9 Subject: Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Pre-header: Давай поговорим о твоей карьере.


Text:



Привет!


Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Хорошо, что мы с тобой не солдаты, даже несмотря на то, что работа в рекламном агентстве, да и вообще работа копирайтером, часто бывает похожа на бой, зачастую – последний. Поэтому наш карьерный трек выглядит не как простая прогрессия от рядового к более высоким званиям. Мы можем позволить себе разнообразие форматов, подходов и специализаций. Но в этом и заключается сложность: что выбрать? К чему стремиться? На чем сфокусировать внимание? И как, черт побери, вообще попасть на работу в агентство?! Об этом всем сегодня и поговорим.

И начнём с самого сложного – поиска работы. Если ты уже трудишься копирайтером в агентстве или в продукте, все равно советую прочитать этот кусочек – он мотивирует, вдохновляет и вообще заряжен на здравый смысл.

Первое, к чему стоит подготовиться, когда начинаешь искать работу в рекламе, это к тому, что процесс не будет быстрым и простым. Истории о том, как кто-то отправил одно резюме на единственную вакансию, причем даже без сопроводительного письма – фантастические ситуации, вроде удара молнии в человека в метро. Поиск работы в рекламе – это уже работа. Причем достаточно сложная.

Во-первых, тебе нужно составить резюме. Даже у тебя нет подходящего опыта или завершенного профильного обучения – резюме все равно нужно. В нем надо рассказать о себе, о том, что ты умеешь, на что можешь пойти ради работы и как будешь компенсировать недостаток опыта.

Во-вторых, резюме нельзя (нельзя совсем) отправлять без сопроводительного письма. Ты собираешься работать копирайтером. И сопроводительное письмо – это твой первый шанс продемонстрировать навык письма. Копирайтер ведь пишет тексты, верно? Вот и напиши сопроводительное письмо. Подготовься, почитай про компанию, куда пишешь, узнай, какими работами они гордятся (то есть делятся в своих соцсетях) и напиши письмо так, словно это единственная компания, в которую ты пишешь и хочешь попасть на работу. Расскажи, как тебя впечатлил их конкретный проект, как ты хочешь научиться делать такие крутые работы и как тебе не терпится вложить весь свой энтузиазм в трудовые будни. Хорошо написанное сопроводительное письмо приносит больше пользы, чем студенческое портфолио. Потому что портфолио студенческих работ – это набор выдуманных проектов. А сопроводительное письмо – задача очень конкретная и реальная.

В-третьих, всегда проси тестовое задание. Покажи свою готовность поработать ради работы. Ты же не собираешься позволить каким-то незнакомым людям судить о твоих навыках и мотивации только по нескольким работам в портфолио и сопроводительному письму? Тестовое задание – отличный способ продемонстрировать сразу несколько важных качеств. Первое: ты не боишься работать, и ты не зазнаешься. Второе: ты очень хочешь получить работу. Очень. Тебе надо больше всех. Больше, чем всем, кто пишет в это агентство каждый день. И третье: ты не отступаешь перед сложностями. Отсутствие суперкрутого портфолио тебя не останавливает. Отсутствие опыта тебя не останавливает. Авторитет классного знаменитого агентства с кучей наград тебя не останавливает – ты все равно хочешь показать себя.

В-четвертых, портфолио. В ситуации, когда ты уже работаешь копирайтером, с портфолио все понятно и просто. Оформляй все свои достойные проекты в кейсы и складывай в уютное место где-нибудь в сети. Но что класть в портфолио, если ты еще не работаешь копирайтером?

Кажется, это тупик. Портфолио нужно, но проектов нет.

Самый распространенный совет звучит так: «Придумывай брифы для известных брендов самостоятельно и по ним делай проекты, которые потом положишь в портфолио». Это рабочий совет, так делает огромное множество новичков, и это работает, так что не отказывай себе в удовольствии придумать бриф для Coca-Cola и мужественно его решить. Но есть еще несколько отличных вариантов, которые помогут тебе либо что-то положить в портфолио, либо убедить потенциального работодателя, что ты и правда копирайтер.

Первый вариант: все твои тексты, которые видит потенциальный работодатель, должны быть классными. Это твое неофициальное портфолио и это касается всего, что ты пишешь. И в социальных сетях тоже, потому что (просто поверь мне на слово) HR заглянет в твой профиль, если заинтересуется. Поэтому постарайся не писать кринжово на своих уютных страничках. Про классное сопроводительное письмо я уже говорил ранее, но повторю снова: сопроводительное письмо – это первый шоукейс твоего копирайтерского навыка. С него начинается впечатление о тебе. Постарайся сделать его максимально крутым!

Второй вариант: проси тестовое задание. Я уже упоминал об этом, но повторение – мать учения. Тестовые задания в 99% случаев делаются из реальных брифов, так что ты получаешь не только возможность впечатлить креативного директора, но и возможность сделать что-то, что можно потом положить в портфолио. Особенно, если ты делаешь все правильно, и на тестовое задание отвечаешь хотя бы тремя идеями, одна из которых специально максимально креативная и необычная. Вот ее и клади в портфолио.

Третий вариант: личные проекты. Креативный человек креативит не только на работе. Копирайтер в принципе любит писать, придумывать, снимать, записывать, выступать, то есть демонстрировать творческую сторону своей личности. Если у тебя есть подобное занятие в жизни – расскажи о нем. Упомяни его в сопроводительном письме. Положи самые яркие моменты из него в портфолио. Может быть, ты делаешь подкаст, рисуешь, диджеишь и пишешь музыку, танцуешь, играешь в любительском театре или на гуслях, вышиваешь колючей проволокой! Расскажи об этом, не стесняйся. Это то, что будет отличать тебя от других соискателей. Это то, за что HR и креативный директор могут зацепиться, читая твое резюме и пролистывая портфолио. Это часть твоего личного бренда, но про него мы поговорим в другом письме.

Напоследок: портфолио надо кастомизировать под конкретное агентство, если это возможно. Например, нет смысла отправлять посты для соцсетей в агентство, которое снимает ролики. Это можно делать только в том случае, если у тебя нет роликов. Тогда да, тогда покажи лучшие посты.

И самое главное – не заваливай портфолио проектами. Выбери пять лучших и сфокусируйся на них, покажи их максимально ярко. Для этого было бы неплохо научиться делать борды, чтобы все было собрано в одном месте и максимально информативно.

В-пятых, не опаздывай на собеседование и постарайся выглядеть прилично. Креативная индустрия – креативная, да, но никто не хочет работать рядом с человеком, который выглядит неряшливо, от которого неприятно пахнет или который постоянно опаздывает. Демонстрируй заинтересованность, если по-настоящему хочешь устроиться на работу. Тебе могут сказать, что вакансий (внезапно) нет. Это не отказ нанимать тебя на работу. Поэтому смело предлагай поработать, например, на ресепшене при условии, что тебе позволят занять вакансию младшего копирайтера, когда она появится. Ты очень хочешь попасть на работу в агентство. Так ведь?

Ну и в-шестых, не бойся неудач. Отправить пятьдесят писем, получить всего четыре ответа, из них три – отрицательных и одно приглашение на собеседование, но в итоге не получить ни одного оффера – это нормально. Главное, не сдаваться. Потерять мотивацию и бросить поиски очень легко, для этого надо просто перестать грести. Так что твое преимущество в том, что ты не перестанешь грести. Вспомни мудрую рыбку из одного знаменитого мультфильма и запомни простую фразу: «Просто продолжай плыть». Помогает в самых разных ситуациях, не только копирайтерам. Мы побеждаем, когда отказываемся сдаваться. Так что да, просто продолжай плыть.

Но что делать, когда цель устроиться на работу в агентство достигнута? Начать стоит с того, что ты по-прежнему не перестаешь грести. Не забывай: если перестанешь грести – утонешь или тебя обгонят другие, что еще хуже, потому что вредит твоему самолюбию. Так что работай усердно, внимательно слушай, что тебе говорят и не стесняйся спрашивать и переспрашивать, уточнять и просить дополнительную информацию. Потому что вопросы – лучший друг копирайтера. Во-первых, потому что они говорят о твоей заинтересованности. Тебе не все равно, ты хочешь знать о проекте и продукте больше, ты стараешься. Во-вторых, довольно обидно бывает, когда твои идеи убиваются из-за информации, которую можно было получить на старте, стоило лишь задать вопрос. Ну и в-третьих, не бывает глупых вопросов. Искать информацию всеми доступными путями – умно. Тот, кто считает иначе – глупец.

Загрузка...