в самых лучших, центральных областях бункера. Звезды масс-медиа и шоу-бизнеса, чиновники, бизнесмены, журналисты, элиты отсталых стран, научная интеллигенция, спортсмены, мафиози, силовики и сотрудники спецслужб, промышленники, экологические активисты, армейские офицеры, общественные деятели, партийные бонзы, политический бомонд – все потянулись, порой впиваясь друг другу в горло, за счастливым билетиком в новую жизнь, подкупая проектировщиков, интригуя в кулуарах, убивая конкурентов, шантажируя уже успевших попасть в проект.

Ближе к запуску «Пристанища», когда были отлажены все системы и отработаны все детали, на Земле творилось настоящее безумие. Охота за обладателями пропусков освещалась стрим-каналами в реальном времени, а население России вдруг увеличилось в три раз из-за понаехавших иностранцев, что превысило показатели времен легендарного турнира по подводному футболу, проводимого нашей стране в 2054 году «Волга-54».

Все старались подобраться поближе к проекту. Охранный периметр выкашивал толпами желающих незаконно пробраться в бункер. Элита стремилась побыстрее расположиться в своих анабиокамерах, пока ничего не изменилось.

Купить заветный билетик было чрезвычайно дорого. Бумажные и криптовалюты стремительно обесценивались, впрочем, как и золото. Антон даже не надеялся попасть в проект, так как цена самого замшелого местечка, по его расчетам, составляла собственную зарплату за 3298 лет безупречной работы. Без семьи и связей он представлял собой серую массу таких же, как он, простых работяг. Трудился Антон инженером на заводе биопротезов, курировал интерфейсную синхронизацию пальцев рук с мозгом.

Один из разработчиков виртуальной оболочки «Пристанища» – профессор нейропрограммирования процессов искусственного интеллекта Алексей Иванович Суздальцев попал в аварию, его флайкар врезался в телеграфный столб из-за постоянного радиоактивного смога на поверхности земли. Рядом находился Антон, он и помог профессору. Ученый сильно торопился в бункер закончить работу над модуляцией игрового мира, в который будут погружены спящие люди. Но вот незадача – дверью отрезало высокоскоростной имплант-мезинец, которым можно было стучать по клавиатуре со скоростью пулемета Гатлинга. Каково было удивление Суздальцева, когда Антон оказался как раз таки инженером по модифицированным пальцам.

«Времени нет! – торопливо крикнул профессор. – Летим в бункер, по дороге сделаете мне палец!»

Отладить систему синхронизации скоростного мизинца с мозгом ученого пришлось уже в самом бункере, куда Антона пропустили в качестве помощника разработчика. Когда работа была закончена, и Антон хотел было вернуться назад в бренный мир, по залу пронеслась тревожная сигнализация:

– Внимание! Опасность ядерного взрыва! Всем спуститься в бункер! Внешние слои защиты закрываются! Внимание! Опасность ядерного…

– Каналья! – воскликнул профессор. – Не успеваем! Те, кому не досталось место в бункере, решили унести с собой в могилу и участников проекта! Срочно бежим на технический уровень!

Сирена и голос громкоговорителя продолжал вещать, а толпа людей, многие из которых только спустились после паспортного контроля в ожидании своего места в анабиокамерах, ринулась вниз по воздушным лифтам. Перепады давления в трубе позволяли людям путешествовать в них с относительной быстротой вверх или вниз, а также по горизонтали.

Через тридцать минут далекий гул ядерных взрывов донесся до ушей Антона, который стоял вместе с профессором в технической зоне.

«Теперь нам ничего не страшно! – сказал он ухмыляющимся голосом. – Двенадцатислойная защита способна выдержать прямое попадание Луны в бункер, не то, что какие-то атомные бомбы. Они сами защитили место расположения объекта от возможной расконсервации оставшимися на поверхности людьми, сделав задачу его охраны ненужной».

Тут он перевел свой взгляд на Антона и заметил:

«Для обычного инженера вы чрезвычайно везучий! Мне кажется, для вас найдется местечко в анабиокамерах».

Оказалось, что практически 99 % всех мест были уже заняты, и оставались самые низшие по градации отсеки с камерами для касты Служащих из придуманной компьютерной оболочки, работавшей под руководством искусственного интеллекта. Выбирать не приходилось, и Антон с радостью согласился. Там же его ознакомили с дальнейшей судьбой.

«Пристанище» было долговременным проектом, рассчитанным, возможно, на многие тысячи лет. По оценкам ученых самовосстановление планеты при благоприятном исходе может занять десятки и даже сотни тысяч лет. Проектировщики разработали полностью автономную самоподдерживающуюся систему обеспечения жизнедеятельности спящих в анабиозе людей. Сон прекратится только тогда, когда датчики на поверхности дадут сигнал о пригодных для человека параметрах внешней среды.

Все это время погруженные в сон люди должны были находиться в виртуальной реальности, поддерживаемой системами развитого искусственного интеллекта. Это своего рода симуляция жизни, игра, созданная не для того, чтобы скрасить тысячи лет одиночества, а главным образом для того, чтобы не допустить деградации мозга. В анабиозе человеческое тело полностью не замораживается, и существует большая вероятность не только потери воспоминаний, но и когнитивных способностей и даже сознания себя как личности. Только лишь в виртуальном мире можно было активировать мозговые процессы, и спасти их от необратимых биологических изменений. Находясь в социальном взаимодействии, в борьбе за ресурсы, оставшееся человечество будет развиваться, а, возможно, по пробуждению и привнесет в мир новые открытия и технологии.

Но это все было в теории, как будет на практике, Антону придется испытать на себе.

«Главное забыл сказать, – улыбнулся мужчина из технического персонала. – У тебя будет только двадцать жизней. Потеряешь их все – будешь лежать до пробуждения в полной отключке. А вот состоится ли это пробуждение?»

Крышка камеры захлопнулась, и Антон застыл в ожидании чего-то болезненного, но, к своему удивлению, почти сразу обнаружил логи системного сообщения в представшем перед глазами меню. Понимая, что находится в виртуальном пространстве, он искренне удивлялся реалистичности происходящего. Боли в затекших коленях были настолько правдоподобны, что он вспомнил, как на службе в армии на воздушном танке «Армата В-60» за день боев с московскими сепаратистами до онемения затекли колени в неудобной позиции наводчика шаровых молний.

Ущипнув себя, обнаружил боль. Хотелось в туалет по-настоящему, поковыряв в носу, обнаружил полную реалистичность и продуманность абсолютно всего строения человека. Оцифровка мелких деталей тела Антона была доскональной. Он переключил внимание с себя на окружающий мир. Коробка оказалась маленькой комнатой полтора на полтора метра. Узкий матрас, лежащий прямо на полу, шкафчик и по совместительству столик, панель голографического визора, вешалка, пару тарелок и ложка – вот и весь нехитрый скарб.

Антон полез в меню игры. Покопавшись там, он узнал массу интересного. Например, то, что каста служащих является самой низшей из всех девяти каст игры: служащие, помощники, трудники, мастера, гуру, вершители, владыки, просветленные, совершенные. Переход из одной касты в другую практически невозможен и является уникальным случаем.

Социальный психотип, еще одна важная характеристика персонажа, представлял собой бесконечно большое сочетание параметров, словно снежный ком, наслаивающийся на персонажа во время его жизни и деятельности. Проще говоря, это внутренняя моторика личности, дающая свои бонусы и минусы к характеристикам и прочим статам персонажа. Если описать приблизительно, то, например, если постоянно колотить людей, я получаю психотип «агрессор». Это дает мне дебафф к репутации, общественному статусу и рангу, а также существенно замедляет перемену касты практически до невозможного уровня.

Далее, погладив кошку, свинку, овечку, собачку, система добавляет «агрессор против людей». Если начну приставать к овечке, то появится «извращенный агрессор против людей». Так, в течение жизни персонажа, создается психотип, описывающий его с точки зрения морально-психологических признаков. Некоторые группы характеристик психотипа объединяются в классы и далее в кластеры. Если продолжить пример выше, то со временем, в случае того, что действия персонажа будут протекать в том же негативном ключе, «извращенный похотливый агрессор, убийца людей, вор и предатель» превращается в группу «моральный урод». А уже далее, по накоплению таких же отрицательных групп – в кластер «маньяк». И так далее до бесконечности.

Потенциал представлял собой возможный рост персонажа и характерное направление развития. Например, «ученый девятой степени» мог бы в перспективе стать великолепным ученым, если приложит максимум усилий. Но не обязательно персонаж должен стать им. Допустим, если он забил на учебу в школе и стал простым каменщиком на рудниках, то теперь развиваться ему в обработке камня будет гораздо труднее, чем он бы профессионально рос на поприще науки. Но, в расчете траектории движения кирки, анализе силы удара орудием труда о камень у него будут несомненные успехи, поскольку его психотип связан с наукой, то есть с расчетами. Так и во всем остальном.

Общественный статус определял твое значение в обществе, то есть, как тебя оценивают люди. Здесь нужно четко провести границу с репутацией. Если последняя в игре начислялась системой так: например, убиваешь людей просто ради развлечения – у тебя отрицательная репутация, красный цвет твоего имени. То общественный статус при этом может и не пострадать, а даже вырасти, поскольку некоторые люди будут считать тебя крутым борцом за справедливость, а усредненный уровень того, как к тебе относятся другие и будет общественным статусом.

Возьмем в качестве примера Робина Гуда. Система, то есть государство считало его персонажем с абсолютно отрицательной репутацией, но, в то же время, другие люди оценивали его по-разному, многие даже боготворили его.

Навыки, как оказалось, показывают то, что умеет делать персонаж и на каком уровне. Например, «камнетес двенадцатого уровня» может идеально подогнать друг к другу камни, «Летчик восемнадцатого уровня» виртуозно управляет истребителем – то есть материальные умения.

Способности же, в отличие от навыков, относятся пока еще к малоизученным сверхъестественным возможностям персонажа влиять на происходящие события. Оказалось, что за все время действия проекта существовало очень мало людей, кто смог активизировать местную магию. Осталось дождаться случая и найти побольше информации об этом предмете.

Основные характеристики являлись базовыми параметрами персонажа. Их было шестнадцать: сила, скорость, выносливость, здоровье, принятие решений, удача, ловкость, общение, уверенность в себе, решительность, интуиция, творческий потенциал, храбрость, взаимодействие, стабильность и харизма.

Если по первым трем понятно, то здоровье – это шкала возможности перенесения негативных условий среды, повреждений или атаки противника. Принятие решений – это шанс того, насколько правильно персонаж оценит ситуацию и примет верное решение. Общение характеризовало уровень навыков в виртуозности вербального общения, способности донести до других свои мысли. Решительность – это способность персонажа добиваться поставленных целей, в то время как храбрость показывала, насколько персонаж активно действует в трудных ситуациях. Уверенность в себе – это способность не сникать под давлением внешних обстоятельств, быть уверенным в своих базовых целях и ценностях.

Интуиция представляет собой некое «шестое чувство», способность предугадывать событие. Творческий потенциал показывает, насколько может человек изменять мир вокруг себя, действовать нестандартно, генерировать новые идеи. Взаимодействие – это черта, которая отражает то, как и насколько эффективно персонаж взаимодействует с обществом и другими индивидуумами. Стабильность – это состояние психологической твердости, а харизма – умение подчинять себе других персонажей и НПС своими действиями и образом.

Вспомогательных характеристик оказались многие сотни видов, которые открывались по мере жизни персонажа и его специализации в те или иные области деятельности, раскрытия основных характеристик, открытия навыков и способностей, потенциала, социального психотипа и прочего.

Отталкиваясь от основных и вспомогательных характеристик (в первую очередь от основных) рассчитывался по сложной формуле уровень персонажа.

Ну а ранг – это нечто связанное с текущей деятельность персонажа, он косвенно влияет на уровень, все характеристики и прочие статы. Например, судья, как персонаж, имеет шестой уровень, но на своей работе у него шестидесятый ранг. Соответственно общий уровень рассчитывается умножением на коэффициент от ранга.

Все статы персонажа глубоко влияли друг на друга сложной системой взаимодействия, которую только предстояло изучить Антону.

Загрузка...