Тренды. Продавцы не хотят продавать больше и дороже

Система ценностей продавцов эволюционирует, но одно остается неизменным. Я про их базовую установку, об которую разбиваются усилия руководителей по наращиванию продаж. Ее существование и реальный масштаб влияния я сам осознал далеко не сразу. Звучит она очень просто: покупатель сам знает, что ему нужно. При всей своей неказистости это убеждение, как замковый камень, собирает транзакционную парадигму продаж:


· если покупатель знает, что ему нужно, значит, не стоит предлагать ему альтернативные варианты и сопутствующие товары – это может быть воспринято как впаривание

· если покупатель знает, что ему нужно, значит, он ищет товар в наличии и по более низкой цене

· если покупатель знает, что ему нужно, значит, у меня нет на него никаких рычагов влияния, кроме как дать скидку.


У продавцов, которые живут в этой парадигме, всегда будут трудности с выявлением потребностей – в их парадигме продаж уточняющих вопросов вполне достаточно. Они всегда будут работать в запросе клиента и давать ему только то, что он просит. Предложение замены или дополнительных товаров для них будет равносильно впариванию.


Я в автомагазине. Нужно купить антифриз, подтекает.

Я: У вас “Манол” есть?

Продавец (молодой парень): Есть, а что надо?

Я: “Манол”.

Продавец: Вон целая полка, что надо-то?

Я: “Манол”.

Продавец: Hу, “Манол”, что надо-то?

Я: “Манол”.

Поворачиваюсь и ухожу из этого магазина. Про себя думаю: “Придурок, что здесь непонятного?” Больше в тот магазин не хожу. Позже мне объяснили, что “Манол” – это фирма, а не товар».

Пост в социальной сети


При всей своей неказистости это убеждение, как замковый камень, собирает транзакционную парадигму продаж.


Жаловаться на высокие цены и выбивать из своего руководителя скидки клиентам – вот тот единственный навык, который прокачивают транзакционные продавцы. А еще им будет крайне тяжело продавать что-то на заказ, "ведь клиентам нужно в наличии". И таких продавцов 95%.


Сорок шесть. Именно столько продавцов участвовали в всероссийском конкурсе на лучшего продавца ювелирных украшений, проведенного в конце 2019 года Ювелирной академией IJA. За прослушиванием записей их диалогов с тайниками и изучением транскрибаций было проведено немало часов и даже дней. Несколько раз хотелось остановиться – слишком типичными в своем большинстве были диалоги. Но дал слово – держи, тем более что бриллиант оказался в числе последних работ, под номером 45. Сорок четыре продавца продавали из транзакционной парадигмы, а ведь в конкурсе участвовали очень уверенные в себе ювелирные компании.

Вот совершенно типичное начало диалога:

– Здравствуйте.

– Здравствуйте.

– У нас на золото сегодня скидка 40%. Вы что выбираете?

– Серьги.

– Золотые, да, нужны?

– Да.

– С камушком хотели бы или без?

– С камушком.

– С одним или дорожка?

– Лучше с одним.

– Какие-то может быть понравились?

– Ой у меня что-то прям глаза разбегаются .

– Вот есть если классика с одним камушком – 19790. Они будут 12 тысяч со скидкой.


На парадигму транзакционных продаж плохо инсталлируются инструменты увеличения суммы и длины чека – это как на Windows 3.1 пытаться установить современный пакет MS Office. Для того, чтобы легко предлагать более дорогие, а также сопутствующие товары, нужно обладать экспертным мышлением (см. таблицу), но среди продавцов оно встречается редко. А перепрограммировать транзакционное мышление на экспертное – долго, дорого и не факт, что получится.


И если в своей первой книге «Проактивные продажи» я продвигал мысль, что продавец – это профессия, в основе которой, как и любой другой, лежат технологии, то спустя годы, вынужден констатировать, что среди самих продавцов это крайне непопулярная точка зрения. За небольшим исключением они не воспринимают работу в продажах ни как постоянную, ни как профессию, поэтому не заинтересованы в наращивании профессионализма. Зато их интересуют сейлзхаки, которые упростят им работу. Что ж, не пытаемся перевоспитать, а работаем с тем, что есть.


Сеть розничных магазинов мебели, крупный чек, нужно внедрить экспертные продажи, с несколькими касаниями по разным каналам (мессенджеры, телефон, магазин). Скрипты написаны, продавцы обучены, разницу понимают, но часто сваливаются транзакционный метод, т.е. покупатель сам знает, что ему нужно – консультируем, называем цену, и все на этом.

Разборы переписок, звонков, продаж в магазине с обратной связью есть, но часто воз и ныне там. Спросили – мы дали цену. Выявления потребности дальше технических характеристик нет, перехвата инициативы, создания дополнительной ценности, отстройки от конкурентов, продвигающих закрытий и назначение сл. шага – 1 раз из 3. Такое чувство, что продавцы не могут/хотят переступить через себя и начать продавать по-новому.

Звать и показывать светлое будущее с высокими продажами дальше? Так идет туго. Ввести KPI и демотивировать за неприменение новой парадигмы? Так они её еще не освоили в полной мере… Чтобы вы сделали, коллеги?"

Виталий Кравчук, бизнес-тренер и консультант по продажам, Минск, Беларусь


Таблица «Сравнительный анализ транзакционных и экспертных продавцов»


Транзакционные продавцы

Базовые установки:

• Покупатель сам должен знать, что ему нужно

• Предлагать то, что не спрашивал покупатель, равносильно впариванию

• Покупатели ищут самую низкую цену

• Покупатели не готовы ждать

• Я не хочу ни за что отвечать

• Главное – чтобы покупатель купил, хоть что-нибудь (боится не продать)


Поведение:

• Продает товар (ищет ответ на вопрос «какой»)

• Работает в запросе покупателя

• Задает уточняющие вопросы (какой, сколько)

• За счет уточняющих вопросов сужает количество вариантов до одного (конвергент)

• Всю ответственность за выбор перекладывает на покупателя

• Подстраивается под покупателя, старается ему угодить

• Во время консультирования или отвечает на вопросы покупателя, или рассказывает о товаре все, что знает

• Взаимодействием управляет покупатель



Экспертные продавцы

Базовые установки:

• У покупателя есть потребность (проблема/ задача), но с выбором он еще окончательно не определился, даже если показывает на конкретную модель

• Если у меня есть более оптимальное решение, я обязательно его предложу клиенту

• Покупатели ищут оптимальное решение своей проблемы/задачи по оптимальной для себя цене

• Покупатели готовы ждать, если понимают ценность предложенного решения

• Я делю с клиентом ответственность за его выбор

• Главное – не сделать разовую продажу, а завоевать доверие и лояльность покупателя, в т.ч. за счет отказа от продажи, если это не решит проблему/задачу клиента или даст негативный эффект


Поведение:

• Продает решение (ищет ответ на вопрос «для чего»)

• Меняет запрос покупателя, предлагая неочевидные для него решения

• Задает исследующие вопросы (контекст, экспертные вопросы, ценовые ожидания, нематериальные потребности)

• Сначала расширяет количество возможных решений, а потом из них уже выбирает самые оптимальные (дивергенто-конвергент)

• Берет на себя, как минимум, 50% ответственности за выбор покупателя

• Ведет себя как эксперт, при необходимости старается переубедить покупателя. Готов отказаться от продажи

• Презентацию товара увязывает с задачами и проблемами клиента, которые нужно решить. Предлагает несколько вариантов и сравнивает их между собой

• Взаимодействием управляет продавец

Загрузка...