В далеком 2007-м мы с Анджелой Кинси отправились в Скрэнтон, штат Пенсильвания. Финальная серия третьего сезона вышла всего пару дней назад. В Скрэнтоне у нас была запланирована парочка мероприятий. Вроде бы ничего особенного: раздать автографы в торговом центре Стимтауна – комплексе, возведенном на месте заброшенного паровозного депо; плотно позавтракать в «Рэде» – отеле «Рэдиссон» в здании бывшего вокзала; и, наконец, посетить благотворительную вечеринку где-то в центре. Я предвкушал поездку и был очень взволнован. Мне предстояло знакомство с городом, где разворачивалось действие нашего сериала.
Несколько местных жителей, с которыми мы позже крепко подружились, по моей просьбе устроили нам прогулку по знаковым местам «Офиса». В пабе «Бедный Ричард» (Poor Richard’s Pub) я оставил автограф на кегле для боулинга (я не был в курсе, что там есть боулинг!), в «Морепродуктах Купера» (Cooper’s Seafood House) примерил элегантную фетровую шляпу в виде краба; а в пабе «Трясина» (The Bog) мы с Анджелой встали за барную стойку и до рассвета разливали напитки. Что касается фанатов… даже не знаю, как описать. Кажется, только тогда я наконец в полной мере осознал, как много у «Офиса» преданных поклонников. Помнится, Анджела точно подметила: «Теперь понятно, что чувствовали ”Битлз” в Ливерпуле».
Конечно, я догадывался, что мы популярны – я же видел рейтинги. Но это в теории. Одно дело – умом понимать, что твое шоу стало хитом. Совсем другое – реально ОЩУЩАТЬ это. Оказаться в гурьбе фанатов, которые глядят на тебя во все глаза и пытаются пробраться сквозь толпу, лишь бы пожать тебе руку или заполучить совместное фото. Это все было ужасно мило, но и немножко пугало, честно говоря. Впервые в жизни меня сопровождал полицейский эскорт. Ко мне приставили офицера полиции по имени Дженн Джерити. Помню, я в ужасе повернулся к ней и дрожащим голосом спросил: «Ты же меня прикроешь, да? А то, боюсь, ситуация может выйти из-под контроля». Никогда не думал, что скажу такое в адрес своих же фанатов.
На следующий день мы с Анджелой преспокойненько сидели себе в лобби-баре «Рэдиссона». И тут Тим Холмс, региональный директор по маркетингу, сообщает, что в отеле сейчас проходит чья-то свадьба. И невеста, мол, просто без ума от Кевина. Тим спрашивает – не могли бы мы уделить им минутку? Конечно, я не возражал. Но мне было неясно, как это осуществить. Не мог же я просто войти в зал через парадный вход – это привлекло бы чрезмерное внимание. Тим заверил меня, что у них все продумано. Они уже согласовали план с отелем: я должен был пройти через служебный вход, спуститься по лестнице, затем добраться до кухни черным ходом, и там найти незапертую дверь, ведущую в зал. Там-то меня и будет ждать невеста. Звучало как фильм про Джеймса Бонда. Как бы то ни было, я согласился. Стоило мне прошмыгнуть в зал, как невеста – заметьте, все еще в свадебном платье – подбежала ко мне, обвила меня руками, и как давай рыдать!
«Это лучший момент моей жизни!»
Чего, простите?
Я попытался отстраниться, неловко улыбаясь. Новоиспеченный муж стоял буквально В МЕТРЕ от нас. «Нет уж, – возразил я. – Лучшим моментом твоей жизни это быть никак не может. Ты же только что ВЫШЛА ЗАМУЖ!!!»
Но она была непреклонна. «Лучший. Момент. В жизни». Ее благоверный тем временем нас фотографировал.
Сначала я убеждал себя, что наша слава мимолетна. Само собой, шоу переживет новый всплеск популярности, когда его по второму кругу станут крутить по телевизору, но прежний ажиотаж не повторится. Да, мы оказались в нужном месте в нужное время и обрели свою аудиторию, но такое точное попадание в нерв времени случается лишь раз в жизни.
Но, вопреки ожиданиям, произошло нечто феноменальное. Феноменально прекрасное. Мы уже давным-давно отсняли последние серии «Офиса», а популярность не ослабевала, даже наоборот. Люди заново влюблялись в сериал, обнаружив его на сайте «Нетфликса» или «Пикока» – а некоторые и вовсе открывали впервые. «Нильсен», компания, составляющая телевизионные рейтинги, подсчитала, что в 2020 году суммарное время просмотра «Офиса» составило 57,1 миллиардов минут. Не миллионов, а миллиардов.
Несколько лет назад я оказался в Атланте и посетил Вестминстерскую школу, в которой учился. Эд Хелмс, кстати, получал образование там же, на класс младше меня – хотя по нему и не скажешь, он выглядит как настоящий старикан. Меня попросили устроить небольшой творческий вечер для учеников, и я подумал: «Почему бы и нет? Будет мило!». Я ожидал, что придет в лучшем случае кучка школьников. Это же подростки, в конце концов – их, по идее, должны волновать только собственные смартфоны, мемы и селфи. С чего бы им интересоваться каким-то сериалом десятилетней давности, повествующим об издыхающей бумажной промышленности и офисных работниках средних лет?
А вот и нет. Актовый зал был полон. Ученики не то что на ступеньках сидели – они, готов поклясться, и с люстр свешивались. Зрителей было как сельдей в бочке – этот школьный театрик ни разу за все время моего обучения не вмещал в себя столько народу. Что меня больше всего поражало – я ведь точно знал, что эти ребята не застали «Офис» во времена его первоначального запуска. Они тогда еще в подгузниках ползали, или и вовсе были в материнской утробе. Получается, они нашли «Офис» на стриминговых сервисах и выбрали именно его – из тысячи других.
Один ученик спросил, какая у меня любимая серия. Обычно мой ответ меняется в зависимости от настроения. В тот вечер я назвал «День разнообразия». Едва я это произнес, по залу прокатился одобрительный смешок. Так смеется человек, которому напомнили о классном эпизоде любимого сериала, подарившего в свое время много счастливых минут.
Это взрывало мне мозг. Та серия вышла в 2005-м: в том же году был создан «Ютьюб», а «Нетфликс» все еще занимался прокатом DVD. Как они вообще смогли так страстно полюбить шоу, вышедшее фактически в каменном веке? Я помню себя в восемнадцать – уверяю, меня не впечатляли сериалы пятнадцатилетней давности. И уж ТЕМ БОЛЕЕ я не запоминал НАЗВАНИЯ СЕРИЙ, а их СОДЕРЖАНИЕ – и подавно.
Что же такого особенного в «Офисе»? Как нам удалось сотворить шоу, аудитория которого разрастается с каждым годом, и демонстрирует сейчас даже бóльшую лояльность, чем пятнадцать лет назад?
Эта книга призвана ответить на все вопросы. Она родилась из сотен часов интервью. Я опросил всех причастных к созданию «Офиса» – актеров, сценаристов, режиссеров и членов съемочной группы, продюсеров, кастинг-директоров, гримеров, и нашего бесстрашного командира, Грега Дэниелса – и они поделились своими соображениями по этому поводу.
Книга, которую вы держите в руках, поведает вам не только о том, что творилось за кадром. Хотя по внутренней кухне мы вас тоже проведем. Только, в отличие от настоящей кухни, у нас обойдется без чада и гари. Майкл Скотт настаивал на том, что «Дандер Миффлин» – одна большая семья. Не уверен, что его сотрудники разделяли это мнение. Но что касается съемочной команды «Офиса», то мы действительно были семьей, тут и к гадалке не ходи.
Здесь будут не только байки из кино-склепа. Во время работы над «Устной историей…» я вдруг понял, что она напоминает подкасты о зловещих преступлениях. Нет-нет, никаких трупов, гнусных жуликов или скрытых угроз. Но вот накал интриги…
Как же мы очутились тут? Где мы свернули туда? Можно ли найти улики, отследить маршрут и выяснить, как мы сумели вывести формулу, которая с годами не утратила актуальности (напротив!)?
Парочка теорий у меня имеется. И, выходит, не у меня одного. И, ей-богу, я был рад побеседовать об этом с коллегами. Но еще больше я рад был их повидать после долгой разлуки, заново пережить с ними наше общее прошлое и обсудить нынешнюю популярность «Офиса». Съемки пилота, первые провальные рейтинги, первый «Золотой глобус», первая премия «Эмми», бесчисленные ночные съемки «Круиза», уход Стива, свадьба Джима и Пэм, финальная серия. Беседуя со своими старыми приятелями, я снова и снова вспоминал слова той невесты:
«Лучший момент моей жизни».
Что ж, начнем с начала…
Добро пожаловать в «Дандер Миффлин»: та самая табличка на двери бизнес-парка в Скрэнтоне