В первом стихе небеса сотворены раньше земли, в Быт. 2:4 указана противоположная последовательность событий, ибо речь идет о новом мире.
Состояние космоса после божественной субботы подобно началу – прошлое существовало наряду с будущим, все было, но ничего не было.
Сотворенный последним Адам – первый в новом творении, отсюда страх и упорное сопротивление двух генераций небесных служителей.
Создатель перевернул прежнее мироустройство и «сбросил в землю истину»38, возможно, скрытую в глубинах преисподней и подсознании человека.
По преданию тело Адама простиралось от земли до небес, а пята затмевала сияние солнца, поскольку речь шла о новом космосе39.
Название Адама и человека одним словом привело к путанице, хотя не следует обольщаться сходством с Творцом, не имеющим доступного образа.
Возможно, некоторое подобие с Богом имеют высшие уровни души. В любом случае, человек значительно отличается от космоса и не только размером.
Оригинальна идея о создании первого человека по образу предшествующего мира: «Всевышний сотворил мир и сделал Адама по его образу» (Зогар, И явился 32).
Относительно небес двуликий Адам состоял из света и относился к иерархии высших ангелов, но в мире разделений подобен соединению света и тьмы40.
Двойственное творение осуществлялось высшими ангелами по распоряжению Всевышнего, отсюда множественное число: «Сотворим Адама» (Быт. 1:26).
Древние комментаторы отнесли создание сада в третий день и отметили связь со временем: «И насадил Господь Бог сад в Эдеме из прошлого41» (Быт. 2:8).
Саженцы с корнями вырвали из прежнего существования и пересадили в иное пространство, где слабые насаждения превратились в могучие деревья.
Подобным образом созданы новые миры и первые люди: «Сотворение небес и земли подобно созданию Адама» (Зогар, ч.2, В начале 367).
Все деревья были «хорошими», даже древо познания, как часть одного тройственного мирового дерева, чьи ветки – корни в противоположной системе.
Верхний Эдем связан с закрытым со всех сторон нижним садом, расположенным, вероятно, в центре земли: «Сад Эдем как орех закрыт со всех сторон, скорлупа за скорлупой, мир за миром, а плод внутри» (Тайное толкование, Три стража 10).
Души праведников поднимаются по расположенному в центре Эдема четырехцветному столбу. И вытекающая из сада река разветвляется на четыре потока – все цельное делится в нижних мирах на четыре.
В мире единства все взаимоисключающие линии развития сливаются в одну непереносимую картину: «И ты сойдешь с ума от открывшегося твоим глазам» (Втор. 28:34).
В Эдеме находились два Адама: «И поместил его в сад Эдем для служения и сохранения его42» (Быт. 2:15). А второй уже был в саду: «И поместил там Адама» (Быт. 2:8).
Во вселенской матке были два Змея: «Есть другой Змей – жизнь на правой стороне… Адам последовал за ним, увлеченный стремлением к знанию» (Зогар, ч.2, В начале 221).
В саду обитали две женщины, поэтому написано о соединении пар во множественном числе: «Одни были вверху, другие внизу» (Зогар, В начале 419).
Продолжение развития нуждалось в разделении: «Сделаю ему подпору напротив его» (Быт. 2:18) – можно прочитать «сделаю помощника как противника».
Двуликий андрогин был разделен пополам в глубоком сне43: «Всевышний распилил его и привел ему невесту» (Зогар, В начале 416).
По преданию Адам видел во сне все поколения. Возможно, сновидец еще не проснулся. Вздохнет – рушатся империи. Перевернется набок – гибнут миры.
Возникновение женщины подобно созданию земли противоположными небесами: «И взял одну из сторон его» (Быт. 2:21) – из двух сторон.
«И закрыл плотью под ними» – во множественном числе, ибо вторая сторона взята от Змея, также пережившего подобный смерти сон и разделение пополам.
Двойственная женщина состояла из двух равноценных «сторон», каждая из которых в последствии соединилась с разрубленными половинами.
Адам предупрежден о неминуемой потери цельности после грехопадения, иначе все осталось бы на уровне потенций: «От всякого дерева сада ты будешь есть» (Быт. 2:16).
Первый человек не различал деревья в удивительном мире единства, ведь только после греха появилась возможность отличать противоположности.
Адам находился на внешней поверхности Эдема. Змей на противоположной стороне сада, а женщина в середине – различие только относительно древа познания.
Созданный из праха земли Адам в слепоте незнания вступил на путь прозрения. Собранный «из всей жизни поля44» Змей завершал цикл в зрячей мудрости.
Одновременно у них много общего: оба находились в саду, владычествовали над зверями, хотели овладеть женщиной, ходили на двух ногах.
Конечное развитие двойственной женщины привело к разделению «сторон» и двум новым соединениям на противоположных концах сада45.
Адам признал Змея, пришедшего в виде женщины, обладавший знанием антагонист отказался и открыл истину о преображении: «Не смертью умрете» (Быт. 3:3) – словно можно умереть иначе.
Вероятно, двойственной женщине было позволено дерево познания, а запрещено дерево жизней, ведь только оно расположено внутри сада.
По преданию Адам ужесточил запрет: не есть и не прикасаться, поэтому искуситель толкнул женщину на дерево и доказал, что касание и вкушение не влекут смерти.
Женщина накормила мужа и всех животных, связанных с «матерью всей жизни», кроме упрямой птицы Феникс, сохранившей относительное бессмертие.
Оригинальна идея о вине Адама: «Все твари испугались вида Адама и последовали за ним, как слуги за царем, он стал причиной смерти во всем мире» (Зогар, И был жив 241).
Высшее знание неразрывно связано со смертью. Возможно, плодом древа познания была информация: «Слушал голос жены своей» (Быт. 3:17).
Женская манифестация Змея дала вкусить от древа познания Адаму, который не мог отказаться, поскольку на другой стороне дал плод женщине.
В саду произошло взаимное искушение: «Плохой Адам соблазнил Еву, а его жена Лилит совратила хорошего Адама» (Новый Зогар, Итро 130).
Одинокий Адам взял плод, испытывая тоску по отрезанной половине и страстное желание вернуться в состояние слитности и первобытной мощи.
Нельзя видеть до открытия глаз. «Увидела» – означает, что другая женщина дала плод, ибо в иной системе действие предшествует ощущению или мысли.
Первые люди пытались самостоятельно мыслить: «Бог сделал Адама правым, а они пустились во многие помыслы» (Еккл. 7:29) – пытались защититься магией листьев.
Изменившийся Адам испугался голоса Бога, чьи вопросы являлись тестом восприятия грядущего, и вошел внутрь мирового дерева – в прежнюю тьму, ставшую новым светом.
В диалоге с Адамом заключено трагическое недоразумение между Творцом и творением вследствие превращения всех явлений в противоположность.
Люди наказаны не за нарушение заповедей, а за соблюдение, являющееся преступлением в изменившейся реальности.
Грехопадение принесло в мир смерть, но подобный смерти сон вызвал грехопадение. Первые люди возлагали вину на Создателя – дерзость жестоко наказана.
Лишенный возможности оправдаться Змей осужден за активное действие. Адам за пассивное послушание – слушать голос означает действовать в противоположной реальности.
Пребывание в Эдеме противоречило плану творения, поскольку в мире разделений жизнь невозможна без смерти: «Без греха Адам остался бы одиноким» (Зогар, Ной 36).
Один Адам выслан, другой изгнан. После метаморфозы созданный из праха должен есть «растительность поля», а «собранный из всех жизней поля» будет поглощать прах.
Существование в ином мире требовало новую форму. По преданию тело Адама покрывала роговица и чешуя, но Бог снял гладкую кожу со Змея и сделал одежды для первой четы46.
Чудесными одеждами, сохранившими запах Эдема, владели самые отрицательные персонажи сакральной истории: Каин, Нимрод и Исав.
Только теперь женщина47 получила имя Хава от слова «хави» – не посмел прямо назвать змеей, но изменил одну букву, оставив след от прежнего имени48.
По преданию искуситель соблазнил женщину: «Адам познал Еву» (Быт. 4:1) – узнал о беременности. Каин был подобен отцу, поэтому призналась в грехе: «Змей соблазнил меня» (Быт. 3:13).
Первородная триада породила двух сынов, управляющих материальным и духовным миром, подобно светилам, водным существам и своим родителям.
Авель как Змей владел животными. Каин, подобно Адаму, служитель земли, изгнанный от лица Бога. Трагическая встреча произошла в конце реальности: «И было в конце дней» (Быт. 4:3).
Предпочтение жертве Авеля связано с обреченностью земли в грядущей метаморфозе космоса, а души животных воплощались в новые тела.
Каин первым продемонстрировал человеческую эмоцию: «Почему гневаешься ты» (Быт. 4:6) – в другом значении «воспламенился».
По преданию вместе с братьями рождались сестры: «И продолжала рожать» (Быт. 4:2) – не могли решить кто возьмет в жены третью сестру.
По другой версии спорили о бессмертии души: Эта земля – ничтожность, а мне надлежит скитаться к другому вечному миру» (Большое толкование, В начале 22:7).
Встреча братьев подобна столкновению противоположных миров: «И поднялся Каин к Авелю, брату своему, и убил его» (Быт. 4:8) – вошел в чужой предел49.
Приверженность стереотипам мешает понять, что первым убийцей был Авель, зарезавший на жертвеннике живые существа, когда еще не было смерти в мире.
После отвергнутого дара плодов земли Каин мог думать, что Всевышний одобряет убийство, поэтому нанес брату внезапный удар в горло50.
Древние комментаторы необычно рассматривали ситуацию: «Из-за греха Авеля убит Каин. Если одно дерево падает, то ломает соседнее» (Большое толкование 23:5).
Иосиф Шошан51 писал: Каин52 – добро, ибо приобретение у Бога. Авель53 – зло, поскольку пошел за суетой мира. В конце времен добро победит зло: «И восстанет Каин» (Быт. 4:23).
Смерть необходима для дальнейшего развития мира: «В соответствии с пониманием Авеля, не хорошо ему быть на этой земле» (Комментарий к Большому толкованию 22:7).
Фактически речь шла о двойном самоубийстве братьев, связанных как душа с телом, что объясняет мягкость наказания и божественное покровительство убийце54.
Потомки сосланного под землю55 Каина заселили нижние уровни: «В Арке – предпоследней из семи земель изгнанный Каин испортился, потерял знание и произвел потомство» (Зогар, Пролог 153).
Обитатели подземного мира имели две головы на общем теле, одна колебалась ко тьме, а другая к свету, поскольку там не души, а тела раздирались противоречивыми стремлениями.
В ином мире превратившийся в жертву убийца нуждался в защите: «И поставил Господь Каину знак» (Быт. 4:15) – на лбу Каина вырос рог, поэтому слепой Ламех убил его, приняв за животное.
Есть много предположений о природе таинственного знака. Естественное толкование: изменил букву имени для существования в новом мире.
По преданию Адам и Ева, отлученные друг от друга после грехопадения, совокуплялись с мужскими и женскими духами, породив многочисленных демонов.
Исчезновение Каина и Авеля позволило первой чете соединиться вновь и родить Сифа56 по подобию и образу Адама – первые дети имели нечеловеческий облик.
После космической метаморфозы потомки Каина57 воспринимались как сошедшие с небес ангелы с ужасающим обликом и непреодолимой мощью, позволяющей беспрепятственно захватывать женщин.
Соединение потомков Каина и Сифа породило самую могущественную и дерзкую человеческую расу, уничтоженную кипящими водами потопа.
Древние богоборцы
По преданию первые поколения обладали иной физиологией, жили почти тысячу лет и безболезненно рожали многочисленных детей, сразу начинавших ходить и разговаривать.
Проклятая земля порождала чертополох на обработанных полях, но давала урожай в пустыне. Быстро увеличивающееся человечество стояло на грани голода.
Ной58 первым родился с расщепленными пальцами и получил от отца ложное имя для обмана колдунов, способных убить опасного ребенка заклинанием.
В борьбе с враждебной природой люди развили телепатию, телекинез, ясновидение. Даже дети занимались магией и наблюдали за высшими силами.
Философы разработали концепцию равнодушного бога, оставившего творение на попечение ангелов. Мир управляет миром, поэтому можно восстать: «Кто Всемогущий, чтобы нам служить Ему» (Иов 21:15).
Древние волшебники овладели всеми природными и небесными духами: «Люди не боялись наказания, ибо знание позволяло отвратить всех (небесных) судей» (Зогар, ч.2, В начале 381).
По преданию древние маги приказывали ангелам59, быстро передвигались в пространстве и манипулировали временем, предотвращая неблагоприятные события прежде осуществления.
В предупреждение третью часть суши затопила вода60. Катастрофа не смирила гордецов, а привела к быстрому постижению всех тайн мира.
Небывалое могущество объяснялось полученным от Адама или падших ангелов знанием, или использованием тайного имени: «Тогда начали призывать имя Господа» (Быт. 4:26).
Долголетие склонило дух допотопных людей следовать потребностям плоти: «И увидел Господь, что увеличилось зло Адама на земле» (Быт. 6:5).
Философы рекомендовали обратиться к абсолютному злу для уничтожения противоположностей, но только потоп полностью проявил и отделил зло.
А Иов пострадал за полное обращение к добру и игнорирование другой стороны: «Иов разделял, а не соединял добро и зло, и той же мерой наказан» (Зогар, Пойди 35).
Выход единого человечества на уровень первобытного Адама не соответствовал замыслу и был жестоко подавлен: «Я уничтожаю их вместе с землей» (Быт. 6:13).
По преданию Всевышний приказал ангелам умертвить всех праведников поколения потопа, чтобы не просили о спасении человечества.
Виновный в гибели мира великий ренегат61 «нашел симпатию62 в глазах Господа» (Быт. 6:8) – и в наши дни трудно верно судить о грехе и праведности.
Цельный праведник «ходил с Богом», как Енох63, и был полностью ориентирован на божественные, а не человеческие интересы.
Потоп назван «воды Ноя»64 – молчал, в отличие от Авраама и Моисея, умолявших Всевышнего пощадить людей, но предательство привело к появлению нового мира.
Ной противопоставлен Адаму как последний и первый человек реальности – одному служило все творение, другой обслуживал всех животных в ковчеге.
Рост Адама уменьшился в 10 раз после грехопадения, размер Ноя значительно сократился в ковчеге. Адам был служителем земли, Ной стал «человеком земли» после потопа.
Оба принесли в мир смерть, сделав возможным появление новых поколений. Адам скрылся в дереве, Ной в шатре. Один получил кожаные одежды, другой обнажился65.
Некоторые тенденции нашего времени выглядят карикатурой грехов поколения потопа, узаконившего все противоестественные желания.
Реформы начались с пропаганды нудизма и публичных совокуплений на площадях. Затем отменили брак и сделали легитимными инцест, гомосексуализм, педофилию и скотоложство.
Подробно описывающие сексуальные преступления предание только однажды упомянуло о саботирующем торговлю мелком грабеже для отвращения людей от ценностей этого мира.
Реформаторы избежали кровопролитий и междоусобицы66 ради спасения человечества и создания новой породы людей, способных выжить в грядущей катастрофе.
Разрешались только генетически оправданные браки. Женщины употребляли противозачаточные средства, делали аборты, или умерщвляли не соответствующих требованиям младенцев.
Ученые скрещивали людей с различными породами зверей и животных для создания новых пород67, способных выжить в экстремальных условиях.
Наиболее эффективная попытка богоборчества не удалась из-за одного ренегата, который с феноменальным мужеством противостоял всему человечеству.
Солидарность Ноя с обреченными людьми могла воспрепятствовать уничтожению мира, поскольку возрождение поколений становилось проблематичным.
В ковчег могли войти только природные животные: «Грешники хотели изменить порядок творения, поэтому Всевышний обратил мир в воду, как прежде, и сделал других изначальных тварей» (Зогар, Ной 193).
Животные приходили под руководством ангела68. Ной собственноручно привел только чистые породы, необходимые для жертвоприношения: «Придут к тебе» и «приведи».
В ковчеге спрессован целый мир, уцелевший во время суда. При входе все значительно уменьшалось: «И Господь закрыл за ними» (Быт. 7:16) – не могли вернуться в прежнее состояние.
Ковчег напоминал по форме гроб и делился на три уровня: нижний для припасов и отходов, средний для скота и зверей, верхний для людей и птиц.
На каждом уровне было по 120 кают. Возле люка вверху были наружные и внутренние лестницы. Крышей служили начинавшиеся с низа скаты стен.
Основная часть провизии была из спрессованного инжира и фиников. По другой версии пища размером в куриное яйцо благословлялась в желудках в течение года.
Перед потопом в течение года не работали созвездия, солнце и луна всходили на западе и садились на востоке. Изменилось движение времени – морщились тысячелетние камни.
Вспыхнул ослепительный первозданный свет. Открылись источники великой бездны и потекли потоки кипящей воды, а с неба хлынули ледяные дожди.
Побежавшую к ковчегу разъяренную толпу остановили плотные ряды агрессивных зверей. Погасли светила и мир погрузился во тьму.
Описание потопа69 напоминало картину творения: первозданный свет, тьма над бездной, смешение верхних и нижних вод.
Над землей носился ангел смерти. Гибель старого мира сопровождалась зарождением новой реальности: «Господь восседал над потопом» (Пс. 28:10).
Чародеев не могло спасти даже перемещение во времени: «Сотворенный в завете огня мир судился водой, чтобы не устояли подобные огню грешники, ибо могли выйти из пламени в начало сотворения мира» (Тайное толкование, Почему небеса 13).
В глобальной метаморфозе космоса погибли даже высшие ангелы: «Посетит Господь воинство верхнее в высоте» (Ис. 24:21) – уничтожались огнем, а после «царей земли» – гибель от потопа.
Вся плоть на земле истребилась по порядку творения: созданные в пятый день умерли первыми, за ними звери и скот, затем судились по своим грехам люди.
Допотопные великаны спасались в горных убежищах 190 дней от кипящих вод бездны и ледяных дождей, и только небесный огонь погубил дерзкую расу.
Кипящие воды истерли позвонки для регенерации новых тел, поэтому допотопное поколение не воскреснет: «И доли нет у них больше в мире, во всем, что сделано под солнцем» (Еккл. 9:6).
Из ковчега, как из иллюминатора космического корабля, виднелась вся земля: «Ной сделал окно70 в верхнем жилище, откуда был виден весь мир от начала и до конца» (Сборники токований, Ной 28).
Переход был тяжелым для всех существ, ковчег переворачивался как варево в кастрюле. Ной молил освободить душу от заточения, ибо не мог устоять в тяжелом труде и дышать спертым воздухом71.
Создатель вспомнил о страждущих тварях после гибели старого мира, ибо закончилось время уничтожения и наступила пора нового творения.
Закрылись источники великой бездны и стали опускаться остывшие воды на один локоть каждые четыре дня. Ковчег остановился на горах72 Арарат.
После 40 дней ожидания избранник открыл люк и послал ворона, а через неделю трижды посылал голубя, но ждал еще 57 дней, необходимых для акклиматизации.
Ной не выходил из ковчега без приказа. Нет благодарности за спасение73, нет радости под новыми небесами, чья первозданная свежесть вряд ли стоила погибшего мира.
И все же он построил жертвенник, есть комментарий, что жертвы приносил Сим, поскольку укушенный голодным львом Ной хромал.
После катастрофы иначе оценено зло и заключен ограниченный по времени договор с избранниками – следующая реальность будет уничтожена огнем.
После потопа забраны духовная мощь, физическая сила, долгота жизни, множество детей, отсутствие болезней и наводивший ужас на зверей образ.
Солнце отклонилось от плоскости дня, вместо постоянной весны наступили перепады температур и времена года, сильно ухудшились питательность и вкус плодов.
Взаимодействие миров посредством смерти требовало большей интенсивности, поэтому людям разрешено употреблять в пищу плоть животных.
Знаком нового союза Бога с человечеством стала радуга, которая в будущем станет ярко расцвеченным признаком прихода мессии и конца света.
Бывший праведник, выйдя из ковчега, потерял состояние святости: «Стал будничным Ной» (Быт. 9:20) – новый мир сразу впал в греховное состояние.
Опьянение связано с попыткой вернуться в прежнее состояние74: «Ной хотел исследовать грех Адама и восстановить мир, но опьянел75, потерял силу и обнажился – открыл закрытое слабое место мира» (Зогар, Ной 308).
По преданию Ной хотел зачать еще одного ребенка, но был кастрирован76 Ханааном. Новый мир начался с пьянства, проклятия и провозглашения рабства77.
Достаточно ослабить физическую и духовную силу, изменить физиологию тела, резко сократить продолжительность жизни, ухудшить климатические условия, чтобы люди не помышляли о бунте.
Ухудшенные версии первых поколений восстали из-за своей обреченности: «Хотели подняться к тверди и воевать, чтобы не было потопа как раньше» (Зогар, Ной 367).
Мятежники нашли глубокую расщелину в самой низкой земле. Возможно, строительство башни соответствовало продолжению движения: вниз – к центру земли, где находился выход на небеса.
По легенде Нимрод78 силой заставил людей покинуть обжитые горы для постройки башни, хотя написано о полном согласии: «И был на всей земле язык один и дела одни» (Быт. 11:1).
Причины всемирной стройки: подпора для периодически колеблющейся небесной тверди, отмена руководства Бога ниже лунной сферы, обретение чистых тел как у ангелов.
Поколения потопа и башни стремились избежать гибели, избавиться от двойственности и вернуться в состояние первобытного Адама.
Не способные с помощью заклинаний передвигать каменные глыбы люди использовали кирпичи, которые могли изготовлять и переносить даже женщины и дети.
Единое человечество вновь стремилось прекратить развитие мира посредством гибели и возрождения: «И теперь не будет трудно им сделать все, что задумали» (Быт. 11:6).
Требовался целый год для доставки одного предмета на верх башни, поэтому строители плакали при падении кирпича, но не огорчались гибели товарищей.
По преданию семиуровневая башня была широкой в основании и заостренной вверху пирамидой, созданной для перехода человечества в иную реальность.
Длительное пребывание вдали от естественной среды и приближение к границе мира изменило психологический статус – в конце строительства единое человечество разделилось.
Ангелы перепутали святой язык на 70 языков и разделили единое человечество на 70 народов: «Давайте спустимся и испортим их язык, чтобы не понимали друг друга» (Быт. 11:7).
Разделение прошло по душам несчастных, иначе воспринимавших действительность, помощь выглядела нападением, братья стали врагами: «Разделилось их сердце, теперь будут наказаны» (Ос. 10:2).
Возникший в столкновениях пожар обрушил обломки на нижние уровни, недра поглотили треть сооружения, а море затопило руины колоссальной постройки.
Вероятно, башня была построена: «Всевышний следит за исполнением суда, начиная с высшего уровня, ибо их деятельность достигла верха» (Зогар, Ной 359).
Остаток человечества разослан на все стороны света: «Рассеял их Господь оттуда, на поверхность всей земли и они перестали строить город» (Быт. 11:8) – башня была завершена.
Борьба была безуспешной, поскольку все действия, направленные на сохранение единства человечества, привели к неизбежному разделению.
После падения Вавилонской башни небеса направили все силы и помыслы людей на войны друг с другом. Потомки строителей страдали таинственной забывчивостью79.
Забвение предыдущих жизней привело к противостоянию Творцу под видом служения, оборачивающегося в свою противоположность после метаморфозы мира.
Очеловечивание сил творения и обожествление самого человека – продолжение древнего богоборчества, вызванного тоской по утраченному совершенству.