Низовья Итиля (ныне – Волга). Столица Хазарского каганата Атиль.
Город Атиль состоял из двух основных частей – восточной и западной, а также острова, на котором находился дворец кагана.
Восточная его часть была крупнейшим международным торговым центром: здесь жили купцы из разных стран. (В арабских и персидских источниках она называется Казаран или Хамлих.) С высоты птичьего полета восточная часть казалась лабиринтом из плоских глиняных крыш.
Западная часть Атиля превосходила по размерам восточную: здесь были сосредоточены основные религиозные и политические учреждения; там жили хазарский бек и хазары-иудеи. (В мусульманских источниках западный Атиль называется также Саригшин.) В центре западной части находилась крепость с высокими стенами из необожженного кирпича; за стенами – дворец бека.
Дворец, словно драгоценный изумруд в золотой оправе, властвовал над городом.
Великий бек Абадия проснулся от тихой приятной музыки. Музыка доносилась из-за большого ковра на стене: за ковром скрывалась небольшая комната, в которой играли музыканты.
Служанки-рабыни в белых легких одеждах стояли у стены, выстроившись в линию.
Едва бек встал, как служанки опустили на его плечи драгоценный халат из зеленого шелка, расшитого жемчужными узорами. Прохладная ткань приятно скользнула по телу.
Другая служанка подала беку пиалу с кумысом. Абадия медленно, с удовольствием, выпил кумыс.
Слабо шипящая жидкость оставила на языке приятный кислый привкус.
Абадия любил кумыс.
Говорят, что тот, кто пьет кумыс по утрам и спит с молодыми женщинами, живет вечно. Правда, бек еще не встречал живущих вечно людей. Но это только потому, что люди пили неправильный кумыс и спали с плохими женщинами.
У самого бека имелся целый табун отборных белых кобылиц, к которым подпускали только самых лучших белых жеребцов.
И гарем у него из сотни женщин, к которым имел доступ только он.
Служанка подала мягкое полотенце. Бек вытер губы.
В стороне стояли сановники, которые каждое утро докладывали о происшествиях, случившихся за ночь. В руках они держали свитки с записями. Они ожидали знака, чтобы начать доклад.
Но Абадия отбросил полотенце и прошел на балкон. Ему не хотелось начинать утро с известий, многие из которых могли испортить настроение на весь день.
С балкона видно все, весь дворец – настоящий рай с прекрасным садом, из которого сочился сладкий запах роз; бассейн с фонтаном, рядом с которым виднелись обнаженные тела прекрасных женщин из гарема.
Никто не имел права видеть ни лиц этих женщин, ни их тел.
Однако женщины хорошо знали, что их видно с балкона, на который по утрам выходит их господин.
Любая женщина из гарема мечтала провести ночь со своим господином. Внимание господина сулило ей дорогие подарки, красивые наряды, отдельную комнату и множество других благ, что так желанно любой женщине.
Поэтому женщины старались, чтобы он обратил на них внимание. Они всячески показывали себя: для этого принимали позы, в которых выглядели красивее; старались двигаться плавными движениями; расчесывали распущенные длинные волосы.
«Шалуньи»! – сладко подумал бек, любуясь женщинами. Но невольно его взгляд перекинулся за высокие крепостные стены, которыми был огражден его рай.
За стенами рая протекала другая жизнь. Там город – скучные глинобитные хижины, где жили бедняки, которым жизнь казалась совсем не раем.
Над плоскими крышами хижин поднимался сизый дым, и когда ветер дул с той стороны, он доносил острый запах горящего кизяка.
А дальше видна голубая река – Итиль. А еще дальше – бескрайняя степь. Степь, как ковер, вышитый яркими узорами. Весна – время цветения волшебных тюльпанов. Пройдет еще немного времени – и огненное солнце выжжет степь и превратит ее в серую пустыню.
Широко расплескавшаяся степь казалась бескрайней. Но Абадия знал, что все в мире имеет конец. И у степи есть конец – она кончается там, где начинается лес.
Абадия не любил лес. В его дебрях холодно и сыро. Живут среди темных дубрав славяне – народ упрямый и суровый, как окружающий их лес. У славян множество городов, полных золота, серебра, ценных мехов.
Но все это только мечты – они подобны призрачным дворцам из облаков, плывущим в далекой синей вышине.
Абадия хорошо помнил, что еще недавно Хазарский каганат был мощным государством и занимал земли от Каспия до Днепра. Хазарскому кагану платили дань граничившие с ним племена. С Хазарией считались даже Византийская империя и Арабский халифат.
Но три десятка лет назад отец Абадии совершил большую ошибку: переоценив свои силы, он предпринял набег на славянские земли.
В отместку славянский князь Буревой, или, как его называли хазары и ромеи, Бравлин, прошелся огнем и мечом по хазарским землям.
Много хазарских городов было стерто с лица земли. Много хазарских мужчин и женщин попало в плен к славянам.
То поражение сильно ослабило Хазарию.
Соседи, словно голодные шакалы, впились в раненого зверя: ромеи начали спор о власти над крымскими провинциями Хазарии; халиф предъявил претензии; а там зашевелились и авары.
И, казалось, весь мир восстал против хазар.
Князь Буревой был подобен буре, налетевшей на крепость. Но даже самый сильный ветер не может разрушить стены крепости.
Из фундамента, на котором стояла хазарская крепость, бурным ветром был вырван всего лишь маленький камешек. Но основа оказалась гнилой, и цитадель, казавшаяся несокрушимой, зашаталась, грозя обрушиться со страшной силой на все окружающее.
Чтобы понять причину слабости хазарского государства, надо учитывать, что после прихода в прикаспийские степи тюрков и аланов население Хазарии стало многонациональным.
Основу, конечно, составляли коренные хазары. Но государством стала править тюркская аристократия, которая склонялась к исламу, тем самым признавая верховенство Арабского халифа. А это противоречило интересам верхушки другого племени – аланов.
Ромеи, соперники Арабского халифата, обещали аланам поддержку, если те примут христианство. Но принятие христианства означало зависимость от Византии.
Так возникла проблема.
Проблему взялся разрешить один из хазарских военачальников по имени Булан. По совету его жены, Серах, иудейки, он и его ближние тайно приняли иудаизм.
Это был хитрый ход.
По этой причине они стали врагами и ислама и христианства, но зато сохранили независимость.
Постепенно, используя тайные связи, Булан протащил на многие руководящие военные и государственные должности своих друзей-иудеев и таким образом стал Ас-правителем.
Абадия – его внук. Его мать и жена были иудейками.
С приходом иудаизма взаимоотношения между правителями и народом изменились.
Справедливости ради следует признать, что и тюрки, и иудеи, и аланы были для хазар пришлыми чужаками.
Но тюрки со временем связались с коренным населением Хазарии не только общей судьбой и общими интересами, но и родственными связями, поскольку тюркские воины брали в жены хазарских девушек. Из-за этого стало сложно разделить тюрков и хазар. К тому же тюркские вожди, захватывая в набегах добычу, часть ее отдавали и своим подданным. Поэтому тюркская знать воспринималась хазарами в качестве вождей.
А вот иудейские общины жили обособленно, в связи с чем не происходило этнического смешения иудеев с местным населением и таким образом новая верхушка оказалась отделенной от народа. И так как иудейская верхушка поставила на первое место алчное выкачивание из народа прибыли, то коренные хазары, не выдерживая тягот налогов и поборов, скоро оказались вынужденными отселяться на окраины государства.
Таким образом, иудаизм так и остался вероисповеданием правящего меньшинства, а рядовые подданные, связывая с этой верой ухудшение своего положения, предпочитали переходить в другие религии, даже несмотря на запреты властей. Вскоре большинство хазар стали мусульманами или христианами. Сохранились идолопоклонники. Но их всех объединила ненависть к иудеям.
В этих условиях иудаизм не смог стать фактором, объединяющим население страны.
Это было терпимо, пока хазарские войска успешно вели грабительские войны.
Но как только князь Буревой отбил хазарам охоту ходить в славянские земли, так сразу начали обостряться проблемы. Улицы хазарских городов заполнились нищими.
Народ заволновался.
Чтобы успокоить народ, требовалось показать ему врага, ставшего причиной бедности. Абадия хорошо понимал, что если он этого не сделает, то этим врагом станет он сам. Этого Абадия не хотел.
Первым делом он взял власть в свои руки и превратил кагана из династии Ашина в марионетку.
Чтобы подчеркнуть свою власть, Абадия принял титул «бек», то есть «царь». Это значило, что он возглавил правительство при номинальном кагане, находившемся с этого времени под стражей и выпускаемом напоказ народу раз в год.
Каган – верховный правитель Хазарии. Таким образом сложилось странное положение – каган царствовал, но не правил; бек не царствовал, но правил.
Впрочем, в истории это явление не такое уж и редкое.
Таким образом, узурпировав власть, Абадия стал единоличным правителем Хазарии. Если бы он не сделал этого, то остались бы от великой Хазарии только воспоминания.
На все эти реформы ушло слишком много времени. Государство спасти удалось, но ситуация в Хазарии ухудшилась – народ уже открыто требовал перемен.
Выход был только в победоносной войне. В большой войне. Потому что только большая война могла дать обильную добычу, которая заткнула бы глотки недовольным.
Большая война – опасное предприятие, особенно когда собираешься воевать с сильным врагом.
Однако Абадия рассчитал, что даже если хазарское войско потерпит поражение на войне, то он все равно получит выгоду, так как при этом погибнет множество тех, кто готов сегодня обратить оружие против него.
Таким образом, война была делом решенным. Оставалось определиться – с кем воевать?
Абадия задавал этот вопрос и пытался сам себе ответить:
«Начать войну на востоке, где бродят печенеги? С них нечего взять. Воевать с ними – только время попусту тратить. На юге? Там Арабский халифат, с которым идут постоянные споры из-за нищего Кавказа. Нет, рабы не по зубам хазарам. На западе? На западе – ромеи. Ромеи богаты. Армия их сильна. Лучше не связываться с ними. Они и так ищут повод, чтобы отторгнуть земли хазар в Крыму. Севернее? Там империя франков. Император Карл – опасный враг, которого лучше не дразнить. Север? Там страшный князь Бравлин. Он не уничтожил Хазарский каганат только потому, что посчитал, что хазары будут служить буфером между славянами и южным миром».
Но ничто не вечно под луной. Многие годы Абадия смотрел на соседей, словно волк на огромных и сильных зверей, ожидающий, что когда кто-то из них ослабеет и споткнется.
Ожидание затягивалось, и Абадия кожей чувствовал, как истончается нить висящего над ним меча, и это приводило его в ужас.
Абадия вздрогнул – почти рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки, на перила балкона внезапно сел большой черный ворон.
Некоторое время он косил внимательным красным глазом на Абадию, словно хотел ему что-то сказать.
Удивленный бесстрашным поведением птицы, Абадия не шевелился, но затем послышался звук лопнувшей струны. Каркнув, ворон шумно взмахнул крыльями и полетел низко над крышами куда-то в степь.
«Это знак!» – подумал Абадия.
Однако предсказывал знак добро или зло, Абадия не решил.
Тем не менее ему в голову пришла мысль – каштаны из огня лучше таскать чужими руками, если не хочешь обжечь свои.
Абадия обрадовался и щелкнул пальцами. К нему поспешил подойти один из сановников.
– Пиши! – приказал Абадия.
Тот сел за столик с бумагой и плошкой чернил.
Абадия стал диктовать письмо. Оно было коротко.
Закончив диктовать, Абадия поставил подпись и приказал:
– С этим письмом немедленно пошли гонца к булгарскому эльтеберу Шилке.