Примечания

1

Ергин Д. Добыча: всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: Альпина Паблишер, 2011.

2

Подробнее об этом на с. 210. – Прим. науч. ред.

3

WTI spot prices, EIA data.

4

Mabro, Oil in the 21st Century, 4.

5

Guo and Kliesen, “Oil Price Volatility.”

6

Tordo, Tracy, and Arfaa, “National Oil Companies and Value Creation.”

7

Организация, запрещенная в РФ. – Прим. науч. ред.

8

Доклад для Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC), 26.02.2015. http://www.cftc.gov/idc/groups/public/@newsroom/documents/generic/eemac022615_sieminski.pdf. Адам Симински, глава Управления по энергетической информации, говорил о высокой вероятности того, что в Венесуэле может произойти перерыв в поставках нефти, сопоставимый по своим масштабам с забастовкой государственной нефтяной компании в 2002–2003 гг. Об этом он предупреждал на международном энергетическом форуме 16 февраля 2016 г. Цитируется с разрешения А. Симински.

9

За последние 22 года в большинстве стран уменьшилось удельное энергопотребление. В Китае, России и Индии это сокращение проявилось в большей степени, чем в США, Евросоюзе и Японии. Снижение удельного потребления энергии объясняется целым рядом причин: рост ВВП обгоняет спрос на энергию, в экономике постоянно увеличивается доля сектора услуг, разрабатываются программы по эффективности потребления энергии и т. д.» (IEA, “Energy Snapshot of the Week”). «В период с 1950 по 2011 г. потребление энергии в США снизилось на 58 % на 1 доллар ВВП (в сопоставимых ценах). Вплоть до 1970-х гг. удельное потребление энергии сокращалось относительно медленно, менее 1 % в год» (EIA, “Today in Energy”).

10

Smil, “Moore’s Curse.”

11

Величина «эффекта рикошета» остается предметом споров (Chan and Gillingham, “Microeconomic Theory of the Rebound Effect”).

12

IEA, World Energy Outlook 2015, Table 3.3.

13

IEA, World Energy Outlook 2011, Table 3.3.

14

Smil, “Moore’s Curse and the Great Energy Delusion.”

15

Carrington, “Fossil Fuel Industry Must ‘Implode.”

16

Harvey, “World’s Climate Pledges Not Yet Enough”; McKibben, “Falling Short on Climate in Paris.”

17

IEA, “Global Energy Outlook”.

18

Bradley, Oil, Gas, and Government, vol. II, 1289–1290.

19

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 33–60. Более подробно о раннем этапе развития нефтяной промышленности вдоль Ойл-Крик см.: McElwee, Oil Creek.

20

Nevins, Rockefeller, vol. I, 156–57. Первым человеком, который стал использовать дистилляцию нефти для коммерческих целей, был Самуэль М. Крик. В конце 1840-х гг. он открыл свою лавку, где продавал «каменноугольное масло», которое можно было использовать в лампах, изготовленных по его чертежам. Сначала он обосновался в Питтсбурге, но затем городские власти, опасаясь пожара, потребовали, чтобы он перенес свою лавку за город.

21

Ibid., 153.

22

Nevins, Rockefeller, vol. I, 159–160.

23

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 72.

24

Ibid., 72–74.

25

Kuhn, “Ancient Chinese Drilling.”

26

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 14–17.

27

Ibid., 74.

28

Nevins, Rockefeller, vol. I, 162.

29

Приводится по: Nevins, Rockefeller, vol. I, 147.

30

Nevins, Rockefeller, vol. I, 162.

31

Ibid., 166–68. Спекулянты наживались на том, что сдавали в аренду буровые вышки. Для финансирования лизинга создавались акционерные компании, заключавшие контракты, которые стали предшественниками современных фьючерсных контрактов на нефть (Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 121–27).

32

Впервые сильнейший взрыв, сопровождаемый пожаром, в результате которого погибли более двадцати бурильщиков и зевак, произошел на нефтяной скважине в Рузвилле, штат Пенсильвания. Пожар не могли потушить три дня (Derrick’s, vol. I, 21). Наиболее серьезный риск, которому подвергались первые нефтяники, был взрыв торпед. Торпеды взрывали, чтобы удалить воскообразный парафин, застрявший в отверстиях ствола скважины и на дне. Очищение от парафина с помощью взрыва оказалось эффективным средством для стимулирования выхода нефти. На пальму первенства в использовании взрывных торпед претендовал офицер армии Конфедерации, участвовавший в 1862 г. в сражении при Фредериксберге. Тогда он видел, как в результате пушечной канонады очистилась вода в канале (Bradley, Oil, Gas, and Government, vol. I, 585). Американский историк и биограф Рокфеллера Аллан Невинс описывал это следующим образом: «Цилиндрические трубки заполнялись нитроглицерином и затем осторожно опускались в трудные для бурения или частично истощенные скважины. После этого на них сбрасывали чугунную гирю. В результате скальные породы на дне скважины раскалывались и нередко этот пролом освобождал путь для фонтана нефти и газа. „Взрыватель“ разъезжал по [нефтяным] районам в повозке, в которой находились трубки и емкости с нитроглицерином. Он долгое время был местной знаменитостью, и его старались обходить за версту. Бывало, при резком толчке его повозки или если он случайно задевал свой груз, происходил мощный взрыв. Тогда и он сам, и его лошадь, и повозка – все исчезало в ослепительном пламени. Только по поднимающемуся в небо столбу дыма и по зияющей яме в земле можно было понять, что случилось» (Nevins, Rockefeller, vol. I, 201).

33

См.: Williamson and Daum, American Petroleum Industry, Appendix E.

34

Pettengill, Hot Oil, 72.

35

Bradley, Oil, Gas, and Government, vol. I, 67.

36

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 161.

37

До 1872 г. объем бочки для нефти (barrel) составлял от 40 до 50 галлонов. Затем стандартным стал объем в 42 галлона. Этот стандарт используется и в наше время (Derrick’s, vol. I, 704).

38

Derrick’s, vol. I, 7.

39

Ibid., 711.

40

Hamilton, “Historical Oil Shocks,” 3–45; Nevins, Rockefeller, vol. I, 181.

41

Chernow, Titan, 102.

42

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 344.

43

Maugeri, The Age of Oil, 6.

44

Derrick’s Hand-Book, 15.

45

Nevins, Rockefeller, vol. I, 207.

46

Ibid., 309. Chernow, Titan, 149–150.

47

Kleinwächter, Die Kartelle, 245, цит. по: Schröter, “Cartels Revisited,” 992.

48

Frankel, Essentials of Petroleum, 82–83. Как отметил Пол Франкель, известный консультант в области нефтедобычи, их усилия сдержать рост объемов добываемой нефти «предпринимались, в общем-то, не для того, чтобы сознательно пойти на установление грабительских цен. Совсем наоборот – когда ситуация улучшилась, шаги в этом направлении постепенно прекратились. Это были просто меры, предпринимаемые в форс-мажорной обстановке, и к ним стали прибегать только когда рынок практически рухнул».

49

Pittsburgh Gazette, “The Oil Trade – The Price and Supply to Be Regulated.” November 28, 1861, 3.

50

Derrick’s, vol. I, 24.

51

Pittsburgh Gazette, “The Oil Trade,” 3.

52

Derrick’s, vol. I, 711.

53

Ibid., 25.

54

Nevins, Rockefeller, vol. I, 173; Dolson, The Great Oildorado, 80.

55

Nevins, Rockefeller, vol. I, 278.

56

Derrick’s vol. I, 132.

57

Frankel, Essentials of Petroleum, 70.

58

Nevins, Rockefeller, vol. I, 132.

59

Derrick’s, vol. I, 19–20.

60

Chernow, Titan, 81.

61

Рыночный сегмент нефтяной промышленности включал хранение нефтепродуктов в резервуарах и на складах, распределение, а также продажу продуктов переработки нефти, таких как керосин, а позднее – бензин и дизельное топливо.

62

Maugeri, The Age of Oil, 6.

63

Нефтяники, занимавшиеся бурением в небольших масштабах, имели возможность раздобыть необходимый им капитал. А вот где найти большие деньги на расширение и развитие и без того крупной сети нефтеперерабатывающих заводов, на создание мастерских по производству бочек и строительство складов, на покупку транспортных средств и цистерн и, наконец, на прокладку трубопроводов – эти вопросы не давали Рокфеллеру покоя. Chernow, Titan, 104–105, 131–132.

64

Chernow, Titan, 130.

65

de Chazeau and Kahn, Integration and Competition, 76.

66

Chernow, Titan, 111, 114.

67

Emory and Van Metre, Principles of Railroad Transportation, 292. Пуловые соглашения между железнодорожными компаниями были запрещены после принятия Акта о торговле между штатами в 1887 г.

68

Chernow, Titan, 114.

69

Ibid., 112–114.

70

Chernow, Titan, 116.

71

Williamson and Daum, American Petroleum Industry 303–308.

72

Chernow, Titan, 114–16. В 1887 г. железнодорожные льготы были объявлены незаконными, однако практика предоставления льготных тарифов продолжала существовать вплоть до 1903 г.

73

Nevins, Rockefeller, vol. I, 311.

74

Ibid., 270.

75

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 353.

76

Пенсильванская железная дорога Скотта получала бы при этом 45 % нефти, транспортируемой членами SIC, а железные дороги Erie и New York Central Railroads – 27,5 % каждая (Chernow, Titan, 136).

77

Nevins, Rockefeller, vol. I, 321–22; Chernow, Titan, 135–36.

78

Nevins, Rockefeller, vol. I, 328.

79

Chernow, Titan, 135–36.

80

Ibid., 142.

81

Chernow, Titan, 138–139.

82

По словам Уильямсона и Даума, обновленная Ассоциация производителей нефти была переименована в Союз производителей нефти (Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 351). Позже, в 1872 г., этот картель производителей нефти вновь вернул себе первоначальное название – Ассоциация (Ibid., 358). Чтобы не вносить путаницы, в основном тексте данной книги эти детали намеренно не обсуждаются.

83

Nevins, Rockefeller, vol. I, 332–33; Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 350.

84

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 351.

85

Chernow, Titan, 140–141.

86

Williamson and Daum, American Petroleum Industry, 356.

Загрузка...