Глава 3. Свежие темы! Кому свежие темы для книги?

…Искусство говорит человеку, какие аспекты опыта должны рассматриваться как сущностные, значимые, важные. В этом смысле оно учит людей пользоваться собственным сознанием, оформляет, стилизует это сознание, передавая ему некоторый взгляд на бытие.

Айн Рэнд «Романтический манифест»

Книг очень много, и прежде чем читать книгу, я спрашиваю: О чем она? Через какие темы раскрыта идея? И в ответ: любовь травмированных людей, очередные метания по бессмысленности жизни рефлексирующих персонажей, канувшие в прошлое войны, революции, эпохи, сюрреализм ради сюрреализма, события ради событий. Нет, мне неинтересно. И ладно бы только мне, просмотрите отзывы читателей, им тоже. Хочется знать о нашем времени, о проблемах современных людей, о том, что волнует наше общество сегодня.


Да, предложения по актуальной тематике есть. Тут затронем меньшинства, тут извращения. Особенно много нам предлагается в качестве остросоциального бесконечные стенания литературы травматиков и различного рода униженных жизнью, перечислять все эти группы людей смысла нет, но литература в таком ракурсе предстает площадкой для психотерапии. Неудивительно, что большая часть подобных книг написана в жанре «автофикшн» – дневник по типу сетевого #metoo. Я даже не буду рассматривать это в качестве литературного искусства, в них нет исследования проблемы, нет решения, в результате прочтения у читателя не формируется новое понимание темы.


Когда Ф.М.Достоевский взялся за исследование нигилизма, он создал роман «Бесы», в котором читателям стало видно, на какой почве и почему могло появится движение молодежи, нацеленной на разрушение общества. Здесь и бесплодный романтизм философов, высокие идеи, у которых больше нет воплощения. Здесь одновременно и бессилие нигилизма, неспособного предложить новое взамен старого. И Ставрогин с его мощью, но бесцельностью становится образом «князем» нигилизма. В конце он убивает себя. Вот книга – исследование актуального. Вот способность писателя всесторонне рассмотреть общество и его раны, поставить вопросы и дать ответы.


В ответ на обвинения в неактуальности можно услышать два типа оправдания:

Мне неинтересен современный мир, важнее затронуть вечные темы.

Актуальная повестка – это книги на потребу публике, они канут в небытие вместе с быстротечностью времени.

И то и другое – ложь. Причем самому себе.

Давайте посмотрим еще на одном примере, как разворачивается актуальное в вечное.


Ф.Кафка "Замок"

Кафка описал в романе актуальную проблематику общества на тот момент: потеря личности в бюрократической системе.

Нам сейчас эта проблема вспоминается как-то отдаленно, но большинство из нас, и уж тем более из нового поколения вообще не знает, что это за сложность такая, в чем вообще конфликт.


То есть книга устарела. Так ли? – Нет!

Потому что Кафка описал конфликт таким образом, что его можно прочитывать на нескольких уровнях разом.

1.Актуальность на тот момент – да – его современникам понятно и остро.

2.Отражение особенности эпохи – да – нам сегодняшним интересно прожить проблематику человека того времени.

3.Вечный конфликт человека и системы – да – жизнь книги «Замок» будет длиться столько сколько стоит на земле человеческое общество.

4. А если взять духовный уровень четвертым пунктом, а не только социальный уровень, то мы получим еще одно архетипическое, древнее узнавание. Оно доступно уже не каждому. Это стремление к монументальной силе, к Богу, к Единому и вечному, от чего человек оказался отлучен, изгнан. Стремление, невозможность достичь и тотальное невыносимое отчаяние от абсурда человеческой природы.


Так глубоко копнул Франц Кафка состояние отчаяния человека перед бюрократической системой, что мы испытываем от прочтения – абсурд системы и бессилие личности перед этим абсурдом. И вот это чувство нам всем знакомо, как знакомо оно каждому человеку в каждой эпохе.


Очень важно понимать, когда речь заходит о темах книги, что тема книги – это не то, о чем бы вы хотели рассказать, это то, через что вы могли бы раскрыть идею книги, тогда актуальное в книге становится не самоцелью, а именно тем механизмом, который позволяет книге стать частью истории (об идее поговорим в главе 3).

Литературный уход от реальности

Обращали внимание, как старательно писатели избегают современности, лучше 90-е в сотый раз обмусолить, лучше вернуться в советский союз и напомнить всем, кто не запомнил, как было плохо, нет-нет, еще лучше написать о горькой судьбе людей, пострадавших от сталинских репрессий, ну и так далее в бездну времен. Хотя нет, обманываю, заговорили даже о 2000-х. Напомню, сейчас 2020-е.


Если автор не погружается в прошлое, то сражается на страницах фэнтези и выдумывает несуществующие проблемы и конфликты в различных жанрах нереальности. При этом опять же, если убегаете от реалий, где тогда громкозвучные постапокалипсисы, гремящие антиутопии, фэнтези, как метафоры актуальных проблем общества, которые позволяют читателю по-новому взглянуть на современность? – да в нигде.


Скучное у нас с вами время: нет против чего восставать, нет свобод, которые были бы не охвачены, и тонким психологизмом уже никого не удивишь: психология разобрала душу до основания, о каких переломах судеб можно говорить – ну, не знаю: комментарий обидный написали, хейтеры напали в интернете? Что с нас современных взять: так, мелкие мельтешения или детские травмы, реализм, заключенный в экраны смартфонов. Неудивительно, что писатели нагоняют «тьмы и ада» в сюжеты. Высосанные из пальца муки героев, которых не мучает среда и душа, и, к сожалению, эта насильственная мука персонажей очень чувствуется. В сытое время мы живем, а душу свою психологам давно на кушетку положили, вылечили – не верят этим книгам читатели.


Время меняет общество, его порядки, меняет обыденность и цели так стремительно, что мы находимся в совершенно ином положении, нежели писатели и читатели времен первых двух мировых войн. А российская литература все тащит на себе традиции постмодернизма, до сих пор бравируя им и даже эпатируя, не замечая, что читателя для отжившего свой век постмодернизма нет. Читатели живут иной жизнью, нежели предлагает им литература, не способная ни рассказать о сегодняшнем дне, ни указать путь в завтрашний день, ни показать героя нашего времени. Бесплодные тексты об умирающей эпохе.


Почему так происходит? Почему писатели словно ослепли, игнорируя потребности и человека сегодняшнего дня? Разве не писателю реагировать на происходящее, словно лакмусовая бумажка?

О пользе писателя

Написать книгу, с которой тысяча людей скоротает время? Нет. Я понимаю, почему многие забыли, зачем нужен писатель, у нас же есть блогеры. На примере собственной жизни, буквально выворачивая себя наизнанку, они доносят до населения проблемы и темы, которые трогают кучу народа. Народ подписывается на блогеров и следит за их жизнью наизнанку, соотнося себя и конфликты своей маленькой жизни с чем-то массовым, приобретающим масштабы общественных явлений. Блогеры – нынче рупоры общественности. Раньше писатель был таковым. Остается радоваться, что у наших классиков не было интернета и блогов, в которые они бы слили свои таланты в болтовне об актуальном. Вместо того, чтобы быть восприимчивым к социальным, духовным явлениям, переосмысливать действительность, разжевывать ее для остальных, указывать пути разрешения конфликтов, разъяснять важные события, быть точкой зрения, мудрым указателем, пророками, классики писали бы посты и были бы учителями в инстаграме или тысячниками в фейсбуке. Утрирую, конечно. Не интернет же виноват в отсутствии масштабных мыслей в книгах.


Но смотрите, книги великих отражают свою эпоху, вместе с героями их книг мы не просто узнаем исторические факты, мы проживаем прошлое. Столетие за столетием мы проживаем весь предыдущий опыт благодаря свидетельствам эпох – книгам. Благодаря книгам мы проходим культурную эволюцию человеческого сознания. Быть зеркалом времени – очень важно для писателя.


Так вот, писатель – человек, который пропустил через самого себя время, место, людей, и рассказал о самом главном сегодня. Его книга – памятник эпохе. Конфликты персонажей в его книге – конфликты общества. Писатель – душа времени.


Громко, да? А вы что, мельче хотите? Может, тогда не надо?

Примеры актуальных тем

Вот за следующий абзац, за банальные, очевидные вещи я у вас сразу попрошу прощения. Но! Мне странно, что приходится говорить о том, что лежит на поверхности, и все же я рискну, потому что порой простые вещи могут стать катализатором, и судя по всему, никто катализаторами до сих пор не воспользовался. Темы, которые я предлагаю, не могут быть содержанием книги. Вы можете писать сказку, далекую от подобных тем. В подборке тем важно увидеть и самостоятельно исследовать конфликты времени, а изобразить их можно хоть в мультике метафорически. Понимаете разницу?


Я знаю, мы сейчас все живем в интернете. Наша жизнь, мысли, эмоции, общение и вдохновение отражены на экранах смартфонов. Мы все – не герои нашего времени, неоткуда взять героя. Но писатель – всегда наблюдатель времени. И даже, если в его жизни не происходит ничего «героического», даже, если в самом обществе перевелись диктаторы вроде Гитлера или Сталина, и незачем сражаться за свободу или высшие идеи, а эпоха похожа на ковыряние в телефончике, а не великий переворот государства, культуры, сознания, в мире происходят события, которые и есть наше время. Может, потому и берут писатели прошлое для своих книг, что кажется, будто там когда-то происходили События, а сейчас только телефончик и движение пальцем по экрану. Так стоит, наверное, поизучать, что там в youtube, инстаграме, фейсбуке, если теперь это наша жизнь.


Что же там происходит? Накидаю несколько очевидных тем.


Жизнь напоказ. В какой-то момент интимные дневники стали интернетным явлением, оголив подробности личной жизни обывателей, затем и фотографии повседневности, потом видео. И людям стало интереснее наблюдать за обыденным обыденных людей, чем читать великие книги – настолько массовым стало это явление. А раз обыденность может стать популярной и принести доход, то в эти двери начали ломиться тысячи, миллионы. Ведь никаких умений, навыков и талантов здесь не требуется. Наконец, все то, что называлось серой массой получило свое место в лучах славы и более того, стало вершителем моды, мыслей, манер, которые все упрощались и упрощались.

Поглощение виртуальной реальностью. Интернет-программы считывают наши потребности и запросы и формируют контент, которым мы заполняем свое интернет-пространство. Все рассчитано на удобство и скорость, и удобство становится наживкой. Считали, сколько времени уходит на соцсети и интернет? У многих в виртуальной реальности работа и развлечения, общение и учеба. Как меняет человека иная форма существования? Промышленная революция дала восьмичасовой рабочий день, а значит, возможность массам иметь свободное от работы время, а значит, дополнительное время на досуг, образование, чтение, культуру, саморазвитие и самосознание. Как меняет интернетная жизнь на человека нашей эпохи?

Бодипозитив vs пластическая красота.

Считаете несущественной тему смены понятия красоты? Сейчас красивым может стать каждый: режутся лица и тела под одну кальку. Лица теряют индивидуальность. Мы восхищаемся живыми пластиковыми куклами с вживленными имплантами груди, попы, кубиков на прессе, губами, скулами. Люди добровольно становятся секс-игрушками. И в противовес набирает популярность течение за естественный облик, в котором утрируются недостатки и уродства. Есть бесконечные профили одинаковых пластиковых красоток и есть фото недостатков, которые преподносятся, как красота: пигментация, шрамы, растяжки, полнота, болезни, отражающиеся на теле. Полное принятие себя vs полное непринятие себя. Где красивые актрисы, подобные Монике Беллучи, Шарлиз Терон, Анджелины Джоли и тд? Почему новое поколение актрис не поражает красотой? Выродились красивые женщины? Нет! Но безоговорочная красота, индивидуальная, ни на что не похожая, больше не в тренде. Пластиковая или искаженная уродствами. О чем это говорит? Какие в этой теме проблемы?


ЗОЖ, веганство, экозащитники.

Огромное количество людей обеспокоено экологическим состоянием планеты. Но это общее утверждение. Кто эти люди, как именно они живут? Откройте профили блогеров, посмотрите, как в столице и даже в провинциальных городах молодые ребята ратуют за сбор мусора для перерабатывающих заводов. Как они выезжают на пляжи, места отдыха, лесные зоны собирать мусор. Как отходят от пользования упаковок и прочих вещей, которые долго разлагаются. Как изучают и передают друг другу списки косметических компаний, которые тестируют на животных свою продукцию. И так далее. ЗОЖ в эту же тему, потому что, когда кто-то внимательно начинает относиться к собственному телу, рано или поздно переключается на вопросы окружающего мира. Пусть вы не согласны или считаете происходящее иллюзией спасения, но разве это повод обходить молчанием значительную тему, актуальную для молодежи? Изучите, выразите собственное мнение, ведь насколько легко сейчас писателю вникнуть в жизнь людей, о которых он ничего не знает – люди сами выкладывают подробно свою жизнь в сторис и постах.


Отношения с экраном.

Мемы – картинки про то, как семьи или друзья проводят время друг с другом – каждый уткнувшись в свой телефон – их много. Не замечали? Фильм «Идеальные незнакомцы» хорошо обыграл эту тему. Но она неисчерпаема на сегодняшний день. Понимание измены поменялось. Все стали доступны. Если нет физической измены, а только виртуальная, значит ли это, что измена не произошла? И что теперь считать близостью? Если интереснее общаться с кучей незнакомцев в комментариях, чем с близкими в собственном доме, значит ли это, что близости нет? А что теперь называть отношениями? В сети возникают и рушатся отношения, которых может быть несколько параллельно друг другу, что обесценивает ценности дружбы, доверия, значимости. А кто ты сам, создающий контент, чтобы привлечь «друзей»? Разве это не повод для писательского исследования?


Вера в чудеса, марафоны желаний, гуру осознанности.

Обострилась зависть к прекрасной жизни, демонстрируемой в соц.сетях, и одновременно бешеная жажда научиться так жить. Спрос порождает предложение: люди как оголтелые учатся жизни. Правильно мыслить, быть «светлыми», «притягивать» в свое окружение нужных людей, события и мечты. В какой момент изменилось сознание людей, что в век цифровых технологий, научных достижений толпы кинулись в марафоны желаний: поверили, что достаточно захотеть и сделать первое, второе, третье, чтобы любые немыслимые цели были вдруг достигнуты? Вы понимаете масштаб явления – люди убеждены, что они могут стать богатыми, успешными, великими, если начнут верить в себя и в свои замыслы. Они вышивают крестиком и уверены, что создают тренды. Популяризация Зеландом, а за ним и другими эзотерических практик дала современному человеку веру в чудеса. Попробуйте поучаствовать в марафоне желаний, посмотрите, как люди передают друг другу «сакральные» знания. Они же пытаются не видеть ничего плохого, чтобы поддерживать сознание в позитивном настрое. Они пытаются быть идеально мыслящими, словно роботы, вымарывая из себя все иррационально-неверное. А что скажете о гуру инстаграма – психологах, эзотериках и просто «мудрых, светлых человечках» – чтобы блог был успешен, необходимо чему-то учить остальных, а остальные тысячами внимают то тут, то там. Расскажите, писатели, что это – не замена ли религии, которая по всей видимости нужна нашим душам, как воздух? Не возвращение ли мифологического мышления?


Все мы уникальны, все мы можем стать гениями.

Про уникальность невероятно сильно сказано в остросоциальной книге Канабеева «Отто». Но мне придется для краткости сформулировать проблему: уникальны сейчас все, только не отменяет ли уникальность каждого в толпе сам факт уникальности? В XXI веке мы ужасно боимся пропустить гения: мы уже научены историей – прошлые столетия люди пропускали гениев мимо себя, те умирали голодными, не знающими о своем величии, так что по умолчанию лучше заранее считать себя гением, на всякий случай. Критериев искусства на данный момент у нас нет, мы кидаемся на каждого, кто просто несет себя в массы уверенно и горделиво (как завещали гуру инстаграма). Как считаете, тема современной повсеместной гениальности и критериев искусства – не повод для романа и размышлений – непаханое поле, между прочим.


Постфеминизм?

Феминизм – тема трендовая, невероятно благодатная для драмы, для юмора, для философии, тема нарасхват – здесь можно задеть бурлящие массы. Например, что-то неладно в завоеваниях феминизмом жизненных позиций. Одна половина женщин пытается доказать, что они тоже люди, что они похожи на мужчин, что умны и гениальны (см.пункт выше). Другая половина обрадовалась отвоеванной свободе и кинулась продавать себя (по генетической памяти веков властвования патриархата, вероятно), перекроив тело и выставив его в призывных позах, чтобы сразу было видно, куда именно можно запихнуть свободу. Мужчины боятся проявлять себя, как мужчины. Зато женщины стали хамливы, грубы и разнузданы. А если чуть поглубже, о женской и мужской силе в мироздании, о юнговских аниме и анимусе, о балансе инь-ян, который определенно нарушен: появились женственные мужчины, женщины стали жесткими, накаченными. Есть проблемы идентификации пола, когда дети уже не знают мальчики они или девочки, когда смена пола становится обыденностью. Это не повсеместно, но видна симптоматика болезни, есть перегибы, диктующие цвет времени, в котором мы существуем.


Порно, легкие извращения и асексуальность.

У нас до сих пор описание секса в книге – повод вызвать шок у читателя и показать себя свободомыслящим. Ну нет, это настолько же заезжено, как порно. А вот глубокий взгляд на проблемы секса, которые определенно имеются в обществе, не помешал бы. Расскажу страшную вещь: представьте семью, любят друга друга, секс есть, только муж мастурбирует на порно. И жена скорее всего тоже. А в обществе подобное считается нормой и не вызывает ни у кого хотя бы секунды критического отношения. Поймите кошмар положения семейных и любящих пар: людей не возбуждают реальные люди. Им требуется возбуждение в голове, а взять неоткуда. И чем больше они смотрят порно – легкий щелчок желания, тем меньше хочется возиться с телами вживую. Сюда же и свингеры, секс-вечеринки, игры в бдсм и прочее. Чем больше секса, чем он доступнее, тем больше требуется усилий для возбуждения, тем извращённее становится желание. Сексологи пишут тревожные статьи про нарастающую проблему импотенции, зависимость от порно, замену увлечений мастурбацией. И одновременно в обществе возникает движение асексуалов – молодежь, между прочим – нежелание зависеть от желания. Опять же, разве не интересная расстановка сил?


Литература, кино, эстрада российского производства.

Что ж случилось с актерами, писателями и певцами, что за таинственные болезни поразили российский мир искусства? В чем сложность творить сейчас? Может, беда в том, что писатели пишут книги под заданные конкурсами/премиями темы? Вслушайтесь только, пишут, не потому что горит идея, не потому что в голове столпотворение и гомон персонажей, а потому что есть задание и спрос. Не писатель теперь творит темы, а толпа с рублем в руке диктует, о чем писать. То же самое с кино – смотрели BadComedian? Мы ведь были лучшими. А может, дело в том, что стало много «творцов», среди них незаметно настоящих. Раньше говорили, что настоящее искусство всегда пробьет себе дорогу. Сейчас же совсем иная ситуация: во-первых, дорогу пробивает маркетинг; во-вторых, шок-контент и ориентация на массовку, в-третьих, толпа «творцов», где каждый уникален. Искусство нервно курит в сторонке.

Где ваше безумие, писатели?

Я уверена, есть достаточно тем для описания нашего времени. Я набросала несколько из тех, что видны с обывательской точки зрения в окошке соц.сетей. Любая тема, которая актуальна на сегодняшний день, какой бы плоской ни казалась, копни глубже, и она утащит в архетипические глубины. Корни всего, что происходит с людьми сегодня, находятся там же, где и до нашей эры – в основании человеческой природы, меняются расстановки сил, декорации, а суть вечно одна. Так вот придать сегодняшнему день оттенок вечного, вписать актуальное в историю – не столько даже задача писателя, сколько способность мыслить. Может, оттого и не пишутся книги о происходящем, что способностей не хватает? Или смелости мыслить за общество, создавать смыслы происходящему не хватает, что скажете?


Где масштабность, я вас спрашиваю?

Где безумие, срывающее тормоза, чтобы позволить себе быть пророком?

Где власть, чтобы всем и каждому срочно объяснить мир, потому что они слепы?

Вы, что у психологов излечились все поголовно: вас больше не мучает жизнь? – конец искусству.


Важно понимать: мало описать происходящее, чтобы называться писателем, мало лишь обозначить проблему. Писатель – человек, мучимый жаждой понять, что происходит, и каково его место в дне сегодняшнем. В мучительных попытках отыскать ответы и создается книга, на страницах которой люди находят объяснение времени, нащупывают ту всеобщую тоску, что незаметно свербит в каждом, и главный вопрос, что бессознательно владеет эпохой. А если так, то для кого-то это может стать импульсом все изменить и создать новую эпоху – книга может стать началом глобальных перемен в истории.

Что волнует современного человека

Почему так популярны фэнтези, магический реализм, сюрреализм? Они дают персонажам и реальности расширенные возможности. Любое мельчайшее фандопущение позволяет высветить нужную идею, усилить акценты на замысле. Знаете, это выглядит так, словно люди догадываются о том, что мир не есть только реализм. Что реализм, именно сегодняшний реализм не может рассказать в полной мере о процессах жизни.


Если раньше у людей в "реализме" был Бог, как данность реальности. На секунду почувствуйте какого это – отношения с Богом, с великой созидающей, невидимой силой, с чем-то надличностным, мистическим, таинства, молитвы, отсутствие смерти, потусторонняя жизнь, ангелы, бесы, пророки и пророчества – как часть обыденного сознания. То сейчас мы мыслим Бога абстрактно и разумом, как миф.


Ф.Достоевский вел беседы с В.Соловьевым о богочеловечестве, о пути расширения сознания, о прощении и любви человеческих перед всесильными созидающими, а затем развивал в своем "реализме" подобного рода вопросы.


Наш реализм, современный, с его внешне заданными условиями жизни, да еще и суженный интернетом и технологиями до существования на клавишах, то есть реализм настолько убогий на свершения, конфликты, события – не может "накормить" читателя. Наш реализм – глобальная ложь по той причине, что он сузил мир до внешних условий, что психологию человека приравнял к формуле "стимул-реакция" (литература травм), что исторический ракурс не показывает больше свершения сознания человека, а служит просто куда более интересной декорацией, нежели современная жизнь, сосредоточенная в телефоне и интернете.


Сегодняшний реализм – ложь, потому что он украл у человека его возможности, его трансцендентность, его вечные вопросы и незнание о том, кто он и куда идет, его дух и душу, его поиск высшего в себе и мире, оставил лишь отчаяние, ужас и безнадежное положение раба в рамках реальности.


Реализм и раньше был фоном для конфликтов внутреннего становления персонажей. Ныне он не справляется даже с этим. Потому что современный читатель через персонажа ищет что? – ту реальность, которая лежит за пределами его ограниченной проблемной психики. Да потому что все уже по самое-самое объелись маргинального отчаяния, потому что вся история философии, психотерапии, религий говорит о потрясающих завоеваниях человеческого духа, а мы ковыряемся в настолько примитивных вопросах бытия, что можно от этих книг просто лечь в гроб и умереть.


Потому что общество у нас более-менее сытое, оно мыслит о самореализации, о творчестве, о работе сознания, люди кидаются в медитации, в учения эзотерического толка, женщины танцуют на полянах женственность и энергии и все такое, миллионы людей подписываются на тех, кто говорит о смыслах, о возможностях изменения реальности. Люди переходят на уровни более тонкого плана, нежели выживание и что там еще способен предложить реализм. Люди всерьез заняты изменением жестких рамок реализма.


И уж, конечно, на иррациональном, душевном уровне откликается то, что дает им этот выход за пределы реального себя. А магический реализм так и вовсе довольно четко играет со множеством эзотерических моментов, являясь зачастую метафорой духовной реальности, даже, если автор не особо задумывался над этим.


Я к чему? К тому, что реализм, который у нас выползает в премии, превозносится в литературной среде, со своей функцией не справляется, просто потому что там нет подлинной глубины, нет правды, которую дает тема "выхода за пределы себя".


Порой так и хочется сказать писателям – почитайте на досуге философию что ли. Там, кстати, люди серьезными вещами озадачивались, которые почему-то веками волновали умных людей, а современных внезапно нет.

ПРАКТИКУМ «Актуальные темы»

Цель: вписать актуальную тему в книгу любого жанра.

Что делать: «актуалка» – это конфликт, который можно вписать либо в основную линию сюжета, либо в побочные.

Пример: к/ф «Мулан» 2020. Основной конфликт – может ли женщина быть воином? -Феминистическая тема, которая в фильме получает и основную, и побочную сюжетную линию. Представим, что основная сюжетная линия будет занята другим конфликтом, например, любви или становления себя, или получение тайных знаний и открытие в себе великого дара и так далее, то есть, быть может, у автора было желание изобразить совершенно иное, нежели положение женщины в мире. Тогда побочные сюжетные ветви можно использовать для связки книги с нашим временем. В к/ф «Мулан» введена героиня, которая хоть и поняла, что ее сила превосходит мужскую, но она все еще находится в услужении у мужчины. Арка персонажа до мелочи отыгрывает этот конфликт, и зрители не могли не запомнить хоть и второстепенного, но очень драматичного персонажа, а вместе с ним и проблематику, выставленную конфликтом на этой сюжетной линии.


Вспомните, как Гермиона в «Гарри Поттере» вставала на защиту угнетенных домовых. Казалось бы, что здесь актуального? А здесь уже читательское дело поиграть со смыслами – можем подумать об обслуживающем персонале и положении дел обслуживающего класса общества, можем кивнуть в сторону острой проблематики рабства, можем подумать о модной психологической проблеме «жертвы». Дж.Роулинг с юмором зашифровала в текст конфликт рабства, которое прежде всего сидит внутри самих рабов. И этот актуальный конфликт – всего лишь короткая ниточка, вплетенная в большое полотно повествования.


Итак, ваша задача продумать в книге на второстепенной сюжетной линии конфликт, основанный на одной из актуальных тем нашего общества, используя либо предложенный мной список, либо тот конфликт, который вы знаете досконально и который отражает общую тему современного дня.

Загрузка...