На написание этой книги меня вдохновили страсть к истории, которая сопровождает меня всю жизнь, и моя профессиональная деятельность – работая аналитиком, чиновником и консультантом, я имел дело с мировым рынком нефти, энергетической политикой и геополитикой. Мое знакомство с нефтью произошло совершенно случайно. После того как я завершил работу в качестве добровольца Корпуса мира в Сенегале, в Западной Африке, я вернулся в университет и поступил на магистерскую программу по специальности «Международная экономика и зарубежная политика США». После окончания университета я планировал стать преподавателем истории. Но для того, чтобы учиться и платить за обучение, мне нужно было найти работу с неполным рабочим днем. Мне удалось устроиться стажером-исследователем в консалтинговую фирму, занимающуюся вопросами нефти.
Мое незапланированное погружение в проблемы энергетики началось в тот период, когда нефтяной рынок переживал очень беспокойные дни, зато активно разрабатывалась политика в области энергетики. Только что закончилась война 1990–1991 гг. в Персидском заливе, и администрация Джорджа Буша приступила к внедрению новых законодательных требований по кислородсодержащим добавкам в бензине. В это же время вышла из печати замечательная книга по истории нефти Дэниела Ергина «Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть»[1], и я, как и многие другие, с жадностью ее проглотил. Пока я заносил в электронные таблицы данные о нефтяном рынке и изучал нормативные акты ОПЕК, а также законодательство в области энергетики, я осознал, что прошлое и настоящее нефтяного рынка самым удивительным образом переплетались с моими профессиональными интересами – экономикой, политикой и геополитикой. Итак, я изменил свой карьерный путь. После окончания университета я поступил на работу в консалтинговую фирму. Так началось мое путешествие по миру энергетики, что приносит мне величайшее удовольствие. Несмотря на это, я все еще надеюсь, что в один прекрасный день начну преподавать историю.
В основе этой книги лежат исследования, которыми я занимался в течение последних десяти лет и с результатами которых делился главным образом со своими коллегами и клиентами. Главное внимание в этой работе сосредоточено на драматических скачках нефтяных цен, включая их обвал, происходивший начиная с 2014 г., а также бум середины 2000-х гг. и резкое падение цен в 2008 г. Эти события следует рассматривать в более широком историческом контексте, с акцентом на экономических и политических факторах, оказывающих влияние на нефтяной рынок. А для этого нужно по-новому взглянуть на историю нефти, сфокусировавшись на том, какую огромную роль в достижении заветной цели – стабильности нефтяных цен – сыграл контроль над объемами добычи. Рассматривая этот вопрос под таким углом зрения, я пришел к выводу, что помимо всплеска спроса на нефть в Азии в начале 2000-х гг. и неожиданно активной добычи сланцевой нефти в США, самой важной характеристикой сегодняшнего нефтяного рынка является отсутствие стабилизирующего производителя, который имел бы желание и возможность регулировать объем добываемой нефти в целях стабилизации цен.
В этой книге я подробно рассказываю, что с начала 1930-х гг. всегда находился кто-то, кто старался регулировать объемы добычи нефти для того, чтобы не происходило таких же резких колебаний нефтяных цен, какие мы наблюдаем последние десять лет. Если на рынке так и не появится стабилизирующий производитель, то нас ждет возврат к волатильным ценам – к ценам, о которых мы уже практически забыли, но с которыми, как известно, так непросто жить. Об этом я говорил на различных научных мероприятиях, докладывал в конгрессе. О некоторых из этих ключевых проблем я писал вместе с соавтором Майклом Леви в статьях, опубликованных в 2011 и 2014 г. в журнале Foreign Affairs. В декабре 2015 г. я написал статью для Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, сотрудником которого я являюсь, и в сжатой форме изложил эту аргументацию.
Я решил написать эту книгу, чтобы более глубоко проанализировать, как история нефти может пролить свет на современные тренды и на перспективы завтрашнего дня, а также представить свои размышления и выводы, которые, надеюсь, будут интересны и широкому кругу читателей, и специалистам по энергетике.
При работе над этой проблематикой я столкнулся с огромными сложностями, не последними из которых был поиск нахождения достоверных исторических данных. Для тех, кто хочет «вести учет» добытых баррелей нефти, погоня за более точными данными – нескончаемый и трудоемкий поисковый процесс. Особенно скудны и обрывочны исторические данные о ценах и о резервных производственных мощностях, а именно они и находятся в фокусе данного исследования. Поэтому я испытываю огромное удовлетворение и гордость от того, что нам с моим компетентным научным ассистентом Фернандо Феррейра удалось отыскать ценную историческую информацию и предложить ее читателю в виде двух новых наборов данных, ни один из которых, насколько мне известно, ранее не публиковался.
Первый набор данных – это непрерывные ряды рыночных цен на сырую нефть, добываемую в США, начиная с 1859 г. и до настоящего времени, представленные по месяцам. Для построения этих рядов потребовались цены, основанные на данных месторождений, биржевые сертификаты о владении запасами нефти в хранилищах (показатель цен на сырую нефть), цены, по которым покупает нефть закупочное агентство компании Standard Oil. Также использовались данные Американского института нефти и Управления энергетической информации.
Главная проблема – это регулярность данных. British Petroleum публикует исторические (начиная с 1859 г.) годовые цены на сырую нефть. Безусловно, это весьма полезно, однако в информации о годовых средних показателях не показываются периоды с резким колебанием цен, поскольку частые и драматичные скачки нефтяных цен – однодневные, еженедельные, ежемесячные – теряются в средних годовых ценах. Если не оговорено особо, то все цены, приведенные в этой книге, включая впервые публикуемые исторические ежемесячные ряды нефтяных цен, приводятся в номинальном, а не в реальном выражении (то есть без учета инфляции). Даже если бы я и использовал реальные цены, это не изменило бы описываемую ситуацию с точки зрения волатильности. Однако я решил использовать номинальные цены для того, чтобы адекватнее увязать представленный исторический нарратив с ценовыми изменениями. Эти ежемесячные ряды нефтяных цен приведены на рис. 1 (с. 28).
Второй впервые публикуемый набор данных, разработанный специально для этой книги, демонстрирует объем резервных производственных мощностей США начиная с 1940 г., а также непрерывные данные по мировым резервным мощностям и мощностям США начиная с 1955 г. (то есть сюда включены данные для группы компаний «Семь сестер» вплоть до начала 1970-х гг. и для ОПЕК после этого периода и до настоящего времени). Для создания этих рядов цен потребовалось по крупинкам выискивать информацию в различных правительственных и промышленных отчетах и публикациях. Не так давно Служба энергетической информации США опубликовала данные по резервным мощностям ОПЕК начиная с 2003 г. и до настоящего времени.
Свою задачу я видел в том, чтобы улучшить наше представление о тех экономических и политических силах, которые исторически формировали цены на нефть, что, безусловно, углубит понимание этого процесса в настоящем и в будущем. Удалось ли мне это сделать или нет – решать вам, дорогие читатели.