Странствия патриархов


Избрание Авраама требовало определенных качеств: способность не гореть в огне, перемешаться между реальностями, разговаривать с Богом и магически создавать будущее.

Адам назвал имена животных, пережил подобный смерти сон и разрезание пополам, вкусил от древа познания, был изгнан и породил принесших жертвы детей.

У Авраама обратная последовательность: изгнание, разрезание пополам животных, непробудный сон, запретный плод – египтянка Агарь, рождение и жертвоприношение детей.

В младенчестве патриарха хотели убить, в юности считали сумасшедшим, в зрелости бросили в огненную печь, в старости подвергли суровому испытанию.

Предсказавшие появление мессии звездочеты, подобно египетским магам и евангелическим волхвам, знали время, но не место рождения.

По приказу царя женщины рожали в большом доме под наблюдением надежных слуг. Девочек отправили домой с дарами, мальчиков убивали80.

Бездетный Фарра81 привилегированно наблюдал за женщинами своего дома, но после неожиданной беременности жены обещал царю лично убить долгожданного ребенка.

Одновременно с Авраамом появился на свет объявленный мертвым сын служанки. Астрологи заметили необычно яркую звезду и указали место рождения опасного младенца.

Нимрод предложил соратнику неисчислимые богатства за голову сына, но услышал притчу о лошади, которой предложили отрубить голову за мешок ячменя.

Царь знал о двух младенцах: живого немедленно убили, мертвого погребли без контроля врачей, способных определить навеянный снадобьями глубокий сон.

Фарра отдал на заклание сына служанки и мнимо похоронил Авраама, чтобы затем доставить в надежное место. Хитроумный план не удался – погребение было пустым.

По преданию Авраам пробыл в темноте три года82 и впервые увидев свет молился светилам. Родители не поверили глазам, увидев высокого ростом и полного сил сына83.

Отсутствие стереотипов привело к осознанию единственности Творца в условиях поголовного многобожия – конфликт с языческим миром неизбежен84.

Лишенный всех привилегий Фарра изготовлял идолов. Авраам отпугивал покупателей упреками в идолопоклонстве и разбил 12 фамильных божков.

Разгневанный язычник отдал сына Нимроду, предложившему поклониться любому объекту природы для демонстрации веры в зримые вещи, а не в невидимого Бога.

После отказа святотатца приговорили к сожжению в ритуальной печи, но сгорели только веревки – Авраам невредимо ходил в ревущем пламени.

Потрясенные люди рационально объяснили чудо: потомство жреца огня неуязвимо или магически помог брат, разогревавший печь по приказу царя.

После допроса и признания в вероотступничестве приговорили к сожжению Арана – его кожа осталась невредимой, а внутренности выгорели.

Несчастный вышел из печи и скончался у ног отца, поскольку в метании между старой и новой верой надеялся на чудо – личный риск был невелик.

Нимрод должен обрушить всю мощь на опасных существ со сверхъестественными способностями, вынудив семью к бегству85.

Обычный человек оставляет дом, родину, а в конце землю. У Авраама обратный порядок: «Иди себе от земли твоей и от места рождения твоего, и от дома отца твоего к земле, которую Я буду указывать» (Быт. 12:1).

Переход в иную реальность возможен при полном отказе от всех сущих ценностей, а также мыслей и чувств, накопленных с момента рождения.

Противостояние язычеству требовало обрыва всех связей, но у семидесятилетнего Авраама ничего нет, кроме бесплодной жены и племянника-антагониста.

В религиозной традиции Авраам – идеальный человек, исправивший первородный грех и восстановивший разорванную связь с Богом.

Патриарх совершал противоречивые поступки: оставил старого отца86 в чужой земле, дважды отдал жену, прогнал племянника, отослал Измаила87 в пустыню, пытался зарезать Исаака88.

Страдали не только родственники, по пятам шли голод и мор, поражавшие гостеприимные народы. За круговертью бедствий скрыта трагедия человека, жертвовавшего всем дорогим.

Во время адаптации в Харране «сделали душу89» (Быт. 12:5) – по мнению комментаторов множество прозелитов, ибо усилия всех людей не могут создать одного комара90.

В обетованной земле тяжелый голод – небеса закрылись, земля высохла, житницы опустели. Жрецы указали на виновника гнева богов, вынудив Авраама бежать в Египет.

Подробности передвижений крайне важны – вся жизнь патриарха была божественной магией, таинственным образом связанной с созданием будущего.

Авраам покинул родину из-за репрессий Нимрода, спустился из-за голода в Египет91, воевал с захватившими Лота царями, подвергся изменению в глубоком сне.

Рамбам92 осуждал уход в Египет и торговлю женой, ибо во всем нужно полагаться на Бога. Однако патриарх был лишен выбора в исполнении божественного замысла.

Переход в иную реальность требовал сбросить одеяние прежнего мира – пожилая женщина превратилась в молодую красавицу.

По преданию избранная пара владела оборачивающейся монетой: на одной стороне изображены старик и старуха, на другой юноша и девушка.

Превращение произошло возле реки – отражение Сары в воде стало подобным восходящему солнцу. Впервые заметивший красоту жены Авраам попросил назваться сестрой.

По преданию патриарх тайно перевез жену через границу в ящике. Первый контрабандист согласился на максимальную пошлину, озадачив бдительных таможенников.

Вскрытый ящик засиял ослепительным светом. Ангельская красота повергла египтян в шок. О небывалой красавице немедленно доложили похотливым министрам.

Фараон приказал лучшим скульпторам и художникам сделать из дерева скульптуру Сары, поставил возле кровати и использовал как сексуальный фетиш93.

Живая богиня достойна только фараона, поэтому Авраам опасался за свою жизнь. Однако за образом неземной красавицы скрывалась пожилая женщина.

Сара получила духовные дары в виде любви и обожания. Авраам одарен материальными ценностями: скотом, рабами и верблюдами.

Чрезвычайные меры безопасности Сары сводят к нулю возможность брака с фараоном, хотя антагонисты лучше всего подходят для соединения94.

Чужеродная красавица воспринимала любовь как ненависть: «Поразил Господь большими поражениями фараона и дом его по слову Сары» (Быт. 12:17).

По преданию ангел с кнутом десять раз ударил страну. Господь лишь «коснулся» фараона – наметил чертеж грядущего поражения.

При входе в Египет Авраам отдал жену, при выходе избавился от Лота: «Отделись от меня95, если налево, то я направо, а если направо, то я налево» (Быт. 13:9).

После прихода Лота в Содом началась война96 возле Мертвого моря с внушительными титулами участников: царь мира, царь земли, царь народов97.

Часть разбитого войска убежала в горы, многие сгорели в колодцах смолы, но царь Содома вышел живым из огненной ямы.

Победители не преследовали забравших все ценности врагов, а вошли в опустевший город: «Цари воевали, чтобы убить Авраама, но сразу ушли, захватив Лота» (Зогар, Пойди 234).

Союзники хотели провести пленника по местам странствий патриарха для предотвращения неблагоприятного будущего магическими действиями.

Племянник был двойником Авраама, поэтому принимали одного за другого: «Лот был похож на Авраама и вся война была из-за него» (Зогар, Пойди 234).

Захват Лота, оставшегося в городе после всеобщего бегства, нарушал небесный план. Авраам вооружил 318 воспитанников и быстро настиг врагов.

Есть толкование, основанное на анализе корня слова «вооружил» – зелень: все выходящие на битву Господню подобны вырванной из земли траве.

По преданию под их ногами не поднималась пыль – земля чудесно сократилась98. Многочисленные враги разгромлены колдовством: песок и солома превращались в мечи и стрелы99.

Побежденные цари стремились до последней возможности удержать Лота, гарантировавшего благоприятное будущее.

Между антагонистами существовала тесная связь, захват двойника затрагивал жизненные интересы Авраама, отказавшегося от добычи, чтобы остаться духовным существом.

После феноменальной победы Всевышний парадоксально предложил защиту – патриарх мог бояться только суливших наказание божественных даров.

Жертвующий всем Авраам интересовался сутью награды, сетуя на бездетность: «Что Ты дашь мне» (Быт. 15:2) – поток благодеяний обращен исключительно в будущее.

Убежденный астрологией в невозможность иметь детей скептик поднят выше небесной тверди, где звезды не влияют на судьбы людей: «И вывел его наружу» (Быт. 15:5).

Патриарх поверил в сверхъестественное появление потомства, неспособное существовать по природным законам без корней в реальном мире.

Избранник заснул подобным смерти сном и подвергся метаморфозе, означавшей рождение нового человека с новым именем и судьбой.

Страдающий после обрезания Авраам не пригласил в шатер ангелов в образе людей, невидимых даже для Сары, способной только слышать посланцев.

Патриарх распорядился испечь лепешки из тонко просеянной муки и побежал приготовить угощение: «Взял масло и жир, и теленка, которого сделал, и подал перед ними» (Быт. 18:8).

Крайняя необычность эпизода требовала объяснений – ангелы ели пищу100, а патриарх игнорировал запрет смешения мясных и молочных продуктов.

В комментариях Авраам создал с помощью кабалистической книги искусственного теленка или ангелы сжигали пищу огнем своих уст.

Богоявление несло благо будущей реальности и гибель обреченному Содому. Авраам догадался о катастрофе, когда ангелы высматривали окрестность.

Высший суд интересовало только соответствие грядущему, поэтому первый адвокат возражал против коллективной ответственности: «Уничтожишь праведника с грешником» (Быт. 18:23).

Авраам построил защиту не на оправдании грехов, а на сомнении в божественном правосудии: «Судья всей земли не станет вершить правосудие» (Быт. 18:25).

Всевышний ответил по существу: «Если Я найду в Содоме пятьдесят праведников внутри города, то прощу все место ради них» (Быт. 18:26).

Авраам упорно торговался за каждую душу, снизив количество необходимых для спасения праведников до десяти, ибо его потомков постигнет подобная участь.

Возможно, долготерпение Всевышнего связано с желанием сделать патриарха соучастником суда, ведь трудно найти 10 праведников по критериям небес.

По преданию после разрушения Вавилонской башни земля долгое время была бесплодной. Толпы голодных людей блуждали по миру в поисках пищи.

Содомиты нашли плодородную долину, тщательно охраняли границы и установили жестокие законы101, препятствующие проникновению чужаков.

Долины Нила и Иордана были, подобно Эдему, закрытым местом, удовлетворяющим все потребности. Из Египта никто не мог выйти, кроме Моисея, в Содом никого не пускали, исключая Лота.

Изоляционная политика противоречила плану творения, поэтому Содом был перевернут, а спасенный Лот стал семенем будущей реальности.

В вариативном прочтении жители Содома были «дружны очень, но грешны пред Господом» (Быт. 13:13) – достигли опасного единства.

Бедность считалась преступлением. За подаяние голодающему – казнь на костре. За приют бездомному – сожжение дома. При любом проявлении милосердия наказывались благодетель и бедняк.

Жители Содома уничтожены за отсутствия веры в будущий мир, поскольку всеми силами пытались сохранить существующую реальность.

Жестокие законы уничтожали бескорыстных людей, поскольку в этом мире за все нужно платить. Убивающее праведников общество лишено будущего.

Старшую дочь Лота за милость к бедным обмазали медом и привязали на стене, чтобы пчелы и осы пожрали тело живьем102.

По преданию вопль страдалицы побудил Всевышнего наказать грешников. Возможно, индикатором праведности для небесного суда был Лот103.

Сидящий у городских ворот праведник должен предупредить путников о смертельной опасности, а не настойчиво предлагать гостеприимство.

Авраам хотел отвести опасных пришельцев подальше от шатра, Лот пригласил незнакомцев в дом. Посланцы согласились днем, но отказались вечером.

В сложном для понимания тексте главное вошли ангелы в дом или остались на улице – от этого зависит дальнейшее развитие событий.

В традиционной версии пришельцы уступили настойчивым просьбам и ужаснули жену Лота, поскольку гостеприимство наказывалось смертью.

Женщина пошла к соседям одолжить соль и рассказала новость. Разъяренные содомиты немедленно окружили дом, чтобы узнать намерения чужаков.

Содомский грех – нонсенс. Наивно думать, что все жители города, включая женщин и детей, намеривались вступить в гомосексуальные отношения с бесполыми ангелами.

Слово «познать» используется в Библии в сексуальном смысле, но в данном случае горожане хотели всего лишь допросить пришельцев.

Среди многочисленных грехов содомитов упомянуто только одно сексуальное преступление: раз в году обменивались женами на четырехдневном празднике.

Переполох вызван конспиративным поведением единственного в городе чужеземца, встретившего в темноте и укрывшего подозрительных личностей.

Предложение выдать возбужденной толпе дочерей, как заложниц, привело к обратному результату. Ангелы ослепили пытавшихся ворваться в дом горожан.

Другая версия основана на вариативном прочтении. Лот пытался отослать опасных пришельцев к Аврааму: «Отклонитесь к дому слуги вашего и ждите до утра» (Быт. 19:2).

Неспособные изменять программу действий ангелы только подошли к дому, но остались на улице: «Очень их упрашивал, но они возражали и подошли к его дому» (Быт. 19:2)

Лот изменил тактику и попытаться помешать выполнить задание: «Сделал для них пир» (Быт. 19:3) – посланцы остались на улице, как предполагали вначале.

Искавшие праведников ангелы требовали выдачи собравшихся в доме горожан, но Лот предложил дочерей: «Делайте им добро в глазах ваших, только людям тем не делайте ничего» (Быт. 19:8).

Посланцы, рассчитывавшие на помощь в поиске людей, не привязанных к сущим ценностям, обвинили Лота в самостоятельном суждении о добре и зле104.

В традиционном понимании невозможно было бы пройти сквозь окружившую дом агрессивную толпу для спасения замужних дочерей.

Зятья и почти все содомиты жили в радости и покое. Вероятно, некоторые люди знали об уничтожении и собрались в доме Лота, но большинство было в неведенье.

Ангелы поторопили избранника на заре: «Вставай! Бери жену твою и двух дочерей твоих нашедшихся105, чтобы не погиб ты в грехе города» (Быт 19:15).

Лот не хотел уходить из обреченного Содома, вынудив ангелов насильно эвакуировать избранное семейство: «И вывели и поставили вне города» (Быт. 19:16).

Ангелы предложили спастись спасителю, желавшему разделить участь обреченного города: «Спасай душу свою, не высматривай других своих» (Быт. 19:17).

Если все время оглядываться назад можно окаменеть как жена Лота, поскольку ангел поражения по выражению лица видит состояние души.

Несчастная женщина оплакивала оставленных в городе дочерей: «Смотрела жена за ними и стала столбом соли» (Быт. 19:26) – в непосредственной близости от мужа.

Лот вынудил ангела сохранить расположенный на окраине городок: «Уважил я тебя также в этом, чтобы не переворачивать город106, о котором ты говорил» (Быт. 19:21).

Катаклизм разразился на рассвете. Сожженные города предварительно посыпали горючей серой: «Господь пролил на Содом и Гоморру серу и огонь» (Быт. 19:24).

Полчища ангелов перевернули округу основанием к верху, а вершиной к низу: «Перевернул города эти и всю долину, и всех жителей городов, и растительность земли» (Быт. 19:25).

Спасенный Лот подобно Ною избран высшими силами: «Нашел раб твой симпатию в глазах твоих» (Быт. 19:19) – события разворачивались в обратной последовательности.

Ной погубил обреченное человечество, закрывшись в ковчеге. Лот пытался спасти обреченных людей, но был вынужден спрятаться в пещере.

У истоков прежних поколений стояли три сына Ноя, один из которых согрешил. Родоначальницами новых народов могли стать три женщины, если бы жена Лота не обернулась.

Оба напились до невменяемого состояния после катастрофы и были обнажены. Ной кастрирован сынами, дочери Лота родили от него детей: «Оживим от отца нашего потомство» (Быт. 19:32).

Две спасенные дочери совершили инцест ради сохранения человеческого рода: «Отец наш стар и нет никого на земле, чтобы прийти к нам» (Быт. 19:31).


Перевернутые судьбы


По преданию Авраам и Сара были гермафродитами с цельными душами, не раздираемыми противоречивыми стремлениями к добру и злу.

Все обетования даны Аврааму, но бесплодная Сара проявила заинтересованность в потомстве – привела служанку, забеременевшую в первую ночь.

Потрясенная женщина обрушила гнев на мужа, равнодушно отдавшего мать долгожданного первенца: «Вот служанка в руках твоих, сделай ей добро в глазах твоих» (Быт. 16:6).

Патриархи своеобразно понимали добро. Сара притесняла убежавшую в пустыню рабыню, остановленную ангелом на границе с Египтом.

По преданию изгнание Измаила вызвано зловредным характером: насиловал женщин, оклеветал Сару, покушался на жизнь Исаака.

Действительной причиной был таинственный смех: «Увидела Сара, что сын Агари египтянки, которого родила Аврааму, смеется» (Быт. 21:9).

Авраам и Сара были первыми смеющимися людьми. Имя Исаак может означать «смеющийся». Наследником должен стать смеющийся сын, следовало избавиться от конкурента.

Бог санкционировал изгнание первенца вопреки воле патриарха: «Встал Авраам рано утром, взял хлеб и бурдюк с водой, и дал Агари, и положил на ее плечо ребенка» (Быт. 21:14).

По преданию Измаил заупрямился, наотрез отказался идти, заболел горячкой, поэтому мать понесла на плечах шестнадцатилетнего сына.

Несчастная женщина бросила мальчика в пустыне, обезумев от жажды и усталости, чтобы не видеть страданий сына, и получила утешение ангела.

В песках не было видимого обычным зрением колодца – вода находилась в иной реальности, где Измаил удостоился божественного покровительства.

Контролируемая небесами Агарь должна тяготиться рабством, чтобы в будущем египтяне угнетали евреев: «Возвратись к госпоже своей и страдай под ее рукой» (Быт. 16:9).

Ангел обещал будущую награду: «Вот ты зачинаешь107 и родишь сына» (Быт. 16:11). Первенец Авраама «дикий человек» – почти буквально «красная телица108».

Большая часть жизни супругов прошла в странствиях, но Бог вернул время, потраченное на создание грядущего: «Я возвращу тебе срок жизни» (Быт. 18:10).

К Саре вернулась молодость, морщины разгладились, тело стало красивым и нежным, началась менструация, осквернившая испеченный для неожиданных гостей хлеб.

По преданию Бог обманул ангелов, дав новорожденному Исааку временную душу, отлетевшую при жертвоприношении, замененную новой душой с иной судьбой.

Тайное введение в мир объяснялось притчей о царе, наградившего верного слугу бесценной жемчужиной завернутой в лохмотья из-за опасения зависти.

Сверхъестественное рождение Исаака сопровождалось чудесами: слепые прозревали, немые разговаривали, расслабленные вставали, бесплодные беременели.

Прагматичные люди говорили, что старики подобрали подкидыша на рынке, поэтому девяностолетняя Сара накормила грудью принесенных на пир младенцев.

Слух о беременности от Авимелеха опровергнут полной схожестью Исаака со столетним Авраамом, который достиг пика развития, означающего неминуемое падение.

Патриарх ошибочно пригласил на пир только знатных людей. А сатана в образе нищего стоял на пороге, что привело к жертвоприношению сына ради соединения противоположных миров.

Исчезновение первенца сделало Авраама и Исаака антагонистами: «Милосердный отец сделал безжалостное дело для прекращения распри воды и огня» (Зогар, И явился 493).

Обещание установить завет с Исааком противоречило жертвоприношению, но Авраам верил в обе линии судьбы сына и жизнь после смерти.

Патриарх беспрекословно подчинился божественной воле, не просто удалился от людских глаз, а три дня шел на гору Мория – место будущего Храма.

Определенность места подчеркивала серьезность всех участников драмы – простое испытание могло произойти в любом месте.

Отец и сын увидели незримый для спутников огненный столб: «Я и юноша пойдем и поклонимся, и возвратимся к вам» (Быт. 22:5).

Страдалец не знал, что вернется с сыном, иначе нарушался принцип испытания. Комментарий предельно суров: подразумевался мешок с прахом и костями Исаака.

По преданию сатана в виде старца упорно противился жертвоприношению. Авраам ответил, что идет молиться, а огонь и дрова необходимы для приготовления пищи.

Искуситель прямо сказал о кровопролитии, пригрозил людским гневом, и предостерег, что мысль о даровании нового сына погубит душу.

Сатана заявил, что Бог еще раз изменит мнение и назовет его сыноубийцей. А последняя хитрость могла свести с ума любого отца: это не Бог, а он просил принести в жертву.

Искуситель рассказал несущему на себе дрова для всесожжения Исааку о скорой смерти, кончине матери и переходе наследства к старшему брату.

В трагикомичном диалоге юноша до конца не подозревал о своей судьбе и словно хотел убедиться, что по-прежнему разговаривает с отцом.

Исаак просил связать себя крепче, опасаясь содрогнуться под ножом. Ангелы рыдали109 при виде готового зарезать сына отца и согласного быть зарезанным сына.

Жертвоприношение имело большое значение для будущего, патриарх только приблизился к месту по своей воле, а затем был превращен в управляемое лишенное сердца существо.

Предание рисует жуткую картину. Авраам с изменившемся лицом связал сына крест-накрест, поставил ногу на тело, как режут скотину, чтобы не лягнула, и занес нож.

Эпизод напоминает шизофренический бред. Сумасшедшим, ищущим спасения у близких людей, иногда кажется, что враждебные существа приняли любимый образ.

Убийство остановлено в последний момент, ангел дважды звал лишенного сердца отца: «Авраам страдал, что жертвоприношение не исполнится после запрета прикасаться к сыну» (Зогар, И явился 507).

Чудесный баран110 долго пытался обратить внимание запрограммированного на убийство патриарха, среагировавшего только на прикосновение лапы.

В двусмысленных комментариях Авраам зарезал сына и вознес барана за пролитие крови; на жертвеннике пролита четверть крови Исаака, лечившему рану три года в Эдеме; отлетевшую при прикосновении ножа душу заменили новой.

Патриарх поселился в пустыне, а не вернулся к умирающей от волнения жене, которая никогда больше не видела сына и мужа.

К смерти Сары приложил руку сатана, подробно рассказав о несчастье. Проявивший поразительную жестокость к оставленной жене Авраам позаботился о мертвом теле.

Не имевший даже пяди собственной земли для погребения избранник уговорил владельца продать поле и пещеру111.

Патриарх заставил раба поклясться не брать жену Исааку в Ханаане, поскольку семейные гены имели исключительное значение для будущего.

Встреча с предназначенной девушкой всегда происходила возле колодца112: Элиезер встретил Ревекку113, Яков Рахиль114, Моисей дочерей Итро.

Ревекка напоила раба и верблюдов, получив за труд золотую серьгу и два браслета. По преданию Элиезер поднял верблюдов в воздух – чудотворец требовал уважения.

Гостеприимство было притворным, арамейцы пытались отравить пришельца, чтобы не отдавать девушку и завладеть сокровищами.

Ангел переставил тарелку с ядом, доставшуюся главе семейства115. Потрясенные родственники пытались удержать гостя для мести.

Небесная агентура пользовалась одним неотразимым приемом: Змей соблазнил Еву красотой, египтяне поражены ангельским видом Сары.

Ревекка была загипнотизирована сверхъестественной привлекательностью старика, названного юношей после перехода в иную реальность.

Девушка думала, что жених красивее раба. Страшное разочарование вызвало обморок: «Подняла Ревекка глаза свои, увидела Исаака116, и упала с верблюда» (Быт. 24:64).

Исаак и его жена принадлежали левой стороне: «Когда он взял Ревекку» (Быт. 25:20) – соединились тьма и ночь» (Зогар, Порождения 11).

Комментаторы подозревали Элиезера в злом умысле: «И взял этот раб Ревекку» (Быт. 24:61) – в сексуальном смысле117. Земля сократилось, чтобы посланец не был с девушкой ночью.

Авраам посоветовал сыну проверить девственность невесты, сказавшей, что повредилось после падения с верблюда. Исаак обвинил Элиезара, но слуги нашли измазанную кровью ветку.

В конце жизни Авраам взял еще одну женщину, происходящую от Яфета, и стал «отцом множества народов» от дочерей потомков трех сынов Ноя.

Отосланный в пустыню с водой и хлебом Измаил услышан Богом. Унаследовавший духовную функцию Исаак был нищим скитальцем, разбогатевшим в Гераре.

Последние дети, предки народов Востока, получили в дар сокровища Авимелеха или магические знания, поэтому обездолены в будущем.

В Гераре бесплодная и пожилая Сара воспринималась как символ плодородия, ибо усилия многочисленного гарема не могли подарить царю сына.

Избыточная жестокость обеспечила гостье безопасность. Мысль о сближении вызвала у Авимелеха глубокий сон с угрозой Всевышнего, а вся страна наказана бедствием.

По преданию проказа покрыла тела людей и стены зданий. Закрылись отверстия каждого человека. Люди не могли справить нужду и даже плакать – не текли слезы.

Визит Авраама завершился страданиями, испугом и утратой материальных ценностей. Исаак повторил отцовский трюк, но царь запретил даже прикасаться к пришельцам.

Исаак успешно занялся земледелием, несмотря на ссоры, засыпание колодцев, и стал владельцем большого имущества, вызвавшего зависть, ненависть и изгнание.

Загадочное бесплодие, отравившее супружескую жизнь Ноя, Фарры и Авраама, поразило в течение долгих двадцати лет Исаака и Ревекку.

Исаак первым молился о даровании потомства. В тяжелой беременности118 Бог открыл избраннице обновление мира близнецами антагонистами.

Первородная триада породила Каина, Авеля и Сифа. Реальность, начавшаяся с трех сынов Ноя, завершилась отделением трех сынов Фарры.

По традиции один из сынов – грешник. Авель праведник, Каин – убийца. Авраам безупречен, Лот совершал сомнительные дела.

Воплощением абсолютного зла полагали Исава119, впитавшего утробную кровь, родившегося красным, похожим на взрослого человека со сплошным волосяным покровом.

Близнецы должны унаследовать настоящее и будущее: «Обманул в чреве своего брата, чтобы родился первым, и взял этот мир в начале, а Яков в конце» (Зогар, Суды 412).

Избранник лукаво120 противостоял силам зла: «Исав последовал за Змеем, поэтому Яков пошел путем обмана как мудрый изгибающийся Змей» (Зогар, Порождения 26).

По преданию сатана побудил Исава изнасиловать обрученную девушку, убить человека, отрицать воскрешение мертвых, отречься от Бога и пренебречь первородством.

Яков совершил пять действительных проступков: обманул брата и отца, похитил скот и сердце Лавана, невольным проклятием вызвал раннюю смерть Рахили.

Близнецы противоположны друг другу. Исав открыто демонстрировал незаурядные способности и стал великим охотником121 как Нимрод.

Его брат вел изолированный образ жизни и был любим только пришедшей из другой земли матерью: «Яков человек цельный, сидящий в шатрах» (Быт. 25:27).

По преданию продажа первородства за чечевичную похлебку произошла в день смерти Авраама. Яков не вышел из шатра даже на похороны деда, Исав был занят ловлей зверей.

Один устал от охоты и стремился стать похожим на мать. Другой возненавидел скрытое существование и хотел уподобиться уникальному отцу.

Яков приобрел свойства брата, надев одежду, – изменился внешне. Исав принял внутрь пищу – отказался от первородства в глубокой депрессии.

Родители предпочитали собственные подобия: «Любил Исаак Исава, ибо добыча во рту его, а Ревекка любила Якова» (Быт. 25:28).

Слепоту Исаака объясняла притча о слишком умном меняле, называвшим добром зло, а зло – добром. Царь посадил его в темницу, чтобы не отличал одно от другого.

Парадоксальные слова «потускнели глаза его, чтобы видеть» (Быт. 27:1) – означали способность воспринять родственную область тьмы.

Исаак хотел отдать Исаву будущее, а Якову настоящее, хотя прожил после благословений еще двадцать лет. Иначе судила Ревекка, получившая пророчество во время беременности.

Исаак благословлял и больше доверял осязанию122. Его жена, полагавшая основным голос123, готова принять проклятие124.

Ревекка дала любимцу для обмана отца одежду Исава125. Старец сомневался даже после ощупывания и использовал все оставшиеся чувства для опознания.

И только запах вольного поля126 убедил Исаака дать противоположные проклятиям Адама благословения, а затем испугаться измененного будущего.

Яков прожил жизнь полную скитаний, опасностей, тяжелого труда и трагических потерь, поскольку отложил благословения на конец времен для спасения потомков от агрессии народов.

Исав наслаждался благами этого мира, жил в покое, богатстве и удовольствиях, в мире с соседями, имел от трех жен многочисленное потомство.

Борьба братьев подобна противоборству Каина и Авеля, одному суждено погибнуть: «Приближаются дни траура по отцу моему, и я убью Якова» (Быт. 27:41).

Ревекка хотела сохранить обоих сынов, отправив предполагаемую жертву в изгнание: «Зачем я лишусь вас обоих в один день» (Быт. 27:45).

По преданию земля сократилась под ногами беглеца, прошедшего семнадцатидневный путь за несколько часов – колодец быстро преображал местность127.

Описан неизвестный способ передвижения. Вероятно, Яков двигался внутри пространственного туннеля, а не колодец шел за ним, заметая следы.

Странник вышел в дорогу в субботу. Пространство и время изменились: «И наткнулся на место» (Быт. 28:11) – мир стал непроходимой стеной.

Земные законы потеряли значение для заснувшего на рассвете путешественника: «И ночевал там, ибо взошло солнце» (Быт.28:11).

Патриарх проснулся от сна предыдущей жизни и увидел оживленную магистраль между мирами: «Действительно есть Господь в этом месте, а я не знал» (Быт. 28:16).

Спускающиеся по удивительной лестнице ангелы хотели убить человека, способного изменить будущее, а поднимавшиеся наблюдали его небесный образ.

В чужой земле Яков сразу проявил инициативу и легко справился с огромным камнем, который могли сдвинуть совместные усилия многих людей.

Дочери Лавана, подобно сынам Исаака, противопоставлены: одна обладала внешней красотой, другая внутренней – скрытой даже от мужа.

Лия скрывалась в доме и жила напряженной духовной жизнью. Рахиль открыто пасла стада, вышла к колодцу и возбудила любовь Якова.

По замыслу Исаака нищий Исав должен был жениться на дочерях Лавана, но полученное обманом благословение привело к обмену судеб.

Сходятся не подобия, а противоположности – Исав полюбил бы Лию, чьи глаза потускнели от постоянного плача, от которого сестра становилась еще краше.

Коварный арамеец, расстроенный отсутствие подарков, ведь за Ревекку заплатили груду сокровищ, обязал родственника работать семь лет за жену.

Подробно изучивший возлюбленную за долгие годы Яков спал с ее сестрой в брачную ночь и обнаружил обман только при утреннем свете.

Вероятно, сестры выглядели абсолютно одинаково, но отличались отраженным в глазах состоянием души: «Глаза Лии слабые» (Быт. 29:17).

В начале творения женщина оказалась между двумя мужчинами. Яков соединился с двумя женщинами на левой стороне мироздания.

С одной женой патриарх был бы бездетным до глубокой старости: «Увидел Господь, что ненавидима Лия и открыл ее чрево, а Рахиль бесплодна» (Быт. 29:32).

За два года Лия родила трех семимесячных сынов, но осталась отверженной, несмотря на феноменальную плодовитость, прекратившуюся после рождения Иуды.

Нелюбимая жена купила у сестры право ночи за мандрагоры. Чудесное растение не помогло Рахили, а Лия родила еще двух сынов и дочь Дину.

Вскоре разразился второй в сакральной истории семейный скандал: «Дай мне сынов, иначе мертвая я» (Быт. 30:1) – не отличала бесплодие от смерти.

Рахиль хотела изменить ситуацию, сознательно навлекая гнев мужа: «Рассердился также Яков на Рахиль и сказал: я ли вместо Бога, что удержал у тебя плод утробы» (Быт. 30:2).

Бог способствовал беременности бесплодной красавицы. Все братья рождались парами, поэтому Рахиль уверена в рождении еще одного сына.

Всевышний велел Аврааму оставить родину, Яков получил противоположное указание: «Возвратись к земле отцов твоих, к месту рождения твоего» (Быт. 31:3).

Патриарх обратился к Лавану, как Моисей к фараону: «Отпусти меня, и я пойду к месту моему, и к земле моей. Отдай жен моих и детей, за которых я работал» (Быт. 30:25).

У арамейца не было формальной причины удерживать зятя, принесшего значительное богатство: «Малое, что было у тебя до меня, стало множеством» (Быт. 30:30).

Патриарх сделал необычное предложение: «Не давай мне ничего» (Быт. 30:31) – сделал ставку на ничтожное меньшинство коричневого и пятнистого скота.

Предусмотрительный арамеец изолировал всех темных и пятнистых овец и козлов: «И поставил дорогу трех дней между собой и Яковом» (Быт. 30:36).

Весной, вопреки природе, белые овцы принесли большой темный и крапчатый приплод, поскольку спаривались, глядя на наструганные в полоски палки или из-за вмешательства ангела.

Удивленный необычными рождениями Лаван ежегодно вносил изменения в договор после зачатия скота: «Менял мою плату десятью видами128» (Быт. 31:7).

Яков разделил стадо, словно ангел, отделивший евреев от египтян. Лаван упорствовал, как фараон, не отпускавший принесших богатство пришельцев.

Генетический трюк, проверенный на овцах, чудесным образом повторен в Египте – 70 душ сынов Израиля превратились в многочисленный народ.

Патриарх объяснил женам, впервые пришедших к согласию, необходимость бегства от могущественного отца, чьи козни удалось одолеть только с помощью небес.

Колдун двигался фантастически быстро: «Лаван прошел за один день расстояние семи дней129, чтобы умертвить Якова за побег и украденных идолов» (Зогар, И вышел 380).

Истуканы были чрезвычайно важны, но арамеец сразу сказал об украденном сердце, поскольку бегство Якова нарушало его представление о будущем.

Лаван хотел умертвить Якова заклинанием: «Арамеец губит моего отца» (Втор. 26:5) – поэтому Бог ночью сказал колдуну «не говори130», а «не сделай».

Спрятавшая истуканов131 Рахиль наказана ранней смертью по неосторожному слову мужа: «У кого найдешь богов твоих, тот не будет жить» (Быт. 31:32).

Обыскивающий шатры Лаван проигнорировал дочь,

поскольку не допускал мысли об осквернения идолов нечистотой месячных.

Таивший многолетние обиды Яков впервые проявил характер, высказал претензии и расстался навсегда с тестем, заявившим, что все принадлежит ему.


Загрузка...