«Вы должны начать с клиента и вернуться к технологии».
Новые технологии всегда были катализатором крупных социальных и экономических преобразований. Во время первых двух промышленных революций новые источники энергии, технологии и средства связи принесли настоящую революцию обществу, экономике и отдельным людям. Они также вызвали глубокие изменения в розничной торговле и поведении потребителей. В XX веке появление средств массовой информации, телефонов, радио и телевизоров помогло сблизить розничных продавцов и потребителей.
С 1990-х годов интернет и цифровизация привели к технологическим прорывам. Новая экономическая парадигма «умной экономики» закладывает основу для онлайф-розницы.
Сегодня мы видим зарождение новых технологий – своего рода «новую промышленную революцию» или «эпоху». Новая умная экономика оказывает беспрецедентное влияние – это интересно и сложно одновременно.
В данной главе я рассмотрю семь новых технологий. В совокупности они вызовут настоящий обвал в розничной торговле. Что данные технологии могут предложить рознице и что они значат для человека и общества в целом? У них всех есть одна общая черта: они основаны на общедоступных больших данных. Незаметно они делают жизнь людей легче, проще и приятнее. С другой стороны, мы становимся все более зависимыми от технологий. Наша частная жизнь является одной из ключевых областей воздействия. Именно по этой причине я завершаю главу рассказом о влиянии умной экономики на частную онлайф-жизнь потребителей.
Но начну я с фундамента всех новых технологий: больших данных (Big Data).
Большие данные – это не просто собранные огромные объемы данных; главное, что они ценны и релевантны. Ученый Виктор Майер-Шенбергер и журналист Кеннет Кукье, эксперт по данным журнала The Economist, утверждают, что большие данные «соответствуют нашей растущей способности сжимать огромное количество информации, мгновенно анализировать и извлекать порой совершенно удивительные выводы»[45]. Они сравнивают данный процесс с фотографированием. Когда вы делаете снимок и фокусируетесь на чем-то одном, это напоминает взятие образца случайной информации. С другой стороны, цифровая фотография, где все в фокусе, позволяет вам впоследствии решить, какую часть выдвинуть вперед или скрыть, в чем она схожа с большими данными.
Есть гуру, считающие, что большие данные – это абсолютное благо для человечества: они помогут бороться с мошенничеством, выслеживать террористов, ликвидировать распространение детской порнографии и даже предсказывать и предотвращать эпидемии. Сектор розничной торговли также сумеет извлечь огромную пользу из больших данных. Производители могут применить их для анализа своих методов производства, а ритейлеры используют преимущества лучших способов обслуживания клиентов.
Другие считают, что большие данные представляют угрозу нашему образу жизни и что мы должны бороться за сохранение своей новоиспеченной свободы. Большие данные включают в себя наши цифровые профили, дающие, в свою очередь, лучшее понимание нашего текущего и будущего поведения. «Sie wissen alles» – они знают все, как написала немецкий предприниматель Ивонн Хофстеттер в своем бестселлере, имея в виду правительства и бизнес-модели крупных технологических компаний[46]. Критики больших данных опасаются, что большие данные в конечном итоге могут быть использованы для покровительства и манипулирования людьми, бизнес-моделями и целыми обществами. Отец-основатель США и президент Томас Джефферсон когда-то сказал: «Информация – это валюта демократии». Проблема сегодня заключается в том, что огромное количество данных, новый капитал, находится в руках узкого круга людей.
По данным Gartner, сейчас мы достигли той стадии, когда большие данные широко применяются на практике[47]. В сетевой розничной торговле, страховании, туризме и банковском деле все чаще используются интеллектуальные алгоритмы поведения потребителей, основанные на больших данных, позволяющие учесть индивидуальные предпочтения клиентов при производстве товаров и услуг. Черты личности и особенности недавних покупок могут предсказать, что в следующий раз заинтересует потребителя. Это уже происходит с использованием методов машинного обучения и глубокого обучения, смоделированных по образцу человеческого мозга. Google использует данную технику, чтобы представить свою рекламу там, где она будет максимально эффективна. Amazon применяет такого рода алгоритм, показывая своим клиентам соответствующие товары; Booking.com делает то же самое, чтобы рекомендовать гостиничные номера, а Spotify таким же образом предлагает музыку. Даже международный сайт знакомств eHarmony использует эти алгоритмы для сопоставления людей при подборе пар. Именно The Economist превратил большие данные в «цифровую нефть», заявив, что «данные в наш век – то же, что нефть в век предыдущий: движущая сила роста и изменений»[48].
В будущем такого рода технологии улучшат качество анализа и интерпретации даже самых сложных проблем. Методики, основанные на больших данных, помогут ответить на вопрос: планирует ли человек погасить свой кредит? Потребители также смогут получать выгоду от больших данных. Предоставление их персональной информации ритейлерам не так ново, как можно подумать – ведь и в прошлом магазины собирали личную информацию о своих клиентах (имя, адрес и т. д.), чтобы подстроить под них предложения товаров. Теперь они используют информацию для корректировки своего предложения (в магазине) на основе фактических характеристик совершенной покупки. Конечная сила больших данных в розничной торговле заключается в возможности использовать анализ потребительских данных для извлечения выгоды непосредственно для отдельного клиента.
В течение следующих нескольких лет многие города станут умными. Интеллектуальные технологии уже сделали жизнь в городе более здоровой, чистой и безопасной. По данным Gartner, количество подключенных устройств в умных городах должно было увеличиться с более чем 2,7 млрд в 2017 году до 9,7 млрд к 2020 году[49]. В городах будущего все, кто вовлечен в розничную торговлю, будут работать вместе, чтобы сделать покупки в центре города и в торговых центрах более интересными и актуальными. Местные органы власти, ритейлеры, поставщики услуг и рестораторы инвестируют в создание динамичной городской инфраструктуры и обеспечение лучшего обслуживания потребителей. Им помогут инновационные технологии.
Тем не менее воодушевление по поводу умных городов не универсально. Эти технологии могут быть легко взломаны, что выведет алгоритмы, управляющие городом, из-под контроля. Некоторые исследователи считают, что существует вполне реальный риск того, что умный город больше не будет относиться к своему населению как к гражданам, считая их всего лишь простыми потребителями. Еще предстоит выяснить, смогут ли ограниченные в финансах города противостоять стремлению продавать данные о покупках потребителей крупным технологическим компаниям.
Шопинг в умном городе основан на одном простом условии: маячки на торговых улицах – это датчики, использующие Bluetooth для подключения к смартфонам покупателей. Именно так осуществляется мониторинг их поведения. Если люди хотят получить личный опыт покупок, то просто загружают приложение (они созданы для каждой улицы, торгового центра или магазина). Далее умная торговая улица может попытаться повлиять на их поведение[50].
Лондонская Риджент-стрит – одна из первых улиц в мире, где более 130 магазинов могут напрямую «общаться» с прохожими. Магазины используют приложения, чтобы попытаться заманить клиентов внутрь. В приложении люди заранее выбрали, какую информацию они хотели бы (не) получать[51]. Нет необходимости переживать о том, что вас побеспокоят всевозможные предложения, так как только вы сами сможете решить, загружать ли приложение. Даже сделав это, люди выбирают, какие части приложения им использовать[52].
Лично я не хотел бы, чтобы мой телефон подавал сигнал в каждом магазине, пытаясь заманить меня внутрь. Однако мне нравятся такие приложения, как у Starbucks, позволяющие заказать кофе и заплатить за него до того, как я попаду в кафе. Когда я войду туда, то смогу обойти очередь, направившись прямо к баристе, чтобы взять латте макиато с моим именем на стакане без необходимости открывать кошелек, а баллы лояльности автоматически зачислятся на мой счет в Starbucks. Если бы другой магазин предложил мне скидку 10 % или бесплатный кофе в обмен на обход очереди, я с легкостью подключил бы их приложение.
Рост умных городов и торговых улиц необратим. У них есть блестящие преимущества, не ограничивающиеся розничной торговлей: как насчет бесплатного Wi-Fi (Канзас-Сити), приложения, направляющего вас к ближайшему парковочному месту (Бостон), помогающего экономить электроэнергию (Барселона) или избегать пробок (Амстердам)?
В будущем буквально любой магазин будет подключен к другим: супермаркеты к хозяйственным магазинам, туристические агентства к банкам, пекарни к мясникам. Это поможет организовать всевозможные способы навигации клиента дома или в магазине, с возможностью заказа с мобильного устройства, интернет-терминала или другого устройства. Разные цифровые технологии будут использованы в соединенных магазинах для улучшения обслуживания клиентов. Маячки позволят онлайн и офлайн-шопингу превратиться в единый торговый опыт, предоставив возможность ритейлерам и технологическим компаниям отслеживать движение клиентов в магазине и видеть, в какие отделы они идут, и т. д.
Традиционные ритейлеры медленно и неохотно соглашаются на эти новые варианты. Физические магазины активно заставляют клиентов принимать решение об установке их приложения или включении его при каждом посещении. Несколько американских магазинов – в их числе Macy’s, Target и Walmart – начали использовать маячки в надежде на то, что это сделает отслеживание поведения клиентов в физических магазинах более популярным[53]. Клиенты, которые ценят личное внимание, могут выбрать получение индивидуальных сообщений на свои смартфоны с учетом их местоположения в магазине, поведения и профиля покупок. Время покажет, поможет ли получение эксклюзивных предложений, купонов и скидок в магазине преодолеть дискомфорт от чувства преследования[54].
В интернет-магазинах фактически есть новые технологические инновации, готовые заменить маячки. Технология связи в видимом свете (VLC) – смесь Bluetooth, света и LED-ламп – определяет положение клиента с точностью до 4 дюймов, включая направление его движения, положение относительно прохода, близость к дисплею и т. д. Для этого пользователям не нужно устанавливать приложение – оно запускается автоматически после их первоначального разрешения. IKEA и Target – два ритейлера, экспериментирующие с этой технологией. Дополнительным преимуществом для продавцов является то, что технология может быть установлена «независимо», без необходимости делиться данными с Apple (iPhone), Google (Android) или Samsung.
Магазины становятся более цифровыми, чем когда-либо
Магазины уже используют все виды цифровых технологий, чтобы привлечь клиентов к своим товарам и услугам[55]. Все больше и больше магазинов (IKEA) позволяют проверить актуальную информацию о продукте путем сканирования штрих-кода или QR-кода с помощью вашего смартфона. У других (Target) есть специальные приложения, придающие дополнительную ценность онлайн-шопингу в магазине за счет предлагаемых скидок. Некоторые компании (Timberland) используют стол-планшет, помогающий упростить онлайн-шопинг для клиентов в магазине, или предоставляют дополнительные опции обслуживания (Argos)[56].
Подвешенные миниатюрные умные экраны могут отображать динамичную информацию о продукте, цене и даже показывать, насколько популярен товар (полученное количество лайков на Facebook), а также сколько штук осталось на складе. Норвежская фирма Thinfilm внедрила смарт-этикетки, оснащенные компьютерными чипами, которые могут использоваться супермаркетами или другими магазинами для отслеживания свежести молока. Приложение может предупредить клиентов о том, чтобы они не брали продукт, если его срок хранения истекает. Скоро ваш смартфон сможет подсказать, какое вино лучше всего подойдет к еде в вашей тележке.
Эти умные технологии дают клиентам совершенно новый опыт покупок на улице, в магазине и в интернете, но соблазнение клиента по-прежнему остается искусством. Итак, что еще нового?
IoT широко рассматривается как главная технология будущего: миллиарды машин соединяются и обмениваются фрагментами данных друг с другом и с людьми. Интернет вещей (IoT) трансформирует все сферы жизни: дом, офис, городские торговые улицы и многое другое. IoT вполне может служить примером умной экономики. Появление персонального компьютера, факса, электронной почты, мобильного телефона, смартфона, планшета и говорящих помощников имеет общие черты: новые технологии, похоже, взаимодействуют с людьми. По-видимому, у пользователей почти не возникает проблем с адаптацией к новым возможностям, открывающимся с помощью данных технологий.
Мы уже можем видеть первые примеры применения IoT: в последние несколько лет я использую ручной сканер, когда покупаю продукты, и часто пользуюсь бесконтактной оплатой в магазинах. Некоторое время назад я купил новый телевизор и обращал мало внимания на то, что это был «умный» телевизор. Я с радостью принял большинство его опций, хотя, похоже, не могу приспособиться (пока) к жестам рук, которыми я могу управлять его работой. Некоторые люди более активны в выборе интеллектуальных приложений, таких как умные дверные замки, велосипедные трекеры, кухонные устройства, разбрызгиватели, термостаты, освещение, электровилки и т. д. Умные говорящие помощники и умные кухонные приборы со встроенными голосовыми функциями появляются в наших домах. Многие люди, похоже, наслаждаются преимуществами умной экономики независимо от того, осознают они это или нет, хотя пока речь идет всего лишь о небольшом шаге – использовании более умных машин.
Во-вторых, ситуация, когда машины и люди могут взаимодействовать в любое время и в любом месте, открывает для экономики, бизнеса и потребителей почти безграничные возможности. В ближайшие годы продолжающийся экспоненциальный рост микроэлектроники, снижение цен на компьютерные чипы и увеличение объема памяти, вероятно, станут движущими силами для IoT. Новые интеллектуальные датчики и внедрение фотонных микросхем (т. е. использование стекла вместо меди в качестве проводника) вызовут технологическую революцию, эффекты которой пока только начинают проявляться.
Конец закона Мура
Закон Мура гласит, что число транзисторов в компьютерных чипах, вероятно, удваивается каждые два года[57]. Гордон Мур, один из основателей производства чипов Intel, описал этот процесс еще в 1965 году. Позже оказалось, что этот закон применим и к другим технологиям, таким как объем памяти и энергия, потребляемая компьютерами, или количество пикселей цифровых камер.
Остается выяснить, как долго производители чипов смогут идти в ногу с законом Мура. Практически невозможно технически – не говоря уже об очень высокой стоимости – еще больше сжать электронику на основе кремния. В результате люди ищут замену кремнию.
На самом деле отмена закона Мура может стать скрытым благом для сегодняшнего потребителя. «Не нужно будет переключаться на новый гаджет, как только появится более быстрый чип! Это может даже стимулировать бизнес внедрять инновации по-другому и производить действительно лучшие товары, которые люди смогут использовать»[58].
В 2003 году всего 500 млн больших и малых приборов были подключены друг к другу через интернет, в то время как компании Cisco и Ericsson ожидают, что к 2020 году их будет примерно 50 млрд[59]. Morgan Stanley, американский корпоративный банк, даже прогнозирует 75 миллиардов подключенных устройств к 2020 году[60]. По прогнозу исследовательского агентства IDC, интернет вещей в 2020 году будет стоить примерно 1,7 трлн долларов[61]. По данным американской консалтинговой компании McKinsey, ценность интернета вещей достигнет 3,9 трлн долларов к 2025 году, добавив от 4 до 11 трлн долларов мировой экономике[62].
Розничная торговля будет сильно зависеть от IoT: онлайн-шопинг станет еще проще и более персонифицированным, связав приборы и аксессуары с вашим личным профилем. Технологические гиганты, такие как Amazon, Alibaba, Apple, Facebook, Google и Microsoft, смогут все глубже и глубже проникать в нашу частную жизнь, используя данные, которые мы охотно предоставляем. Понятие «частный» приобретет новое значение. По-видимому, мы не возражаем против приобретенных преимуществ IoT, влияющих на нашу приватность. Арал Балкан, американский социальный предприниматель и защитник конфиденциальности в интернете, сослался на роман Джорджа Оруэлла «1984», где конфиденциальность превратилась из частной в общественную. В своем тяжелом, гнетущем романе «Сфера» Дэйв Эггерс[63] говорит: «Все и вся должны быть видны»[64]. Несмотря на эти опасения, мы являемся свидетелями начала новой революции – взрыва данных, которая позволит вывести закономерности и тенденции для целого ряда секторов бизнеса, где одной из важнейших является розничная торговля.
Ipad на колесах
В 2016 году я посетил завод Tesla во Фримонте, Калифорния, и был просто ошеломлен увиденным. Tesla производит самые первые полностью электронные автомобили, где вы полностью осознаете добавленную ценность IoT. Компанию Tesla, названную в честь сербско-американского инженера и изобретателя Николы Теслы, который когда-то работал на Томаса Эдисона, также называют «iPad на колесах». Практически все опции в автомобиле управляются через 15-дюймовый (Model 3) или 17-дюймовый (Model S) сенсорный экран и ваш смартфон; на приборной панели нет циферблатов: двери запираются удаленно, гаджет сам находит место для парковки, контролирует заряд батареи или устанавливает температуру в автомобиле, прежде чем вы в него сели – разумеется, после того как вы нашли, где он находится, с помощью Google Maps. Никакая работа не является слишком трудной для Tesla[65].
Две технологии, которые станут бесценными для онлайф-пользователей через несколько лет, – это виртуальная реальность (VR, специальные очки, которые позволяют вам почувствовать, что вы находитесь где-то еще) и дополненная реальность (AR, включающая в себя наложение текста и/или изображений поверх визуального изображения в вашем смартфоне). В конечном счете мы сможем носить с собой любимые магазины в режиме нон-стоп, используя проекции VR и AR для доступа к ним в любое время и в любом месте. AR, например, поможет вам представить, как диван, на который вы смотрите, будет выглядеть в вашем доме. Приложения IKEA, Target и Amazon позволяют клиентам накладывать, перемещать и вращать предмет в режиме работы камеры в реальном времени, чтобы увидеть, подойдет ли он вам и как будет выглядеть в реальности. Благодаря использованию AR буквально любое место становится виртуальным выставочным залом, где можно посмотреть на товары независимо от того, находитесь ли вы дома на кухне или в магазине. Для каждого вида продукции, начиная от технологий и электроники и заканчивая одеждой и потребительскими товарами, клиенты постоянно ищут дополнительную информацию. Используя свой смартфон, покупатели могут выбрать любой продукт и получить расширенную информацию о нем. С информацией AR о продуктах в магазине клиенты, скорее всего, импульсивно приобретут товар, даже если они никогда не пробовали его раньше[66].
VR тоже поднялась на новый уровень. Новое поколение очков, сделанных компаниями HTC (Vive), Sony (HMD) и Facebook (Oculus Rift), является дальнейшим развитием данной технологии. Microsoft Hololens (гибрид шлема и лыжных очков) сочетает в себе опции AR и VR. Несмотря на то что я был потрясен опытом Hololens во флагманском магазине Microsoft в Нью-Йорке, надевать VR-очки по-прежнему довольно неприятно. Возможно, следующее поколение очков или преемник Google Glass, призванный напоминать «обычные» крутые очки, сможет избавить нас от этого неудобства. Или, возможно, мы в массовом порядке переключимся на Spectacles, такие как видеокозырьки от солнца, представленные Snapchat и позволяющие делать короткие видео, которыми вы можете поделиться с друзьями в приложении.
И VR, и AR набирают популярность. Pokémon GO вполне может позволить Pikachu достичь того, что не удалось сделать Google Glass. Компания Marks & Spencer начала экспериментировать с Oculus Rift, чтобы позволить клиентам меблировать их идеальную гостиную[67]. Гарнитура дает возможность проецировать 360-градусные изображения в стереоскопическом 3D-варианте со 100-градусным полем зрения, действительно заставляющим ваш мозг полагать, что вы находитесь где-то еще. Вы можете повернуть голову, и изображение просто будет двигаться вместе с вами, не вызывая головокружения. Tommy Hilfiger показал свою осеннюю коллекцию в виртуальной реальности, чтобы позволить клиентам испытать, каково это – быть на подиуме. Путешествие – еще одна область бизнеса, использующая VR: в Дубае есть отели, применяющие VR для аренды номеров, а в Marriot имеется 4D-вариант с использованием недорогих очков VR[68]. Испанская туристическая компания Navitaire позволяет всю поездку забронировать в VR: выбрать номер в отеле, попробовать различные прокатные автомобили и прогуляться по салону самолета[69].
Смешанная реальность (MR) – это место, где встречаются VR и AR. Другие люди могут присоединиться к MR и разделить опыт человека, носящего VR-очки. На дополнительном экране или посредством видеосвязи они могут отслеживать деятельность другого человека. Шопинг – еще один вариант MR: названия предметов в вашем списке покупок будут загораться, когда вы проходите через ряды супермаркета, при условии что вы надели VR-очки или выставили контакты в MR[70].
Виртуальный супермаркет
Yihaodian, ведущий интернет-супермаркет Китая, использует AR, чтобы предоставить клиентам возможность делать покупки без необходимости ходить в магазин (кстати, крупнейший конкурент Alibaba, JD.com, купил Yihaodian у Walmart в 2016 году.) Они открыли виртуальные супермаркеты на парковках, в парках и вблизи других популярных мест. Их можно увидеть, только используя смартфон или планшет. После открытия приложения магазин появляется в поле зрения покупателя, позволяя ему ходить по виртуальным рядам и брать товары с полок простым кликом. Затем покупки доставляются на дом клиенту[71].
Продвинутая новая технология голограмм – совсем другое дело. Эта опция, позволяющая вам вызывать 3D-проекции товаров и услуг где угодно и когда угодно, на данный момент используется только ритейлерами модных и роскошных товаров[72]. Несколько лет назад парижский бренд нижнего белья Empreinte использовал технологию голограмм при размещении моделей, позировавших в стеклянных витринах на улице. Miss Sixty, итальянский модный бренд, показывал в магазине моделей, примерявших одежду в нерабочее время. Другой способ использования голограмм люксовыми брендами – улучшить упаковку и сделать ее интерактивной[73].
В будущем мы, в конечном счете, будем носить наши любимые магазины в карманах благодаря VR, AR, MR и голограммам, дающим нам возможность посетить торговую точку независимо от того, где мы находимся. Просто представьте, что вы сидите дома с системой визуального распознавания и электронным каталогом мебели, которые помогают вам наложить виртуальную презентацию на фотографию вашей собственной комнаты, или можете виртуально побывать в вашем следующем месте отдыха через 3D-презентацию не выходя из дома либо находясь в магазине. Поклонники фильма «Назад в будущее» (Back to the Future) и глазом не моргнут, когда услышат об этом. В конце концов, разве не Марти Макфлай предложил нам заглянуть в 2015 год еще в 1989 году, показав напечатанные пиццы и напугав кинозрителей голограммами Челюстей 19?
Используя 3D-печать, управляемые компьютерами машины могут производить уникальные предметы любой возможной формы. Как это работает: лазерный луч создает объект из жидкости или порошка – обычно из пластика или металла, хотя используются и другие материалы, в том числе органические. Промышленные предприятия начали широко экспериментировать с 3D-печатью. В частности, новинки успешно переворачивают с ног на голову целые отрасли. Производственные компании начали выпускать новые образцы и запасные части быстрее, чем когда-либо прежде. Siemens, например, использует 3D-принтеры для производства деталей машин. Вместо того чтобы заказывать запасные части у внешних поставщиков, они теперь могут просто печатать их на месте, становясь менее зависимыми от других и еще больше нарушая традиционную цепочку в обрабатывающей промышленности. В будущем ритейлеры и потребители смогут извлечь выгоду из более быстрого, дешевого и качественного производства товаров. Именно поэтому 3D-печать быстро стала одним из самых обсуждаемых примеров умной экономики. Многие сферы бизнеса не могут оправиться от ее разрушительного эффекта или от своего энтузиазма по поводу открывающихся возможностей, в зависимости от собственной роли в цепочке создания стоимости.
Gartner считает, что масштабы распространения этого вида печати, вероятно, будут удваиваться по крайней мере каждый год. По данным исследовательского сайта Statista, мировой рынок 3D-приложений вырастет с 13,2 миллиарда долларов в 2016 году до почти 30 миллиардов долларов в 2020 году[74]. Например, медицинская промышленность использует эту технологию для печати искусственных клапанов сердца. Gartner убежден, что слуховые аппараты, эндопротезы тазобедренного сустава и искусственные колени скоро будут выходить из 3D-принтеров[75].
Розничная торговля, вероятно, тоже будет революционизирована 3D-печатью – ведь она дает далекоидущие эффекты для всех интернет-магазинов. В ближайшие несколько лет 3D-принтеры начнут появляться в супермаркетах и хозяйственных магазинах. Торговые улицы станут свидетелями появления специализированных пунктов 3D-печати, создания магазинов в пустых витринах. Мало того что 3D-принтеры будут продаваться для домашнего использования, но еще продавцы будут предлагать клиентам печатать их собственные проекты прямо в магазине. Очевидно, что клиенты смогут выбрать лучший вариант своего проекта и вскоре получить напечатанный товар, доставленный к ним домой. Такие магазины 3D-сервиса помогут клиентам создавать нужные им предметы, а специалисты проведут на дому мастер-классы по печати и будут продавать необходимые материалы и аксессуары. В Великобритании сеть супермаркетов ASDA уже создала сервис 3D-печати. Вы можете напечатать свое миниатюрное подобие[76]. Когда я недавно был на свадьбе, то видел на праздничном торте крошечную копию жениха и невесты. Голландский универмаг HEMA предлагает клиентам возможность распечатать миниатюрное скульптурное изображение себя, а также сделать персональные обложки для смартфонов и ювелирные изделия.
В то же время существует множество международных рынков 3D-печати, где предоставляются новые услуги. Такие платформы, как Shapeways и Sculpteo, позволяют заказывать выполненные на заказ 3D-печатные элементы. Creative Commons – это платформа, где вы можете свободно делиться своими проектами, а домашняя 3D-печать позволяет людям, у которых есть собственный 3D-принтер, выполнять различные проекты. Есть специализированные поисковые машины – Yeggi и Fabforall, находящие 3D-файлы онлайн. Есть также гибридные 3D-интернет-магазины, предлагающие все эти варианты сразу[77].
Титан интернет-шопинга Amazon тоже нацелился на эту новую технологию[78]. В 2014 году компания открыла собственный интернет-магазин 3D, в настоящее время работающий как на Shapeways, так и на Sculpteo. В 2015 году Amazon подала заявку на патент на мобильные «печатные станции»: грузовики с 3D-принтером на борту. Он дает возможность Amazon просто отправить STL-файл для каждого заказа на ближайшее мобильное устройство, которое затем напечатает товар по требованию в любом месте. Клиенты Amazon, конечно, выигрывают от этого, но и сама компания экономит на поставках, роботах и персонале[79].
3D-печать одежды
Возврат заказов по-прежнему является дорогостоящей частью бизнеса и для потребителей, и для (интернет-) магазинов. В рамках проекта «Мода, которая вам подходит» Университета прикладных наук в Амстердаме разрабатываются новые способы определения соответствия размера физическим измерениям клиента. После получения фотографии, сделанной спереди и сбоку с помощью смартфона или планшета, рассчитывается 3D-изображение. Затем можно оценить размер одежды и выполнить 3D-сканирование. Вскоре клиенты смогут выбирать наряды с помощью планшетов, примерять их на цифровую копию своего тела и сразу заказывать[80].
Производитель обуви Nike уверен, что это только вопрос времени, когда потребители придут в магазины, чтобы напечатать кроссовки Flyknit, дизайн которых они придумали дома по собственным размерам[81]. Через несколько лет у оптиков в магазинах будут 3D-принтеры, чтобы производить очки, идеально сделанные с учетом спецификации после выполнения обычного сканирования глаз. Британская сеть супермаркетов Tesco ожидает, что заказчики в ближайшее время начнут печатать запчасти для бытовых товаров, таких, например, как шланг для пылесоса[82]. Zalando возлагает большие надежды на 3D-печать одежды для малых и средних брендов[83].
В будущем (интернет-) магазины 3D-печати выйдут за рамки ювелирных изделий, игрушек и чехлов для телефонов и фактически начнут предлагать товары для дома, такие как лампы, рамы для картин и стулья. Как насчет предметов искусства или модных штучек? Такие новые интернет-магазины отличают два ключевых признака: они предлагают небольшие доступные тиражи и преуспевают в персонализации своей продукции. Возможно, самая большая революция, принесенная 3D-печатью, – это не технология, а возможность превратить производство в нечто локальное и близкое к дому. Последствия для мировой торговли в свое время станут ошеломляющими. По данным ING, напечатанные товары уже в 2040 году могут уничтожить 40 % мирового импорта, а объем мировой торговли будет в 2060 году на 23 % ниже, если рост инвестиций в 3D-принтеры продолжится нынешними темпами[84].
Роботы идут! Левой-правой-левой, вот они идут, входя в жизнь ритейлеров[85]. Основными местами деятельности роботов являются центры распределения и фулфилмент-центры крупных универмагов, интернет-магазинов и компаний по доставке посылок. Они самостоятельно прокладывают себе путь через штабеля товаров, выбирая правильные предметы и не нуждаясь в помощи при их упаковке для доставки. В немецком книжном магазине Sigloch есть снующие вокруг так называемые «кубики Тору»: автоматически управляемые транспортные средства, доставляющие книги из кладовой на упаковочные столы. Quit Logistics – американская компания, работающая на Zara и других, использует роботов, чтобы сотрудники не ходили взад-вперед между стеллажами и упаковочными столами. В центрах распределения и фулфилмент-центрах имеются также роботы-охранники, мониторящие склады, чтобы найти пропавшие паллеты, или использующие тепловизоры по ночам, чтобы заметить возможных злоумышленников.
Amazon установил около 50 000 роботов в своих распределительных центрах в США[86]. По подсчетам компании, это сокращает эксплуатационные расходы на треть – каждый заказ становится на 20–40 % дешевле благодаря использованию роботов. Amazon старается применять маленьких проворных роботов, которые могут поднимать сразу целые стеллажи и доставлять их к упаковочным столам. Работникам склада больше не нужно ходить туда-сюда. Супермаркеты тоже знакомят покупателей с роботами. Роботы типа Segway, такие как Tally, могут проверить каждую полку и сканировать все штрих-коды в магазине менее чем за час[87]. Роботы могут также пополнять запасы на пустых полках и заменять кассиров за счет использования кассы самообслуживания. Робот Walmart Bossa Nova теперь бродит по проходам в 50 магазинах Walmart в США. Он способен выполнять такие задачи, как выявление отсутствующих на складе товаров, поиск неправильных цен и обнаружение неправильных или отсутствующих этикеток[88]. Продавец потребительской электроники MediaMarkt Saturn даже использует роботов в немецких и швейцарских магазинах для улучшения качества обслуживания клиентов. Сервис-робот Поль приветствует клиентов, отвечает на простые вопросы и провожает к нужному ряду (подробнее на эту тему в главе 12).
Пройдет совсем немного времени, и роботы войдут в наши дома и помогут в повседневной работе. Роботы, такие как CLOi (LG), Kuri (Mayfteld Robotics) и Buddy (Blue Frog), готовы взять на себя ключевую роль в домашнем хозяйстве.
Искусственный интеллект (ИИ) постепенно проникает во все аспекты повседневной жизни, не говоря уже о том, что это сейчас модное слово в технологическом секторе. В основе ИИ лежат машинное обучение и глубокое обучение. В то время как человеческий разум по-прежнему обеспечивает основу для машинного обучения, глубокое обучение включает самообучающиеся компьютеры, берущие на себя функции, ранее выполнявшиеся людьми и машинами. Умное программное обеспечение и гибкие алгоритмы вскоре смогут освободить нас от некоторой части нашей работы, и мы не должны этого бояться. Например, обычные и предсказуемые вопросы для сотрудников колл-центра могут быть легко обработаны компьютером. Чат-боты становятся все более распространенными в новых центрах обслуживания клиентов. Цифровые консультанты прекрасно справляются с большинством простых запросов. Для решения более сложных проблем по-прежнему требуются люди, хотя и не так много, как раньше. Кроме того, пока мы говорим, программы становятся более интеллектуальными. ИИ обязательно поможет розничным продавцам не только улучшать обслуживание и привлекать клиентов, но и повысит ключевые показатели эффективности, такие как маркетинг, сроки поставки, затраты на выполнение, аналитику, и это далеко не все.
Staples, американская компания по производству канцелярских товаров, начала тестировать ИИ, побуждая клиентов делать заказ голосом, а роботов – отвечать на простые вопросы[89]. Вскоре они смогут ответить на такие вопросы, которые клиенты еще даже не успеют задать. Бренд спортивного снаряжения Under Armour предлагает клиентам приложение, предоставляющее им информацию об их сне, занятиях фитнесом, активности и питании – что возможно благодаря ИИ. При предоставлении рекомендаций по сегодняшней прогулке ИИ-гаджет сверяется с прогнозом погоды, учитывая такие факторы, как ожидаемая температура и вероятность дождя[90].
Тот, кто владеет интерфейсом, владеет клиентом.
Тот, кто владеет клиентом, владеет данными.
Тот, кто владеет данными, владеет будущим[91].
Все технологические гиганты включили развитие ИИ в свои приоритетные цели, чтобы сделать умные говорящие устройства опорой наших домашних хозяйств. Amazon Echo, Apple HomePod и Google Home, безусловно, заявляют свои права на потребителя. А переход от текста к голосу – часть нового революционного сдвига в поведении людей. «Голос является следующим важным этапом, – объясняет Вернер Фогельс, технический директор Amazon. – Он естественее, чем клавиатура, и делает технологию более доступной»[92]. Умные говорящие помощники и цифровые ассистенты на вашем смартфоне без особых усилий проложат маршрут к лучшему ресторану или вашему любимому магазину на основе их знаний о ваших предпочтениях и антипатиях. Кроме того, они смогут пригласить друзей, послать им маршрут, как добраться в ресторан, записать нужную дату в календаре, и все одновременно[93]. Эти устройства станут личными помощниками благодаря умению ИИ изучать ваше поведение и заботиться о вас.
Развитие ИИ является весьма неоднозначной темой для обсуждения. Некоторые люди считают, что интеллект роботов и компьютерных программ однажды сравняется с человеческим или даже затмит его. Рэй Курцвейл, футуролог Google, убежден, что компьютеры скоро смогут не только делать то же самое, что и люди, но и делать это лучше нас[94]. Он ожидает, что большую часть онлайн-поиска скоро можно будет проводить даже без вашего запроса. Момент времени, когда небиологический интеллект превзойдет человеческий, иначе известен как сингулярность[95]. Это часто вызывает в воображении всевозможные ужасающие сценарии. Если бы я ограничился влиянием ИИ на розничную торговлю, то представил бы себе мир, в котором люди полностью зависят от машин и компьютеров и полностью оставлены на милость крошечной группе технологических сверхдержав.
Дойдем ли мы до того, что производство и сервис практически не будут нуждаться в человеческом участии? В Силиконовой долине часто используется фраза «программное обеспечение пожирает мир». Могут ли люди остановить эту тенденцию? Или мы должны обратиться к гуманизации технологий и попытаться позволить людям и технологиям работать вместе во взаимовыгодном и улучшающем производительность сотрудничестве?
Темная сторона искусственного интелекта (ИИ)
В 2015 году группа из более чем 1000 авторитетных экспертов, ведущих ученых и предпринимателей, среди которых основатель Tesla Илон Маск, сооснователь Apple Стив Возняк и автор Эрик Бриньольфссон, выпустили предупреждение о темной стороне ИИ. Их волновало, что произойдет, если алгоритмы, созданные на основе больших данных, и ИИ попадут в плохие руки? Что делать, если алгоритмы станут умнее людей? Маск и его коллеги считают, что роботы должны действовать так, как им предназначено. Робот создан для обслуживания людей, и это никогда не должно измениться[96]. ИИ следует развивать и дальше, чтобы служить широким социальным интересам, но мы должны быть уверены, что он не попадет в руки дурных людей или горстки доминирующих компаний.
В 2016 году Amazon, Facebook, Google, IBM и Microsoft создали партнерство по ИИ, обещая следить за его развитием[97]. Цель: проведение совместных исследований и разработка соответствующих рекомендаций. Группа решительно отвергает любые предположения о том, что они сами стремятся контролировать ИИ без какого-либо участия правительств[98].
Технология блокчейна, все еще очень далекая от совершенства, стоит за такими цифровыми валютами, как биткойн и эфириум. Скорее всего, блокчейн окажет огромное влияние на мир онлайф-ритейла. Блокчейн – это механизм, автоматически гарантирующий подлинность и целостность транзакций, которые осуществляются через открытую сеть (аналогичную интернету) в облаке. Блокчейн доступен для всех, и, как и интернет, никто за него не отвечает и не может претендовать на обладание им.
Однако при ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что в действительности блокчейн представляет собой сложную цифровую структуру данных, построенную из миллионов блоков информации, связанных друг с другом. Вы можете себе представить миллионы конфигураций блокчейна, каждая из которых имеет свой собственный метод проверки данных и способ работы[99]. Приложения, использующие эту технологию в онлайф-ритейле, могут осуществлять обмен информацией и документами, участвующими в контрактах или финансовых операциях.
Как и в интернете, каждый может свободно добавлять новую информацию в блокчейн. Мощная криптография гарантирует, что все происходит безопасно. Ключевая сила и уникальность блокчейна (отличающая его от интернета) заключается в том, что вы можете только добавлять новые данные к уже существующим блокам данных. Другими словами, данные, помещенные в существующие и объединенные блоки данных, не могут быть адаптированы или удалены. По этой причине, по меньшей мере так утверждает теория, взлом блокчейна близок к невозможному, как и манипулирование им. Любая попытка это сделать немедленно поднимет красные флажки для тысяч участников. В конце концов, у них есть старый блокчейн. Его можно сравнить с Википедией или Linux, где люди всегда контролируют и проверяют точность и достоверность новой информации.
Несмотря на то, что технология блокчейна все еще находится в зачаточном состоянии, биткойн и эфириум уже ее используют, что, естественно, привлекает пристальное внимание банков и финансовых институтов. Пользователи блокчейна постоянно обмениваются информацией и проверяют эту информацию в процессе, делая любого стороннего посредника ненужным для урегулирования предложения и спроса[100]. Блокчейн представляет реальную угрозу не только для традиционных посредников, таких как банки, но и тому, что остается от добавленной стоимости таких компаний, как Airbnb и Uber, ведь платформа на основе блокчейна позволяет потребителям напрямую связаться с хозяином квартиры или таксистом поблизости[101].
В онлайф-ритейле блокчейн в основном становится безопасным средством совершения покупки при условии, что технология будет развиваться в соответствии с планом, проблемы конфиденциальности уйдут в прошлое и мы сможем переводить деньги друг другу без необходимости в участии банка. Вся информация в интернет-магазинах о товарах и услугах будет абсолютно достоверной. Марк Андриссен, соучредитель Netscape, первого коммерческого интернет-браузера, считает, что блокчейн – это «распределенная сеть, основанная на доверии, в которой интернет всегда нуждался и которой никогда не имел»[102]. Теперь розничным торговцам остается только воспользоваться ее потенциальными операционными преимуществами и начать использовать, чтобы предложить своим клиентам еще более качественный персональный сервис и неограниченные гарантии безопасности[103].
Все эти новые технологии в умной экономике имеют одну общую черту: они генерируют немыслимое количество данных. Многие люди очень настороженно относятся к идее, что так много информации собирается, коррелируется и анализируется и все якобы ради национальной безопасности, науки или торговли. Практика американского шпионского агентства NSA, скандал с данными Facebook/Cambridge Analytica, китайское правительство, пытающееся контролировать благонадежность своих граждан, и, возможно, самое главное – безудержная тяга технологических компаний к данным: многие считают эти вещи отвратительными. По их мнению, неприкосновенность частной жизни является универсальным правом, которое не может быть с легкостью нарушено[104].
Трудность заключается в том, что, хотя граждане ценят свою частную жизнь, они также ожидают защиты от терроризма и возможности жить, не опасаясь компьютерных взломов. Потребители хотят делать покупки в интернете без необходимости сообщать свои данные и загружать приложения, касающиеся их лично. Но большинство людей готовы поступиться некоторой долей приватности, полагая, что им все равно нечего скрывать. В конечном счете мы готовы делиться практически всем в социальных сетях. Мы даем другим доступ, иногда даже не осознавая этого, к нашим личным профилям и принимаем постоянно меняющиеся новые условия крупных технологических компаний, не утруждая себя их чтением.
Конечно, это жесткая привязка: принятие куки-файлов может обеспечить вам лучший пользовательский опыт в интернете, но также может привести к тому, что отслеживающие куки будут преследовать вас в течение нескольких недель подряд. Однако большинство потребителей отказались от возможности отвергнуть куки-файлы.
Итак, как взаимодействуют большие данные, большой бизнес и Большой Брат? Когда сравниваешь Европу, например, с Соединенными Штатами, мнения по этому вопросу сильно расходятся. В Европе сторонники конфиденциальности являются причиной того, что законодатели стараются регулировать данную проблему с помощью законов о cookie, о конфиденциальности и т. п. До принятия новых, более строгих европейских законов о конфиденциальности существовал лишь скудный общеевропейский надзор, который, в частности, особенно радовал американских технологических гигантов. Со всеобъемлющей реформой правил защиты данных в Европе, начатой в 2018 году, люди получили право просматривать свои данные, исправлять неверную информацию, просить прекратить обработку данных и даже иметь право быть «полностью забытыми»[105]. Это законодательство оказывает глубокое воздействие на американские и китайские компании, действующие в Европе, требуя от них, среди прочего, прямого согласия на использование данных для рекламных целей[106].
В Соединенных Штатах настроение более прагматичное: больше невмешательства. Люди считают, что для своего процветания электронная коммерция нуждается в свободном обмене данными. Федеральная торговая комиссия США (FTC), однако, занимает жесткую позицию против предприятий, которые в своих заявлениях о конфиденциальности в интернете вводят потребителей в заблуждение, говоря о том, как будут использованы их данные. Google и Facebook благополучно пережили все это[107]. Нас беспокоит, что мы понятия не имеем о том, как в будущем компании поступят с данными, которые мы предоставляем им сегодня.
Большие данные и конфиденциальность являются противоречивыми темами и в отношении ритейлеров. Предоставление конфиденциальности потребителям может стать новой уникальной точкой продаж для бизнеса. В конце концов, гора уже накопленных общих данных оставляет достаточно возможностей для внесения соответствующих предложений анонимным клиентам законным, и при этом эффективным, способом.
Выбирая защиту данных по принципу проектирования, компании могут принять решение о процедурной защите конфиденциальности клиентов. Это, однако, требует от них с самого начала встроить защиту личных данных в свои услуги. Затем компания может открыто говорить о своей политике конфиденциальности, чтобы показать потребителям: у них в любом случае есть выбор[108].
С другой стороны, потребители больше ожидают защиты данных от своего банка, чем от местного супермаркета, где у них есть карты лояльности. Любимый интернет-магазин должен делать их счастливыми, часто отправляя персональные предложения. Им должна быть предоставлена возможность решать, хотят ли они получать выгоду от персонализированных коммерческих услуг в (интернет-) магазинах, туристических агентствах, банках и страховых компаниях, и если да, то как часто.
Target поражает цель
Однажды в 2012 году разгневанный отец пришел в Target в пригороде Миннеаполиса, требуя поговорить с менеджером[109]. Почему, черт возьми, его дочь-подросток была выбрана для специальных предложений детских игрушек и колясок для малышей? Менеджер был в растерянности, и ему ничего не оставалось, кроме как извиниться.
Target использует ряд данных для своего маркетинга, объединяя номер социального страхования, имя, адрес электронной почты и предыдущие покупки[110]. На основе этих данных система может делать определенные прогнозы. Если молодая женщина покупает в марте бутылку лосьона для тела размером больше средней, пакет, легко превращающийся в мешок для подгузников, и горсть биодобавок, включая кальций, магний и железо, шансы на то, что она родит ребенка в августе, близки к 90 %.
Через несколько дней после инцидента менеджер снова обратился к семье, чтобы еще раз извиниться. Представьте себе его удивление, когда отец поделился с ним новостью, что его дочь призналась: она все-таки беременна.
Алгоритмы иногда могут дедуктивно вывести о нас факты, о которых не имеют понятия даже члены наших семей (см. пример про Target выше). Однако скептики непреклонны в том, что большие данные всегда нужно интерпретировать, особенно в случае этических проблем. Они считают, что такого рода данные являются «инструментом, помогающим нам найти ответы, достаточно хорошие на данный момент, пока мы не найдем лучшие методы и даже лучшие ответы»[111]. Ученые и статистики настойчиво утверждают, что корреляции, подтвержденные большими данными, очень далеки от причинно-следственных связей. Они также снова и снова подчеркивают, что часто используемые и неточные данные имеют серьезные недостатки[112].
Большие данные как явление не в состоянии избежать классического цикла шумихи. Их сторонники убеждены, что большие данные станут ответом практически на любую проблему в мире. Однако маловероятно, что обещания окажутся универсальными. Большие данные бывают разных форм и размеров, но не все они являются хорошими[113].
Идет поиск ответов на важные вопросы. Например, кому принадлежат большие данные: потребителю, предоставляющему информацию, или ритейлеру, который их хранит? И кому принадлежат данные, полученные на их основе?[114] В 2006 году журнал TIME безошибочно спрогнозировал, выбрав «ВАС» своим «Человеком года»[115], что потребители выиграют по-крупному от умной экономики. Большие данные будут производить онлайф пользовательский опыт, и он продолжит становиться все более личным. Умные алгоритмы распознают наше поведение и сделают нам идеальные предложения в нужное время[116]. Многое еще предстоит сделать, несмотря на необходимость серьезных дебатов в ближайшем будущем о том, как большие данные влияют на конфиденциальность. «Конфиденциальность может иметь дело с большими данными, но не все большие данные будут касаться конфиденциальности»[117].