Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. М.: МЦР, 2006. С. 33–34.
Рерих С.Н. Выступление во Всесоюзном географическом обществе 21 января 1975 г. // «Будите в себе Прекрасное…». К 110-летию С.Н.Рериха. М.: МЦР, 2015. Т. I. С. 189.
Инкорпорация (юр.) – предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса корпорации, юридического лица.
Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 77–78.
Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Культура и время. 2010. № 4. С. 41.
Рерих Н.К. Москва // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. III. М., 2002. С. 101.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 25 июля 1921 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 180.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 30 апреля 1923 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 4 июня 1923 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 30 апреля 1922 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 11 октября 1922 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 2 апреля 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 180.
Рерих Н.К. Толстой и Тагор // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. II. М.: МЦР, 2000. C. 90.
Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 26 декабря 1933 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.
Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 25 октября 1933 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 14 января 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 29.
Письмо Н.К.Рериха С.Эрнсту и Д.Бушену от 23 января 1933 г. // Там же. Д. 187.
Письмо Н.К.Рериха Р.Янковичу от 10 января 1932 г. // Там же. Д. 188.
Письмо Н.К.Рериха С.И.Метальникову от 6 мая 1932 г. // Там же. Д. 93.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 21 октября 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.
Письмо Н.К.Рериха Г.Э.Уоллесу от 1934 г. // Там же. Д. 154.
Письмо Н.К.Рериха А.К.Халдару от 23 октября 1928 г. // Там же. Д. 168.
Письмо Н.К.Рериха Б.Георгиеву от 6 мая 1933 г. // Там же. Д. 34.
Письмо Н.К.Рериха И.Э.Грабарю от 26 июля 1944 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 36.
Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 24 апреля 1931 г. // Там же. Д. 29.
Письмо Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 27 января 1939 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 11.
Письмо Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 8 февраля 1939 г. // Там же.
Рерих Н.К. Тартюф // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. III. М.: МЦР, 2002. С. 20.
Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 25 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 134.
Письмо Н.К.Рериха сотрудникам Латвийского общества Рериха от января 1940 г. // Там же. Д. 195.
Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 16 марта 1940 г. // Там же. Д. 134.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 1 марта 1947 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.
Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 17 декабря 1938 г. // Там же. Д. 134.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 24 августа 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.
Рерих. Н.К. Звезда Матери Мира // Рерих Н.К. Пути Благословения. М.: МЦР, 2017. С. 97.
Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 5 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 29.
Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 25 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.
Письмо Н.К.Рериха и Е.И.Рерих американским сотрудникам от 26 апреля 1936 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2017. С. 187–188.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 1 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 8 декабря 1935 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 11 июня 1938 г. // Там же. Д. 193.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от апреля 1938 г. // Там же.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 21 октября 1935 г. // Там же. Д. 190.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от марта 1940 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.
Письмо Е.И.Рерих американским сотрудникам от 2–4 июня 1938 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006. С. 143–144.
Письмо Е.И.Рерих З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл от 3 сентября 1938 г. // Там же. С. 216.
Американо-русская культурная ассоциация. Основана в 1942 г.
Roerich Academy of Arts.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 5 июня 1943 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 15 декабря 1945 г. // Там же.
Письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 16 сентября 1948 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008. С. 86.
Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 19 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.
Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 24 августа 1935 г. // Там же. Д. 190.
Открытый лист – разрешение на право производства археологических раскопок, выдававшийся Императорской Археологической комиссией (ИАК). Как товарищ председателя ИАК А.А.Спицын выдавал открытые листы, денежные пособия на раскопки, редактировал полевые отчеты по ним. Кроме того он составил уникальную для своего времени по полноте и разнообразию сводку печатных и архивных данных об археологических памятниках и отдельных находках древностей на всей территории Российской империи, занимался публикацией анкетных данных о расположении городищ и курганов в отдельных губерниях и областях России.
Ямбургский уезд (бывший Ямской, с 1922 г. – Кингисеппский) – административно-территориальная единица в составе Санкт-Петербургской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1727–1927 гг. Располагался в западной части Санкт-Петербургской губернии и граничил с Петергофским, Царскосельским, Лужским и Гдовским уездами. Ныне в составе Ленинградской области.
По результатам раскопок, ставших продолжением археологических изысканий Л.К.Ивановского, Н.К.Рерих 29 октября 1896 г. сделал в Археологическом обществе сообщение «Раскопки последних лет в курганах Водской пятины».
Л.К.Ивановский был организатором первых археологических раскопок в окрестностях Петербурга. Его исследования имели определяющее значение для создания курганной хронологии; он первым связал археологический материал с данными древнерусских письменных источников.
Оригинал см.: ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп. 1. Д. 443.
На первой странице письма вверху Н.К.Рерих приводит рисунок дома в Изваре с указанием своей рабочей комнаты.
День прославления святителя Николая Чудотворца 6(19) декабря.
Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «Николай Константинович, все собирался писать Вам, да так и не собрался, пока вдруг не вспомнил, что 9-го мая – ведь св. Николай, и, пожалуй, как бы Вашего патрона. ‹…› Если Вы и взаправду были вчера именинник, прошу Вас убедительно отвесить от меня почтительный поклон Вашему патрону и командиру и засвидетельствовать ему глубочайшее почтение от некоего бумагомарателя в Петербурге» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).
Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «То ли дело, чтоб Вы занимались с утра до вечера настоящим делом, делом художества… Писали бы выношенные хорошенько у Вас внутри сюжеты и давали им новую пластику и жизнь…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).
К письму приложены три фотографии, на которых Н.К.Рерих запечатлен за работой и на рыбной ловле, сопровождаемые припиской: «Снимок с картины неизвестного мастера “Труды Преподобного изографа летописателя Николая Изварского”».
Речь идет о триптихе М.В.Нестерова «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897) из Сергиевского цикла, первая картина которого «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) подверглась критике В.В.Стасова.
Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «…как Вы провели свой торжественный день бенефиса и что Вы во время его прохождения делали? Если ничего больше, как только на охоту ходили да бедных птиц били … то я Вас не хвалю ничуть и желаю Вам, чтоб тот или другой Никола поскорей от Вас отступился…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).
В 1897 г. А.Н.Курбатов получил звание художника за картины «Начало весны» и «Волна».
Оригинал см.: ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп. 1. Д. 443.
В письме нарисованы изба, плетень и лодка.
Дата и текст письма после слова «также» даны по изд.: Рерих Н.К. Письма к В.В.Стасову. СПб.: Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре, ГТГ, ИИЕиТ РАН, 1993.
Возможно, речь идет о статье: Стасов В.В. Николай Николаевич Ге // Северный вестник. 1895. № 3. Когда первая часть статьи уже увидела свет, редакция журнала, усмотревшая в этой работе серьезные противоречия с основной линией «Северного вестника», предложила В.В.Стасову оставшийся текст напечатать со значительными купюрами. Это предложение глубоко возмутило В.В.Стасова, он изъял очерк из журнала и порвал всякие отношения с редакцией.
Речь идет о письме В.В.Стасова Н.К.Рериху от 12 июня 1897 г. // ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1319. Л. 1.
Императорское Русское Археологическое общество (также Археологическо-нумизматическое общество) – научное общество, основанное в 1846 г. в Санкт-Петербурге.
Избрание Н.К.Рериха в число членов-сотрудников Императорского Русского Археологического общества состоялось на общем собрании 30 декабря 1897 г.
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Оп. 1. Д. 108.
Письмо написано на бланке «Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы, С.-Петербург, Б. Морская, 38».
С сестрами-художницами В.П. и А.П. Шнейдер Н.К.Рерих познакомился через В.В.Стасова: «Николай Константинович Рерих был направлен к нам, в наш уголок на Малой Мастерской [улице] Владимиром Васильевичем Стасовым для того, чтобы Варвара Петровна давала ему советы по народному орнаменту. По тому или другому предлогу он стал у нас постоянно бывать и стал участником нашей художественной жизни» (Сведения А.П.Шнейдер о Н.К.Рерихе // РО ИРЛИ. Ф. 340. Оп. 1. Д. 108. Л. 1). – Цит. по: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011).
В.П.Шнейдер занималась собиранием коллекций по культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья; описания экспонатов содержат весьма ценную историческую и этнографическую информацию, прежде всего, по русскому и мордовскому народным костюмам.
Иногда Н.К.Рерих проводил у Шнейдер целые дни. Присутствующие обменивались новостями художественной жизни, обсуждали последние книги русских и иностранных – преимущественно французских – писателей, говорили об искусстве.
Оригинал см.: РГАДА. Ф. 1468 (Сборный личный). Оп. 1. Ед. хр. 4835. Л. 1–2. Публикуется впервые.
Вероятно, речь идет о брошюре: Рерих Н. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца / Рис. авт. СПб., 1899. 31 л.
Возможно, Н.К.Рерих, изучая архивы, получил эти сведения из записей князя, сделанных в период его губернаторства. П.Р.Багратион, тверской губернатор (1862–1868). Кроме прочих полезных мероприятий князя во время его управления основан музей, а при участии земства и содействии минералогического общества произведены местные геологические исследования.
Речь идет о подготовке издания Археологической карты Новгородской губернии, о чем Н.К.Рерих упомянул в своей статье «Заботы о старине»: «…еще недавно обращался ко мне за сведениями для составления археологической карты г. Мятлев из Новгорода». См.: Рерих Н. Заботы о старине: Письмо в редакцию // Новое время. 1901. № 9075. 11/24 июня.
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Оп. 1. Д. 108.
«Новое время» – политическая и литературная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1868–1917 гг.; в 1876–1912 гг. издателем был А.С.Суворин. Возможно, речь идет о статье Н.К.Рериха «За русское дело», которая была напечатана в газете лишь 25 июля / 7 августа 1901 г.
Замысел симфонии «Русь» частично осуществлен Н.К.Рерихом в картинах разных годов.
Национальное общество изящных искусств (Societe Nationale des Beaux-Arts), т. н. Салон Марсова поля (Champs de Mars) в Гран-Пале в Париже, выставки которого проводились с 1890 г.
В конце XIX – начале ХХ в. Мюнхен наряду с Парижем считался самым известным центром живописи и играл значительную роль в культурной жизни Европы.
Эскиз маслом «Облачные девы» (1900) принадлежал Е.И.Рерих и участвовал в первой персональной выставке картин Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге.
Позднее замысел осуществлен в картине «Ярилины зовы» (1919). Холст, масло. 114,5 × 150,5 см. Университет Северной Каролины (Шарлотт, США).
Замысел осуществлен в нескольких произведениях, в числе которых эскиз «Идолы» (1901). Холст на картоне, масло. 33,5 × 40 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова (Уфа).
Речь идет о картине «Очаг (Священный огонь)» (1900). Холст, масло. 94 × 135 см. Таганрогский художественный музей (Таганрог).
Позднее замысел осуществлен в эскизе картины «Пляска (Хоровод)» (1903). Бумага, акварель. 12,5 × 16,5 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова (Уфа).
Замысел осуществлен в нескольких произведениях, в числе которых работа «Ждут» (1900). Бумага, карандаш, акварель, 21,5 × 50 см. Частное собрание. На первой персональной выставке картин Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге экспонировалась работа «На медведя».
Вероятно, замысел осуществлен в картинах «Строят ладьи» (1903). Дерево, масло. 108 × 142,3 см. Государственный музей Востока (Москва); «Строят ладьи» (1903). Дерево, масло. 31 × 41 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк); и др.
Речь идет о картинах: «Гонец. “Восста род на род”» (1897). Холст, масло. 124,7 × 184,3 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва); «Сходятся старцы» (1898). Холст, масло. 155 × 280 см. Частное собрание (Россия).
Речь идет о работе Н.К.Рериха «Варяги» (1894). Эскиз. Дерево(?), масло, пастель. 27,9 × 45,7 см. США.
Вероятно, замысел частично осуществлен в этюде «Византиец», который экспонировался на первой персональной выставке произведений Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге.
Речь идет о большом полотне, которое впоследствии Н.К.Рерих разрезал на две части, ставшие отдельными произведениями: «Город. Утро» (1901). Холст, масло. 66,5 × 210 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева (Саратов); «Зловещие» (1901). Холст, масло. 103 × 230 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).
Речь идет о большом полотне, написанном маслом, «Поход (Поход Древней Руси)» (1899), которое в 1900 г. участвовало в Весенней выставке в Академии художеств, в выставке в Императорском Обществе поощрения художеств и затем находилось в собственности Русского собрания.
Позднее замысел осуществлен в картине «Апофеоз викинга (Триумф викинга)» (1908).
Стасов. В.В. Шахматный ход декадентов // Новости и биржевая газета. 1900. № 327. 25 ноября; № 336. 4 декабря.
«Новости и биржевая газета» – ежедневная общественно-политическая газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1880–1906 гг.; издатель-редактор О.К.Нотович.
«Россия» – политическая, экономическая и литературная ежедневная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1899–1902 гг.; издатели Г.П.Сазонов, А.В.Амфитеатров.
Рерих Н.К. Письма в редакцию // Россия. 1900. № 578. 2/15 декабря. Дягилев С. Письма в редакцию // Россия. 1900. № 579. 3/16 декабря.
Речь идет о двух престижных художественных выставках – Парижский салон на Елисейских полях и Салон художников Национального общества изящных искусств («Société nationale des Beaux-Arts») на Марсовом поле, и о третьем объединении, вероятно, «Осеннем салоне», который был организован в 1903 г.
Эта фраза приписана Н.К.Рерихом на первой странице письма вверху.
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Картина Н.К.Рериха «Сходятся старцы» участвовала в Русском отделе Всемирной выставки в Париже, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 г. Затем в 1904 г. среди картин русских художников экспонировалась на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США), откуда за долги устроителя была продана на аукционе. В настоящее время в частном собрании в России.
Vision artistique (фр.) – художественное видение.
Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, март 1901 г.: «С Салоном выходит путаница. Кормон хвалил, но он в Елис[ейских] полях, а картина, конечно, больше подходит к Марсову полю, но там никого знакомого нет. Рискну все-таки на Марсово п[оле]». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 122. Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, конец марта 1901 г.: «Картины рискнул отправить в Марсовский Салон; мало шансов на принятие, но зато при прецеденте отказа Васнецову и мне отказ не будет так тяжел. До последнего срока приема еще 9 дней, и я задумал сделать еще 2 пастели и потому очень тороплюсь их окончить». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 123.
Blague (фр.) – болтовня.
Семья Рерихов дружила со скульпторами В.А. и Е.И. Беклемишевыми, которые очень интересовались жизнью художника, его работой, восхищались его творчеством.
Оригинал см.: РГАДА. Ф. 1468 (Сборный личный). Оп. 1. Ед. хр. 4835. Л. 3–4. Публикуется впервые.
Возможно, речь идет о статье: Спицын А.А. Сопки и жальники: [статья иллюстрирована 11-ю рисунками Н.К.Рериха] // Записки Императорского Русского археологического общества. Т. XI. Вып. 1–2 / Труды Отделения славянской и русской археологии. Кн. 4. СПб., 1899. С. 142–155.
Центральный статистический комитет для производства статистических работ в Российской Империи организован в 1863 г.
Журнал «Сборник Археологического института» (с 1885 г. – «Вестник археологии и истории»), с 1878 г. издавался при Санкт-Петербургском Археологическом институте.
Речь идет об одном из так называемых Борисовых, или Двинских, камней. Обычно это довольно крупные валуны (точнее, глыбы), на которых выбит крест, стоящий на подножии, символизирующем Голгофу, и сделана надпись.
В письме говорится о камне размером метра полтора в поперечнике, который находился у левого берега Двины, у впадения в нее речки Повянушки (Вянужки). На нем крест и надпись «сули боръ» слева от креста, а справа – «хрь стъ», что историки XIX в. читали как: «Сильный, храбрый Борис свят». Ныне надпись трактуется как: «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». В 1879 г. по приказу графа А.С.Уварова камень в качестве экспоната для археологического общества при Историческом музее был перевезен в Москву. В 1920-е гг. он передан музею-заповеднику «Коломенское», где находится поныне.
И.А.Шляпкин, в 1896 г. предпринявший экспедицию по северо-западному краю, исследовал камень и пришел к выводу, что он является межевым знаком поземельного владения XIII – XIV вв.
Оригинал см.: РНБ. Ф. 601. Д. 671. В письме вверху приписка (не авторская): «Пол[учено] 30 июля 1901 [г.], отв[ет] не требует[ся]».
Оригинал см.: СПФ АРАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 353. Л. 1, 2.
Товарищество передвижных художественных выставок (1870–1923) с 1878 г. регулярно проводило свои выставки в залах Императорского Общества поощрения художеств. С 24 февраля по 7 апреля 1902 г. в ИОПХ проходила 30-я выставка произведений художников-передвижников.
В конце 1901 г., вскоре после свадьбы, Н.К. и Е.И. Рерихи переехали с Васильевского острова (16-я линия, д. 15) на Галерную улицу (д. 44, кв. 5), где жили до 1904 г.
Речь идет о Весенней выставке в Императорской Академии художеств (март 1902 г.). Н.К.Рерих входил в комитет по устройству выставки (председатель комитета А.И.Куинджи, товарищ председателя Н.К.Рерих) и в состав жюри. Участвующие картины Н.К.Рериха: «Зловещие» (1901), «(Идолы) Языческое» (1901), «На охоту» [1901], «С охоты» [1901], «Волки» (1900), «Заморские гости» (1901), «Пейзаж (Городок)» [1902], «Поход Владимира на Корсунь» (1900), «Соглядатаи» (1901).
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Речь идет об эскизе «Древняя жизнь» (1904). Бумага, пастель. 32,5 × 51 см. Первоначально в собрании В.П.Шнейдер, ныне в частном собрании (Москва).
Речь идет о судьбе свыше 800 картин русских художников, в 1904 г. отправленных на Всемирную выставку в Сент-Луис (США) и из-за финансовых трудностей антрепренера Э.М.Грюнвальда распроданных с аукционов в 1906 г.
На письме слева вверху пометка: «Перечислен 19/I 1905. В.Д.».
На собрании членов Императорского Археологического общества 19 февраля 1905 г. Н.К.Рерих по результатам своих совместных с князем П.А.Путятиным раскопок сделал сообщение «О стоянке каменного века на озере Пирос в Новгородской губернии».
Оригинал см.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1.
Речь идет о докладе Н.К.Рериха в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов 2 ноября 1904 г. См.: Рерих Н.К. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства // Искусство. 1905. Апрель. № 4. С. 48–54; то же: // Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902–1906. СПб: Фирма Коста, 2005. С. 416–425.
Речь идет о публикациях: Прения по поводу доклада Н.К.Рериха «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства» (читанн[ого] в С.-Петерб. О-ве архитекторов) // Искусство. Май-июль. № 5–7. С. 143–151; то же: // Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902–1906. СПб: Фирма Коста, 2005. С. 426–438.
Далее пометка, вероятно, сделанная адресатом: «Отвечать заказн[ым] письм[ом] 20 Авг[уста] 1905 г.».
Оригинал см.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1.
Вероятно, речь идет об оформлении интерьера храма Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1903–1906 гг.) в имении В.В.Голубева «Пархомовка» под Киевом, однако роспись абсиды и внутренних столпов подпружной арки была сделана художниками А.М.Блазковым и В.Т.Перминовым не по эскизам Н.К.Рериха.
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Вилла «Оннела» – находится на острове Лавола в г. Выборге. Губернатор Выборга Казимир фон Котен в начале 1850-х гг. построил там загородную виллу и назвал ее «Оннела» («Счастливая»). Территория виллы значительно пострадала во время военных действий 1918 г. Окончательно здания разрушились во время советско-финляндских войн 1939–1944 гг.
Почтовая открытка. Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549: 569–570.
Открытка с видом церкви в финском городе Лохья, направлена по адресу: Finland. Alberg. Herrn. Akseli Gallen [нрзб.].
Впервые Н.К.Рерих путешествовал по Финляндии летом 1907 г. Тогда же он познакомился и с творчеством знаменитого иллюстратора «Калевалы» Аксели Галлен-Каллела, и с ним самим. Потрясенный красотой церкви в городе Лохья, он написал статью «Древнейшие финские храмы» (1907). Яркие впечатления от поездки воплотились в нескольких этюдах и таких картинах, как «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1908), «Выступление в поход (Варяжское море)» (1910).
Почтовая открытка, на лицевой стороне иллюстрация картины Н.К.Рериха «Пир Петра Великого. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов» (Община Святой Евгении. Литография А.Ильина. 1902). Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549: 571–572.
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 159. Л. 1.
На конверте: «Его Высокородию Александру Акимовичу Санину. Мойка. Новый театр. Угол Кирпичного пер.».
Речь идет о режиссерском успехе А.А.Санина в постановках литургической драмы «Три волхва», миракля «Действо о Теофиле» (в переводе А.А.Блока), нескольких моралите и фарсов, которые состоялись в созданном в Санкт-Петербурге Н.В.Дризеном и Н.Н.Евреиновым Старинном театре (Мойка, 61) и открытом 7 декабря 1907 г. Спектакль «Три волхва» стал первой совместной работой А.А.Санина и Н.К.Рериха в театре.
Иллюстрированная почтовая открытка. Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Открытка датирована по почтовому штемпелю; направлена по адресу: «Belgigue. Knocke sur Mer. Hotel Continental. A Mademoiselles A. [und] B. Schneider».
На открытке надпись: Gruß aus dem AHRTAL. ALTENAHR Totalansicht (нем.) – Привет из долины Ар. Панорама Альтенара.
Н.К.Рерих был на лечении в Бад-Нойенаре в июле-августе 1908 г.
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 160. Л. 1.
Датировано по почтовому штемпелю на конверте. На конверте: «Его Высокородию Александру Акимовичу Санину. Свечной пер., д. № 5».
«Le Figaro» – старейшая ежедневная французская газета, издается в Париже с 1826 г.
Речь идет об опере А.П.Бородина «Князь Игорь». Сценическое осуществление получили «Половецкие пляски», поставленные А.А.Саниным в Париже в антрепризе С.П.Дягилева. Декорации и костюмы были сделаны по эскизам Н.К.Рериха. Премьера состоялась 6/19 мая 1909 г.
Оригинал см.: РНБ. Ф. 1033. Д. 226. Л. 1–2.
На письме штамп: «Императорская Академiя художествъ. 26 фев. [1909]. Вход. журн. № 932»; вверху листа чернилами надпись: «42 к докл. собр. 26 II 09»; внизу возле подписи «Н.Рерих» чернилами надпись: «[Ему же] № 3268 “3” нояб. 1909».
Речь идет о постановке в парижском театре Opéra Comique оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», премьера которой состоялась 28 апреля (11 мая) 1908 г. Эскизы Н.К.Рериха сценического осуществления не получили.
Над эскизами мозаик для церкви Апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах Н.К.Рерих работал в 1906 г.
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1905 г. по заказу уральского промышленника И.Г.Каменского на месте деревянной домовой церкви Успенского монастыря, основанного в 1873 г. В цокольной части храма располагалась усыпальница Каменских.
В Перми Н.К.Рерих работал в 1907–1908 гг.
«С ранней весны до поздней осени идут работы по росписи главного храма Успенского монастыря и Казанской церкви-усыпальницы Каменских. В Перми в 1907 году работают: Н.К.Рерих, В.И.Васнецов, М.В.Нестеров, В.А.Фролов» (ЦАГД «Картотека Уральского биографического словаря»).
«В 1908 году работы по росписи Казанского храма-усыпальницы Каменских продолжаются. Работают: Н.К.Рерих и В.А.Фролов. Казанская церковь-усыпальница росписью закончена и освящена» (ГА ПО. Ф. 431. Оп. 1. Д. 4. Л. 7).
Над эскизом мозаики для Троицкого собора Почаевской лавры Н.К.Рерих работал в 1908 г.
Возможно, поздравление Н.К.Рериха связано со следующим событием. 19 февраля 1909 г. в Санкт-Петербурге по инициативе А.И.Куинджи было открыто Общество его имени (А.И.Куинджи – почетный председатель, К.Я.Крыжицкий – председатель). Среди учредителей и членов общества были Н.К.Рерих и В.П.Лобойков. Почетным членом общества стал генерал-адъютант граф В.Б.Фредерикс. Общество, целью которого считалось «оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам», находилось под покровительством императора Николая II.
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 161. Л. 1.
Речь идет об опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» (либретто написано композитором на сюжет одноименной драмы Л.А.Мея), зарубежная премьера которой состоялась 11(24) мая 1909 г. в парижском театре Шатле в антрепризе С.П.Дягилева (постановка А.А.Санина). Сценическое название «Иван Грозный» («Ivan le Terrible»). Декорации к опере были выполнены по эскизам Н.К.Рериха, К.А.Коровина и А.Я.Головина. Артисты, участвующие в постановке, отправились в Париж 20 апреля 1909 г.
Речь идет о произведении А.М.Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском». К работе над ее постановкой в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской был привлечен А.А.Санин. Эскизы декораций разработал Н.К.Рерих в 1909 г. Сценического осуществления постановка не получила.
Текст письма написан специальным каллиграфическим почерком, вероятно, не Н.К.Рерихом, подпись авторская.
Российский император Николай II.
Супруга Николая II императрица Александра Федоровна.
16 января 1909 г. в Александровском дворце Царского Села состоялась выставка работ Н.К.Рериха для императорской семьи. Среди представленных были эскизы декораций русских опер «Князь Игорь», «Снегурочка», «Псковитянка», эскиз мозаики для Почаевской лавры и др.
6 (19) декабря – день памяти Николая-чудотворца – тезоименитство императора Николая II.
Вероятно, речь идет об иконе «Спас Мокрая Брада».
В начале XX в. большое значение приобретает возрождение иконописных традиций. Указом Николая II в 1902 г. был учрежден Комитет попечительства о русской иконописи, по инициативе которого открываются иконописные мастерские в учебных заведениях и при монастырях. С сентября 1909 г. такая мастерская начала работать и в Рисовальной школе ИОПХ, и в декабре первую написанную в мастерской икону Рерих представил императору. В ответной телеграмме из Ливадии от 11.12.1909 г. В.Б.Фредерикс пишет: «Петербург, Мойка, 83. Доставленная Вами икона Лика Христа Спасителя представлена мною по Высокому назначению. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР повелеть соизволил передать Вам благодарность ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и пожелание мастерской дальнейшего успеха. Министр ИМПЕРАТОРСКОГО Двора Б[арон] Ф.».
Оригинал см.: СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1 (до 1918 г.). Д. 57. Л. 154.
Письмо написано на бланке Императорского Общества поощрения художеств. На письме чернилами надпись: «№ 1[зачеркнуто] № 32. 154».
Осенью 1910 г. в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге предполагалось устройство отдельной выставки коллекций предметов каменного века (свыше 30 тыс. единиц), собранных Н.К.Рерихом за многие годы и участвовавших в выставке на Международном археологическом конгрессе во Франции в 1905 г.
На письме слева вверху написано: «№ 588 / д. 62/1910».
Слева вверху расписка Н.К.Рериха: «Открытый лист получил 6 Апр. 1910. Н.Рерих».
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 510. Ед. хр. 18. Л. 1. На конверте написано: «Москва, Тверская, д. Сытина. Редакция газеты “Русское слово”. Господину редактору».
«Русское слово» – ежедневная газета, выходила в Москве в 1895–1917 гг.; с 1897 г. издавалась «Товариществом И.Д.Сытина». Н.К.Рерих сотрудничал с газетой и периодически давал в нее свои статьи.
Гапсаль (название г. Хаапсалу в Эстонии до 1917 г.) – морской и грязевой курорт, расположен на берегу Балтийского моря.
Официально главным редактором «Русского слова» в 1901–1917 гг. был Ф.И.Благов, фактически же с 1902 г. ее редактировал В.М.Дорошевич.
Речь идет о статье про новгородские раскопки, которая была опубликована в октябре 1910 г. См.: Рерих Н. Поиски древней Руси // Русское слово. 1910. 7/20 октября. № 230.
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
Neuenahr (нем.) – город-курорт Бад-Нойенар в Германии.
Речь идет о работе Н.К.Рериха над созданием росписи Храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском.
Речь идет об эскизе декорации к постановке в Старинном театре пьесы Лопе де Вега «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»), премьера которой состоялась 18 ноября 1911 г.
В 1911–1912 гг. Н.К.Рерих работал над эскизами декораций и костюмов к постановке драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 9 октября 1912 г. в Московском художественном театре.
Речь идет о балете на музыку И.Ф.Стравинского «Весна Священная», для которого Н.К.Рерих написал либретто и разработал эскизы декораций и костюмов. Премьера балета состоялась в программе Русских сезонов С.П.Дягилева 29 мая 1913 г. в Париже, в театре Елисейских полей.
Мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в Храм Святого Духа в Талашкине выполнена в мастерской В.А.Фролова.
В мае 1911 г. в Международной художественной выставке в Риме участвовали картины Н.К.Рериха: «Идолы», «Небесный бой», «Городок», «Снегурочка», «Ростов Великий».
Премьера симфонической картины Н.А.Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» состоялась 13 июня 1911 г. в Париже в театре Шатле в программе Русских сезонов С.П.Дягилева. Занавес к постановке написан по эскизу Н.К.Рериха.
Речь идет о королеве Италии Елене Черногорской.
Оригинал см.: Архив И.Ф.Стравинского в Базеле (Фонд Пауля Захера), № 43/0582. В ОР МЦР копия передана В.П.Варунцем.
Речь идет об эскизах костюмов к балету «Весна Священная».
Оригинал см.: Архив И.Ф.Стравинского в Базеле (Фонд Пауля Захера), № 43/0601. В ОР МЦР копия передана В.П.Варунцем.
В письме Н.К.Рериху от 1/14 декабря 1912 г. И.Ф.Стравинский писал: «Дорогой друг, … только что получил пересланные эскизы к костюмам нашей “Весны”. С одной стороны, я безумно рад, что вышло так именно, и я их увидал – и, Боже, как они мне нравятся – это чудо! – лишь бы их сшили бы хорошо! С другой стороны, досадно, что пройдет некоторое время, пока Нижинский их получит, хотя я сегодня же их ему вышлю. ‹…› Нижинский должен был вчера, в пятницу, начать ставить “Весну”… ‹…› Я по всему вижу, что эта вещь должна “выйти” как редко что! ‹…› Ваш всегда И.Стравинский» (см.: ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1344. Л. 1).
Речь идет об эскизе декорации к балету «Весна Священная» «Поцелуй Земле» (3-й вариант) (1912). Бумага на картоне, темпера. 53 × 82 см. Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева (Астрахань).
Екатерина Гавриловна Стравинская.
На следующий день, в понедельник 13/26 мая, в 1 час дня из Парижа уезжала княгиня М.К.Тенишева, и, вероятно, Н.К.Рерих хотел ее проводить.
Оригинал см.: ОР РНБ. Ф. 746. Д. 104. Л. 2об.
Записка написана Н.К.Рерихом на обороте письма Е.Г.Стравинской С.С.Митусову из Нёйи. Широкой публике это письмо стало известно после выхода книги: Стравинский И.Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Т. 2 (1913–1922) / Сост. В.Варунц. М.: Композитор, 2000. В издании указана дата письма: 13/26 июня 1913 г. Однако Рерих выехал в Кисловодск 10/23 июня, что известно из его писем Е.И.Рерих и сообщений в газетах. В Санкт-Петербург он вернулся после 16/29 июля, о чем также писали газеты. И.Ф.Стравинский же, о болезни которого в Санкт-Петербурге стало известно еще в конце мая ст. ст., к этому времени уже выздоровел и вернулся в свое имение Устилуг в Волынской губернии, куда и просил приехать С.С.Митусова для совместной работы. Поэтому наиболее вероятной датой письма Е.Г.Стравинской нужно считать 3/16 июня 1913 г., и, стало быть, Рерих мог его увидеть не позже 10/23 июня 1913 г.
После премьеры в Париже «Весны Священной», состоявшейся 16/29 мая 1913 г., И.Ф.Стравинский заболел брюшным тифом.
На дачу в Павловск семья выехала до отъезда Н.К.Рериха в Кисловодск.
Виктор Иванович Зарубин.
Сергей Леонидович Марков.
Возможно, речь идет о письме Л.Н.Андреева, написанного Н.К.Рериху в 1914 г. по поводу его картин. К сожалению, ни само письмо, ни его авторская копия не сохранились.
Письмо написано на бланке Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы. Петроград, Морская, 38.
Слева внизу написано: «Его Высокородию П.П.Гнедичу».
Комитет Императорского Общества поощрения художеств, избранный из числа действительных членов Общества для управления административными и финансовыми делами.
Речь идет о выставке предметов каменного века из коллекции Н.К.Рериха в Императорском Обществе поощрения художеств, состоявшейся в октябре 1915 г.
Письмо написано на бланке Школы Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы. Петроград, Мойка, 83.
Слева внизу написано: «Его Высокородию П.П.Гнедичу».
Волосовская стоянка находится вблизи д. Волосово Нижегородской области, относится к волосовской культуре (III – II тыс. до н. э.).
Amiens (фр.) – Амьен, город на севере Франции.
Оригинал см.: Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре (фонд не описан).
Окончив с дипломом I степени историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1890 г., А.Л.Липовский был оставлен при Университете, с сентября 1891 г. в качестве сверхштатного сотрудника преподавал историю и географию в частной мужской гимназии К.И.Мая, в декабре 1893 г. утвержден в штате гимназии.
Речь идет о картине «Седая Финляндия» (1907). Картон, темпера, пастель. 44 × 43,5 см. Государственный Русский музей (Москва).
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 99. Ед. хр. 72. Л. 1.
Речь идет о приобретении эскизов Н.К.Рериха к постановкам пьесы «Пер Гюнт», опер «Князь Игорь», «Сестра Беатриса», принимавших участие в Выставке памятников русского театра, основу которой составили эскизы декораций, рисунки костюмов, макеты, афиши, программы и др. из коллекции Л.И.Жевержеева. Выставка открылась 3 декабря 1915 г. в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (Марсово поле, 7). Сбор шел в пользу лазарета Школы народного искусства. Н.К.Рерих входил в число организаторов выставки.
На письме рукой Н.К.Рериха пометка: «Послано 19 ноября 1917 г.».
Последняя фраза и подпись Н.К.Рериха приведена по: Н.К.Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 110.
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
Остров Тулолансаари (в просторечье – Тулон, Тулола) – один из самых крупных островов на Ладожском озере, находится в 7 км к востоку от города Сортавала, на границе с Питкярантским районом.
Русскому купцу Андрею Андреевичу Баринову, имевшему в Санкт-Петербурге свою камнерезную мастерскую, в которой изготавливались высокохудожественные памятники (известны работы мастерской Баринова – надгробные памятники на могилах А.И.Куинджи, Д.В.Григоровича и др.), принадлежал красивый двухэтажный дом с мезонином, находившийся в северной части острова Тулолансаари, в деревне Суури Тулола (Большая Тулола). Летом 1918 г., уже после смерти Баринова, семья Рерихов жила в этом доме, оставаясь там до конца сентября. Дом Баринова не сохранился.
А.Галлен-Каллела и его сын Йорма принимали участие в боевых действиях во время Финской гражданской войны (27.01.1918–15.05.1918). Война велась между радикальными левыми, возглавляемыми Советом народных уполномоченных Финляндии, – «красными», и буржуазно-демократическими силами финского Сената – «белыми». Во время этой войны красные расстреляли пастора церкви в Вехкалахти Густава Адольфа Таубе, родственника М.А.Таубе.
«На наших глазах начала расти белая гвардия. Около 75 горожан со старыми револьверами и охотничьими ружьями составили первое ядро» (Рерих Н.К. Русский вопрос в Швеции и Финляндии // Смолин А.В. Русские в Финляндии 1918–1919 гг. Ч. 3 / Труды кафедры Нового и Новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2012. № 9. С. 156).
Речь идет о вывозе свыше ста картин для устройства персональной выставки Н.К.Рериха в Стокгольме (Швеция), открытие которой состоялось 8 ноября 1918 г.
Речь идет об Обществе художников Финляндии, председателем которого А.Галлен-Каллела был в 1911–1915 гг.
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
Talo Barinoff (фин.) – Дом Баринова.
Вааса (фин. Vaasa; швед. Wasa) – город и порт в Финляндии.
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
Каяани – город и одноименная река в Финляндии.
А.Галлен-Каллела тотчас откликнулся на этот призыв о помощи. Из его письма губернатору Выборгской губернии: «ПРОСЬБА. Настоящим могу подтвердить, что мой знакомый и друг, российский подданный художник господин Николай Рерих заслуживает всестороннего доверия и возможности пребывания в нашей стране, где он пожелает, для чего ему нужно выдать официальное разрешение остаться в Финляндии. Мне будет очень стыдно, если иностранного художника, господина Рериха, не уважат и вышлют без предоставления визы.
Подписываясь под этим обращением, прошу официальные власти оказать всяческое содействие и поддержку господину Рериху на время его пребывания у нас в стране. С уважением, Галлен-Каллела. Руовеси, 10 сентября 1918 года» (Архив Русского культурного центра, Дели, Индия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 1. Пер. с фин. Эркки Кяхконена).
Возможно, благодаря помощи А.Галлен-Каллела проблемы выселения не коснулись Рериха, и он смог подготовиться к персональным выставкам в Скандинавии.
В Выборге (фин. Wiipuri) семья Рерихов жила по адресу: Ladanukatu, 8, кв. 2.
Письмо на фирменном листе почтовой бумаги с изображением отеля «Grand Hotel» в Стокгольме.
Н.К.Рерих говорит о своей первой персональной выставке в странах Скандинавии, проходившей 10–30 ноября 1918 г. в художественном зале Гуммесона. На выставке были представлены все картины сортавальского периода (см.: Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. Самара: ИД «Агни», 2001. С. 65).
Почтовая открытка.
После подписания 11 ноября 1918 г. Компьенского мирного соглашения, завершившего Первую мировую войну, Сенат Финляндии 18 ноября был распущен, а 27 ноября к работе приступило новое правительство.
Андрей Дмитриевич Руднев с весны 1918 г. и до конца жизни жил в Финляндии.
Михаил Иванович Ростовцев эмигрировал в Англию летом 1918 г., с 1920 г. жил в США.
Почтовая открытка.
Point Loma (California) (англ.) – полуостров Пойнт-Лома (шт. Калифорния, США).
«Профессор Рерих персонально просил сообщить, что сам он не имеет ни малейшего отношения к статье о дополнительном каталоге к его выставке…» См.: Marcelle. Профессор Рерих опровергает // Aftonbladet. 1918. 17 ноября. – То же: Н.К.Рерих: материалы к биографии. 1917–1919. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 398.
Почтовая открытка.
Секретарь и друг Ф.И.Шаляпина Исай Григорьевич Дворищин, не обладая хорошими вокальными данными, имел яркое актерское дарование, благодаря которому создал ряд запоминающихся характерных образов, в т. ч. Мисаила («Борис Годунов» М.П.Мусоргского), Аполлона («Орфей в аду» Ж.Оффенбаха). После 1917 г. по приглашению В.Э.Мейерхольда был режиссером, инспектором сцены и хора, учителем сцены в ленинградском ГАТОБе.
В декабре 1918 г. в Стокгольме было образовано Скандинавское общество помощи российскому воину. Хотя в названии говорилось о помощи военным (Общество осуществляло финансовую поддержку войск генерала Юденича на северо-западе России, занятого подготовкой военного похода на Петроград), оно также занималось организацией социальной помощи и оказанием консульских услуг. В 1919 г. Н.К.Рерих состоял секретарем Комитета этого Общества в Гельсингфорсе, а его сын Юрий – товарищем секретаря.
Почтовая открытка.
Речь идет об эскизе декораций «У часовни» к пьесе М.Метерлинка «Принцесса Мален» (1913), исполненном Н.К.Рерихом для Свободного театра в Москве (постановка не осуществлена).
Статью Т.Арне о выставке Н.К.Рериха см.: Dr. T.J.Arne. Николай Рерих – русский археолог и художник // Н.К.Рерих: материалы к биографии. 1917–1919. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 404–408.
Над словом «большевистской» приписка: объясни всем.
Письмо на фирменном листе почтовой бумаги с изображением отеля «Grand Hotel» в Стокгольме.
См. примечание 1 на с. 76.
Над повестью «Пламя» Н.К.Рерих работал в 1917–1918 гг. Окончена она была к осени 1918 г.
Пьеса Н.К.Рериха, над которой он работал 1–12 ноября 1917 г.
Возможно, речь идет о С.И.Розентале, владельце работ Н.К.Рериха: «Град умерший» (1918), темпера; «Сын Бога» (1918), масло; «Осенний убор» (1918), пастель (см. http://www.roerich.org/materials/list1917-1924.html).
Вероятно, Н.К.Рерих говорит о вышедшей в 1917 г. книге: Siren O. Giotto and Some of his Followers (Сирен О. Джотто и некоторые из его последователей).
Bewunderung (нем.) – восхищение.
А.А.Половцов, тонкий знаток русского искусства, директор музея Штиглица, в ноябре 1917 г. был назначен комиссаром Павловского дворца-музея по художественной части. В декабре он по мандату, выданному ему наркомом просвещения А.В.Луначарским, из дворца великого князя Николая Николаевича в музей Штиглица перевез собрание предметов прикладного искусства – 2801 шт. Туда же в 1918 г. передал часть своего личного художественного собрания.
Иностранная военная интервенция на севере России была частью иностранной интервенции в Россию после Октябрьской революции. Началась весной 1918 г. 2 августа 1918 г. с помощью эскадры из 17 военных кораблей произошла высадка 9-тысячного отряда Антанты в Архангельске, где к тому моменту советская власть уже была свергнута. Боевые действия продолжались до осени 1919 г. К 27 сентября последний британский корабль покинул Архангельск.
10 января 1919 г. в Копенгагене в «Зале с верхним освещением» на улице Бредгаде открылась персональная выставка Николая Рериха, переехавшая из Стокгольма.
Речь идет о И.Б.Шпиндлере и его дочери М.И.Казмичёвой.
Возможно, имеется в виду Н.В.Кушинников, владелец рисунка Н.К.Рериха «Облако-вестник» (1918) (см. http://www.roerich.org/materials/list1917-1924.html).
Возможно, имеется в виду Е.И.Макареско, владевший тремя работами Н.К.Рериха: картиной «Мякисало» (1918), масло; и рисунками «Горний замок» (1918) и «Вестник» (1918) (там же.
Возможно, имеется в виду С.Л.Комайко, владелец картины Н.К.Рериха «Смолокуры» (1917), темпера (там же.
Возможно, речь идет о семье В.И.Семенова.
Революцию 1917 года В.М.Бехтерев принял и с декабря 1917 г. начал работать в научно-медицинском отделе Наркомпроса. С 1918 г. он уже член ученого совета при Наркомпросе, и в том же году ему удается организовать Институт по изучению мозга и психической деятельности (Институт мозга), под который правительство выделило здание дворца великого князя Николая Николаевича (младшего). В Институте полным ходом начались исследования в рамках нового научного направления, названного В.М.Бехтеревым рефлексологией.
Почтовая открытка.
Красный террор как ответ на покушение на В.И.Ленина 30 августа 1918 г., а также на убийство в тот же день председателя Петроградской ЧК М.С.Урицкого, был объявлен 2 сентября 1918 г. Я.М.Свердловым в обращении ВЦИК и подтвержден постановлением Совнаркома от 5 сентября 1918 г. Расстрелы прошли по всей стране. Самой крупной акцией красного террора был расстрел в Петрограде 512 бывших сановников, министров, профессоров. По официальным данным ЧК, всего в Петрограде в ходе красного террора было расстреляно около 800 человек, в числе которых был Яков Александрович Таубе, родной брат М.А.Таубе. Формально красный террор был прекращен 6 ноября 1918 г.
Так в тексте. Вероятно, пансионным.
Маклак (устар. просторечье, презрит.) – посредник при мелких торговых сделках, перекупщик, торговец подержанными вещами, старым платьем.
У Бехтеревых на берегу Финского залива, в районе нынешнего пос. Смолячково, была дача «Тихий берег», где они проводили лето и где после революции жила жена Бехтерева Наталья Петровна. Когда 6 декабря 1917 г. Финляндия объявила о своей независимости, российско-финляндская граница была закрыта, и Н.П.Бехтерева не могла вернуться в Петроград.
Крупный биржевой деятель Д.Л.Рубинштейн занимался финансовыми махинациями. Несмотря на миллионное состояние, он не гнушался обыкновенного жульничества, а о его жадности ходили легенды.