В Торе отсутствуют гласные буквы и знаки препинания, слова имеют различные значения, стихи содержат логические несоответствия17, искаженные в доступные пониманию смыслы.
По преданию каждый стих имеет 70 толкований. Разночтение являлось в древности основой для полемики и многочисленных комментариев.
Талмуд негативно отнесся к переводу даже на родственный арамейский язык: переводящий дословно – лжец, а добавляющий от себя – богохульник.
Переводы на языки народов мира на основе средневековых еврейских комментаторов распространили одну из многочисленных версий.
В сознании людей укоренились представления о созданной из ребра Еве, о гуляющем в прохладе дня Боге и прочие небылицы.
Разработано множество способов адаптации сакрального текста к человеческому пониманию, хотя следовало пытаться постичь божественную мудрость.
Изменены времена глаголов, мужской и женский род, слова читаются с помощью искусственных добавлений букв или противоположно значению.
Уникальна концепция книги, существующей раньше создания мира, как чертеж предшествует строительству здания.
Творение началось в сакральном центре, где пространство и время свернуто в двойственной точке, наделенной противоречивыми стремлениями – скрыть и проявить космос.
Всеобщий принцип отражен в первой букве бет с изначальной двойственностью в начертании, в первом слове и первом стихе сакрального текста.
Грамматически правильное понимание: «В начале сотворил богов18 небес и земли» (Быт. 1:1) – подразумевает создание высших ангелов.
Анонимный Творец сотворил множество единых для нижних уровней сил: «Создатель не указан, лишь затем уточняется предмет творения – открыто написано «сотворил богов» (Зогар, В начале, ч.2, 33).
У безымянного Творца нет названия, числа, или соучастника, поскольку любое определение ограничивает непостижимые свойства19.
Моисей20 услышал от неизвестного Бога: «Я буду, который буду» (Исх. 3:14) – в сущности, отказ открыть имя, зависящее от состояния мира.
Единая божественность проявилась на нисходящих уровнях в различных именах21 и эманациях, отличающихся только относительно друг друга.
Первое слово «начало»22 содержит в скрытой форме все потенции, в том числе высших ангелов, названных общим именем Бог.
В 6 буквах первого слова содержится 6 слов первого стиха и 6 дней творения: «Сотворил шесть23» – скрытый и неизвестный сотворил 6 высших дней, а остальные скрыты24» (Зогар, Пролог 41).
Неупомянутый Творец создал шесть дней, содержащих многочисленные миры, а не единственный мир в течение шести дней.
Земля возникла после соединения противоположностей: «Множественное число небес указывает на соединение мужского и женского, сотворившее нижний мир» (Зогар, В начале 343).
Определенный артикль из первой и последней букв алфавита указывал на создание небес с солнцем, луной и звездами, а земли с деревьями, травой и садом Эдем.
Описанный в первом стихе идеальный космос возник во всей полноте и завершился, предопределив новое творение из обломков разрушенных миров.
Многократно подчеркнута двойственность: «Верхний мир сотворил небеса и землю и подобный ему нижний (мир) сотворил небеса и землю. Есть два двойственных мира» (Зогар, В начале 307).
Творение одновременно разворачивалось в вертикальной и горизонтальной проекции: «Двумя способами сотворен мир – справа и слева» (Зогар, В начале 317).
Многообразие переводов второго стиха вызвано незнанием значения слов: «И земля была тоху и воху». Единственное объяснение загадочно: «И протянет Он над ней черту тоху и камни воху» (Ис. 34:41).
Единая земля разделилась: «Царь купил двух служанок в одном месте за одну цену. Одной приказал жить во дворце, а другой странствовать» (Большое толкование, В начале 2:2).
Распространенное название земли происходило от корня «бежать» – есть комментарий, что позванная Всевышним земля прибежала раньше всех.
Конечное разделение первобытной земли привело к двум новым соединениям на противоположных концах космоса, каждое из которых породило небеса и землю.
Одна сторона очистилась черным огнем от нечистоты бездны, другую оплодотворил божественный ветер: «И тьма над ликом бездны, и божественный ветер25 вибрировал над ликом вод» (Быт. 3:1).
Тьма – не отсутствие света, а черный огонь, теряющий силу при соединении с бездной. Одновременно смешанный с водами свет превращался во тьму.
Творение разворачивалось между двумя двойственными точками, являющимися относительно друг друга началом и концом, верхом и низом.
Космос создавался высшими ангелами: «И сказал будет свет» (Быт. 1:3) – Творец говорил, а мастер исполнял: «И стал свет». Также твердь и светила» (Зогар, В начале 161).
Свет существовал до своего появления в мире в единстве с тьмой: «Образует свет и творит тьму» (Ис. 45:7) – отличались только относительно друг друга.
Первозданный свет скрылся под новой твердью, образуя зародыш будущего мира, а тьма поднялась: «Он сделал мрак тайным местом, окружающим Его» (Пс. 17:12).
Первый день единственно назван не по счету, а «день один26», поскольку одновременно завершал предыдущий космос: «Из начала зовет конец» (Ис. 46:10).
Разделение дня и ночи завершится новым соединением в конце времен: «Будет день один27, известный Господу, ни день и ни ночь» (Зах. 14:7).
Единство первого дня сменилось разделением верха и низа, правой и левой стороны, соединением огня с водой, образовавшее тверди.
Воды взаимно проникали друг в друга и различались только относительно тверди: «Верхние воды мужские, нижние – женские, в начале были единой водой» (Зогар, В начале, 60).
Названная небесами28 твердь относительно новой земли была землей высшего мира: «Ты сделал небеса и небеса небес» (Неем. 9:6).
Единственное действие Творца привело к саморазвитию космоса: «От высшей тверди произошли все остальные тверди, крутящиеся, как шары, с востока на запад и с запада на восток» (Тайное толкование, Будет твердь 3).
Деление первоначальной земли привело к двум новым соединениям, чье развитие завершилось разделением, и еще к двум соединениям, и к образованию семи двойственных твердей.
Творение разворачивалось в еще более ограниченном пространстве – под твердью воды собрались в линию, ограничившую пространство нового мира.
Разделение единой воды во второй день привело к соединению в третий день нижних вод с обожженным огнем воздухом, который потерял влажность и превратился в новую двойственную землю.
Собранные29 в одно место30 поднебесные воды разделились, образовав открытую сушу и скрытое нижнее море, содержащее все потенции будущей земли.
Земля забеременела от вошедших в нее элементов – огня, воды, ветра и породила скрытый под ее поверхностью мир.
Направленный вниз вектор творения приобрел обратное направление. Движение двойственной земли сквозь противоположные воды проявило скрытые светила и прообразы существ.
Одновременно произошло сокрытие первозданного света, который не мог светить днем, ибо затмевал солнце, и ночью – сотворен для дня.
По преданию необычно сильный свет31, позволивший Адаму видеть все миры, наблюдало поколение потопа перед катастрофой.
Четвертый день проявил первые дни в трех последующих, являясь новым миром, одна часть которого принадлежала верху, а другая – низу.
Равноценные светила, дважды созданные словом и действием, разделились относительно друг друга на мужское и женское, большое и малое32 в двойственном космосе.
Произошло очередное разделение света и тьмы, необходимое для защиты жизни, заслоненной твердью от испепеляющего пламени: «Для солнца поставил шатер» (Пс. 18:6).
Разделение светил завершится в конце времен объединением: «И будет свет луны, как свет солнца, и свет солнца будет семикратно больше, как свет семи дней» (Ис. 30:26).
Бог сотворил в пятый день двух великих управителей вод: Левиафана и его самку, лишенную сексуального влечения, чтобы избежать размножения гигантских существ.
Пресмыкающиеся – неизвестная форма жизни, обитающая в ином мире, иначе почему лишены благословения животные? В Зогаре птицы пятого дня – посланные на землю ангелы.
В четвертый день созданы два светила, в пятый – два водных существа, и на земле должны быть два управителя: «Сотворил Адама в образе своем. По образу Бог сотворил его» (Быт. 1:27) – антагониста.
Прямо написано о создании андрогина33: «Бог сделал его мужским и женским» (Быт. 5:2) – не мужчину и женщину, а совсем другие слова: мужского и женского (пола).
Первый день включал все остальные дни и продолжался в течение шести «дней» и «ночей» – вторая составляющая не рассматривалась, но подразумевалась.
Все творение взаимосвязано: от первозданного света светили солнце и луна, из вод второго дня выведены водные существа, Адам сотворен из праха третьего дня.
Между шестью днями творения пять промежутков – это другая невидимая сторона. Каждый день сопровождался гибелью и возрождением реальности.
Пяти исходам соответствовали четыре вещи, сделанные Всевышним для защиты избранников в новом мире: одежды для первой четы, знак Каина, радуга и скрижали.
Седьмой день – прекращение всего творения, подобное смерти, необходимой для возрождения душ: «И завершились небеса и земля, и все воинство их34» (Быт. 2:1).
Бог благословил седьмой день светом и тьмой нового двойного дня, одна часть которого принадлежала небытию, а другая проникала в новое творение.
Космос состоит из двойственных твердей: «7 небес одна в другой, как яичные скорлупы, и 7 заселенных земель крутятся по кругу, как шары, внизу и верху. Вид тварей зависит от места обитания, но ходят прямо, как люди. Свет и день одних – тьма и ночь других» (Зогар, И воззвал 134).
Древние мудрецы знали о шаровидности планет и вращении в безвоздушном пространстве: «Подвесил землю ни на чем» (Иов 26:7).
Взаимосвязанные миры находятся друг в друге: «Все одевается одно в другое, являясь одновременно сердцевиной и оболочкой. Верхнее одеяние – сердцевина нижнего мира» (Зогар, В начале 109).
Космос предельно компактен, Сопряженные миры существуют без физических качеств относительно друг друга – пустое пространство твердь противоположной реальности.
В Зогаре люди не знают об окружении невидимых созданий и непостижимых тайнах, иначе не могли бы жить в таком страшном мире.
Маневр Титаника, пропоровшего корпус об подводную часть айсберга – печальный примером игнорирования невидимой стороны.
В самой нижней Вселенной 11 видов разумных существ: «С человеческой головой и львиным телом35 и наоборот. С бычьей головой и человеческим телом и наоборот. Со змеиной головой и человеческим телом. С четырьмя руками, четырьмя ногами и двумя головами на одном теле» (Сборники толкований 1:32).
Величественное мироздание в Зогаре заметно отличалось от Книги дворцов, как рассказ робкого посетителя и сантехника, упоминавшего скрытые водопроводные трубы.
Описание небесных дворцов необычно: геенна пылает на небесах, в преисподней обитают ангелы, а в тверди расположены змеи и замерзшие звезды.
Возникающий при соединении противоположностей огонь вызывает вращение небесных сфер, разгораясь от уровня к уровню.
Светлеющая тьма превращается в огонь геенны, поскольку относительно противостоящей реальности небеса являются преисподней, а последний уровень – первым.
Вселенная одновременно разворачивается в различных направлениях, поэтому вышестоящие и нижележащие дворцы взаимно проникают друг в друга.
Движущий небесные сферы срединный столб в центре дворцов вращается облаченным в огонь духом, скрывающим высших ангелов.
7 небесных дворцов в соответствии с 7 днями творения находятся один в другом, являясь одновременно сердцевиной и оболочкой.
Духи близлежащих дворцов соединяются друг с другом и сгорают, испуская свет, а затем возрождаются индивидуально в новой реальности.
В каждый дворец можно войти и выйти только в полном единстве всех ангелов, духов и светов, поэтому стражи разрушают двойственность на границе.
Собранные вместе компоненты космоса пробуждают душу будущего мира, чье соединение в виде света с седьмым дворцом порождает новую вселенную.
Выше дворцов находился другой универсум, представленный святыми зверями, каждый член которых равен 7 безднам, а над их головами сияет высшая твердь.
Даже Давид и Даниил не знали о своей посмертной судьбе, поэтому молили удостоиться правого конца, а не конца дней на левой стороне.
В иудаизме нет детального описания посмертных странствий, подобного египетской или тибетской традиции, но указаны основные принципы.
За 33 дня до смерти происходят необратимые изменения, душа не сообщается с сознанием во сне, исчезает тень, в последний момент человек видит умерших близких.
Душа умирающего человека возносится в одно мгновение, подобно камню из пращи, который мечут два ангела на противоположных концах мира.
Семь дней душа возвращается к могиле и в свой дом, поскольку еще существует связь с оставленным телом, прожитой жизнью и любимыми родственниками.
При рождении ангел ударяет младенца по устам, оставляя носогубную складку и вызывая забывчивость: «Рукою запечатает каждому человеку» (Иов 37:7).
И душа умирающего человека испытывает невозможное из-за власти тела просветление, достигает самого верха, но отягощенная грехами стремительно падает.
Витальная душа очищается в преисподней и вступает в круг перевоплощений36. Дух подвергается проверке на входе в нижний сад. Душа восходит в высший Эдем.
В Зогаре только внутренний образ называется человеком, а тело его одеяние, поэтому страдают люди, а награду получает неизвестная сущность.
Смерть антагонист не жизни, а рождения – это переходные состояния. Жизнь может быть счастливой или трагической, но у души много перерождений.
Конспирологи сетуют на слежку ФСБ или ФБР, но тотальное наблюдение осуществляется небесами – две части души записывают события жизни человека.
Человек сам создает конфигурацию посмертного состояния и свидетельствует на высшем суде – доброе намерение обвиняет, а злое защищает.
Душа судится по неизвестным законам небесного правосудия и пересекает огненную реку Динур, чьи воды приносят забвение для подготовки к следующему существованию.
Кафка выразил полную беспомощность человека перед земными и небесными властями, ведь невозможно оправдаться без знания сути обвинения.
Совестливый человек чувствует вину даже за то, что не делал. «Процесс» протекал в болезненном воображении героя, который сам себя осудил или способствовал осуждению.
Господин К. бросался из крайности в крайность, сначала высокомерно игнорировал суд, затем был полностью поглощен нависшей угрозой.
Все попытки спастись посредством ветреных женщин, похотливых судебных исполнителей и алчных адвокатов привели к смертному приговору.
Дело не в том, что происходит с человеком, а в его отношении. Любезные палачи вынуждено исполнили долг, поскольку у героя не хватило сил на самоубийство.
Различные варианты притчи о привратнике рассмотрены с талмудической изощренностью. Последние, как казалось, ворота оказались первыми в бесконечном ряду.
И если не вцепиться в татарскую бороду, нет смысла всю жизнь торчать у входа и задабривать привратника не имеющими значения ценностями.
Чрезвычайно трудно пожертвовать всем и осознать, что конец – это начало, а личные ворота открывают непостижимую бесконечность и свет перед смертью.
Абсурдный на первый взгляд процесс с грязным убогим судопроизводством и жалкими исполнителями парадоксально отражал высший суд.
Наказуем любой поступок, но бездействие еще хуже. Господин К. вместе с беспокойством обрел смысл – бороться за бессмысленное существование.
Иудейская преисподняя предельно милосердна. Максимальный срок наказания для самых отъявленных преступников всего один год.
По субботам и праздникам гарантированный отдых. Бесы разгоняют дым, чтобы грешники видели свет Эдема – смысл заточения в исправлении.
Существующие на небесах в состоянии андрогинного единства души при рождении разделяются на мужские и женские.
Любовь и страсть питают подсознательное желание вернуться в изначальное состояние цельности, поскольку все разделенное стремится соединиться.
Редким счастливцам удается найти утерянную половину. Люди часто ошибаются в выборе партнера, отсюда известная поговорка «браки заключаются на небесах».
Души не хотят воплощаться даже с обещанием счастливой жизни, поэтому загоняются бесами в новые тела. В давке и панике мужские души могут попасть в женские тела и наоборот.
Смысл воплощений в притче о царе, отдавшим сына на воспитание простым людям – необходимо сойти вниз для постижения людских страстей и страданий37.