Одной из фундаментальных истин, лежащих в основе тантрического буддизма, является концепция шуньяты – запредельной пустоты, изначальной природы всех феноменов. Это представление о том, что все проявленные формы в конечном счете лишены самосущего, независимого бытия и пребывают в состоянии непостоянства, преходящести и взаимозависимого возникновения.
В отличие от обыденного понимания пустоты как некоего небытия или отсутствия, в Тантре шуньята рассматривается как живая изначальная реальность (или можно сказать – сверхреальность), лежащая за пределами концептуальных построений и противоположностей. Она подобна бездонному океану, из которого волнами всплывают все формы бытия, но в своей глубинной основе остается незамутненной и непроявленной.
Одним из ключевых аспектов шуньяты является ее неразделимое единство с проявлением. То есть пустота никогда не отделена от феноменального мира, она присутствует в каждом его проявлении, непосредственно пребывая в виде самой изначальной природы вещей. Задача духовной практики состоит в прозрении этой реальности запредельной пустоты в любых обстоятельствах.
Достижение такого прозрения приводит к постижению иллюзорной, призрачной природы всех феноменов этого мира. Подобно сновидению или волшебному представлению, все проявления относительной реальности оказываются лишенными истинного, самосущего бытия – это лишь игра пустоты (сверхреальности), спонтанный самосовершающийся танец изначальной природы ума.
В Тантре это состояние прозрения именуется «иллюзионным телом», когда практикующий воспринимает все вокруг как магическую иллюзию, подобную сну, а свое физическое тело – не более чем ментальную проекцию. Все формы и явления утрачивают ощущение объективной реальности и предстают как мерцание света изначального осознавания.
Это не означает, что феномены исчезают или отрицаются. Скорее, они продолжают проявляться, но воспринимаются не как нечто окончательное и независимое, а как безусловная игра безграничной пустоты, танцующей в разнообразных формах и обличьях.
Совершенное же постижение этой истины описывается как «тело пустоты» или «тело истины», в котором практикующий полностью растворяется в недвойственном единстве шуньяты, покидая причинно-следственный процесс обычного существования. В этом состоянии иллюзия относительного полностью исчерпывается, уступая место совершенной свободе необусловленного бытия.
Однако подобное видение пустоты и запредельной реальности отнюдь не является философской концепцией или теорией. В Тантре особое внимание уделяется практическому переживанию этого состояния посредством разнообразных духовных методов и техник.
Например, в высших уровнях ануттара-йога-тантры тело и все его процессы используются для непосредственного переживания природы пустоты и иллюзорности. Путем визуализации себя как живой иллюзорной формы ума, а всей Вселенной – как магического проявления, практикующий шаг за шагом обретает способность воспринимать все феномены в их изначальной незавершенности.
Техника иллюзорного тела позволяет медитативно отождествляться с различными иллюзорными формами – божествами, мистическими существами, стихиями и так далее. Пребывая в этих проекциях ума, тантрист или тантристка обучаются осознанию их неокончательного, призрачного характера и таким образом готовятся к постижению всеобщей природы иллюзорности и пустоты.
В некоторых практиках используются также методы создания иллюзорных двойников, работы с психическими идеациями и сверхъестественными способностями, чтобы напрямую переживать игру пустоты и разотождествляться с привычными представлениями о реальности.
Кульминацией всех этих садхан является техника «чистого иллюзорного тела», в которой адепт учится воспринимать все феноменальные проявления как самосовершающийся танец пустоты, мгновенные вспышки безначальной и бесконечной природы ума.
На этом уровне видение реальности как чистой иллюзии переходит из периодического состояния в устойчивую вневременную интуицию. Любые виды опыта, привязанности и самоотождествления растворяются в осознавании абсолютной свободы и пустотной природы всего сущего.
Это состояние, согласно тантрическим учениям, и является высшим просветлением, полной реализацией бодхичитты[2]. Когда все проявления отбрасываются, подобно сновидениям утром, а существование и пустота сливаются в единстве абсолютной реальности, выходящей за пределы слов и ограничений.
Известный мастер Шри Сингха описывал это так:
В сверкающем осознавании пустоты и иллюзии
Я не вижу разницы между божеством и обыденным существом,
Иллюзией и реальностью, истиной и заблуждением.
Свободный от понятий истины и лжи,
Я пребываю в простой реальности драгоценного естественного состояния.
Таким образом, концепция пустоты и иллюзорной природы реальности, столь парадоксальная для ограниченного ума, является одним из краеугольных камней тантрического учения и практики. Именно через переживание этой окончательной истины становится возможным освобождение из циклического существования и слияние с безграничной природой бытия.