Одним из основных различий между западной и восточной культурами является особый акцент на духовной стороне жизни в противовес материальной, а также глубокая интроспекция внутрь себя. Понимание этого должно стать основным ключом при прочтении данной книги, чтобы европейский читатель не попал в ловушки собственного восприятия, которое наверняка отличается от восточной созерцательной ментальности с ее великими, но кажущимися порой странными, традициями.
Тантрический буддизм, также известный как ваджрайана, мантрайана или просто Тантра, представляет собой ветвь буддийского учения и практик, которая зародилась в Индии в период между V и VIII веками нашей эры1. Его корни уходят в глубокую древность, питаясь из различных духовных традиций индуистского мира, а также из местных шаманских и оккультных учений.
В отличие от более ранних школ буддизма, таких как тхеравада и махаяна, которые делали упор на монашескую жизнь и отречение от мирских удовольствий, тантрический буддизм открыл революционный путь, интегрируя все аспекты человеческого опыта, включая сексуальность и эротическую любовь, в практики, ведущие к высшему просветлению.
Истоки Тантры неразрывно связаны с шиваитскими и шактистскими традициями индуизма, которые почитали женскую энергию (шакти) как источник всего сущего. Культ богини-матери, повсеместно распространенный в древней Индии, оказал значительное влияние на формирование тантрической иконографии и ритуалов. Отсюда берут начало такие фигуры, как йогини, дакини и, в тибетской традиции, ваджрайогини – свободные духовные женщины, символизирующие трансцендентную мудрость.
Кроме того, в тантрический буддизм вплелись элементы местных племенных культов, шаманизма и оккультных практик. Именно из этих корней произрастают многие магические и колдовские аспекты Тантры, включая использование янтр, мантр, мудр и других ритуальных инструментов для взаимодействия с тонкими энергиями.
Принято считать, что ключевую роль в формировании тантрического буддизма сыграли махасиддхи, такие, как Сараха. Сараха, индийский йогин и поэт VIII века, внес огромный вклад в развитие доктрины и практик Тантры. Его знаменитые строки «Все феномены – это дхармакая, нирвана и сансара не имеют разницы» лежат в основе тантрического недуализма.
В последующие века традиция Тантры начала распространяться из Индии по всей Азии, интегрируясь с местными культурами и принимая разнообразные формы. В Тибете, Непале, Монголии и Бутане она развилась в систему ваджрайяны – Алмазной Колесницы, которая до сих пор является главенствующей традицией в регионе.
Первым основным учителем тантрической традиции в Тибете считается Падмасамбхава (Гуру Ринпоче). Он проповедовал в VIII – начале IX веков. Одновременно с ним в Тибете проповедовали тантрийское учение такие учителя, как Вималамиртра, Буддагухья, Шантипа и тантрический йогин Дхармакирти. Также к первым тантрическим учителям Тибета относят Марпу (1012–1099 гг.) – основателя школы Кагью, который привнес из Индии в Тибет, в частности, тантрическое учение «Шесть йог Наропы».
Однако нельзя также не упомянуть их великого предшественника Нагарджуну, одного из величайших буддийских философов II-III веков. По легенде, он был сыном земной женщины, королевы, и царя нагов. Великий ачарья был настолько исключительным мастером, что о нем предсказал сам Будда: «В будущем в южную землю Беда придет монах по имени Нага, который разъяснит мое учение».
Учение Нагарджуны о шуньяте или «пустотности»2 всех феноменов стало краеугольным камнем буддистской метафизики и практик деконструкции эго. Таким образом, тантрическая, по сути, идея о том, что все проявления жизни являются формами просветленного ума, находит отражение в философии Нагарджуны.
Ключевой чертой тантрического буддизма стало использование сексуальной энергии и эротических символов в качестве средств для духовной трансформации и достижения просветления. Сексуальные ритуалы, такие как кармамудра с участием партнера противоположного пола, призваны помочь практикующему преобразовать грубую энергию желания в более тонкие и рафинированные уровни сознания. Эротические образы богов и богинь в йогических практиках служат средством для растворения ограниченной эго-идентичности.
Вместе с тем, исторически в Тантре сложились строгие правила и этические нормы, определяющие условия участия в таких ритуалах. Доступ к высшим тантрическим учениям и практикам был строго ограничен и предоставлялся только зрелым и продвинутым ученикам под надзором опытного мастера. В современной интерпретации Тантра все больше воспринимается как путь духовной сексуальности, пробуждения и освобождения естественных энергий тела, а не как система оккультных магических ритуалов.
В целом, тантрический буддизм явился поистине революционной и радикальной духовной традицией, бросившей вызов общепринятым нормам и устоям. Его взгляд на мир, в котором все есть проявление божественного, священного начала, создал основу для принятия и интеграции самых разных аспектов человеческого опыта на пути к освобождению и просветлению.