Как поверить в то, что наш мир управляется? С одной стороны, мы видим, что управление есть на всех уровнях нашей жизни, начиная с отдельного человека (ведь самим собой тоже иногда приходится управлять) и заканчивая управлением государством. Человеку приходится организовать, а, следовательно, управлять многими процессами своей жизнедеятельности. Да вот беда, человек так и не научился избавляться от смерти и страданий. Почему же? Очевидно, что только потому, что смерть и страдания находятся вне компетенции человека.
В мире и в самом человеке происходит масса процессов, которые, мы уверены, происходят сами собой, без чьего-либо управления. С другой стороны, мы уверены, что без управления ни один процесс сам по себе идти не может. Роль Того, Кто всем управляет, мы как правило отвергаем, не понимая всю абсурдность нашей позиции. К нашей жизни мы, условно говоря, подходим с двойными стандартами. С одной стороны, мы признаем наше право и необходимость управлять бесконечно ничтожной долей тех процессов, которые происходят в нашей жизни. С другой стороны, мы отвергаем необходимость управления всеми остальными процессами, которые являются несравненно более сложными, чем те, которыми мы научились управлять.
В деле наслаждения страданиями мы не сдвинемся с мертвой точки, пока не признаем существование Того, Кто нас создал и Кто управляет нашей жизнью; пока мы не признаем существования Того, Кто руководит сразу всем.
Нерелигиозных народов, как известно, не бывает. Потому в верованиях всех народов всегда присутствовали боги: злые или добрые, плохие или хорошие. По какому критерию люди определяли: какой бог хороший, а какой нет? Критерий был простой: если в жизни людей все было благополучно, – то значит им помогали хорошие боги; если же в жизни людей постоянно возникали проблемы, – то значит всему виной были плохие боги.
Материальный достаток, отсутствие войн и болезней – вот, что до сих пор является главным критерием хорошей жизни для большинства людей. И сегодня практически ничего не изменилось. Все также (и даже ни в кого неверующие атеисты со своими дурацкими приметами) пытаются уговорить плохих богов не причинять зло, а хороших – помогать во всех «добрых» начинаниях… И в пределах земной жизни этот критерий работал просто отлично. Но с жизнью загробной постоянно возникала проблема. И она была связана с тем, что представления о счастливой земной жизни тупо переносились на счастливую, но теперь уже загробную жизнь. Хотя что-то подсказывало людям, что у мертвого, скорей всего, потребности хоть чуть-чуть, но все равно должны отличаться.
Почему же люди делят богов на плохих и хороших? Проблема заключается в том, что люди не понимают, в чем заключается подлинный смысл «плохого». Они думают, что добрый бог никакие неприятности причинить не может. И потому признание Единого Творца было бы равносильно признанию того, что Он управляет людьми в основном как-то «не очень»; потому что люди все время страдают, болеют, умирают. Но если бы люди вдруг поняли, что страдания – это такое же наслаждение, но только совсем иного порядка, то проблем бы с «неадекватными богами» уже не возникало. Люди бы признали Единого Творца, который все в нашей жизни организует только для нашего удовольствия.
Зачем же Творец посылает нам страдания и смерть, хотя запросто мог бы дать нам возможность непрерывно наслаждаться самыми «обычными удовольствиями»… и, вдобавок, наделить нас еще и таким вожделенным бессмертием? Смысл страданий и смерти заключается в том, что Творец хочет, чтобы мы как следует подготовились к предстоящей вечной жизни. Подготовится же к ней без страданий и смерти, ну как не крути, никак не получится!
Каждый человек в своей жизни совершает огромное количество нехороших поступков, каждый человек позволяет себе говорить нехорошие слова или хотя бы о нехорошем думать. Каждый знает, что он в своей жизни хоть в чем-то, да опростоволосился. Единственное состояние, когда человек перестает думать о плохом, говорить о плохом или совершать плохое – это когда человек начинает интенсивно страдать. Страдания делают нас лучше, ну, или по крайней мере, не позволяют нам становиться хуже. Таким образом, Творец готовит нас к вечной жизни. Отрывает от привязанностей этого мира и учит нас жить в вечности. Смысл страданий заключается в том, чтобы мы как следует подготовились к загробной жизни, которая ожидает нас всех, без исключений!
Так неужели нельзя подготовиться к вечной жизни без временных страданий, включая ненавидимую смерть? Большинство людей скажут, что они «спокойно» могли бы наслаждаться вечными удовольствиями и без каких-либо страданий… и окажутся неправы, потому что, имея какую-либо привязанность к земной жизни невозможно получить наслаждение от жизни вечной. Например, человек получает наслаждение от того, что живет со своей второй половиной. Но после смерти любимого человека, естественно, происходит катастрофа расставания. В итоге в вечной жизни мы будем лишь сильно страдать от нашей страшной и невосполнимой потери. С любовью к детям, кстати, произойдет то же самое. После нашей смерти детей рядом с нами не будет, и нам придется страдать от того, что мы не можем их обнять и поцеловать. То же самое произойдет и с любой другой нашей привязанностью, которой уже не будет на том свете, а ведь так сильно будет хотеться, чтоб была.
Так, какая же привязанность сможет переместиться с нами в вечные обители, если все наши временные привязанности останутся на земле? Ответ очевиден: если мы начнем любить Того, Кто даже на том свете будет заботиться о нас, если мы начнем любить Того, Кто будет нас любить даже в вечности. Это будет наш Творец!
Но как же полюбить Творца, если мы Его не видим? Да очень просто! Мы сможем полюбить Творца, если мы начнем благодарить Его за те страдания, которые Он посылает; которые Он посылает для нашего же блага! Как только мы научимся благодарить Творца за все, что с нами происходит, все наши страдания тут же превратятся… в наслаждение!