Архетипы в имидже

Когда мы одеваем человека, то учитываем массу нюансов: его внешность, характер, впечатление, которое требуется произвести, и контекст ситуации.

Для этого я использую Архетипы. Так проще, так легче… нет, не ночи стираются, а ищется образное решение. И строится индивидуальный стиль.

Если очень упростить, то Архетипы это базовые человеческие стратегии с набором базовых символов, которые всеми понимаются одинаково. В последнее время их очень полюбили маркетологи, т. к. они минимальным набором позволяют вызвать необходимый эффект.

Ввёл это понятие дядюшка Юнг, но для работы лучше использовать упрощённую систему, в основном по Пирсон, всё-таки Юнг для наших целей слишком глубок.

Всего существует 12 Архетипов, и у каждого из них своё проявление в одежде. Стилисты, как правило, одновременно берут 2–3 из них, и этого уже достаточно, чтобы создать более объёмную картинку и более чёткое образное решение. Внизу разберём их все.

Славный Малый

Славный Малый стратегия в имидже, которую никто не хочет, но она почти всегда присутствует в нашей жизни.

Архетип “Славный Малый” это принадлежность к группе. Он отвечает за братство, единство, горизонтальные связи и возможность влиться в некую группу.

Чтобы понять, кто такой Славный Малый, вспомните хороших и положительных мальчишек и девчонок из советских фильмов. В то время этот Архетип был в фаворе и представлен наиболее полно.

Хотим мы этого или нет, но именно он часто будет лежать в основе имиджевых решений. Почему? Да потому, что его основные атрибуты “такие же, как у всех”: дресс-код, наряды по моде и из разряда “не выделяться из коллектива”. Даже мода “как все ходят”, это тоже Славный Малый. Когда я собираю образные решения и подбираю гардероб, Славный Малый идёт на добавках в кэжуальные и расслабленные комплекты. Почти всегда (но не всегда) он даёт некие расслабленность и “уравниловку” в хорошем смысле слова.

Если брать сферического Славного Малого в вакууме, то это будут обыденная одежда, например, джинсы, клетчатая рубашка (очень славномальская вещь), свитер, и всё это без чётких границ, как у того же Мудреца. Архетип не любит границы, скованность и усложнение. Он за практичность, функциональность и отсутствие пафос. Его представители это компанейские ребята, в них нет отстранённости и “взгляда сверху”. Так что их одежда будет иметь мягкие формы, не перегруженные лишними деталями.



Ещё одна особенность Славных Малых – ровное общение со всеми, т. е. каждый друг/брат/товарищ для них ценен и важен. И в эпоху развития соцсетей и горизонтальных связей этот Архетип приобретает колоссальное значение.

Мудрец

Архетип “Мудрец” один из самых востребованных у мужчин. Это знания, инновации, развитие с помощью науки и фундаментальность. А также некоторые сухость, отстранённость и безэмоциональность. Мудрец – это логик.



Архетип часто добавляют в имиджевое решение, например, ведущих специалистов или тех, для кого знания основное конкурентное преимущество.

У Мудреца много знаковых форм, и они могут включаться в зависимости от стратегии человека, его внешности и контекста, но если выделять общие признаки, то мы получим чёткость и структуру, ахроматику и базовые цвета, минимализм, или даже аскетизм, простой крой и прямые линии. Это могут быть сухой и “безликий” офисный костюм, структурный минимализм и аскетизм, а, возможно, и футуризм (инновации и наука).

Иногда Мудреца можно выразить через добавление английского стиля, этакие ретро-образы старого профессора, умного, знающего, но при этом тёплого и родного. Но, как и любое ретро, такой подход требует осторожности, чтобы из мудрого и знающего не стать ретроградом.

Отстранённостью и “взглядом сверху” Мудрецы сродни Правителям, но если Правитель это сила иерархии и структуры, то Мудрец это сила знаний. Но иногда они совсем не обращают внимания на одежду и ходят абы в чём, т. к. внутреннее для них важнее внешнего.

Но это уже немного не наша история, мы говорим об имидже и стиле.

Правитель

Правитель ещё один из самых востребованных Архетипов в мужском имидже. Это структура, порядок, иерархия и зоны ответственности. Правитель ценит субординацию, а также статусные и роскошные вещи.

В стиле он выражается в классических формах, желательно с чёткими, порой даже жесткими границами. Его цвета благородные, глубокие, а фактуры классические, гладкие.



Порой Правитель уходит в некий Историзм, добавляя к образу регалии или какие-то памятные фамильные знаки, это не обязательно, но возможно. Или в небольшое ретро, ибо Правитель в чистом виде консервативный товарищ.

Ещё одна его сторона – нарочитая роскошь. Это могут быть броские, узнаваемые предметы гардероба, обилие украшений, логотипов, брендов и т. д. и т. п. Однако так его лучше не показывать, иначе он может стать излишне эпатажным и сработать в минус. Исключение: артисты или те, кому эпатаж не только допустим, но и положен по роду деятельности.



Правитель любит и ценит качество, люди с развитым Архетипом Правителя скорее купят одну вещь, но качественную, чем десяток менее качественных. И не спорьте, это принципиальный вопрос.

Иногда Правителя могут путать с Мудрецом, т. к. оба этих Архетипа часто выражаются через классические костюмы. Или при построении стиля не всегда понятно, куда нам к Правителям или Мудрецам. Все просто: Правитель – управленец (статус, структура, иерархия), Мудрец – специалист (ум, логика, профессионализм). Ничто не лучше и не хуже, просто это чуточку разные классические костюмы и чуточку разное впечатление.

Эстет

Архетип довольно сложный и имеет два названия – “Любовник” (“Любящий”) и собственно “Эстет”, поэтому он несколько дуален.

Эстет это “высокая красота”, понимание искусства, красоты природы, одежды и т. д. Он отвечает за восприятие любви и красоты почти во всех её проявлениях, хотя бы даже в математических формулах, и понимании искусства. Т. е. если человек понимает красоту, то он понимает её во всём.

Любовник это чувственное наслаждение всем земным: от мягкости тканей до вкусной еды и комфортного времяпрепровождения. Гедонист как он есть.

В любом случае Любовник/Эстет не может быть небрежен и одет как попало, да и ему часто не нравятся жёсткие и неприятные материалы.

В мужском стиле Архетип чаще выражен эстетической стороной. Это мягкие, приятные к телу ткани, сложные цвета и интересные фактуры, тщательно подобранные аксессуары. То, что часто зовется словом “изысканность”.

Чувственная сторона Эстета это подчёркивание своего гендера, сексуальность. В повседневной жизни подобная стилистика встречается крайне редко и используется в качестве исключения, а вот в современном искусстве вовсю эксплуатируется. Более того, на момент написания этой книги в моде доминирует мужская асексуальность и агендерность, что не очень радует.



Как и в случае Славного Малого, Эстет будет встречаться у нас фоном почти всегда, ведь так или иначе мы хотим понравиться и подбираем подходящие для нас сочетания цвета/кроя/предметов гардероба. Если нет, вы бы сейчас не читали эту книгу.

Бунтарь

С этим Архетипом ситуация ещё более сложная, чем с Эстетом.

Мы очень ясно понимаем, что Бунтарь это человек, который против чего угодно – от мнения толпы до устоявшихся правил. Его задача сломать, поджечь, найти брешь или слабое место. Именно поэтому из Бунтарей получаются хорошие тестировщики, ибо они отлично вылавливают баги и неработающие схемы. Правда, иногда они сносят заодно и вполне работающее, но плохо прикрученное. Бунтарь это взрыв и сверхусилия, революция и непризнание никаких авторитетов, кроме себя.

В стилистике Архетип проявляется неформальными элементами, деконструкцией, шипами, ремнями и прочими нюансами, демонстрирующими его неуживчивость и некоторую агрессивность.

Знаковый Бунтарский цвет – тёплый красный. Тут ремарочка: не весь тёплый красный это 100 % Бунтарь, но часто, когда в человеке сильно проглядывает именно этот Архетип, ему идёт оттенок, вне зависимости от цветотипа. Т. е. если просто посмотреть в зеркало, это может быть незаметно, а вот в движении проглядывает всегда.

Бунтарь чётко осознаёт и держит свои границы и даёт отстранённость точно так же, как и Мудрец с Правителем. Только эти границы шипастые.

Многие стилисты на этом и останавливаются, забывая о базовом качестве Архетипа – ПРОТИВ. Но “против” это не всегда кожа, металл и неформальщина. Это просто против мнения, навязанного обществом.

Настоящий развившийся Бунтарь часто не проявлен вовне, но хорошо считывается окружающими. И именно он способен приехать в пижаме на розовом электросамокате на слёт байкеров.



Ещё один подвид стилизации Бунтаря – стиль “Мафиози”. Точнее, это эдакая смесь Правителя, Эстета и Бунтаря. Стиль сложный и противоречивый, т. к. требует и определённой внешности (большая часть стиля сформирована под влиянием “гангстерской эстетики” старых фильмов и итальянского типажа), и умения это подать, и образа жизни. Если вы условный клерк в банке, вам этот стиль не то что не нужен – вреден. Разве что на выходных и можно, когда душа требует и тоскует по “Крёстному отцу”.



Это один из моих любимых Архетипов, но он требует вдумчивого использования, чтобы не скатиться в какие-то банальные “бунтарские” истории и показать именно человека, а не шаблон.

И ещё! Чем более развит у человека этот Архетип, тем менее он может быть проявлен вовне. Просто потому, что не нужно его как-то внешне демонстрировать и так всем и всё понятно.

Важно! Хочу предупредить, иногда Бунтаря путают с его антиподом – Славным Малым. Т. е. если перед вами стоит неформалистый неформал, это вовсе не значит, что это Бунтарь. Это может быть и Славный Малый, который просто оделся как все и подчеркнул свою принадлежность к группе. Отслеживайте это и у себя: вам действительно это нужно, потому что это ПРОТИВ, или вам нужно быть КАК ВСЕ?

Герой

Базовые ассоциации Архетипа это герой, защитник, воин. Основная его отличительная черта – способность на сверхусилия в длительном периоде времени. Если Бунтарь это всегда вспышка и яркость, то Герой может идти долго и упорно. Десять тысяч повторений это про Героя.

Как понятно из базовых ассоциаций, к эстетике Архетипа относятся Милитари и униформа, а также Спорт, в нём он проявляется очень заметно.



Также Герой выражается более сдержанной одеждой, преимущественно серого цвета, закрытой и структурной (отдалённая ассоциация с латами), или отсылкой к историческим деталям обмундирования/оружия. Такого в магазинах очень много, поэтому проблем со стилизацией не возникнет.

Ещё одна очень интересная стилизация Героя – Историзм и Рыцарство. Кольчужное плетение, некоторая этника, например, отсылка к викингам: их боевым амулетам, атрибутам одежды (широкие кожаные браслеты, имитирующие краги) и т. д. и т. п. Иногда сюда неплохо вписываются кресты и готичность, главное, чтобы посыл воспринимался правильно. Не очень люблю буквальные отсылки: подвески в виде мечей, топоров или что-то ещё, такое же явное, одежду, практически полностью схожую с униформой, если она не положена по статусу. Это слишком нарочито, но если вы только учитесь и не понимаете, как выразить идею на полутонах, то можно. Со временем сами прочувствуете эту грань, это развиваемый навык.

Герой может идти с Мудрецом, часто это дальневосточная стилизация и эстетика восточных боевых искусств. Просто у нас в массовой культуре прочно закреплен образ именно восточного монаха, владеющего тайными знаниями и карате (или ещё чем-то зрелищным и убойным).

Герой у нас Архетип поощряемый и встречается ОЧЕНЬ часто. Даже скажу так: это будет большой редкостью, если у человека его не будет хоть в какой-нибудь позиции. И пол тут ни при чём, мужчины и женщины геройствуют одинаково. Поэтому подчеркну: Тени Архетипа, хотя они и не относятся к стилистике, это вечные дедлайны, взваливание на себя кучи мелких дел и ответственности, постоянная усталость и пренебрежение к своему здоровью. Пожалуйста, будьте бережны к себе!

Искатель

Самый свободолюбивый Архетип. Чаще всего он ассоциируется с путешествиями, перемещением и поисками, причём неважно чего. Это могут быть как неведомые Земли, так и смысл жизни или философский камень.

Искатель проявляется в простой, удобной и функциональной (часто с множеством карманов) одежде в знаковом для него стиле Сафари. Так что, если хочется поддержать души прекрасные порывы, но неохота заморачиваться с сочетаемостью, берите Сафари, да и всё.



Архетип прекрасно выражается через предметы и атрибуты, связанные с путешествиями. Человек с развитым Искателем очень легко переносит смешение стилей и нагромождение "артефактов"-аксессуаров. Таким людям идёт этника, и не обязательно родная, а народов мира. При этом они способны их между собой сочетать, и это выглядит органично.

Сейчас Искатель находится в фаворе, потому что позволяет нам находиться и действовать в "неизведанных территориях". Да и большинство из нас всё время что-то ищут: котиков в интернете, любимое дело, ну или просто бродят. И частичным отражением этого стал некий эклектизм в моде, когда сочетаются вроде бы и несочетаемые вещи.

Искатель это не обязательно физическое перемещение, это может быть поиск информации/смыслов/идей. В стилистике подобное иногда выражается с помощью всё тех же замысловатых сочетаний знаков, символов и найденных интересностей.

Тут главное не свалиться в чрезмерное накопительство и бесконечный поиск.

Простодушный

Архетип “Простодушный” в мужской стилистике представлен очень слабо, несмотря на свою важность в нашей жизни.

Если очень упрощать, то это наши внутренний ребёнок и базовое доверие к миру, что выражается в простоте форм, немного укороченных вещах, ярких красках и мультяшных или детских принтах.

На подиумах достаточно образов этого Архетипа, но в повседневной жизни это будет скорее небольшое включение в гардероб футболок с интересными изображениями и жизнерадостных цветов.



Формы свободные, лёгкие, простые, т. е. никакой жёсткости и рамок, как, например, у Правителя или Бунтаря, или усложнения, как у Эстета. Всё просто, легко, радостно.

Чаще всего Простодушный включается при общении с детьми на равных, когда мы проводим с ними праздники или участвуем в их играх не с позиции взрослого, а с позиции ребёнка.

Хотя в стилистике простодушный проявляется слабо, очень прошу уделять своему внутреннему ребёнку достаточно внимания и не забывать себя баловать.

Заботливый

Архетип “Заботливый” не очень востребован в мужском стиле, хотя и достаточно важен. Это наставник, учитель, отец, опекун. Тот, кто заботится о подопечном и защищает его.

Это образ преподавателя, который относится к своим ученикам и студентам с заботой, а не просто отбывает время на работе, или адвоката, защищающего интересы своего клиента. Ну и базовое состояние – это отец.

В стилистике Заботливый, как и Правитель, тяготеет к классическим формам, но без роскоши и чётких границ. Например, жёсткий и структурный пиджак для Архетипа будет смягчен фактурой тканью и её тёплым цветом, а мы знаем, что тёплые цвета и оттенки воспринимается нами более естественными, природными и близкими.

Заботливый это отсылка к традициям, что в его гардеробе часто выражается в использовании ретро. Подобно Правителю, этот даёт ощущение структуры и некую позицию сверху, но это не образ начальника, а отца или учителя.



Знаковый аксессуар Архетипа – часы, а стиль – Английская Классика.

Как я уже говорила в начале, к сожалению, Заботливый не очень востребован у мужчин, хотя именно он гораздо предпочтительнее в ряде ситуаций, чем любимый многими Правитель. В тех же помогающих и защищающих профессиях: адвокат, психолог, преподаватель. Тренер тоже идёт с этим Архетипом, но там присутствует доминанта Героя, особенно в спортивных дисциплинах.

Маг

Архетип Мага является знаковым для нашего непростого времени, и очень многие хотят его в себе обнаружить. Другие полны предубеждений, так что часто приходится объяснять, что это не то, о чём все сразу подумали.

Маг – это развитые интуиция, предчувствие и предвидение. В чём-то Маг антипод Мудреца. Там, где Мудрец всё понимает логикой и анализом, у Мага срабатывают интуиция и сверхчуйка. Маг, как и Бунтарь с Искателем, хорошо чувствует себя на “терра инкогнита”, т. е. в ситуации, полной непонятностей и неясностей. В стилистике это выражается сложными, неясными цветами, сочетанием разных температур их оттенков, комбинацией различных фактур ткани, многослойностью, иногда небольшим удлинением.



Архетип порой похож на Мудреца некими закрытостью и отстранённостью, но если Мудрец это структурный и логический товарищ, то Маг это про "я знаю, но откуда знаю не знаю".

И теперь я хочу предостеречь вас от использования попсовых магических атрибутов: всяких там амулетов, ритуальных одежд и прочего. Всё это не имеет никакого отношения к проявлению Мага в стиле. А палочки и метла Гарри Поттера это вообще к Простодушному, потому что сказки это по его части. Излишняя ритуалистика это НЕ Маг. В лучшем случае какой-то другой Архетип, в худшем – Тень.

Архетип хорошо ориентируется в неизведанном пространстве без чётких правил и меняющихся структурах. Так что в его образ не помешает добавить немножечко таинственности.

Шут

Этого Архетипа многие боятся и не понимают, как и Мага, и очень даже зря. Шут не равен стендап-комику, который постоянно всех смешит, хотя он и отвечает за веселье, чувство юмора, искусство чувствовать аудиторию, улавливать её эмоции и правильно их раскачивать. И вот именно эта его способность – передавать эмоциональную окраску, играть смыслами и формами, легко вызывать и легко разрушать необходимые ощущения, и есть базовая особенность Архетипа. При этом знак общего настроения не имеет особого значения. Это может быть как плюс, так и минус, тут главное – амплитуда.

Вторая особенность Шута – это умение смотреть на обычные вещи под необычным углом и убирать ненужную серьёзность. Самые мои любимые представители – Шико и Раневская, но список большой, таких людей не обязательно любят, но обязательно запоминают.

Как видите, самому юмору и, скажем так, шутовству в понятии “Комик”, отведено не очень много места.

В стилистике это разбег форм от маленьких до больших. Например, мы берём гротескные принты или какие-то детали, непривычно крупные или мелкие. Также Архетип часто выражается в непривычном использовании привычных предметов гардероба или в оригинальном сочетании и/или подаче цветов и фактур. Если говорить о брендах, то Шут чётко прослеживается у Gucci и Balenciaga.



Основная опасность в Архетипе – передозировка. В малых количествах это помогает внести изюминку в образ, снять напряжение или убавить уровень пафоса, чтобы облегчить коммуникацию, но в слишком больших Шут способен уйти в легкомысленность, убрать серьёзность там, где она требуется, впасть в эпатаж или чрезмерную демонстративность.

А в жизни и стиле всё хорошо в меру.

Творец

Это наш последний Архетип. Он отвечает за творчество, креативность и создание чего-то нового.

Выразить его в стилистике довольно сложно, и всё из-за достаточной эпатажности. Можно использовать нечто оригинальное, необычное и то, чего ещё никогда не было. Или на минималках добавить в образ атрибуты творцов: художников, архитекторов, писателей или музыкантов. Например, зажим для галстука в форме ноты или принт в виде мазков краски.



Однако для мужского имиджа слишком креативное самовыражение зачастую оказывается недопустимым, поэтому мы либо добавляем Творца в отдельных деталях, либо просто не вносим этот Архетип в стиль, даже если он у нас есть.

Творец хорошо маскируется за другими Архетипами, часто используя их для своего выражения и создания нового. Так что, можно сказать, что и ваш стиль тоже несёт в себе Творца. Потому что он вами создан.

Всё ещё не знаете, какой Архетип о вас? Поможет разобраться одна небольшая практика!

Я не буду писать, что всё прямо просто-просто.

Непросто. Особенно когда всё делаешь сам.

Ибо посмотреть на себя изнутри очень сложно, со стороны – гораздо легче. Однако по разным причинам не все решаются обратиться к стилисту, а вот выглядеть как минимум адекватно хочется всем.

Поэтому я и принесла вам одно маленькое упражнение, которое поможет вам выявить свою внутреннюю потребность. А точнее, стилистическую направленность, к которой вас тянет.

Всё просто (да, я помню, что обещала так не говорить). Идите в “Пинтерест” или на “Яндекс. Картинки”, тут уже что ближе, и выбирайте изображения с образами или вещами по принципу ”Нравится и хочу”, без оглядки на типаж, цвет и т. д.

Обычно хватает 5-10 картинок, которые для наглядности лучше выложить в коллаж.

Выложили? А теперь смотрите и улавливайте, что вам импонирует. Часто это будут даже не конкретный стиль, а общая нота, впечатление или Архетип.

Например, вот это Герой:



А это Эстет:



А вот это Мудрец:



Несмотря на общую тематику, а мы везде видим природу и растительность, у изображений совершенно разный посыл, или, если хотите, вайб. И вот его нам и нужно уловить в вашем коллаже.

В чём плюс такой нехитрой методики?

Мы “считываем” свой характер и его ведущие черты и одновременно определяем, в каких средствах выразительности они живут.

Человек не белый лист, и не только в плане внешности, но и характера. Мы не можем «написать» всё, что хотим, нам нужно учитывать его природную данность.

Надеюсь, что после этого упражнения, вам будет легче понять, чего вам хочется от будущего стиля, какой эмоциональный посыл в нём сокрыт. Ну и насмотренность разовьёте. Без неё никуда.

Загрузка...