Пресуппозиции НЛП – это не философия, это системные принципы и каркас, на котором держится здание НЛП. Все люди живут в разного рода системах: социальной, глобальной (весь мир), природной. Система – это то, что подчиняется определенному ряду неписаных законов. Они неписанные, но они существуют. Например, всем известный закон: «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Это системный закон вселенной, который лишен какой-либо эзотерики, но он работает.
Если просто применить эти законы в жизни, то она сильно изменится. Существуют системные законы, где системе все равно, что о ней думают. Эти законы просто существуют! Если их соблюдать, то движение по жизни будет быстрее, а если не соблюдать, то медленнее. Выбор всегда остается за человеком, а они при этом просто будут: будет существовать океан, приливы и отливы. Желание, воля и вера личности на это не влияет.
Пресуппозиция (от англ. presuppose – предполагать) – НЛП пресуппозиция, это предположения, которые работают в коммуникации с миром. Дайте себе шанс – прочтите их вдумчиво, проверьте на работоспособность и тогда поверите, а это значит, они станут вашей зоной бессознательной компетентности, а это в свою очередь изменит ваше мышление.
Первая пресуппозиция – «Карта – не территория».
Самая главная пресуппозиция в нейролингвистическом программировании – «карта не территория». Это означает, что, смотря на мир глазами, слушая и чувствуя, мы создаем нейрокарты. Каждый из нас понимает, что есть пол: кто-то об этом рассказал, человек его потрогал и понял, что это пол. По нему можно походить и как бы почувствовать – так создается нейрокарта.
Буддисты и ученые исследователи мозга соглашаются в одном. Буддисты утверждают, что физического мира не существует. С некоторой точки зрения это похоже на правду: все что видит, чувствует человек, это электрический сигнал в головном мозге, в котором всегда темнота. Например, когда человек смотрит на что-то, то на самом деле это всего лишь какие-то фото- или свето-элементы, они попадают на сетчатку глаза, потом переходят на нервный уровень, превращаясь в электрический сигнал, который поступает в мозг, образуя картинку, или то, что нам кажется звуком, если он сталкивается со звуковыми волнами вместо световых. Электрические сигналы – это свидетельство того, что человек не может соприкоснуться с миром и с его объективной действительностью. Между нами и объективной действительностью пропасть. Поэтому говорится – «карта не территория».
В более практическом применении можно по-другому объяснить эту пресуппозицию – наши убеждения о мире – это не есть сам мир. Эта пресуппозиция учит быть неуверенными, в хорошем смысле. Потому что, уверенный на 100 % человек не способен получить новые сведения об объекте или предмете, с которым взаимодействует. В результате его мышление окукливается, высыхает, затвердевает и превращается в камень. Поэтому важно научиться сомневаться и переспрашивать себя. Все люди пребывают в одной объективной действительности и есть 7 млрд. субъективных реальностей, т. е. 7 млрд. индивидуальных карт. Поэтому принято говорить, что карта – это не территория. Территория это и есть объективная действительность. Человек ходит по территории и составляет её нейролингвистические карты. Существуют нейролингвистические карты взаимоотношений, нейролингвистические карты вождения автомобиля и т. д. Все это просто нейролингвистические карты. Но всегда есть место для сомнения, есть что-то, что может быть по-другому. Эта пресуппозиция предполагает, большое количество вопросов, а не утверждений – «я знаю этот мир». Часто говорить миру – «я знаю», означает отмахиваться от него.
В результате происходят страшные вещи: человек перестает удивляться, а когда он перестает удивляться, начинает грустить. Когда начинает грустить – впадает в депрессию. Важно научиться удивляться, вне зависимости от возраста и осознания того насколько хорошо мы знакомы с этим миром.
Сколько ни живешь – все время что-то новое. Даже в прочитанной 20 раз книге или пересмотренном фильме каждый раз находится что-то новое.
Как это применяется в коммуникации с людьми?
– Послушай, я знаю, что ты хотел сделать так-то и так-то… Этой фразой человек как бы вставляет свою карту реальности в голову собеседника. В коммуникации человек не может думать за другого, и тем более чувствовать. Даже если кто-то говорит, что он вам сопереживает, что он испытывает аналогичные чувства что и у вас, это не так. А все потому, что он не может испытывать точно такие же чувства. Это даже невозможно проверить: во-первых, «карта не территория», а во-вторых, психологи и исследователи мозга доказали, что люди испытывают физическую боль по-разному. Разница зависит от того, как человек относится к боли психологически, как к явлению. И также переживание боли может быть обусловлено генетически. Это и будет его собственной картой. Поэтому, когда человек говорит, что знает, что чувствуют окружающие, он лукавит. Важно сразу избавиться от этих мыслей, особенно в отношениях. Когда вы долго живёте с человеком вместе, то можно поймать себя на том, что вы как бы знаете, что у вашего партнёра внутри, в голове или в чувствах. Это опасная ловушка – человек, не обладающий паранормальными способностями, не может читать мысли и знать, что чувствует другой человек. Но мы же можем предугадать реакцию? А не попадаете ли вы в самореализующееся пророчество?
Возможно. Почему? Потому что, если мы ждем от человека определенного поведения, то наше тело, поведение и мышление становятся некоторым условием для производства этого поведения у другого человека.
Это происходит через то, что собеседник видит наши невербальные сигналы. Следует быть осторожными с этими ожиданиями.
Человечество никогда не сможет постичь этот мир на 100 %, даже если приложит много стараний. Некоторые вещи можно предположить, якобы предвидеть, но все же нельзя забывать о первой пресуппозиции. НЛП, как любая наука, крайне сенсорна. Нельзя пройти и изучить то, что невозможно увидеть, услышать или почувствовать. Все остальное, это чтение мыслей и карт, вставление собственной карты и т. д.
Есть такой термин, как кристаллизация разума, очищение разума, это означает максимально пребывать в моменте здесь и сейчас, а не витать в облаках теорий, которые просто являются картами. Это напоминает синдром ипохондрика. Когда он хочет внедрить себе какое-то заболевание, то достаточно посмотреть картинку как это развивается, начинать ощупывать, например горло. В конечном итоге можно найти опухоль – достаточно просто регулярно трогать это место и переживать.
Некоторые специалисты утверждают, что пресуппозиция «карта не территория» в НЛП противоречит сама себе. НЛП – это мета карта, которая помогает выйти за пределы привычной карты. Она начинается с «карта не территория» и такого понятия, как мультикартежность. Только при мультикартежности человек может в большей степени использовать пресуппозицию «карта не территория». Мультикартежность – это знание множества разных карт, которые можно сравнить между собой. Когда у нас всего одна карта и её не с чем сравнить, мы становимся фанатиком. Фанатик – это человек с одной превалирующей картой. Чтобы выйти из фанатизма требуется познать множество разных карт, и в этом помогает пресуппозиция «карта не территория». Например, можно ознакомиться с разными религиями и духовными течениями, чтобы понимать, с чем сравнивать и выбрать себе своего Бога или синтезировать своё собственное понимание своей Высшей силы. Проблема однокартежности рождает фанатизм и догматичность, а это своего рода ограничение.
Вопрос: человек уже рождается с готовой картой, которая потом модифицируется?
Человек, с точки зрения сознания, рождается «белым листом», но на его подсознательном уровне записаны генетические сведения о потребностях. Абрахам Маслоу наиболее доступно раскрыл тему потребностей человека в своей книге «Мотивация и личность». Существуют физиологические потребности в еде, сексуальном удовлетворении, получения тепла и др. Это условия, которые необходимы человеку для жизни. Когда удовлетворяются первые потребности, актуализуются психологические потребности в принятии, любви и, в самом конце, самоактуализации. Новая потребность открывается только тогда, когда предыдущая полностью удовлетворяется. Только в этом случае можно перейти на новый уровень развития. Механизм, по которому работают потребности и сами потребности, это генетическая карта. А вот черты нашей личности, наши способности и стратегии мышления предназначены для реализации этих потребностей, это карта, которой мы учимся в течение жизни. Она приобретённая. Первую не изменить, а вторую можно.
Вторая пресуппозиция – «Значение зависит от контекста».
«Значение зависит от контекста», это говорит о том, что значение каждого поведения, мысли, слова, будет зависеть от ситуации, в которой это поведение, слово или мысль проявлены. Каждый человек иногда задумывается о своих недостатках. Но эти же недостатки могут быть полезны в других контекстах. Например, человек испытывает проблемы со вспышками гнева. Он не может с ними справиться. Но ведь, в ситуации, где ему нужно защищаться, это то, что надо. Значение зависит от контекста – поэтому в каждой ситуации есть что-то «плохое» и «хорошее».
Когда меняются контексты – меняется значение. Но идея в том, что это ни хорошо, и ни плохо. Если человек начинает оценивать ситуацию, как что-то хорошее, он испытывает радость. Если, как что-то плохое – разочарование, досаду и т. д. Слепая оценка и слепая вера в неё – самый главный враг человека. Лучше заменить ее на выражение «значение зависит от контекста» и вспомнить, что «карта не территория».
Существует технология – трансформация при помощи пресуппозиций. Это когда человек рассказывает о своей проблеме, например, в области коммуникации и взаимоотношений:
а) с одним человеком;
б) с целым миром;
в) социальным слоем или с чем-то еще.
В этом случае я, как специалист, прошу рассказать контекст проблемы, создаю вопросы и опрашиваю его по нескольким пресуппозициям. Мы вместе пропускаем его мысли, чувства и поведение через призму этих пресуппозиций. И отношение человека к предмету изменяется. Мир невозможно полностью перестроить под себя, но можно изменить к нему отношение. Для чего это нужно? Для того чтобы позаботиться о себе и наладить отношения с окружающим миром.
Третья пресуппозиция – «Разум и тело неизбежно влияют друг на друга».
Разум и тело – это части единой системы, где тело связано через биохимию и чувства с психикой.
Есть такое упражнение – предложите себе испытывать радость в своем теле. Посмотрите в пол и попробуйте почувствовать радость. Или расправьте плечи, поднимите брови и попробуйте почувствовать грусть. У вас не получится – тело не даст войти в эти состояния, когда они противоположны телу. У каждого чувства и состояния есть свое тело. Т. е. любое состояние, любое чувство живет в своей определенной скульптуре тела. Эта же пресуппозиция объясняет феномен психосоматических заболеваний. Пример: человек воспринимает какую-то ситуацию чрезмерно эмоционально. Испытывает страх и гнев одновременно. Что такое страх и гнев? Это эмоции. Эмоция – это биохимический процесс, где страх, это гормон норадреналин, а гнев – это гормон тестостерон. И эти два гормона в обилии сильно сужают сосуды и заставляют сердце биться сильнее. Таким образом, если человек повторяет такой паттерн много раз, он возводит его в черту характера «вспыльчивость». И вот эта «вспыльчивость» может быть причиной гипертонии в будущем.
Приведем пример того, как ещё сознание может быть связано с телом: когда человек теряет одну из конечностей, он может испытывать «фантомные боли» – болит у него то, чего уже нет. У каждого человека есть некоторая карта-генетический код, где содержатся представления о том, каким должно быть наше тело, и на психологическом уровне оно воспринимается именно таким. Более того, часто у неподготовленного человека меняется отношение к своей личности, его становится как бы физически меньше, а значит, уменьшается и уровень личности. Этот феномен – результат обусловленности нашей личности телом и наоборот, которая с одной стороны генетическая, а с другой научение в течение жизни.
Четвёртая пресуппозиция – «Индивидуальные навыки – это результат совершенствования своих внутренних каналов восприятия».
Любой навык, это использование в мгновенной последовательности внутренних образов, звуков и чувств, из которых состоит мышление, а значит и навыки. Например, звук можно склеить с каким-то образом, образ склеить с чувством, по типу условного рефлекса и все это превратиться в некоторую когнитивную стратегию, или навык. Если вы обратите внимание, то ваш мозг уже это делает.
Пример: были ли вы недавно, в какой-то замечательной стране, в которой тепло и весело? А можете визуально вспомнить этот образ? Когда вы смотрите на этот образ, что вы чувствуете? Для этого необходимо взять два разных канала. Чувство в теле и образ, который мы видим в ментальном пространстве. Образ и чувства связаны между собой по типу условного рефлекса, вы себя так запрограммировали, встроив программу воспоминания. То есть, микропрограмму образа, связанного с чувством. Если в этот момент попросить вспомнить звуки, то их бы получилось услышать в соответствии с этими образами. Это и есть репрезентативные системы (каналы восприятия, о которых мы говорили выше), из которых создаются навыки. Это и есть микронавык – образ, связанный с чувством. Например, одно Па в танце, это один шаг, а танец состоит из десятков таких Па – целой стратегии, состоящей из стратегий поменьше.
Пятая пресуппозиция – «Любое поведение основано на позитивном намерении».
Чтобы человек не делал, его намерения и поведение в основе и глубине будут позитивными. Вы спросите, а как же самоубийца, или маньяк-насильник? В глубине намерений (на более высоком уровне) самоубийца хочет покоя. Если разобраться, то у человека есть потребности, которые являются глубинными намерениями и находятся на бессознательном уровне. И вот на этом глубинном уровне человеческое существо (его сущность) позитивно. Например, сексуальная потребность, это хорошо или плохо? Это хорошо – сексуальная потребность позитивна и приятна, но не всегда может подходить способ её реализации. Сексуальный маньяк получается в глубине тоже хочет хорошего, но способ удовлетворения (поведение) не приемлемо. Поэтому, на поверхности нам кажется, что он хочет плохого. Намерения – это уровень ценностей, а способ их реализации, это поведение. Все это разные нейрологические уровни. Мы не можем трансформировать нутро человека, его потребности, или глубинные намерения, в которых он позитивен, или в которых позитивна его сущность. Что мы можем трансформировать? Только способ реализации намерения, который и будет изменением-трансформацией.
У любого человеческого недостатка есть своя позитивная выгода. Допустим, человек боится. Но на более глубинном уровне человек просто хочет покоя. Когда он боится, на поверхности психики это выглядит как страх, а глубоко, внутри намерений он хочет покоя.
Шестая пресуппозиция – «Мы оцениваем поведение и изменения в терминах экологии и контекста».
Что означает эта пресуппозиция? Не каждое изменение будет позитивным в вашем окружении, а позже для вас внутри. Даже то, которое кажется позитивным, может таковым не оказаться, в зависимости от контекста. Например, человек произносит: «я хочу достичь определенной цели в жизни, стать, например, миллионером. При этом он полностью уходит в работу и забывает про семью. Любое изменение будет полезно только в своем контексте. Мы это называем экология. Экология – это проверяемость, чтобы изменения, которые мы производим, не помешали в другой сфере жизни или реализации других наших потребностей.
Седьмая пресуппозиция – «Даже когда мы молчим, мы общаемся».
Общение может возникать даже без слов. Например, коммуникация с помощью тела. Способ коммуникации влияет на восприятие этой коммуникации. То, как мы говорим, важнее того, что мы говорим. Интонация, жесты и телесное сопровождение речи в целом называется в НЛП «метасообщением». Любые послания всегда идут на двух уровнях – дигиталь- ном (словесно-мыслительном) и невербальном (телесном). Дигитальный уровень – это слова, невербальный – это тело, жестикуляция, тембр, который может придавать моменту эпичности. Я считаю, что необходимо обращать внимание на то, как человек говорит на 80 %, а на то, что он говорит на 20 %. Мы слушаем собеседника и сравниваем эти 80 % и 20 % между собой, и мы получаем истинный смысл сообщения в целом.
Восьмая пресуппозиция – «Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает».
Например, если человеку сказать комплимент, от которого он обидится, то результатом комплимента (коммуникации) станет обида, а не то, что ожидалось получить. Придерживаясь данной пресуппозиции придется принимать ответственность за все свои сообщения в мир. Что мы отдаем миру, то и получаем. Что мы думаем об этом мире, то он вам и отдает. Наша задача видеть, слышать и чувствовать обратную связь в виде результатов коммуникации, а не ожидать, когда ваши желания принесут вам разочарование.
Девятая пресуппозиция – «Человек задающий фрейм коммуникации контролирует ее».
Фрейм – это психологическая рамка восприятия. Известны временные фреймы, количественные и пространственные. Пример временных фреймов: «ребята, у нас до обеда осталось 20 минут, а у нас еще уйма материала. Давайте сейчас соберемся и хорошенько поработаем». Этот фрейм 20 минут говорит о том, что надо поспешить, осталось мало времени. Это психологическое восприятие времени, когда в единицу времени можно проделать большое количество дел, а можно сказать: «у нас времени еще вагон и спешить некуда – пусть все идет своим ходом», это совершенно другой фрейм, предполагающий размеренные действия. Какой фрейм вы зададите, так и будут развиваться события внутри этого фрейма.
Количественный фрейм – это когда добавляется или уменьшается количество людей или объектов в произносимом вербально фрейме. Человек говорит: «только у меня такое горе случилось». Мы говорим: «да, ты развелся или расстался, но миллионы людей так живут – сначала расстаются, а потом заново влюбляются». Это пример задавания количественного, расширенного фрейма с предпосылкой на надежду.
Бывают невербальные фреймы. Невербальные фреймы задаются телесно, не через то, что мы говорим, а через то, что делаем. Например, человек приходит на консультацию, стучится и спрашивает из-за двери: «можно?». Я это слышу, стою около стола и не отвечаю полминуты. Потом просто открываю дверь. Люди отвечают обычно, а тут нет. Таким образом, создается некоторое напряжение. Это и есть невербальный фрейм, который вы задаёте – вы уже начинаете воздействовать, чтобы к вам изменилось отношение. Если рассуждать про долгосрочное воздействие, когда встречаться с человеком придется долго, то можно изменить его отношение к вам (если это необходимо для цели) своими невербальными посланиями – фреймами, но при этом важно быть последовательным и постоянным.
Что происходит дальше с нашим клиентом? Он заходит в кабинет, выжидает паузу и начинает думать, что делать. Он озирается по сторонам, ищет куда повесить куртку. Мы молча указываем направление. Дальше он думает, куда сесть – мы ему показываем. В результате две невербальные команды человек уже выполнил. Затем он спрашивает с чего начать разговор и здесь мы даем ему третью, но уже вербальную команду, четвертую и пятую. И он их тоже выполняет, потому что формируется более общий фрейм – фрейм подчинения или послушания (вспомните, как вы ведёте себя у врача). Он это делает, потому что это необходимо для его выздоровления и исцеления. Я знаю, что я делаю в каждый момент времени, и знаю, к чему это приведет – вот ваш новый девиз! Если рассматривать какие-то управленческие вещи в компании, бизнесе, то само управление происходит именно так – задавание фреймов. Кроме этого, в компаниях добавляются административные фреймы – иерархия, структура компании и так далее. Человек попадает в структуру компании и думает: «мне нужно совершить ещё миллион действий, чтобы подняться на одну ступеньку выше». Он в игре. В этом случае он попал во фрейм, а фрейм предполагает правила игры. Если вы умеете создавать коридоры и лабиринты из фреймов, которые ведут к нужному результату, то вы контролируете коммуникацию и управляете ситуацией, а не ситуация управляет вами. В результате мы начинаем писать фрейм-сценарии для себя и людей.
Ещё пример вербального фрейминга, вам кто-то звонит для записи на консультацию: «когда у вас есть время на консультацию?». Вы отвечаете: «у меня вообще много времени, любое время подходит». И ваша значимость падает. Или такой пример, вам позвонили, желая записаться на консультацию, а вы спрашиваете в ответ: «вы можете перезвонить через неделю, у меня все занято». Это создаст фрейм дефицита.
Это и есть фреймы воздействия, которые вы задаете. Если вы их не осознаете и не контролируете, значит кто-то контролирует вас, независимо от вашего желания. Коммуникация, это постоянная борьба фреймов. Поэтому, «человек задающий фрейм коммуникации контролирует ее».
Десятая пресуппозиция – «Не бывает поражения, есть только обратная связь».
Любая «неудача»– это информация о том, как не нужно делать для достижения результата. Любая «удача» – это сигнал о том, что вы двигаетесь в правильном направлении. Деньги – это обратная связь. Количество денег у человека в кошельке или на счетах – это обратная связь от мира. Это отражение того, как он с ним взаимодействует, приносит ли он пользу миру, как настроен к своей деятельности и так далее. Поэтому коммуникацию мы рассматриваем в более широком контексте, нежели общение один на один. Не бывает поражения, есть только обратная связь. Если у вас что-то не получается, попробуйте сделать это по-другому. Но обратная связь появится только тогда, когда вы проанализируете полученную информацию от предыдущих действий, исправите ошибки и начнете делать что-то иначе. Просто признать ошибку и ничего не делать недостаточно! Ошибка – это то, когда вы не достигли результата и не сделали анализ для исправления ситуации. А если сделали наоборот – это не ошибка, а обратная связь на ваши действия в виде какой-то сенсорной информации, которую обычно люди привыкли называть «удача» или «неудача». Опыт – это не то, что мы делаем, а то, что мы делаем с тем, что мы уже сделали.
Одиннадцатая пресуппозиция – «Любая коммуникация самореферентна».
Все, что вы говорите другому человеку – вы говорите о себе. Например, человек говорит: «так нельзя поступать, что ты делаешь?!» Таким образом, он сообщает, что он так не поступает и что у него другие ценности. Человек всегда говорит о себе, это зависит от того, насколько хорошо вы видите и слышите. Любая коммуникация самореферентна. Человек создал компьютер по своему образу и подобию. Монитор, это сознание, жесткий диск – бессознательное, динамики – уши и микрофон. Вопрос лишь в том, мы это видим или не видим. Есть такое понятие, как петля коммуникации – что мы посылаем, то и получаем. Если вы посылаете закрытость, вы получаете закрытость – это принцип «самореализующихся пророчеств».
Пример: идем мы с приятелем на совещание, и он мне говорит: «слушай, там будет такой, очень критично настроенный человек – кремень-камень». Я отвечаю: «опиши, как он выглядит». Приятель упоминает про белые волосы. Я захожу в кабинет и начинаю искать человека с белыми волосам, нахожу и смотрю с подозрением. Он замечает моё подозрение и что он делает? Напрягается в ответ! И тут я произношу про себя: «ну мне же говорили!». Это самореализующееся пророчество. Они работают всегда, и мы чаще всего живем в ловушках самореализующихся пророчеств. Уметь их отслеживать, прерывать и устанавливать верные фреймы – большое искусство.
Двенадцатая пресуппозиция – «У людей уже есть всё необходимое для достижения успеха».
Люди уже обладают всеми необходимыми ресурсами для достижения целей, внутренними ресурсами – не внешними, а внутренними. Эта пресуппозиция помогает обрести веру в людей. Все внутренние ресурсы – потенциал для достижения успеха у людей уже есть. НЛП не даёт ничего нового – оно лишь наводит небольшой системный порядок в мышлении. Тут ещё можно добавить – с людьми и их психикой всё в порядке!
Тринадцатая пресуппозиция – «Вселенная дружественна и полна ресурсов».
Вселенная – это то, что находится за пределами кожи человека. Она позитивна, дружественна и полна ресурсов. Не зря говорят – деньги делаются из воздуха! Это правда! Деньги делаются только из воздуха. Всё зависит лишь от вашей веры или отношения к миру, которая создаёт петлю или дефицита, или изобилия.
Четырнадцатая пресуппозиция – «Люди способны научиться чему-либо с одной попытки».
Например, человек получает фобию, и она остается с ним на всю жизнь. И все это он получил с одной попытки! Точно также, с одной попытки, можно научиться паническим атакам, и испытывать восторг и радость по поводу незначительных ситуаций жизни. Но есть вещи, которым люди обучаются только с нескольких попыток. Это помогает им сформировать сложный когнитивный навык, который формируется за счет обилия повторений и обратной связи. Когда вы долгое время учитесь какому-то сложному когнитивному навыку, вы должны применять пресуппозицию – «не бывает ошибок, есть только обратная связь». Она будет давать силы каждый раз, когда у вас не будет получаться и вы захотите бросить начатое. И всё же, помня то, что вы можете научиться, чему-либо с одной попытки может помочь вам также быстро разучиться чему-либо негативному.
Пятнадцатая пресуппозиция – «Любая коммуникация должна расширять выбор».
Если вы коммуницируете с людьми, расширяйте их выбор, а не сужайте. Расширять выбор можно, задавая открытые вопросы. Сужать закрытыми— это злонамеренная манипуляция. Иногда можно сузить выбор для достижения больших результатов – отделаться малой кровью. Как в шахматах, когда вы теряете одну фигуру, чтобы выиграть партию, три фигуры, пол поля. Вы можете их потерять, но партию выиграть. В этом случае вы сужаете, а потом расширяете. Сужение для последующего расширения. Смысл его в том, чтобы достичь большего, нужно на чем-то сфокусироваться и тогда оно начнет расширяться. Когда человек приходит на бизнес-консалтинг и говорит, что он занимается всем и хочет делать в маркетинге все, он ошибается. В маркетинге невозможно делать все! Чтобы приобрести известность, профессионализм и доказать, что ты эксперт, необходимо резко сузиться до какой-то ниши. И только после этого появится много клиентов, так как человек понимает, что сразу во всём специалистом быть сложно. И когда они придут, следует им сообщить о том, что вы еще можете делать что-то другое, оказывать другие услуги. Но при этом, на рынке специалист позиционируется, как «я только этим занимаюсь». Это и есть принцип сужения, направленный на дальнейшее расширение.
Шестнадцатая пресуппозиция – «Совершая какой-либо поступок, люди выбирают наилучший способ поведения, или мышления, который был у них на тот момент, когда поведение было совершенно».
Если вы начнете винить своих родителей за то, что они воспитали вас как-то не так – это бесполезное занятие. Если бы они могли по-другому, они бы это сделали. Ибо любое поведение основано на позитивном намерении. Вы возразите: «ну как же, были же возможности?». Но дело в том, что человек не видел этих возможностей, не видел обратной связи на тот момент. Многое человек не делает или делает, что-то не так из-за неосознанности.
Семнадцатая пресуппозиция – «Сопротивление указывает на отсутствие раппорта».
Мы часто воспринимаем «обиду» или «сопротивление» как проблему, неудачу, сложность и сдаемся. Мы просто порываем отношения с данным человеком. Мы раз-говариваем с человеком один раз, ощущаем с его стороны сопротивление и никогда больше не возвращаемся к этому диалогу; так мы теряем то удовольствие и те преимущества, которые могли бы получить от общения с этим человеком.
Почему это происходит? Помимо того, что мы используем данный случай как спусковой крючок «плохого настроения», у нас просто отсутствуют навыки, необходимые для работы с сопротивлением и для его преодоления. Рассмотрим значение описываемой пресуппозиции. Она перекладывает ответственность на нас. Убежденность в правильности данной пресуппозиции позволяет нам заново установить раппорт даже с ворчливыми, раздражительными, несчастными и расстроенными людьми. Это убеждение также дает нам возможность, столкнувшись с гневом и сарказмом, продолжить коммуникацию, не принимая их на свой счет. Это помогает присоединиться к внутренней реальности другого человека посредством «слов, согласующихся с его внутренней моделью мира».
НЛП учит нас тому, как мы можем преодолеть сопротивление. Мы можем преодолеть его даже при работе с разгневанными людьми. Очевидно, что установление и поддержание раппорта играет важнейшую роль в коммуникации и психотерапии.
Раппорт приводит нас в состояние, более гармонирующее с состоянием другого человека. Когда два человека имеют одинаковые взгляды на что-то, они входят в состояние раппорта. Сопротивление со стороны другого человека сигнализирует нам о том, что мы потеряли раппорт. Раппорт – это глубинное бессознательное доверие. О нём вы узнаете подробно ниже.
Как можно практически применять пресуппозиции?
Заметки о деталях, которые делают НЛП рабочим инструментом.
Если вы имеете какую-то проблему, например, с коммуникацией, выбираете какую-то пресуппозицию и говорите: «у меня проблема, люди меня не понимают». После этого применяете к этой проблеме пресуппозицию «карта не территория» или «смысл коммуникации в реакции, которую он вызывает». Что это означает и что с этим можно сделать? Если я говорю, что меня не понимают и применяю эти пресуппозиции к своему проблемному запросу, то я их (пресуппозиции) должен выразить в трансформационном действии и изменить что-то. Я беру ответственность за то, что меня не понимают. Значит, я не так доношу информацию. Если я согласен с этим, то потом думаю, а что я делаю, что меня не понимают. Все меняется только тогда, когда вы это увидите и начнете менять свое тело и речь.
Родители на консультациях говорят: «я им/ему говорила уже 200 раз». Если родитель 200 раз говорит ребенку и тот не делает по-другому, что это означает? Это означает, что нужно менять форму донесения информации, а не то, что 231 раз поможет! Смысл говорить столько раз, если сообщения не доходят таким способом. Например, вы посылаете посылку почтой в Индию, а хотите, чтобы она пришла в Америку и думаете, что же она не проходит, эта уже 25 посылка?!.. «Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает». Тогда мы смотрим, что можно изменить, чтобы нас поняли и посылка дошла бы. Видимо, нужен другой канал доставки.
Кто-то говорит, «он меня не уважает/она меня не уважает». Примените: «Смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает».
Есть такая замечательная дисциплина или ответвление психологии – виктимология. Она изучает поведение жертв и насильников. Проводились исследования, где насильнику показывали простую видеозапись: люди выходят из метро, большой поток людей. После этого ему был задан вопрос: на кого бы он напал? Насильник указывал на конкретных людей. Другому насильнику показывают эту же запись, и он выбирает этих же людей. Это означает, что жертва ведет себя, как жертва, пахнет как жертва, говорит, как жертва и показывает какое-то невербальное общение, как жертва. Поэтому «смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает». Это значит, что только вы отвечаете за результат коммуникации, а не кто-то другой. Бизнес не получается, маленький заработок, есть какие-то действия и какое-то бездействие, которые вы делаете, чтобы это иметь. Это пресуппозиция – «смысл коммуникации заключается в реакции, которую она вызывает» и вашем поведении. Давайте себе обратную связь через призму пресуппозиций, на каждое своё действие и вы изменитесь. Так работают пресуппозиции на практике.
Хотите добиться большего в жизни и хотите, чтобы вас уважали, тогда начните уже брать ответственность за то, что вы делаете, говорите и чувствуете. И помогут вам в этом наши пресуппозиции!
Задания на внедрение пресуппозиций:
Задание № 1 Нужно перечитать и попытаться пересказать их знакомым и друзьям. Делать это нужно своими словами, так как вы это понимаете. Например, «карта не территория» – расскажите своими словами, как это рассказывают те, кто хорошо знаком с НЛП.
Задание № 2 Это задание на 1 месяц. Напишите 17 карточек. На каждой одна пресуппозиция. Понедельник – день «карта не территория». Носите эту карту с собой, помните про нее, подумайте, как можете применить ее сегодня. За один день нужно 3 или 4 раза применить эту карточку. Это значит, что нужно подумать о каких-то предметах, объектах, отношениях и поймать себя на мысли, так ли вы это спрашиваете, а действительно ли вы думаете, что это верно и так далее.