Text:
Привет!
В этом письме поговорим о том, кто такие клиенты, чего от них ожидать, на что они способны, есть ли у них слабые места и как бороться с тем, чего не понимаешь (спойлер: никак).
Итак, клиент – это причина существования рекламного агентства или внутреннего креативного отдела в продукте. Точнее, не сам клиент, а продукт или услуга, которую он олицетворяет. Если не было бы продуктов, их не надо было бы рекламировать, не нужны были бы люди, которые решают, как именно рекламировать, и тем более не нужны были бы люди, которые делают рекламу. Клиент есть – реклама есть. Клиента нет – рекламы нет. Эта простая истина уже прямо сейчас может решить очень много внутренних противоречий, если они у тебя есть.
Клиент рекламного агентства – другая компания. Коммуникация с ним идет через клиентский отдел, и она бывает довольно сложной. Копирайтер имеет прямой доступ к клиенту только на личных встречах. Поэтому очень важно, как настроено общение у аккаунтов с клиентом и у креатива с аккаунтами. А еще важно помнить, что аккаунты – часть агентства. Они не клиент, а твои коллеги, так что действуют с тобой заодно, по крайней мере в идеальном мире.
В продукте клиентом выступает другой отдел. Копирайтер может в любой момент по почте пообщаться с тем, кто поставил задачу или просто настигнуть нужного человека на обеде или в курилке и вытянуть из него всю необходимую информацию. Это не всегда поощряется, потому что даже при работе в продукте существуют менеджеры креативного отдела, но чаще всего никто не будет тебя ругать за попытку получить больше информации напрямую. К тому же это очень удобно, ускоряет процессы и позволяет сделать работу хорошо.
На этом отличия в клиентах при работе в агентстве или в продукте заканчиваются. В остальном клиенты абсолютно одинаковые – они дают бриф на проект, комментируют идеи, помогают или мешают процессу, любят участвовать в съемках и всячески демонстрировать свою экспертизу.
История про «клиент идиот» встречается везде – и в агентстве, и в продукте. Она бесполезная и даже вредная, потому что, во-первых, это неправда, а во-вторых, потому что это контрпродуктивно. Разумеется, подобные убеждения не появляются на пустом месте. Обычно, они основаны на каких-нибудь особенно неудачных или неприятных комментариях, на личности конкретного человека из команды клиента или на рабочей ситуации. Рекомендую не принимать негативные характеристики клиента всерьез. Работать с ним все равно надо, поэтому лучше относиться к любым сложностям в отношениях с клиентом, как к милым причудам, которые разнообразят будни и делают копирайтерский труд не таким однообразным. Я понимаю, что это может быть сложно в определенных ситуациях, но с опытом станет легче: умение сохранять хладнокровие и спокойствие в стрессовых ситуациях пригодится тебе на всем копирайтерский пути. И не только на нем. Это в принципе полезный навык.
Для того, чтобы правильно и спокойно реагировать на действия клиента, его надо воспринимать как целевую аудиторию. А чтобы грамотно общаться с целевой аудиторией, ее нужно хорошо узнать. Сделать это можно несколькими способами. Первый, поговорить с аккаунтами. Расспроси про темперамент ключевых участников команды клиента, про то, что им нравится, чего они терпеть не могут, на что сразу сердятся, и какие кампании чаще всего приводят в пример. В некоторых агентствах проводят так называемый induction – погружение, знакомство креативной команды с клиентом, его брендом. Это очень классная практика: в контролируемых условиях представить друг другу людей, которым предстоит вместе создавать творческий продукт, объяснить им все про то, с чем они будут работать, какие сложности и ограничения им предстоят на пути. А заодно эти люди смогут посмотреть друг на друга, вместе пошутить, послушать, как кто говорит (это очень важно) и составить общее впечатление о товарищах по проектам. Так что, если у тебя будет возможность попасть на induction, не упускай ее. А если ее не появится, используй второй способ.
Второй способ: наблюдать за клиентом во время презентаций, брифингов, внимательно слушать его на созвонах и стараться отмечать ключевые моменты поведения (те же, которые ты попытаешься выведать у аккаунтов). Клиента нужно «расколоть» или «раскусить», зависит от того, с каким животным ты себя ассоциируешь. Мне нравятся морские выдры, так что я предпочитаю, образно выражаясь, класть клиента на свое мягкое пузико и долбить по нему камнем, пока он не расколется. Шутка. Ну или не совсем. Короче, ты понимаешь, о чем я говорю.
Очень полезно бывает посмотреть как можно больше проектов, которые с этим клиентом запускались раньше. Не важно, сделали это в твоем агентстве или команде – важно лишь знать, что уже было сделано и какую оценку это получило. Плохие проекты учат даже большему, чем удачные.
Как бы хорошо тебе ни удалось узнать клиента, он все равно будет одним из основных источников стресса в твоей работе. Узнать клиента до конца невозможно. В любом случае будут происходить разные неожиданности, от которых волосы встанут дыбом. Комментарии, после которых остаются раны на сердце, дополнительные вводные в середине проекта, смена сроков, бюджета, самой команды клиента, затягивание процесса, из-за которого агентству приходится работать по ночам и на выходных. Все эти ситуации будут происходить, потому что человеческая природа несовершенна. Даже если известно, что сроки подгорают, найдутся поводы затянуть с комментариями. Даже если клиенту все нравится, он может дать комментарии просто потому, что «положено давать комментарии». Даже если клиенту что-то не нравится, он далеко не всегда может внятно объяснить, что именно и почему. Злиться за это на клиента не нужно. Потому что для того, чтобы быть клиентом, нужны несколько очень важных навыков: умение четко ставить задачу, умение давать грамотный фидбек и умение признавать свою неправоту. Все эти навыки довольно сложно освоить, а довести их до совершенства, мне кажется, невозможно. Поэтому большинство клиентов не обладает всеми тремя. Чаще встречается один неплохо развитый навык из трех, а два остальных находятся в плачевном состоянии. Клиент может неплохо ставить задачу, но дает жуткие комментарии и ни за что не согласится это признать. Или клиент может ставить корявые задачи, но нормально объяснять, почему ваше решение не подходит, и при этом иногда соглашаться с тем, что он был в чем-то неправ. Фишка в том, что при наличии у клиента хотя бы одного из перечисленных навыков, ты сможешь сделать неплохую работу. А при определенных усилиях – хорошую. Вот, как это делается.
Если клиент хорошо ставит задачу, но не умеет давать фидбек, помоги ему, используя бриф, как лакмусовую бумажку. Если уж задача поставлена качественно, значит ваши решения просто должны соответствовать брифу. А если клиенту что-то не нравится, просто проверяйте каждый элемент вашей идеи на соответствие брифу. Лучше делать это вместе с клиентом. И в конце концов вы найдете именно те места в презентации, которые клиенту не подходят.
Если клиент хреново ставит задачу, но затем дает четкие и понятные комментарии, с их помощью можно дополнить никудышный бриф и уточнить изначальную задачу. Так за пару раундов комментариев можно выудить из клиента всё то, что он не смог написать в брифе самостоятельно.
Самый сложный случай, это когда клиент ставит размытую задачу, не соглашается ее уточнять, затем дает путанные комментарии и отказывается признавать, что у него проблемы с коммуникацией. В таком случае копирайтером быть и хорошо, и очень плохо. Хорошо, потому что это не твоя проблема. С этим придется разбираться менеджерам. А тебе нужно лишь указать на то, что бриф никуда не годится (про годный бриф мы поговорим в отдельном письме) и было бы здорово его починить. Ну, а плохо это потому, что во многих ситуациях сделать с этим ничего нельзя и приходится работать, как есть. Двигаться наугад, в темноте, ощупывая ограничения и желания клиента руками, одетыми в чугунные варежки. Это выматывает – эмоционально и физически, но это часть работы копирайтера.
Я не могу сказать, что есть универсальный рецепт, который позволит меньше нервничать из-за причуд клиента. Кто-то находит в таких ситуациях челлендж, кто-то относится к ним с юмором, кто-то предпочитает проораться, пока никто не видит. Способы справляться с неконтролируемым стрессом у всех разные, и тебе придется найти свой. Просто постарайся найти такой, который не будет сильно травмировать твою психику и не будет приводить к тому, что ты возненавидишь клиента. Алкоголь и другие стимуляторы точно не подойдут. Надеюсь, не нужно объяснять, почему.
Что я могу сказать наверняка, это то, что клиенты хотят добра и стремятся сделать работу хорошо. Они так же, как и ты, получают удовольствие, когда результат труда прекрасен. Они обожают классную рекламу и по-настоящему хотят иметь к ней отношение. Просто это не всегда получается, или получается не теми способами, которыми тебе было бы комфортно.
Поэтому главный и самый полезный совет: уважай клиента. Относись к нему с пониманием, терпением и заботой. Ему нужны твои навыки, а тебе – его деньги. Помогите друг другу, и мир станет чуточку лучше, а хорошей рекламы – немного больше. Потому что, когда мы относимся друг к другу по-человечески, происходят удивительные вещи.
Все, про клиентов, пожалуй, хватит. Иди заниматься работой или отдохни, если читаешь это письмо в нерабочее время. Я уверен, у тебя все будет хорошо, потому что ты читаешь уже пятое письмо. А это значит, что ты учишься и становишься опытнее. Молодчина! Обнимаю!
До встречи в следующем письме.
Твой знакомый копирайтер,
Гоша Свиридов