Примечания

1

Кришна велел убивать родственников и друзей, поскольку смысл жизни в исполнении долга и высшей воли.

2

В Зогаре только жалость ангела смерти не дает людям умирать как на скотобойне.

3

Различные источники рекомендуют совсем юных или зрелых женщин.

4

Основное значение слова – сияние, но также предостережение.

5

Небеса интересуют состояние души, а не проблемы людей.

6

В Зогаре часто повторяется мотив утраты мудрости.

7

Верующим людям остается довольствоваться выражениями «пути Господни неисповедимы» или «верую, ибо абсурдно».

8

Авот 3:15.

9

В оригинале Йеошуа бен Нун.

10

Могли задать любой вопрос и поступить правильно.

11

В оригинале Баал.

12

В оригинале Ашторет.

13

В оригинале Йонатан.

14

В оригинале Шауль.

15

В оригинале Шломо.

16

В оригинале Кореш.

17

С человеческой точки зрения.

18

Слово «элоим» в единственной форме множественного числа означает Бога, но также ангелов и даже судей.

19

Непознаваемая божественность названа в Зогаре условными именами: Святой старец, Древний днями, Причина причин.

20

В оригинале Моше.

21

Создатель приобретал название при контакте с творением.

22

Слово «берешит» состоит из предлога «в» и существительного «решит» – первозданной земли, места сотворения космоса.

23

Прочтение «берешит» на арамейском языке.

24

Вероятно, подразумевались ночи – дни противоположной вселенной.

25

Равноценное значение: дух.

26

Равноценное значение: единый.

27

Как в начале творения.

28

«Небеса» состоят из двух слов: огонь и воды.

29

Корень глагола «соберутся» – линия, черта. Отсюда толкование, что грозившие разрушить творение воды собраны Богом и скрыты за ограждением.

30

«Одно место – это твердь с солнцем, луной и созвездиями» (Зогар, И явился 130).

31

И египетская тьма была ослепительным светом.

32

По преданию вошедшая в чужой предел луна наказана за высокомерие, по другой версии осознала свою незначительность.

33

О двух андрогинах написано ранее: «Мужчиной и женщиной сотворил их» (Быт 1:27).

34

В космической катастрофе погибли даже ангелы.

35

Египетских богов изображали с человеческим телом и головой животных.

36

«И спустятся в рыбу моря» (Быт 1:26) – для незначительных грешников. «И в птицу небес» – менее благоприятно воплощение в птиц. «И в скот» – предполагает большое страдание при умерщвлении. «И во всю землю» – превращение в камни и неподвижные предметы.

37

Родители Будды, напротив, хотели уберечь от всех горестей мира сына, вступившего на путь просветления, узнав о существовании старости, болезней и смерти.

38

Дан. 8:12.

39

В мифах многих народов первый человек описан как космос.

40

В Зогаре Адам создан по образу света и по подобию тьмы.

41

Одно из возможных прочтений.

42

Прямо написано, что Адам, а тем более люди должны служить.

43

Виленский гаон полагал, что Творец разделил только тела, а не общую душу первого человека.

44

Одно из десяти названий земли.

45

Описаны космические процессы, а не подобия людей.

46

Дал тела духовным обитателям Эдема.

47

Это новая женщина, а не та, что соблазнила Адама.

48

Есть множество указаний, что Адама совратила змея.

49

Поле – среда обитания Змея, который защищал Авеля по древнему комментарию.

50

Так убийство описано в Книге прямоты.

51

Комментатор 16 века.

52

Имя Каин означает дар или приобретение.

53

Имя Эвель означает дуновение, ничтожность, пустота.

54

Изгнание предусматривалось за непредумышленное убийство.

55

Каин изгнан в землю Нод – это «земля скитания», а не название.

56

В оригинале Шет, имя означает основание.

57

По другой версии сынами божьими были 60 падших ангелов.

58

В оригинале Ноах.

59

Знали настоящие имена ангелов, а не фальшивые псевдонимы в средневековых списках.

60

Возможно, информация о репетиции потопа сохранилась в легенде об Атлантиде.

61

Комментаторы считали Ноя праведником среди грешников.

62

Обратное прочтение имени – симпатия.

63

Енох был забран в раннем возрасте, поскольку Всевышний собирает праведников подобно лилиям в цветнике, чтобы не завяли.

64

Ис. 54:9.

65

Слово «нагота» можно читать как кожа.

66

Ной беспрепятственно строил ковчег и завел потомство.

67

Удивительный бестиарий частично сохранился в мифах и легендах.

68

Трижды собирались все звери, скот и птицы в одно место: к Адаму, Ною и Моисею.

69

Слово означает смешение.

70

Основное значение слова – блеск, отсюда толкование, что в свод крыши был вставлен освещавший ковчег драгоценный камень.

71

Предание связывает болезни с вредительством бесов, получивших место в ковчеге.

72

Во множественном числе, а не на конкретной горе.

73

По преданию измученный Ной дерзил Богу.

74

По преданию сатана убил возле виноградника овцу, льва и обезьяну, смешал их кровь с вином и напоил Ноя.

75

Опьянение связано с исследованием древа познания – виноградом по одной из версий.

76

По другой версии поврежденный львом Ной разбрызгал семя, пытаясь сочетаться с женой.

77

Слово «сделал» предполагает значительное действие, отсюда представление о кастрации. Ной проклял Ханаана – четвертого сына Хама, лишившего его возможности зачать четвертого сына.

78

В основе имени – преодоление.

79

Адам, Каин и Ной утратили память и статус в новом мире, фараон не знал Иосифа.

80

По преданию умертвили 70 тысяч младенцев.

81

В оригинале: Терех.

82

По преданию в пещере необычные почки учили мудрости, а два дерева источали муку и масло.

83

Возможно, в ином пространстве три года равнялись тридцати земным годам.

84

Авраама считали сумасшедшим.

85

По преданию люди сожгли дом Фарры и били почтенного старца за обман царя и предательство общественных интересов.

86

По преданию Бог предупредил Авраама не слушать ласковые слова замышлявшего убийство отца.

87

В оригинале Ишмаэль.

88

В оригинале Ицхак.

89

В единственном числе.

90

Следует учесть эксперименты поколения потопа и достижения современных генетиков.

91

Оригинальное название Мицраим означает границы.

92

Аббревиатура: рабби Моше бен Маймон, известный средневековый комментатор.

93

По преданию фараон совершал со статуей непотребные действия.

94

Падшие ангелы сочетались с женщинами, Агарь забеременела в первую ночь.

95

Вариативный перевод: «отдели от меня» – забери мое имущество или еще конкретней – «отдели преступление мое».

96

Мудрецы предостерегали, что конец света настанет, когда народы пойдут войной друг на друга, как во времена Авраама.

97

По преданию люди любили друг друга, поэтому между ними поселилась вражда.

98

Один из четырех случаев сокращения земли.

99

При таком способе войны достаточно небольшого отряда подручных.

100

Стоянка Авраама была своеобразной заправочной станцией между мирами.

101

Рамбам писал, что в Содоме не было разврата, но строгие законы.

102

По другой версии сожгли на костре.

103

Содом наказан после его прихода.

104

Добро в глазах ангелов – зло в человеческом понимании.

105

Для грядущего мира.

106

По преданию ангелы обманули Лота: только здания города сохранились, а жителей поглотила разверзшаяся земля.

107

Настоящее время глагола вызвало толкование о выкидыше. По преданию Сара умертвила зародыш сглазом и была наказана отнятием 48 лет жизни.

108

Телица и дикий, а также человек и красный – слова одного корня.

109

Небесные слезы падали на открытые глаза Исаака, вызвав преждевременную слепоту в старости.

110

Есть комментарий, что зарезанного на жертвеннике барана звали Исаак.

111

Название Махпела означает «двойная».

112

По преданию, нагруженный ценностями караван прошел за три часа дорогу 17 дней.

113

В оригинале Ривка.

114

В оригинале Рахель.

115

По обычаю страны отец познавал невесту раньше жениха.

116

О звероподобной внешности Исаака можно судить по описанию любимого сына Исава.

117

Предание повторяет мотив похищения чужой жены. Змей овладел Евой, фараон и Авимелех хотели заполучить Сару.

118

Два зародыша находились в одном последе. В древности рождение близнецов считалось дурным знаком, убивали одного или обоих, а иногда и мать.

119

В оригинале Эйсав.

120

Имя Яков можно читать «искривиться» или «обманет».

121

По преданию пронзительный голос Исава заставлял зверей застывать на месте.

122

«Голос Якова, а руки Исава» (Быт. 27:23).

123

«Слушай голос мой о том, что я приказываю тебе» (Быт. 27:8).

124

«На меня проклятие твое, сын мой» (Быт. 27:13).

125

По преданию Исав в день смерти Авраама убил на охоте Нимрода и завладел сохранившей запах Эдема чудесной одеждой.

126

Среда обитания Змея в начале творения.

127

По преданию Яков стал невидимым, а владевший колдовством Исав настиг и хотел убить спящего брата, но старший сын напомнил, что тогда его потомки будут 400 лет томиться в египетском рабстве.

128

Лаван безуспешно использовал против Якова 10 видов колдовства.

129

Яков удалялся, пока весть о его бегстве достигла Лавана.

130

Подобные слова сказаны Моисею: «Не скажешь ли убить меня, как убил египтянина» (Исх. 2:14).

131

Есть комментарий, что Рахиль украла идолов для ослабления колдовства отца.

132

Возможно, за этот грех последовало наказание пропажей Иосифа, поскольку обман отца вызвал подмену жены, а за одно преступление дважды не наказывают.

133

Предание отметило изменение скота при переходе в иную реальность.

134

Дословно «пылил», в традиционных переводах «боролся с Богом».

135

Перед Исавом распластались все основатели колен, кроме находящегося в чреве матери Вениамина и неупомянутой, вероятно, спрятанной Дины.

136

Одни комментаторы считали чувства братьев истинными, другие полагали, что Исав хотел укусить и высосать кровь, но шея Якова стала подобной мрамору, поэтому оба плакали от боли, а не от избытка чувств.

137

По преданию дом Якова напоминал крепость со стенами и сторожевыми башнями.

138

Вероломное убийство мужского населения города объяснялось знанием о будущем захвате земли или замыслом убийства после выздоровления.

139

По преданию патриарх вырвал с корнями старый дуб, положил в яму всех божков и поставил дерево на место.

140

В оригинале Реувен.

141

В оригинале Йосеф.

142

По преданию Иосиф доносил отцу, что братья спят с блудницами и едят мясо еще живых животных.

143

Есть комментарий, что у всех братьев было одно сердце, кроме Иосифа, чьи дела темны.

144

Любимец получил полосатую накидку, подобную носила дочь царя Давида.

145

В Египте братья парадоксально утверждали, что Иосиф умер.

146

Вероятно, одежда без останков изобличала братьев.

147

По преданию купивший красивого раба для мужеложства Потифар кастрирован по воле небес.

148

Неистолкованный сон подобен непрочитанному письму.

149

В Синодальной Библии этот стих переведен из Самаритянской Торы, где вместо слова «города» написано «рабы».

Загрузка...