1
На третью пару Влада шла с энтузиазмом. После скучнейших латыни и античной литературы предмет под названием «Фольклор. Старославянская мифология» представлялся оазисом в пустыне. К тому же, Влада всегда любила сказки, о чем не преминула сказать Лоре. Подруга, не отрываясь от телефона, мрачно напомнила:
–Про древнегреческие мифы ты говорила то же самое.
Влада сделала вид, что не расслышала. «Античка» ей не понравилась из-за преподавателя. Немолодая, желчная женщина бубнила лекцию себе под нос голосом, начисто лишенным интонации. С таким же успехом можно было включить аудиокнигу, сделанную голосовым движком.
Аудитория номер 39 находилась на втором этаже. Здание Исторического института старое, еще дореволюционной постройки, так что лестница – узкая, ступеньки скругленные сотнями тысяч ног, прошедших по ним за полтора века.
Препод еще не пришел, первокурсники рассаживались по местам, кто-то стоял у окна, кто-то грыз яблоко. Влада пока толком не знала никого не то что из своего потока, но даже из своей группы. Лора – приятное исключение. Познакомились при поступлении, теперь, можно сказать, подруги.
В середине аудитории было свободно два места рядом.
«Лора, туда», – шепнула Влада. Они протиснулись мимо коленок и сумок и, откинув старые, обитые позеленевшей от времени кожей, кресла, сели.
В тридцать девятой Владе еще бывать не приходилось, и она с интересом огляделась вокруг. На стенах, как обычно, портреты писателей и ученых, стены окрашены зеленой краской. Ремонта в помещении не было очень давно.
«Бабушкина квартира», – подумала Влада, но подумала безо всякого негатива, по-доброму.
Мать убеждала Владу пойти на юрфак в филиал Президентской академии, но та – ни в какую. Гуманитарием мечтала быть с детства, видите ли. Сказки, книжки, Кир Булычев. И вот теперь – аудитория Исторического института, куда с минуты на минуту войдет препод по фольклору и славянской мифологии.
Для Влады славянская мифология – это, в первую очередь, сказки и былины. Баба-Яга, Змей Горыныч, Кошей Бессмертный, Иванушка и Василиса Прекрасная. Богатыри. Да, еще Иван Купала. Когда к бабушке в деревню ездили, там на Ивана Купала жители друг друга водой обливали из ведер и самодельных поливалок из пластиковых бутылок с воткнутой в пробку сломанной шариковой ручкой.
Застучали крышки парт. Влада, еще не отвернув голову от окна, поняла, что препод вошел в аудиторию, и торопливо вскочила.
– Присаживайтесь, – сказал Александр Степанович Долгов.
ФИО препода Влада в расписании подсмотрела, но представляла она его себе несколько иначе. И Лора, кажется, тоже.
– В ту ли аудиторию мы попали? – негромко сказала Лора со своей всегдашней бесцветной интонацией. – Точно фольклор или анатомия, глава первая «Строение человеческого скелета»?
Александр Степанович был очень худым. Не скелет, конечно, но … близко. Таких худых мужчин Владе еще видеть не приходилось даже по телевизору.
Голос Долгова, впрочем, был довольно громким, чистым и приятным на слух.
Долгов читал лекцию не по бумажке, а по памяти, задумчиво глядя в окно. Владе с ее места был виден его профиль. Тонкий, строгий. Небольшая бородка, зачесанные назад волосы.
Первая лекция называлась «Введение в предмет» и началась она довольно странно. Преподаватель заявил, что его предмета не должно быть в расписании, потому что знания по славянской мифологии в большинстве своем имеют кабинетное, научно-теоретическое происхождение и ничем не подтверждаются. Рыжеволосый студент с первой парты издал нечто похожее на смешок и пробормотал:
– Тогда что мы здесь делаем?
Долгов услышал, и, не поворачиваясь к нахалу, сказал:
– Вас, Мельников, я отпускаю, можете идти, свою «тройку» получите.
Влада не знала фамилию рыжего парня и была удивлена, что Долгов ее знает. Явно был удивлен и Мельников, который и не подумал встать из-за парты и покинуть аудиторию.
– Так вот, – продолжил Александр Степанович. – славянская мифология – в значительной мере, миф. Письменных источников не сохранилось, даже археологических артефактов – раз, два и обчелся. Знания о высшей и низшей мифологии праславян мы черпаем из пересказов летописцев христианских времен либо, и вовсе, из иностранных памятников письменности. Кроме того, есть литературные источники – сказки и былины. Этим источникам в полной мере доверять нельзя, так как они начали появляться примерно с XI века, уже после того, как Русь приняла Христианство».
В таком же духе лекция и продолжалась. Препод убеждал аудиторию, что доступные современным людям знания по славянской мифологии ничтожны, они в очень малой степени отражают реальную жизнь Тридесятого Царства. Он так и выразился – Тридесятое Царство.
Владе, едва удерживающей зевок, стало неудобно за преподавателя и даже жалко его: Долгов явно не замечал, что своими нападками на собственный предмет он доказывает свою ненужность.
– Что ж, жду вас на следующей неделе. Темой лекции будут мавки.
«Которых придумали в христианскую эпоху», – мрачно подумала Влада, убирая в сумку тетрадь с конспектами.
– Ну что, интересно было? – хмуро спросила Лора, запуская на смартфоне свой извечный Genshin.
Когда студенты потянулись к выходу, Долгов вдруг встрепенулся и воскликнул:
– Ребята, чуть не забыл! Желающие могут записаться на факультативные занятия по вторникам!
– Глас вопиющего в пустыне, – вздохнула Лора, не отрываясь от смартфона.
Александр Степанович повторил свое воззвание. Студенты проходили мимо него, переговариваясь о своих дела, смеясь.
– Ну что ж, – Долгов пожал худыми плечами и стал складывать в кожаный портфель какие-то бумажки.
Влада впоследствии пыталась понять, как так получилось, что ее рука взметнулась вверх, вызвав недоуменный «хмык» Лоры.
– Речкина? – препод вскинул голову так, будто он ждал, что руку поднимет именно эта студентка. – Прекрасно, Влада. Тогда я вас записываю. В понедельник в десять ноль-ноль, не забудьте.
Подхватив портфель, Долгов быстрым шагом вышел из аудитории 39.
– У кого-то мозг расплавился.
И в данном случае Влада была полностью согласна со своей подругой.