1 «В общем, идея такая…» «Офис» пересекает Атлантику

БЕН СИЛЬВЕРМАН (исполнительный продюсер): Стояло лето 2001 года. Я был в Лондоне со своей подругой [продюсером] Генриеттой [Конрад]. Как-то раз она вышла прогуляться, а я от скуки щелкал каналы – искал, чтобы посмотреть. И наткнулся на это шоу. Оно меня просто загипнотизировало.

Бена Сильвермана было не так-то легко удивить. Он с 1995-го работал в престижном агентстве «Уильям Моррис» главой отдела международного развития. Проще говоря, его задачей было выцеплять успешные телешоу, выпущенные за рубежом, и «переупаковывать» их под американскую аудиторию.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я путешествовал по миру в поисках самородков, которым можно дать новую жизнь в Америке. И нашел целую россыпь: от программы «Кто хочет стать миллионером?» до «Большого брата» и «Близких друзей».

В 2001-м Сильверман уволился из агентства «Уильям Моррис» и основал телепроизводственную компанию «Ревель». На то загадочное шоу он наткнулся как раз во время очередной рабочей поездки в Лондон.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Поначалу я даже не понял, комедия это или реалити-шоу, но довольно быстро разобрался. И я хохотал – а это со мной нечасто случается. Работая на телевидении, разучиваешься получать искреннее удовольствие от случайных сериалов. Реакции перестают быть такими живыми и непосредственными. Но тот отрывок… что бы это ни было, оно было остроумным. Просто блеск! Я включился в происходящее с пол-оборота. Чуть позже вернулась Генриетта. Я ей говорю: «Что это, черт возьми, за шоу такое? Как я мог не знать о нем? Это же моя, блин, работа!». А она такая: «Да оно только на днях вышло в эфир».

Этот однокамерный ситком в жанре мокьюментари действительно вышел буквально только что, и большинство лондонцев о нем пока ничего не слышали. Он назывался «Офис», а авторство принадлежало малоизвестному на тот момент комедийному дуэту Рики Джервейса и Стивена Мерчанта. В центре сюжета был захолустный филиал вымышленной бумажной компании «Уэрнэм Хогг». Джервейс играл менеджера среднего звена Дэвида Брента, самовлюбленного и надоедливого. Он называл себя «ненапряжным заводилой».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Генриетта сказала, что с Рики можно познакомиться через Дэна Мейзера, который тогда тесно сотрудничал с Сашей Бароном Коэном. Не откладывая в долгий ящик, мы тем же вечером поужинали с Дэном. Я засыпал его вопросами об «Офисе», и в итоге он дал мне номер Рики.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: То есть, на то, чтобы раздобыть номер Рики Джервейса, тебе понадобилось меньше суток?

БЕН СИЛЬВЕРМАН: [Смеется] Ну, я давно в этом бизнесе!

Утром он первым делом набрал Рики.

РИКИ ДЖЕРВЕЙС (один из создателей «офиса»): Помню, я шел по одной из лондонских улиц – собирался встретиться с агентом – и тут зазвонил телефон. «Привет! Я Бен Сильверман. Мы не знакомы, но я хотел бы сделать американский ремейк “Офиса”». И я такой: «Оке-е-е-ей…».



БЕН СИЛЬВЕРМАН: А я ему: «Пересечемся? Я как раз в городе».

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Я нашел глазами ближайшую вывеску и сказал: «Я на Уордор-стрит, у “Старбакса”». Бен говорит: «Никуда не уходите, я буду через пятнадцать минут».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Как человек, который много путешествует по миру, я терпеть не могу, когда меня помещают в рамки стереотипов. Но Рики, казалось, провоцировал меня. Типа: «А, ну раз ты американец, тебе это понравится».

СТИВЕН МЕРЧАНТ (ОДИН ИЗ СОЗДАТЕЛЕЙ «ОФИСА»): В голливудских фильмах иногда встречается такой персонаж – продюсер, который все время талдычит: «Мы сделаем из тебя звезду, детка». Бен выглядел точь-в-точь этот как клишированный продюсер. Но оно сработало!

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Мы проговорили два часа. [Мы с Рики] быстро поладили, потому что оба тащились от телевидения. Обсудили любимые ситкомы и фильмы, в том числе «Симпсонов» и «Квартиру» [фильм 1960 года с Джеком Леммоном]. Поболтали и о реалити-шоу – я ведь был первооткрывателем этого жанра в Америке.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: А в Великобритании в то время выпускалась уйма программ, которые позже стали называться реалити-шоу. Яркие документальные передачи на повседневные темы. Особенно популярен был сериал о школе вождения.

«Школа вождения» выходила на телеканале «Би-би-си Один», премьера состоялась летом 1997-го. В съемках участвовали ученики автошколы из Бристоля и Южного Уэльса. Телезвезда Морин Риз приобрела свою известность именно благодаря «Школе вождения». В сериале она неоднократно заваливала экзамен на права.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Суть шоу сводилась к тому, чтобы показать, как несколько человек обучаются вождению. Популярность была сумасшедшая. Никогда прежде обычные люди не становились звездами экрана.

РИКИ ДЖЕРВЕЙC: Да, простые люди получали свои пятнадцать минут славы. Теперь популярность устроена иначе. Крутишься как белка в колесе и выжимаешь из своего проекта все, что можешь. Но в девяностые в этом было что-то трогательное.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Создавая «Офис», мы не раз вспоминали те шоу.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Английский «Офис» в каком-то смысле пародировал их. Из-за того, что в Британии существовала традиция подобных сериалов, Рики точно понимал, на что он создает карикатуру.

Я объяснил ему, что у нас такой формат еще не распространен. Поэтому нам еще нечего высмеивать. Мы должны четко понимать, на чем основаны образы персонажей и в чем источник юмора. Одной псевдодокументальной оптики недостаточно.



БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Ты сказал ему что-то вроде: «Не желаете ли продать мне ваше шоу?».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Не-а. Наш бизнес устроен по-другому. Это же не обувной магазин. Это звучит скорее так: «У вас потрясающий фильм. Не хотели бы вы адаптировать его для американской публики? Если вы не против, я могу помочь вам наладить процесс. Я неплохо знаком со спецификой индустрии. Какие детали вас интересуют? Насколько серьезно вы готовы включиться в работу?». Все-таки не зря мы уселись в том «Старбаксе», потому что Рики сказал: «О, кстати! Тут недалеко офис моего агента, можем зайти».

Еще до встречи с Рики Бен успел связаться с «Би-би-си» (Британской радиовещательной корпорацией). В конце концов, ему не впервой было вести переговоры с британцами по поводу выхода на американский рынок.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Конечно, тот факт, что у нас уже были связи в «Би-би-си», сыграл мне на руку.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: «Би-би-си» сильно сопротивлялись?

БЕН СИЛЬВЕРМАН: «Би-би-си» – замечательная организация, я их искренний фанат. Но еще они жуткие бюрократы. Они напоминали персонажей «Офиса», которых невозможно расшевелить и заставить дать делу ход. Их стиль и темп работы отличался от моего. Сейчас они стали куда более искушенными – но тогда пришлось многое разжевать и объяснить на пальцах, чтобы убедить их.

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Когда мы представили нашу версию «Офиса» [продюсеру «Би-би-си»] Джону Плауману, он сказал: «У меня вопрос. Этот ваш босс… он же чудовищный работник. Почему его до сих пор не уволили?». Я говорю: «А знаете что… может, прошвырнемся по студии ”Би-би-си»?”. Он расхохотался: «Ладно, я согласен!» [Смеется]

БЕН СИЛЬВЕРМАН: После этого начался трехмесячный процесс оформления авторских прав. Поначалу мы вели обсуждения с «Би-би-си» – до тех пор, пока Дункан [Хэйес, тогдашний агент Рики], не сообщил, что Рики права принадлежат в той же степени, что и «Би-би-си», и без участия обеих сторон ничего не получится. Поэтому для завершения сделки требовалось подтверждение и от Рики, и от Стивена Мерчанта. Ну, мы и сели за стол переговоров.

Проблема была в том, что Рики и Стивен все еще не были уверены в успехе американской адаптации.

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Я был наслышан о провалах подобных проектов – например, о кошмарном ремейке «Башен Фолти».

В Америке было предпринято целых три попытки воссоздать «Башни Фолти», шедевр Джона Клиза: ситком с Харви Корманом, отснятый в 1978-м, сериал с Би Артур в 1983-м, и, наконец, адаптация 1999-го года с Джоном Ларрокеттом. Все три провалились в рейтингах.



СТИВЕН МЕРЧАНТ: «Офис» был странноват даже для Великобритании. Сложно было поверить в то, что этот чудаковатый (и местами мрачноватый) ситком приживется на американском телевидении, где все призваны быть великолепными победителями.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Рики сказал, что история британского «Офиса» подходит к своему завершению.

В Великобритании как раз вышел в эфир второй сезон сериала. Это было осенью 2002-го. В сумме было выпущено всего двенадцать серий. Решение о закрытии «Офиса» принял именно Рики, не «Би-би-си».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я пообещал ему, что мы снимем в двадцать пять раз больше серий, чем они, и что эта работа будет ему очень дорога. Так и вышло.

Переговоры заняли несколько месяцев, но в итоге благословение было получено: и от Рики, и от Стивена, и от «Би-би-си». Как ему это удалось?

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Бен Сильверман подобен мощной стихии. Такое ощущение, что перед деловой встречей он выпивает пятнадцать эспрессо кряду. Он исполнен неподдельного энтузиазма. Его страсть заразительна. Благодаря ему лед наконец тронулся.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: В нашем бизнесе без упорства и уверенности никуда. У меня было предчувствие насчет этого сериала. Я просто знал и все тут. То же чувство у меня возникло, когда я услышал название шоу «Кто хочет стать миллионером?». Мне даже смотреть его не нужно было. Точно так же было и с «Офисом» – понадобилось не больше пяти кадров, чтобы понять, что это новое слово в комедийном жанре. Глоток свежего воздуха. Потому я и был так настойчив.

«Прокладываем новый курс комедии!»
«Офис» обретает капитана

Итак, Бен был первооткрывателем «Офиса». Но проекту не хватало шоураннера – того, кто мог бы курировать процесс создания от и до. Было непросто представить идеального кандидата на эту должность – учитывая, что в те годы на телевидении не шло ничего, хоть отдаленно напоминающего «Офис».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Сначала я попытался выяснить, чем сейчас занимается Ларри Дэвид. Он работал в жанре, наиболее близком к нашему. К тому же мы, возможно, могли бы предложить сотрудничество его команде. У нас состоялась встреча с Ларри Чарльзом, потом с Бобом Вайде, потом еще с кучей людей, которые вращались в тех же кругах, что и Ларри Дэвид. Грег Дэниелс тоже внушал мне большое уважение, хоть мы и не были знакомы лично.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС (создатель американского «Офиса»): На тот момент я как раз находился в поиске новых проектов: только что завершился хитовый «Царь горы», которому я посвятил восемь замечательных лет. Это был мой первый опыт работы в качестве шоураннера. Теперь поступало множество предложений, и я часто ходил на любопытные собеседования. К примеру, на одном из них мы обсуждали ремейк «Маппет-шоу».

Незадолго до Рождества 2003-го мой агент Ари Эмануэль – тот самый Ари, который стал прототипом Ари Голда в «Красавцах» – передал мне видеокассету с записью британского «Офиса». Я его так и не посмотрел. Ари набрал меня после праздников и строго сказал: «Слушай, если ты не собираешься его смотреть, так и скажи – я тогда пришлю его кому-то другому». Я такой: «Ладно, остынь, я гляну сегодня вечером». В общем, я включил кассету в девять вечера, и пялился в экран до часу ночи, пока серии не закончились. Полный восторг! Я не мог понять, как это сделано. Казалось, там даже прописанного сценария не было. Только потрясающая импровизация и энергия жизни.

Личное дело

Грег Дэниелс

Должность: создатель/шоураннер американского «Офиса»

Место рождения: Манхэттен

Образование: Гарвард (история и литература, выпуск 1985)

Предыдущие места работы: один из создателей «Царя горы» (1997–2010) – реалистичного и жизненного мультсериала о техасском продавце пропана и его семье (сериал был тепло встречен критиками); сценарист сериалов «Для новостей это неважно» (1985–1987), «Субботним вечером в прямом эфире» (1987–1990), «Симпсоны» (1994–1995); трехкратный обладатель премии «Эмми» (до «Офиса») – за «Субботним вечером в прямом эфире», «Симпсонов» и «Царя горы»

После «Офиса»: «Парки и зоны отдыха» (один из создателей, а также исполнительный продюсер и сценарист, 2009–2020); «Загрузка» (создатель, режиссёр и исполнительный продюсер, 2020-н.в.), «Космические силы» (создатель, режиссёр и исполнительный продюсер, 2020-н.в.)

Результаты деятельности: около шестисот получасовых серий [на данный момент]

Управленческий стиль: умеет поддерживать командный дух, поощряет импровизацию и эксперименты на площадке

Особые навыки: может прочитать по памяти «Рыцарей, говорящих “ни!”» (скетч из «Монти Пайтона»)

Контакт для экстренных случаев: Конан О’Брайен, бывший соавтор по студенческому журналу «Гарвардский пасквилянт»

Тогда Грег набрал Ари, и тот связал его с Беном.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Мы с Грегом быстро породнились. Меня сразу покорила его одаренность, вдумчивость и тщательный подход к делу.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Мы с Беном оба выросли в Нью-Йорке, в центре интеллектуальной жизни большого города.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: И мои родители, и родители Грега были блестящими интеллектуалами, и мы их очень уважали – а такое редко случается. Дети ведь обычно стремятся перегнать своих родителей.

Отец Грега руководил коммерческой радиосетью, а мать работала в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Отец Бена – титулованный композитор, мать – актриса и программный директор.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Отец Грега теперь играет в бридж с лучшими друзьями моей мамы. С ума сойти.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: В Бене есть энтузиазм и энергичность, которых мне недостает. Я не привык действовать без предварительного плана. А Бен подвижный как ртуть. Он зрит в корень. А еще у него дар собирать воедино множество разных кусочков и превращать их в цельную картину.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: В процессе создания сериала нам удалось переизобрести многие понятия, поэтому мы кое-что поняли об устройстве телевидения и о самой идее. Все, что мы делали, мы делали с любовью к телевидению – с той же любовью, с которой мы выросли.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: А тебя сильно волновало то, что до «Офиса» Грег работал в основном над анимационными проектами?

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Вообще не волновало. Создаваемые им типажи были взяты из жизни – они были доступны и узнаваемы, как и персонажи «Офиса». К тому же «Симпсоны» оказали большое влияние на Рики и Стивена. Так что здесь изначально прослеживалась крепкая взаимосвязь.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Сериал «Симпсоны» послужил отличной тренировкой, но я бы многое в нем переделал. К команде сценаристов я присоединился в конце четвертого сезона. К этому моменту шоу стало более отвязным. «Царя горы» мне хотелось сделать сдержанным и правдоподобным. Вокруг в то время бешено плодились сериалы, пытавшиеся повторить успех «Симпсонов». А я ценил медлительность. Одной их моих целей при создании «Царя горы» было добиться такого замедленного темпа. Прямо как в первые секунды пилотной серии – четверо чуваков поочередно тянут «Мдааа», глядя на грузовик. В телекомпании «Фокс» все просто обалдели от такого расклада. Они только что выпустили «Критика» – сериал, который бомбардировал зрителя остротами. И тут мы со своим неторопливым «Царем горы», который либо взлетит, либо потерпит крах (и нас вышвырнут из киноиндустрии).

Краха не случилось. «Царь горы» получил одни из самых высоких рейтингов за всю историю «Фокса», а в 1999-м удостоился «Эмми» за лучшую анимационную программу. Но перед тем, как стать шоураннером «Офиса», Грегу нужно было заручиться одобрением Рики Джервейса и Стивена Мерчанта. Так что в феврале 2003-го Бен организовал общую встречу.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Я хотел познакомиться с лучшими представителями индустрии, даже если в итоге нам не доведется поработать вместе. Мне было важно написать серию для «Сайнфелда», чтобы посотрудничать с Ларри Дэвидом и понять, что к чему. Рики и Стивен создали нечто потрясающее, и я хотел разгадать их секрет. Но даже предположить не мог, что есть хоть какая-то возможность получить эту работу и попасть на американское телевидение. Мне всего лишь хотелось с ними встретиться и поболтать о проекте.

Бен, Грег, Стивен и Рики собрались в одном из павильонов киностудии «Юниверсал».

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Во-первых, выяснилось, что они фанаты «Симпсонов». Во-вторых, любимым эпизодом Рики оказался «Гомер: плохой человек», написанный мной.

Серия вышла в 1994-м. В ней Гомера обвиняют в сексуальных домогательствах после того, как он отдирает от задницы няни прилипшую жвачку в форме Венеры Милосской.

ЛИЗА: Папа, я не понимаю – о чем это она?

ГОМЕР: Лиза, помнишь ту открытку, что дедушка прислал нам из Флориды? Там аллигатор кусает даму за попу.

БАРТ: Да! Вот умора!

ГОМЕР: Точно, нам это показалось смешным. Но оказывается, это было сексуальное домогательство со стороны аллигатора.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: В общем, мы приятно провели время. Я рассказал им о своем видении сериала и о том, как, по моему мнению, его можно адаптировать. Я многое взял из опыта работы над «Царем горы»: реалистичным, размеренным, злободневным.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: В Греге нас очаровало то, что он понимал: центром сериала, его бьющимся сердцем была любовная история (из тех, где все время гадаешь: будут они вместе или нет?).

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Мы встречались с уймой замечательных шоураннеров, многие из которых были причастны к созданию моих любимейших передач. И Грега мы выбрали не только из-за портфолио – у других оно было не менее впечатляющим – и не только потому, что он был славный парень. Мы выбрали его, потому что он был единственным, кто разглядел в нашем сериале прежде всего историю любви. А она была для меня очень важна.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Тут надо четко понимать, что хоть люди и начинали смотреть «Офис» ради Дэвида Брента/Майкла Скотта, удерживала их в итоге любовная интрига.

Однако Грег, в отличие от них, не был так уверен, что у него все получится.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Он так нервничал. Все время повторял: «Мне не превзойти британскую версию». Тогда как раз вышел сериал, над которым я работал, «Любовь на шестерых» – адаптация британского шоу в духе «Друзей». В итоге это выглядело как «Друзья», которых сначала адаптировали для Великобритании, а потом обратно для США. Сериал в Америке приняли холодно.

Премьера американской «Любви на шестерых» состоялась в сентябре 2003-го. В центре повествования – группа друзей за тридцать, живущих в Чикаго. Свет увидели всего четыре серии, после чего сериал закрыли. Даже Джефф Цукер, глава «Эн-би-си» публично признал, что шоу вышло «отстойным».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Грег опасался, что в этот раз повторится то же самое.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Я переживал, что изгажу это телевизионное сокровище. У меня бывали тревожные видения, где я предстаю перед чем-то вроде комедийного суда, и профессионалы вершат надо мной правосудие за ремейк «Офиса», утверждая, что я все испортил.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Вау. И часто тебе снятся страшные сны перед началом нового проекта?

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Ну-у-у… В самом начале карьеры я работал на пару с Конаном О’Брайеном. У него была присказка: «Будешь накручивать – станешь вонючее». [Смеется] Он сразу понял, что я всегда сильно заморачиваюсь.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я хотел, чтобы шоураннером стал именно Грег. А он вдруг струсил – забеспокоился, что ему предстоит адаптировать шоу, столь обласканное критиками. Я сказал: «В Америке сериал никто еще не видел. Он чересчур непонятный, чересчур специфический, и здесь он не получит признание широкой аудитории, если мы не переснимем его в более оптимистическом ключе. А для этого нам понадобится твой взгляд и твоя увлеченность».

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Бен умеет убеждать.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Еще я сказал ему, что в мире миллионы великих книг, которые то и дело адаптируют. Если бы ты оказался перед выбором: поработать над убогим куском дерьма или попытаться переработать роман, получивший Пулитцеровскую премию – что бы ты выбрал?

Что ж, шоураннера нашли. Благословение Джервейса и Мерчанта получили. Права на американскую адаптацию тоже. Оставалась только одна маленькая проблема.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Все, блин, плевать на хотели на нашу идею. После стольких усилий оказалось, что мы все это время носили воду в решете. Ни-че-го. Тупик.

Бен привлек все свои связи на телевидении, пытаясь пробудить в людях энтузиазм и предугадать, кто из них согласится предоставить площадку новаторскому телешоу, основанному на культовом британском сериале, о котором в Америке (пока что!) не слышали.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я пришел к Лесли Мунвесу [исполнительный директор «Си-би-эс»]. Отказ. Гейл Берман [глава отдела развлекательных программ телекомпании «Фокс»] – отказала, стоило мне только рот открыть. Не поняла, в чем фишка. «Эйч-би-о» сообщили, что ремейк не входит в их планы (и никогда не будет входить). В «Шоутайм» сказали, что шоу не в их стиле. «Эйч-би-о», с их фирменным презрением к новичкам (мол, «мы слишком круты для тебя, приятель»), не пытались охватить ту огромную аудиторию, до которой я хотел достучаться. «Меньше народа – больше кислорода». Мое же внимание было сосредоточено на массовой культуре и на глубоком ее постижении. Мне необходим был размах. Вот что меня волновало – а не вопросы платных подписок.

Что касается телевизионных комедий начала 2000-х, у телекомпаний была годами отработанная формула, которая обеспечивала большие просмотры в прайм-тайм – а вместе с ними приносила кучу долларов, вырученных на показе рекламы. Весь секрет сводился к сериалу «Друзья».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: «Друзья» и «Спасатели Малибу». То есть, фактически, «Друзья» и «Друзья в купальниках». Таков был телевизионный ландшафт в то время: прелестный и поверхностный.

ЭМИЛИ ВАН ДЕР ВЕРФ (штатный телекритик издания «Вокс»): Двухтысячные часто называют золотым веком телевидения, но этой репутацией они обязаны мрачным драмам – «Клану Сопрано», «Дедвуду», «Прослушке», «Щиту». Сюжеты этих сериалов были продуманными и зрелыми, а персонажи – неоднозначными. На комедию это не распространялось. Конечно, в то время отличные комедийные сериалы тоже попадались. «Все любят Рэймонда», например – превосходный. Или «Замедленное развитие» – сериал вышел в 2003-м и оказал сильное влияние на жанр. Но все-таки это десятилетие не назовешь эрой великих комедий.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: По телевизору тогда не показывали ни однокамерные комедии, ни псевдодокументалистику (кроме, может, «Рино 911!»). Так что понятно, почему мы получали отказы. Естественно, глава «Си-би-эс» забраковал наш проект. Не представляю, как «Офис» мог в то время выйти на «Си-би-эс». Честно говоря, мне кажется, ему бы там пришел конец.

Но Бен продолжал обзвоны, и наконец ему удалось заинтересовать одну телесеть. Вернее, одного человека.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Это был парень по имени Ник Грэд, сотрудник FX. Он уже видел сериал, и ему понравилось.

Ник связал их со своим боссом, Кевином Райли.

КЕВИН РЕЙЛИ (ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ТЕЛЕКАНАЛА): У Ника всегда было отличное чутье. Я всегда на него ориентировался. Типа: «Как думаешь, это крутая песня? Ага, понял. Я тоже так считаю». С «Офисом» как раз был тот случай, когда я вроде бы что-то слышал краем уха, и тут Ник такой: «Если у нас есть возможность заполучить “Офис”, мы не должны ее упустить!». Это шоу идеально подходило FX.

Личное дело

Кевин Райли

Должность: глава отдела развлекательных программ телеканала FX (2000–2003), глава «Прайм-тайм энтертейнмент» (2003), позже – глава отдела развлекательных программ в «Эн-би-си» (2004–2007)

Место рождения: Порт-Вашингтон, штат Нью-Йорк

Образование: Корнеллский университет (слышали о таком?) (коммуникации, выпуск 1984)

Предыдущие места работы: менеджер креативного отдела в «Эн-би-си»; глава телевизионного отдела в «Бриллштейн-Грей энтертейнмент»; участвовал в разработке таких шоу, как «Закон и порядок», «Новостное радио», «Журнал мод», «Клан Сопрано» и «Спасенные звонком»

После «Офиса»: контент-директор «Эйч-би-о Макс» (2018–2020), глава «Ти-эн-ти» и «Ти-би-эс», креативный директор «Тёрнер энтертейнмент» (2014–2020); глава отдела развлекательных программ телекомпании «Фокс» (2007–2012) и председатель правления там же (2012–2014)

Интересные факты: робот Кевин из «Спасенных звонком» был назван в его честь

Особые навыки: может провести собеседование, не сказав ни слова, в чем вы убедитесь, посмотрев серию «Возвращение» (третий сезон «Офиса»)

FX славился тем, что предоставлял эфирное время дерзким, экспериментальным шоу – на телеканале, к примеру, выходили «Щит», «Части тела» и «Спаси меня». «Офис» со своим нестандартным форматом и мрачноватой сентиментальностью вписывался отлично. Бен и Кевин встретились пару-тройку раз, обсудили перспективы. Стало окончательно ясно, что «Офис» наконец обрел американскую площадку. Но была одна загвоздка.

КЕВИН РАЙЛИ: Мой контракт с FX истекал. Я был в процессе переговоров, и судя по всему, мне предстояло возвращение на «Эн-би-си». Я сразу сообщил Бену, что хотел бы прихватить «Офис» с собой. И Бен, кажется, загорелся. Он учуял прекрасную возможность. «Офис» прекрасно вписался бы в программу FX, но Бен решил, что «Эн-би-си» куда лучше.

Итак, у Бена в арсенале была поддержка Кевина. Однако тогдашний руководитель «Эн-би-си» Джефф Цукер его энтузиазма не разделял.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Кевин заявил: «Даже если во всем здании ”Эн-би-си” не найдется никого, кто разделял бы мою любовь к ”Офису”, я все равно добьюсь одобрения вашей пилотной серии». Он даже не подозревал, что на тот момент был единственным покупателем. Единственным.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Никто даже возможность такую не рассматривал?

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Нет! Все отмахнулись.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: И он не знал об этом?

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Понятия не имел.

Мы не удержались и поведали этот страшный секрет Кевину.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: В то время, когда вы с Беном вели переговоры по поводу «Офиса», ты был их единственным претендентом, ты в курсе?

КЕВИН РАЙЛИ: [Смеется] Я не удивлен. Бен давал мне понять, что шансы невысоки. «Думаю, я смогу договориться. По крайней мере, сделаю все возможное, приятель». Я знал, что любой другой чувак с телевидения в такой ситуации сразу сказал бы: «Ничего не выйдет». Так что было ясно, что покупателей немного.

Если бы Кевин Райли вовремя образумился и передумал, и отказал со словами: «Не могу брать на себя такие риски, извините», наша версия «Офиса», возможно, так никогда и не увидела бы свет. Но вместо этого…

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Кевин повторял: «Давайте же это сделаем!». Мне было ужасно приятно, что все так складывается. «Эн-би-си» регулярно выпускали умные комедии для взрослых. Им не было равных, когда дело касалось качественных телевизионных комедий. Мне нравилась и «Веселая компания», и «Семейные узы». Брэндон Тартикофф [бывший главой «Эн-би-си»], был моим наставником и образцом для подражания. Отчасти именно поэтому мне хотелось, чтобы «Офис» шел на «Эн-би-си». Я мечтал ощутить свою причастность к комедийной истории «Эн-би-си».

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: У меня идея восторга не вызвала. Когда я только вписался в проект, речь шла о двух вариантах: либо «Эйч-би-о», либо FX. Когда они после всех договоренностей вдруг переключились на «Эн-би-си», для меня это стало большой неожиданностью. Мой скепсис подпитывало еще и то, что на «Эн-би-си» все шоу были многокамерными. Их главным хитом был ситком «Уилл и Грейс», совершенно непохожий на «Офис».

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Как же ты в итоге решился на это?

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Я убедил себя, что появление «Офиса» на таком телеканале, как «Эн-би-си», послужит благородной цели: возможно, нам удастся проложить новый курс комедии – в том направлении, которое больше отвечает моим пристрастиям.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: И даже если бы сериал с треском провалился, ты бы знал, что сделал все как надо?

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Ага. Даже если бы мне удалось всего лишь схематично набросать эту траекторию карандашом – для меня одно это уже было бы бесценно.

«Скрэээн-тон»
«Офис» в американском стиле

К лету 2003-го Бен и Грег официально стали одной командой. С «Эн-би-си» было заключено соглашение о пилотном эпизоде. Грегу пора было подумать о том, что же собой представляет вселенная «Офиса».

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Мне нравилось проводить аналогию с Маргарет Мид. Мид была культурным антропологом и сделала себе имя, написав книгу о диковинных ритуалах ухаживания и спаривания у жителей Самоанских островов.

В работе «Взросление на Самоа» (1928) Мид описывает особенности сексуального поведения юных женщин острова Тау.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Насколько я знаю, спустя тридцать лет после Мид кто-то снова посетил этот остров, и островитяне такие: «А, та старушка? Помним-помним. Мы ей наговорили с три короба». Так или иначе, я чувствовал, что сериал должен носить несколько… антропологический характер. Офис ведь такое странное место со своими порядками и правилами, которое объединяет уйму непохожих друг на друга людей. Мне подумалось, что было бы занятно подойти к этому вопросу в некоторой степени антропологически.

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Я проработал в офисе десять лет, с 1989 по 1997-й. Этот реальный опыт оказал огромное влияние на сериал. Я знал, что такое оказаться в одном пространстве со случайными людьми и быть вынужденным ладить с ними. Дэвид Брент был чудовищем Франкенштейна, сшитым из персонажей, которых каждый встречает на своем пути: от учителей-чудаков, которые то и дело ставят себя в неловкое положение, до первого начальника, полного идиота. Все эти люди, которые ведут себя по-дурацки в ситуациях, требующих благоразумности.

Рики также стал свидетелем поднимающейся в корпоративной среде волны политкорректности.

РИКИ ДЖЕРВЕЙС: Люди зазубривали то, как следует разговаривать и поступать, но не вникали в суть. Парни вроде Дэвида Брента знали, что сексистом быть нельзя, потому что эйчару это не понравится. Так что они заливались соловьем, читали лекции о сексизме, расизме и мизогинии, но в глубине души не менялись. Они знали, что похабные шуточки сойдут им с рук в компании складских рабочих, которых корпоративная политкорректность не коснулась. В общем, Брент оказался между этими двумя мирами.

Звучит знакомо? Все потому, что образ Майкла Скотта, начальника компании «Дандер Миффлин», был создан по образу и подобию Дэвида Брента. У Бена были идеи, как связать Майкла и других знаковых персонажей американского телевидения воедино.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Майкл Скотт был одной из вариаций Арчи Банкера из ситкома «Все в семье». Своей неполиткорректностью он также напоминал Гомера Симпсона, только у нас это было помещено в контекст рабочей обстановки.

Место действия – офис… Было в этом что-то, что подпитывало американское тщеславие. Офисная жизнь была американским изобретением, и фильмы и сериалы, которые помогли Рики направить мысли в нужное русло, во многом были вдохновлены всем, из чего состояла Америка. Рабочее пространство банально и обыденно – я знал это не понаслышке, потому что сам в молодости работал секретарем и ассистентом в таких местах. Однако в них заключен и неочевидный драматический потенциал, который еще не нашел отражения в американском телевидении.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Я фанат американских комедий. Обожаю, например, «Веселую компанию». Персонажи этого сериала походили на своеобразную суррогатную семью – прямо как герои «Офиса».

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Забавно, что ты упомянул этот сериал – я всегда считал, что если бы у американского телевидения было свое генеалогическое древо, то от «Веселой компании» к нашему шоу точно тянулась бы ниточка. Разница только в том, что в «Веселой компании» люди сами выбирали день за днем приходить в тот бар и общаться друг с другом, а в «Офисе» они были вынуждены находиться в одном помещении. Но в обоих случаях комедийный сюжет строился вокруг разношерстной группки людей и эволюции их отношений.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Сочиняя линию Тима [Джима в американской версии], мы часто ссылались на Норма из «Веселой компании». Норм погряз в рутине: он работал на какой-то невнятной бухгалтерской должности, которая ему не шибко нравилась. Но идти по жизни легко ему помогало специфическое чувство юмора. Мы определенно вдохновлялись его образом при создании Тима. Как вдохновлялись и Аланом Алдой в роли Бенджамина Пирса из сериала «МЭШ» (который мы также взяли за эталон). Пирс щеголял остроумием перед лицом войны. Обстоятельства другие, но суть та же: юмор как способ преодолеть жизненные трудности.

Бен и Грег приступили к созданию «Офиса»: теперь нужно было решить, что стоит заимствовать из британской версии, а что – придумать заново. Форма осталась: однокамерная псевдодокументалка в декорациях унылого офисного здания. Идеальный пейзаж тоже был найден: старый шахтерский городок Скрэнтон (штат Пенсильвания), чьи лучшие годы, видимо, давно миновали.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Я хотел найти место недалеко от Нью-Йорка, при этом нечасто посещаемое ньюйоркцами. Блеклое, что ли. Северо-восточная часть США во многом напоминала мне Англию. Люди из этого региона, казалось, все время скрывают свои эмоции. Наверное, дело в погоде. Новеллист Джон О’Хара нередко выбирал Скрэнтон в качестве места действия для своих рассказов. Я составил длиннющий список городов, которые теоретически нам подходили: к примеру, Нашуа (штат Нью-Гэмпшир) и Йонкерс (штат Нью-Йорк). Но у Скрэнтона, помимо прочего, было еще и комическое название. Эта твердая «к»: Скрэээн-тон.

Однако, по словам Стивена Мерчанта, секрет успеха заключался не столько в уникальном сеттинге, сколько в особой меланхолической атмосфере, проникнутой духом горечи и светлой нежности одновременно.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: В Великобритании семидесятых был безумно популярен ситком «Что сталось с удачливыми парнями?». Там в заставке играла песня, слова были примерно такие [поет]: «Что же стало со мной? / Что же стало с тобой? / Почему же нас прошлых словно смыло волной?». Короче, сериал об упущенных возможностях и загубленных мечтах. Так что в Британии это распространенная практика – а вот на американском телевидении, как мне кажется, совсем другие порядки. Взять хотя бы «Друзей» – они совсем из другого теста.

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: [Поет] «Я буду рядом с тобой, а ты будешь рядом со мной».

СТИВЕН МЕРЧАНТ: В общем, я считал, что если уж они собрались переделывать «Офис», то самым разумным решением будет приглушить британский цинизм и угрюмость и плеснуть туда побольше энергичного американского оптимизма, при этом не теряя стержневого смысла шоу, его ДНК.

В конечном итоге Рики и Стивен позволили Грегу сесть за штурвал.

СТИВЕН МЕРЧАНТ: Опираясь на свои знания об истории американских адаптаций, я дал Рики здравый совет: предупредил, что все попытки оборачивались неудачей, стоило только в дело вмешаться британцам. Они являлись и начинали свое: «Ну вот, сделаем то же самое, только на американский манер». Но дело в том, что они, очевидно, не так уж много знали об Америке, и были недостаточно погружены в нюансы и тонкости американской культуры. Они настолько старательно копировали оригинал, что сил на прорывное, новаторское уже не хватало. Наш с Рики основной вклад состоял в том, что мы сразу сделали шаг назад и доверились Грегу, позволили ему самостоятельно разработать идею – вместо того, чтобы всюду совать свой нос.

То, что Бену и Грегу не пришлось сражаться с британскими коллегами, было настоящим подарком судьбы. Однако им все еще предстояло преодолеть сопротивление американцев.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Мы приходили и говорили что-то вроде: «В общем, идея такая…».

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Неприятный главный герой.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Однокамерный ситком, и в актерском составе – ни одного «ослепительного красавчика» с точки зрения консервативного телевизионного продюсера.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Сам сериал нелепый и заторможенный…

БЕН СИЛЬВЕРМАН: И никакого закадрового смеха. И да, это псевдодокументалка. Знаю, документальные фильмы не особо популярны. А теперь представьте – это еще и фальшивый документальный фильм.

ГРЕГ ДЭНИЕЛС: Зрители должны все время помнить об этом.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: А еще камера в нашем сериале – полноценное действующее лицо.

Это был 2003-й. Прошло уже два года c тех пор, как Бен впервые увидел «Офис» в гостях у Генриетты. Напряжение росло.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я думал о том, что рано или поздно сериал «Друзья» устареет. И тогда понадобится найти ему замену. В то время похожие передачи могли группировать по блокам. Например, был вечерний пятничный блок с четырьмя семейными телешоу. «Офис» в этом плане мог стать революционным. Британскую версию критики уже захвалили, а «Би-би-си Америка» даже приобрела права на показ. Так что ажиотаж вокруг сериала мало-помалу захватывал и США.

Но все это происходило в эпоху до стриминговых сервисов – ни «Нетфликса», ни «Хулу», ни «Ютьюба». И телеканал «Би-би-си Америка» смотрели далеко не все.

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Я продвигал наш сериал по телефону. Буквально. Звонил знакомым, скидывал ссылку на сайт, показывал оригинал, рассказывал, как мы планируем его переосмыслить. Клялся, что это будет величайшее телешоу за всю историю Америки. Убеждал, что подобных комедий у нас сейчас днем с огнем не сыщешь. Я говорил, что «Офис» отсылает нас к классическим сериалам Нормана Лира – и мы можем повторить их успех. В конце концов, на «Друзьях» и «Спасателях Малибу» свет клином не сошелся, ведь так?

Его энтузиазм разделяли не все. Несмотря на то, что Кевин Райли дал зеленый свет пилотной серии, остальные руководители «Эн-би-си» продолжали сопротивляться.

КЕВИН РАЙЛИ: В телевидении эпохи пост-«Друзей» укоренился такой подход: «Само собой, должно быть смешно. Но ведь персонажи будут секси, да? Без этого никак!». Раньше тема сексуальности не имела никакого отношения к комедии, но постепенно стала ее неотъемлемой частью. Я пришел на «Эн-би-си» с мыслью о том, что «Офис» нам идеально подходит. А мне стали возражать: «Нам нужно не это, а очередной сериал про одинокую сексуальную девушку из Нью-Йорка, живущую с друзьями». И я такой: «Ну уж нет, ребят». Всем казалось, что надо продолжать делать что-то в духе рубрики «Обязательно к просмотру!» [5]. Иначе говоря, скатиться в клише. «Офис» был полной противоположностью.

Слишком многое в «Офисе» было чуждо верхнему эшелону «Эн-би-си». Им хотелось получить многокамерный ситком о привлекательных горожанах, справляющихся с мелкими житейскими неурядицами. Такое мы точно не могли предложить.

КЕВИН РАЙЛИ: Мне приходилось выслушивать мнения о том, что у большинства американцев документалки ассоциируются с чем-то некоммерческим, чем-то чересчур глубокомысленным. Мол, такой формат их отпугнет. А я слушаю и думаю: «Господи, да вы что, серьезно?». Некоторые из них были профессионалами своего дела, разрабатывали маркетинговые стратегии или что там еще. Но единственной моей мыслью было: «Что вы несете, черт возьми?».

БРАЙАН БАУМГАРТНЕР: Ты был уверен, что аудитория телеканала это оценит? Однокамерная псевдодокументалка без закадрового смеха… тогда это было в новинку.

КЕВИН РАЙЛИ: Да, но я с первой секунды был убежден, что у офисной комедии есть все шансы стать гвоздем телевизионной программы. Разумеется, тональность непривычная, поведение главного героя – тоже. Но в конечном счете шоу остается понятным и близким. Вряд ли ты во время просмотра «Офиса» будешь думать: «Что тут творится? Ничего не понимаю!».

БЕН СИЛЬВЕРМАН: Такова индустрия развлечений. Понимаешь, это становится частью твоей жизни: каждые пару месяцев ты фактически играешь в лотерею. Но настоящая игра ведется на культурном поле. Продажи, создание имиджа, переговоры, сам процесс производства… к черту все это! Мнение публики – вот что, блин, реально важно. Таковы мои приоритеты. Остальное к делу не относится. Моя внутренняя шкала оценивания целиком обусловлена влиянием культуры.

Несмотря на недоверие команды «Эн-би-си» – всех, кроме Кевина Райли – заказ на пилотную серию был получен. А в январе 2004-го приходит новость. Британский «Офис» взял «Золотой глобус» в двух номинациях: «Лучшая комедия» и «Лучший комедийный актер» (Рики Джервейс). Но будет ли эн-би-сишный ремейк столь же успешен?

Некоторые критики готовы были заранее от него отмахнуться. Тим Гудман, один из авторов «Хроники Сан-Франциско», пророчествовал: «“Эн-би-си” покажет нам привлекательных двадцатилетних с Манхэттена, чудовищно переигрывающих под оглушительный аккомпанемент закадрового смеха». Да, мы сумели сильно продвинуться, несмотря на все эти неожиданные препятствия. Однако, как точно заметил Стив Карелл…

СТИВ КАРЕЛЛ («Майкл Скотт»): Мы висели на волоске.

… вся история «Офиса» в одном предложении! Как же так вышло, что наш ситком – казалось бы, обреченный на провал, если рассуждать здраво – в итоге стал культовым? Как такое количество «но» – бесславная история американских ремейков, шоураннер, сделавший себе имя на мультике, телесеть, чьей фишкой были бойкие комедии и точеные актерские профили – не помешало «Офису» стать… ну, тем самым «Офисом»?



Загрузка...