Steven Rosenbaum, Curation Nation: How to Win in a World Where Consumers are Creators (New York: McGraw Hill, 2010), http://curationnation.org/pages/aboutthebook.
Такое различие проводит, в частности, Роберт Сторр в эссе “Show and Tell”, in Paula Marincola, ed., What Makes a Great Exhibition? (Philadelphia: Philadelphia Exhibitions Initiative, 2006), p. 14. Оно будет чрезвычайно полезным для работников музеев, организующих выставки и ищущих серьезное руководство, как преуспеть в профессии, также как и эссе Карлоса Басуальдо, Линн Кук и прочих авторов данной антологии.
On-Curating.org 11, no. 11, “Public Issues”, n.d., http://on-curating.org/index.php/issue-11.html.
Цит. по: Carolina M. Miranda, “Biting the Hand that Feeds Them”, Art News 10, no. 11 (December 2011), p. 89.
Avanessian and Skrebowski, “Introduction”, in Armen Avanessian and Luke Skrebowski, eds., Aesthetics and Contemporary Art (Berlin: Sternberg Press, 2011). Моя ремарка о временно́м разрыве обусловлена тем, что некоторые исследователи пытались критически и теоретически осмыслять современность начиная с 1990-х; в моем случае я это делаю в публикациях начиная с 2011 года. Однако мысль, что такие попытки стали широко предприниматься только в последние два-три года, верна.
Имеется в виду пословица «Пустая бочка пуще гремит» (англ.: An empty vessel gives a greater sound than a full bare). – Примеч. ред.
Фильм партнера Уотерлоу Джулиет Дарлинг «Завещание куратора» (A Curator’s Last Will and Testament) был показан в Сиднее в апреле 2012 года.
Мой послужной список в качестве куратора скромен, и я всегда был участником только совместных проектов: «Ситуация сегодня. Искусство объекта или постобъекта» (The Situation Now: Object or Post-Object Art?), инагурационная выставка в Contemporary Art Society Gallery, Сидней, 16 июля – 6 августа 1971 (совместно с Тони Макгилликом); «Сны, страхи и желания. Аспекты австралийской фигуративной живописи (1942–1962)» (Dreams, Fears, and Desires: Aspects of Australian Figurative Painting 1942–1962), Галерея С. Х. Эрвина (S. H. Ervin Gallery), Сидней, Региональная галерея Ньюкасла (Newcastle Regional Gallery) и Художественная галерея Университета Монаша (Monash University Art Gallery); 5-я Сиднейская биеннале и Пауэровском институте изящных искусств, Сиднейский университет (Power Institute of Fine Arts, University of Sydney), 1984 (совместно с Кристин Диксон и Вирджинией Спейт); «Глобальный концептуализм. Точки отсчета (1950–1980-е)» (Global Conceptualism: Points of Origin, 1950s–1980s), Художественный музей Квинса (Queens Museum of Art), Нью-Йорк, 1999 – куратор-консультант, совместно с восемью другими; «Достижения Альберта Кана» (The Achievement of Albert Kahn), Художественная галерея Мичиганского университета (University of Michigan Art Gallery), Энн-Арбор, 2001. Я также работал в совете Музея современного искусства (Museum of Contemporary Art) в Сиднее в 1989–2000 годах; в Австралийском центре фотографии (Australian Centre for Photography) в Сиднее в 1996–2000 годах и с 2002 года в Музее Энди Уорхола (Andy Warhol Museum) в Питтсбурге.
О докторе Урсуле Хофф см.: Sheridan Palmer, Center of the Periphery: Three European Art Historians in Melbourne (Melbourne: Australian Scholarly Publishing, 2008).
Terry Smith, “The State of Art History: Contemporary Art”, Art Bulletin 92, no. 4 (December 2010), p. 380.
Это определение более специфично, чем «экспозиционная ценность», которую Вальтер Беньямин приписывал всем произведениям искусства, которые, в отличие от предметов культа в ситуации ритуала, демонстрируются как искусство и с начала ХХ века начинают широко репродуцироваться, прежде всего посредством фотографии и кинематографа. См. его эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости»: Walter Benjamin, The Work of Art in the Age of Its Technical Reproducibility and Other Writings on Media, ed. Michael W. Jennings, Brigid Doherty and Thomas Y. Levin (New Haven: Harvard University Press, 2008), 25ff. (Русское издание: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / Вальтер Беньямин // Краткая история фотографии. – М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. – С. 60–113.)
Этой формулировке я во многом обязан комментарию Жоана Рибаса, который однажды в аналогичном контексте вспомнил архитектурный проект Ле Корбюзье 1939 года для Музея неограниченного роста (Musée à croissance illimitée) – структуру, напоминающую лабиринт, созданную по принципу спирали морской ракушки. Современной реализацией идеи Ле Корбюзье можно считать Музей современного искусства XXI века (21st Century Museum of Contemporary Art) в Канадзаве, Япония, построенный архитектурным бюро SAANA.
Terry Smith, What is Contemporary Art? (Chicago: University of Chicago Press, 2009), pp. 259–264. Классические формулировки каждой из приведенных позиций см.: Kirk Varnedoe, Modern Contemporary: Art at MOMA since 1980 (New York: Museum of Modern Art, 2000); Okwui Enwezor, “The Postcolonial Constellation”, in Nancy Condee, Okwui Enwezor, and Terry Smith, eds., Antinomies of Art and Culture: Modernity, Postmodernity, and Contemporaneity (Durham, N.C.: Duke University Press, 2008), pp. 207–234; Nicolas Bourriaud, Relational Aesthetics (1998; Dijon: Les Presses du Réel, 2002).
Анализ поисковых запросов в www.worldcat.org и прочих базах данных, осуществленный около 2000 года, показал интересную особенность: термин «современное» (contemporary) использовался интенсивно, но не выходил на первое место по частоте употребления в 1920-х годах в Европе и в 1960-х во всем мире. Не так давно Жоан Рибас осуществил поиск по книгам, изданным с 1900 года и доступным в онлайн-библиотеке Google Books, по ключевым словам modern art и contemporary art. Оказалось, что количество упоминаний обоих терминов в последние годы фактически сравнялось.
Terry Smith, Contemporary Art: World Currents (London: Laurence King; Upper Saddle River, N.J.: Pearson/Prentice-Hall, 2011).
Paula Marincola, ed., What Makes a Great Exhibition? (Philadelphia: Philadelphia Exhibitions Initiative, 2006), p. 10. Еще одна интересная антология – Helen Kouris and Steven Rand, eds., Cautionary Tales: Critical Curating (New York: Apexart, 2007).
Paula Marincola, “A List of Questions Leading to More Questions and Some Answers”, in What Makes a Great Exhibition? См. также: David Levi-Strauss, “The Bias of the World: Curating After Szeemann and Hopps”, Brooklyn Rail, December 2006 – January 2007, http://www.brooklynrail.org/2006/12/art/the-bias-of-the-world.
Robert Storr, “Show and Tell”, in Marincola, What Makes a Great Exhibition?, p. 14.
Roberta Smith, “So Big, Performa Now Misses the Point”, New York Times, November 26, 2011, C1 and C11.