Со своим вторым мужем я встретилась на крейсерской яхте Л-6 под названием «Звезда». Пришла в период весеннего ремонта со своим первым. Оба они работали с большой отдачей, и мне было стыдно не вовлечься в общий труд. Прежде чем я ушла от первого и вышла за второго, прошло 4 года. Не стану рассказывать, как дошла до такой жизни – ни исповедоваться же здесь! Жизнь так сложилась. Пришла сюда, когда сыну не было года. И втянулась. Сын спит в коляске на берегу, а я намываю посуду на корме лодки, стоящей у бонов. На яхте женщин нет, их не любят, потому что в основном народ ходит на гонки, а там обстановка горячая, лексика не для нежных женских ушей. Но на форты отдыхать брали, и даже с сыном.
Постепенно, видя, что я хожу с завидным постоянством, меня стали брать и в дальние рейсы. Первый мой длительный поход был из Риги в Ленинград – перегоняли втроём лодку после регаты «Кубок Балтики» домой. Капитан и мой первый муж по очереди стояли вахты. Я на камбузе и иногда на подхвате: выбрать шкот, помочь взять рифы и ещё по какой ерунде. За этот рейс я поняла, что камбуз – это не предел моих мечтаний и пошла на курсы рулевых.
Получив 2-ой класс рулевого, набрала девичий экипаж – благо освободился «Дракон».
Но выйти в море в тот год не получилось – лодка досталась убитая. Мачта сломана пополам, шпангоуты сгнили, полубимсы выпирают над рубкой, рубка тоже пробита, в дейдвуде дыра, равендук, покрывающий сгнившую палубу, тоже сгнил. Две лебёдки не рабочие, три лавсановых паруса (это весь её арсенал) – вытянулись и пропахли кошачьей мочой, к тому же с рваными шкотовыми и фаловыми углами. Гика нет, бегучего такелажа нет, талрепа, утки, блоки стопора – разворованы.
Целый год трудились мы с Леной, моим старпомом (вот девка – золото! Повезло с ней). От остальных девчонок тоже был толк. Они сами, хоть и ничего не делали, но привлекли к лодке кучу кавалеров, которые нам во многом помогали. На следующий год мы уже рассекали воды Маркизовой лужи, были частыми гостями Кронштадта и фортов.
Втянулись и в парусные соревнования.
За это время я поменяла мужа, мой второй получил капитанские и самостоятельный экипаж. На серьёзные, международные соревнования я ходила с ним. Тоже выучилась на 1 класс рулевого, а в 1993 г. получила диплом яхтенного капитана.
У нас рос сын и занимался в нашем клубе в детской парусной школе. Родилась дочь. Из роддома я поехала не домой, а в клуб, и мы вышли в первый же день на 6 часов в море.
Сейчас дочь сама имеет шкиперские и забрала руль у родителей. Двое её детей, как и она сама, тоже с пелёнок на яхте. У внучки с 3-х лет своя небольшая яхта – «Оптимист». Когда она летит на ней под парусом, то дочь не всегда может догнать её на надувной моторке, сопровождая маленькую гонщицу в учебных плаваниях.
Ну, в общем, у нас семья «яхнутых», как говорят старые яхтсмены.
Во многих рейсах я вела записи, некоторые рассказы были напечатаны в журналах «Катера и яхты» и в «Капитан-клубе». Решила собрать их всех в одну книгу под названием «Морские рассказы».