Глава 4. Развитие критериально-целевого мышления

Если у вас нет цели и критериев её достижения, то у вас нет направления! Введение в целевое мышление.

Этот блок книги целиком и полностью будет посвящен такой интересной теме, как развитие критериально-целевого мышления. Зачем это нужно? Помните, я ранее писал (в разделе о пресуппозициях), что в основном всё, чем мы мыслим – это «фреймы». Фреймы – это наши понятия и единицы мышления. Это своего образа рамки восприятия реальности. Так вот критерии, которыми мы оцениваем достижение своих целей и своей успешности являются тоже фреймами. Фреймами, которые при достижении цели становятся фактами. Фреймы могут быть лингвистические, а могут быть сенсорные. Лингвистические фреймы, это наши мнения, взгляды, которые формируют наше восприятие. Сенсорные фреймы – это чувственные критерии: внутренние образы, звуки и чувства. Получается, что мы мыслим в основном этими понятиями и одновременно образами, звуками и чувствами внутри нашего мышления. И от точности понятий, которые подкрепляются сенсорными образами, звуками и чувствами зависит наш успех в той или иной области. Поэтому мы тут и говорим о развитии именно мышления – критериально-целевого мышления. Но, обо всём по порядку.


И если мы измеряем свои цели фреймами, которые при достижении цели становятся фактами, то мы творцы своей реальности!

Человек рождается и у него уже на бессознательном уровне уже запрограммированы цели, которые он должен достичь, не то, чтобы это – дом, машина, и т. д., не про это. У человека с рождения есть потребности. Эти потребности есть цели по умолчанию, это цели-бессознательные программы, которые уже есть изначально и человек их должен обязательно получить. И если он их не получает, то образуются некоторая личностная дисфункция, дефекты характера, неудовлетворённость и т. д. Этими целями или же потребностями являются безопасность, принятие, любовь, забота, уважение, материальный достаток, потребность в том, чтобы вас обнимали (физическом контакте) и так далее. Например, если нет физического контакта, то у ребенка развивается определенные дисфункции. Это можно проверить на детях, которые, например воспитываются в детских домах, у них часто появляется эмоциональная сухость, жестокость, агрессия, или же наоборот, может проявиться позиция жертвы. Но что это означает, а то, что мозг не достиг желаемого в своё время.

Суть в том, что с рождения мы с вами запрограммированы уже на достижение целей. И, что самое интересное, в мозгу или в мышлении каждого человека существует определенный алгоритм достижения этих целей и этот алгоритм нам известен. Человек от рождения «достигатор», хочет он этого или нет. Так вот, если у человека не получаются какие-то вещи, абсолютно любые – то проблема заключается именно в этом алгоритме, т. е. там есть какой-то сбой. Этот алгоритм – модель стратегий разума и тела – ТОТЕ.

И еще один важный момент – почему критериально-целевое мышление? Потому что для того, чтобы достигать в жизни какие-то цели, нам нужны какие-то критерии, ибо они являются оценкой того, чего вы хотите достичь. Если же критериев достижения цели нет, то её практически невозможно достичь.

Важность критериев достижения цели.

Вот смотрите – у вас есть цели? Они записаны? Если нет, то значит целей нет! Условно говоря, они как бы есть, но они абстрактные, ибо человек не может всё одновременно удержать в голове. Записано – это уже критерии к самому процессу достижения. А к чему относится действие «запись» – как мы говорили, что вся успешность человека зависит от оперирования нашими репрезентативными системами: вижу, слышу, чувствую. «Записано» относится к кинестетической системе, то есть, если у вас цель не записана вы одну систему, один критерий не задействуете уже в процессе поставки цели. Для эффективного достижения цели нужны критерии, чтобы понять, когда цель будет достигнута. Достижение цели – это выход из цели, прекращение её достижения, потому что вы уже на финише. Как мы можем понять, что нам нужно выйти из цели? По критериям достижения, когда конкретные критерии достигнуты, тогда мы можем сказать, «да, мы достигли цель» и это будет выходом из неё. Но если таких критериев нет, то достижение может продлиться вечность. Это когда человек думает, что ещё недостаточно я знаю, умею, готов, способен и так далее. Пословица: «Прекратите продавать, когда у вас уже купили!» лучше всего иллюстрирует этот феномен.


Пример разбивки цели на конкретные критерии:

Цель «хочу больше зарабатывать»

Критерии:

1. 3000 евро.

2. Чистыми.

3. В месяц регулярно.

4. К 2022 году.

5. Занятость 5 часов в день.

6. Свой малый бизнес.

7. Бизнес в интернете.

И вот мы уже знаем, чего именно хотим. Значит всё то, что не будет соответствовать этому – не наше.

Люди «процесса» и «результата».

Есть два типа людей – люди процесса и люди результата (это тоже метапрограмма), чем отличаются эти два полюса метапрограммы? Дело в том, что у тех, кто достигает цели – те, кто находится на полюсе континуума «результат» – у них очень хорошо развито критериальное мышление. Те люди, у которых критериальное мышление не развито, не видят критериев и цели в будущем и поэтому утопают в процессе многочисленных мелких операций. Их называют «люди процесса». Это, конечно, не всегда так, но, например, часто руководители – это люди целей и результата (они могут дать критериальное задание), а подчиненные, это люди процесса. Человек может много делать и не получить результата, особенно это видно в продажах. Человек может сделать много действий, но конкретного результата, который можно четко измерить до цента, может не быть.

Часто встречающиеся минусы людей процесса и результата, которые могут мешать достижению целей:

1. Минус, который может быть у людей процесса – это застревание в процессе. Повышенное размышление, превалирующее над действиями. Паралич действий.

2. А минус, который может быть у человека результата – это не жить здесь и сейчас. Они живут будущими результатами. Сначала могут делать, а потом думать. Совершают много ошибок, за которые приходится платить.

Эти проблемы лечатся балансом, между чётким планированием целей и критериев и размеренными действиями к ним, с оглядкой на каждый сделанный шаг, чтобы дать себе обратную связь о том: верно ли ты идёшь, в ту ли сторону, с той ли скоростью, с теми ли людьми? И так далее.

Также критерии – это цели на микроуровне, критерии всегда являются целями на микроуровне, их еще можно разбить на некоторые уровни, это тоже будут и цели, и критерии еще на каком-то нано-уровне.

С сегодняшнего дня я бы хотел, чтобы вы задумывались о том, зачем вы делаете те или иные действия, и чем вообще можно измерить результат и эффективность этих действий. Допустим, в коммуникации то же самое – если я иду на какие-то переговоры я знаю, что вот этот отрезок коммуникации (например, установление раппорта) должен привести к такому-то результату (критерии: собеседник должен улыбнуться, открыться), этот – к этому, вот этот, к этому, и в целом я достигаю конкретной большой коммуникативной цели (например, доверие и расположенность собеседника ко мне), или не достигаю. Если не достигаю – то это является обратной связью (что я или не так что-то делаю, или критерии результата не были верными изначально), чтобы изменить шаги к цели, или изменить саму цель, потому что цель или её критерии могли быть неадекватны контексту, того, где я хотел получить её.


Цели можно и нужно менять, если они не верно сформулированы.

Изменение цели – это часто её переформулирование. Например, приходит женщина на консультацию, (самый частый случай) и говорит: «муж пьет, я хочу, чтобы он не пил». Желание хорошее, но у неё нет собственной цели. А есть цель для другого человека. Резонный вопрос – а чего хочет он? А может быть он-то хочет пить! Т. е. мы не можем ставить цель за другого человека, и если мы сталкиваемся с такими вещами, то здесь идет речь о переформулировании цели. Тоже самое, родители все время хотят за детей что-то. Если ребёнок чего-то хочет, то это согласовано с его метапрограммами, с его личностным профилем, ценностями и убеждениями, и если вы его тянете в другую сторону, то вы ломаете его личностный профиль. Цель в таких случаях переформулировать необходимо так: «что ты можешь сделать для того, чтобы он не пил, относился бы к тебе по-другому, вёл бы себя иначе и так далее?».


Успех в достижении цели зависит от верного определения стартового состояния относительно цели.

Человек успешен, если может почувствовать, понять критериально свое нынешнее состояние. Он понимает свое нынешнее состояние относительно цели, т. е. у него есть какая-то цель, и возникает вопрос «с чего ты стартуешь». Это адекватизация цели твоему индивидуальному контексту. Например, человек хочет намного больше зарабатывать, – 5000 евро в месяц, а его нынешнее состояние сейчас – это заработок 500 евро в месяц. И, например, у него нет, никаких серьезных способностей для того, чтобы получать больше, он не обладает языками, нет высшего образования или какого-то специального образования, он даже не знает способ, который принесёт ему больше денег (вот это и есть критерии, но со знаком «минус»). Это его нынешнее состояние относительно цели. Исходя из этого нынешнего состояния, достижение такой цели практически невозможно. Это значит, такая цель ни на чем не основывается, она беспочвенна и человек как-бы витает в облаках, а это чаще всего означает, что цель не достижима. Идея в том, что вы должны понимать свое нынешнее состояние относительно тех или иных целей только тогда вы сможете соизмерить количество шагов и необходимых ресурсов до этой цели и её реалистичность именно в вашем случае.

При успешном целепологании, чтобы достичь цели, человек должен сравнить критерии текущего состояния с критериями желаемого состояния. Он получит разницу, которая станет теми шагами, которые и приведут человека к его цели. Тогда мы приходим к тому, что в достижении своих целей и желаний должен быть анализ. Если мы чего-то в жизни не получаем, мы должны понять обратную связь. Дать себе обратную связь и/или получить её от людей. Например, если мы не достигаем какого-то психологического комфорта, обратную связь мы можем получить на консультациях от специалиста или, производя анализ, описанный выше.


Необходимо иметь критерии, на основании которых можно оценить различия нынешнего состояния и желаемого.

Чем пункт А, в котором я нахожусь, критериально отличается от пункта Б, в котором я хочу очутиться? И как это получить? Вот я, например, замерил какое-то количество шагов, создал план до цели. Тут вопрос – чтобы сделать эти шаги и достичь цель, достаточно ли мне моего внутреннего ресурса: убеждений, ценностей, мышления, способностей, в том виде, в котором они есть сейчас? Производя такую критериальную оценку текущего состояния, мы начинаем адекватно представлять себе свои возможности, как бы «заземляясь». Кто-то скажет: «да это ерунда, главное делать». Да, и это правда, но проблема этого подхода заключается в том, что вы сделаете много ошибок и набьете много шишек. Это – удел людей, ориентированных на действия, в основном, которые сначала делают, а потом думают. С таким подходом и мышлением человек больше совершает ошибок в жизни, больше времени, ресурсов может потратить, но иногда и больше достигает, потому что больше делает. Но чего ему это стоило??? Но, если сюда, к этим действиям, добавить вот этот вот «рацио» подход, про который мы говорим, то здесь будет намного больше КПД. Всё дело в балансе между думанием и деланием. У меня есть такая теория, что по мере того, как человек становится старше он меньше хочет двигаться, идея в том, что если вы к 40 годам не нажили «хороший мозг», хорошие способности, то вы будете пользоваться поговоркой «Волка ноги кормят». Вот если бы волка еще и голова кормила… Старого волка уже не ноги должны кормить, а голова.

А теперь, мы с вами переходим к модели достижения всех целей, в которой уложатся все те знания, о которых я писал выше.

Загрузка...