Все, что вы чувствуете, слышите, осязаете, обоняете и пробуете на вкус, – все это майя.
Всё – майя; всё – великая иллюзия.
Большинство из нас не понимает по-настоящему, что такое майя.
Когда я пытаюсь объяснить, что такое майя, – это майя. Все, что видят ваши глаза, все, что вы считаете очень важным, – все это майя.
Все, что вы слышите, все, что читаете, все, что вы пытаетесь сделать, чтобы стать лучше, – все это майя.
Вода в мираже – это майя. Что-то, что только кажется реальным, но стоит его изучить, и обнаружишь, что нет.
Таков весь мир. Такова вся Вселенная.
Не давайте больше себя дурачить. Ничего не воспринимайте всерьез. Обращайтесь вовнутрь, не реагируйте.
Смятение, хаос, царящие в этом мире, – это видимость, а не истина.
Это не реальность. Это что-то, что приходит и уходит. И это тоже пройдет.
Однако ваша суть – сознание Бога, абсолютная реальность, брахман.
Все это синонимы. Есть только покой.
Так называемая майя очень сильна – или, по крайней мере, так кажется. Она вцепляется в тебя мертвой хваткой и заставляет верить, что в этом мире что-то происходит. Заставляет верить, что все движется и меняется. Показывает тебе такую картинку. Лишь очень немногие способны пережить день, не поддаваясь майе. Подумайте о себе. Как майя действовала на вас сегодня? У вас появлялись какие-то мнения о своем теле или о ком-то другом. Или о какой-то ситуации в вашей жизни или о мире. О вселенной. И вы что-то чувствовали.
Это майя.
Вот пример. Однажды Будда и его первый ученик Нарада шли по проселочной дороге. Будда говорил о майе. Он рассказывал, что дерево, река, горы, красота, все жучки и мошки, все звери – все это майя. А Нарада спросил:
– Как же так, учитель? Ведь это невозможно. Я могу потрогать дерево. Могу взять вас за руку. Вот меня укусил комар. Я это чувствую, и вот у меня на руке волдырь. Разве все это может быть иллюзией? Не понимаю.
А Будда сказал:
– Я хочу пить. Принеси мне воды.
Поблизости была деревня, и Нарада пошел туда и постучал в дверь первого попавшегося дома. Ему открыла старушка.
– Что вам нужно? – спросила она.
– Мой учитель хочет пить, – ответил Нарада.
Старушка поглядела на него и увидела, что он хорош собой, прекрасно сложен, здоров, – и сказала:
– Входите.
Нарада вошел в ее дом и увидел прелестную девушку, сидевшую в кресле.
– Это моя дочь, – сказала старушка. – Правда, красивая?
Красота девушки поразила Нараду.
– Я в жизни не видел такой красавицы, – сказал он.
– Хотите жениться на ней? – спросила старушка.
– Почему бы и нет? – ответил Нарада.
И женился на красавице. У них была пышная свадьба, пришли все жители деревни. Назавтра Нарада нашел себе работу. Он учился гончарному мастерству и лепил из глины замечательные горшки. Этим он зарабатывал на жизнь.
Прошел год, у них родился ребенок, и Нарада уже мог позволить себе красивый дом. Он купил его в рассрочку, надо было платить налоги. Поэтому Нараде пришлось больше работать, он нанял себе помощников. У него появились наемные работники. Им нужно было платить жалованье, компенсации и все прочее. Прошел еще год, родился еще один ребенок. Нарада полностью погрузился в семейную жизнь. Иногда у него выдавались хорошие дни, иногда плохие.
Прошло еще два года, потом три, четыре, пять. И вот однажды случился сильный ураган. Очень сильный ураган пронесся над деревней. Ее затопило. Нарада не знал, что делать. Вся обстановка в доме погибла. Все имущество, которое он считал своим, промокло и никуда не годилось. Всех домашних он вывел на крышу. Там была привязана бельевая веревка. Они все вцепились в веревку. Но ветер крепчал и крепчал. Тещу Нарады унесло потоком.
– Ничего страшного, все равно она уже совсем старая и больше нам не нужна (лукавая усмешка).
Но ураган не унимался, а жена Нарады и двое их детей цеплялись за веревку. Одного из детей унесло потоком, Нарада был безутешен. Но они с женой держались за веревку. Потом унесло второго ребенка. Нарада был в отчаянии. Но он сказал себе: «Ничего страшного, у меня осталась жена. У нас будут еще дети». Но потом унесло и жену, и Нарада воскликнул:
– Что стало с моей семьей? Все погибли! Погибло все, ради чего я старался! Погибло все, ради чего я работал! Нет, такая жизнь не по мне, я покончу с собой!
И он отпустил веревку.
И тут оказалось, что он сидит рядом с Буддой, а в руках у него чашка с водой. Нарада посмотрел на Будду – а Будда и говорит:
– Наконец-то ты принес мне воды, а то я уже заждался!
(Громкий смех.)
И тогда Нарада посмотрел на него и сказал:
– Теперь я понимаю, что такое майя!
Так все и есть. Мы с головой погружены в мирские дела, нас все тревожит, мы злимся. Огорчаемся. Но истина в том, что вы – не майя, вы – абсолютная реальность. Вы – полная осознанность. Вы – Я. Поймите, кто вы, и пробудитесь. Пробудитесь и освободитесь. Все очень просто. Это слова все усложняют. Дело в том, что вы никогда не рождались и никогда не умрете. Нет никакой силы, которая вас хранит и поддерживает, потому что вас на самом деле нет, это лишь видимость. То же самое можно сказать обо всей вселенной. Это всего лишь отражение. Оптический обман. Как мираж в воде и вода в мираже. Все это одно и то же – мираж в воде и вода в мираже. Это видимость воды. Но если попытаешься ее зачерпнуть, зачерпнешь горсть песка. Все, чего касаешься в этом мире, – как песок. Кажется таким настоящим. И тогда твои эмоции цепляются за него и придают ему сил. Поэтому майя все крепнет и крепнет. В результате доходишь до того, что для того, чтобы избавиться от страха, досады, мыслей о прошлом, самскар, требуется множество инкарнаций. Всего этого не существует, но это вы делаете мир реальным. Это вы делаете это с самими собой. Поэтому, когда вы покидаете тело, кажется, будто вы вышли на астральный план, и вы отдыхаете. Встречаетесь там с покойными родственниками, которых при жизни терпеть не могли, а потом возвращаетесь в тело. И так продолжается бесконечно. Но все это ложь. Это вы делаете это истиной. Это ваша истина, потому что вы в нее верите. И не желаете отказываться от нее.
Разумеется, у вас есть выбор. Выбор состоит в ответе на вопрос «Кому служить сегодня – Богу или мамоне?» Служить мамоне, очевидно, – это служить миру. Миру иллюзий, который вас вечно дурачит. Убеждает, что нужно делать то и это, ходить туда и сюда. Но если следуешь Богу, следуешь своему Я, следуешь дхарме, сварупе – Истине. И перестаешь себя жалеть. Больше не чувствуешь себя виноватым в былых грехах свершения и недеяния, разум проясняется и успокаивается. Становится как зеркало. А поскольку зеркало само себя не видит, разум видит лишь свое отражение в мире – то есть покой, любовь, гармонию и радость. Если постоянно работать над собой в этом направлении, наконец настает рассвет. Вы превращаетесь в ничто. Вы больше ни для чего не нужны. И выходите за пределы этого ничего – неописуемого ничего. Того, что нельзя объяснить. Ведь для того, чтобы его понять, нет ни мыслей, ни чувств. Но все это заключено в вас. Все, что вам нужно, уже заключено в вас. Вы – единое.
Среди прочего, над чем надо в себе работать, – страсть. Нужно бесстрастно относиться к этому миру и ко всему, что в нем содержится. Наверное, многие из вас ужаснулись: как это – бесстрастно относиться ко всему миру? Лишиться страсти в любви? О чем я говорю? О бесстрастном отношении к миру майи и о страстном отношении к Я.
Так вот, на мир можно взглянуть с двух точек зрения. Одна – это майя, великая иллюзия. С этим не стоит связываться. От этого все проблемы. От этого возникает видимость печали и враждебности. Но есть и реальный мир. Мир Я. Мир блаженства. Мир полнейшей радости, чистейшего покоя и счастья. Это и есть ваша подлинная сущность. Ваша подлинная природа. Ваша сварупа. Такими вы всегда были и всегда будете. Забудьте о прошлом. Не тревожьтесь о будущем. Безоговорочно поверьте в свое Я – и обретете безоговорочную радость. Только когда вы поймете, что вы – всепроникающее сознание, вы сможете понять, что вся Вселенная – эманация вашего разума. Все, что вы видите, исходит из вас. Вы – творец. Вы – Бог, Аватар, Атман, все боги, о которых вы слышали – Будда, Кришна, Иегова, Аллах: вы – все они. Вы – Оно. Вы – только Оно и ничего больше. И всегда им были. Тат твам аси – это есть вы.
Не беспокойтесь из-за мирских дел. Смертный человек в принципе не в состоянии его понять. Ему видится, что мир очень путаный, хаотичный. Кажется, что в мире много чудесного – но при этом много и разрушений, и негуманного отношения человека к человеку. Везде творится сущий кошмар вперемешку с красотой и радостью этого мира. Смертного человека это ставит в тупик. К тому же еще и стареешь. Все материальные планы остаются позади. Даже если вы вершили великие дела, приходится их бросить, когда настает пора уходить. Поневоле задумываешься: «Что же такое жизнь? Кто я? Кто я на самом деле? В чем источник всего сущего?» А вам этого никто не объяснял. Поэтому вы считаете, что жизнь – рулетка. Вы случайно родились, переживали случайно сложившиеся ситуации под влиянием преобладающих обстоятельств. Стареете и умираете. И не имеете ни малейшего представления, что происходит. Вот почему я говорю вам: предоставьте мирское мирскому. Не думайте, будто вам нужно добиваться мира во всем мире.
Об этом мире, об этой вселенной заботится Высшая сила, Которая Знает Как. Она не нуждается в вашей помощи. У вас есть только один способ помочь этому миру – пробудиться, реализоваться как Я. Почему, реализовавшись как Я, помогаешь миру? Реализовавшись как Я, перестаешь быть телом. Становишься всепроникающим сознанием, абсолютной реальностью. Безграничным пространством. Деревьями, горами, реками, зверями, насекомыми, птицами. Всем. Вы – Я. Нерушимое неизменное Я. Но когда этого не видишь, то действуешь как независимый агент. Думаешь, что делаешь то-то и то-то, чтобы мир стал лучше, чтобы лучше жить, отстаивать свои права, влиять на чье-то мнение. Против чего-то протестовать.
Да, в нашем мире без всего этого, конечно, не обойтись, но в том-то и состоит майя. Майя – чудесная иллюзия. Она убеждает тебя, что нужно что-то делать, чтобы изменить мир к лучшему. Но я вас уверяю, ничего никогда не изменится. Только кажется, будто что-то меняется, – и то временно. Иногда все чуть лучше, иногда чуть хуже. Иногда происходят разрушительные катастрофы. В мире происходит все, что угодно. Такова его природа. К вам это не имеет абсолютно никакого отношения. Но при этом вы и есть мир. Я постоянно противоречу сам себе, таково наше учение. Все – тотальное противоречие. Но абсолютная реальность состоит в том, что нужно отказаться от всего, познать свое Я как вездесущность – и тогда обретешь полную свободу и полное счастье.
Все превращается в проекцию вас. И поскольку вы начинаете понимать, что вы – чистое сознание, мир сам становится чистым сознанием, ведь мир – это изображения. До пробуждения вы отождествлялись с этими изображениями и не догадывались, что есть экран. То есть вы об этом подозревали. Перед вами всего лишь размытое изображение на экране, но оно до того интересное, что вы забываете про экран.
Смотришь кино про любовь, про войну, какое угодно кино – и запутываешься в предметах и явлениях. Но если решишь встать и схватить предмет на экране, наткнешься на экран. Вот что происходит, когда пробуждаешься. Понимаешь, что ты – экран, а экран – сознание. И понимаешь, что всё в мире, всё-всё, вся Вселенная, в том числе и Бог, – всё это на тебя спроецировано. Это не реальность. Это наложение изображений. Но ты отождествляешься с экраном, который есть сознание, и терпишь это наложение. Однако понимаешь, что это не ты. Ты не имеешь к этому никакого отношения и не отождествляешься с ним.
Точно так же твое тело проходит самые разные испытания, переживает разные ситуации, и хорошие, и плохие, и средние, но ты все время осознаешь, что ты не тело и ничего для тебя не существует. Ты знаешь, что в реальности нет никакого наложения изображений. Все это только кажется, а на самом деле его нет. Как гипноз. Тебя загипнотизировали, и тебе кажется, что за тобой бежит белый пудель. И точно: после гипноза ты постоянно оглядываешься – и видишь белого пуделя. Разум рисует тебе белого пуделя, а ты веришь, что он есть на самом деле. Больше никто его не видит, а ты видишь, пока не развеется гипноз. Точно так же мы видим людей, места и предметы, и нам кажется, будто они реальны. Мы с ними отождествляемся и, соответственно, страдаем. Но если каждое утро тренироваться ловить себя между моментом, когда просыпаешься, и приходом мыслей, то рано или поздно, мало-помалу научишься осознавать свое Я все лучше и лучше. И настанет день, когда вы пробудитесь. Сколько времени это займет, неважно. О времени не думайте. Думайте о том, сколько времени у вас ушло на то, чтобы стать тем, кто вы сейчас. Будьте самими собой. Отождествляйтесь со своей реальностью. И иногда старайтесь быть своим Я.
Почему кажется, будто у вас есть тело, если на самом деле его нет? Почему кажется, будто вы играете в эти игры, если нет никаких игр? Ответ в том, что ни в какие игры вы не играете. Никто ничего не делает. Многим трудно это понять. Ничего не происходит. Однако же я двигаюсь, плаваю, играю в гольф, хожу на работу, смотрю телевизор – я все это делаю. Возникает видимость, что все это происходит. Не забывайте главные вопросы: «С кем это происходит? Кто это воспринимает?» Разумеется, мы помним ответ: это всё эго. А теперь вспомним, что никакого эго у вас нет. Эго не существует. И никогда не существовало. Если бы оно существовало, откуда бы оно взялось? Кто его сотворил? Во что бы вы ни верили, у эго должен быть какой-то творец, иначе оно не возникло бы. Если вы верите, что вы человек, вас создала какая-то сила. Вы скажете, вас создали родители, – тогда вернемся в прошлое и спросим, кто создал их и кто создал их родителей. И так до самого начала. У всего, во что вы верите, должна быть причина. Даже если я вам твержу, что нет никакой причины, а значит, нет и следствия. Думаете, я сошел с ума? Так и есть. А кому хочется быть в здравом уме? Если ты в здравом уме, значит, ты приспосабливаешься к нормам общества, ко всему, что происходит в мире, думаешь, как все. Заверяю вас, ничего не существует, и заверяю вас, если задуматься об этом «ничего», то «ничего», о котором вы думаете, тоже не существует. Стоит задуматься о «ничего», и вы его испортите. Потому что оно превратится во «что-то».
Осознайте, что в мире нет никакого эго. В мире нет причин, откуда же взяться следствию? А если нет следствия, нет и причин. Разве может быть первопричина у мира? Откуда он взялся? Когда вы спите и видите сон, то можете сказать, что у сна есть причина. Причина – вы: ведь это вы видите сон. Но разве вы можете это сказать, пока спите?
Пока вы спите и вы во сне, вы считаете, что у мира есть первопричина – как у всего остального. И во сне вы участвуете в повседневных делах. У вас накапливается опыт – хороший и плохой. И тут появляюсь я и говорю, что вы спите и видите сон. Но вы мне не верите. Вы говорите: «Я покажу вам, Роберт, сплю я или нет». И щиплете меня. Я говорю: «Ой». Вы говорите: «Ну что, разве это сон?» И я пытаюсь объяснить вам, что вы ущипнули меня во сне, но вы мне не верите. Думаете, это взаправду. Потом вы переходите улицу и попадаете под машину, вся мостовая в крови. Я подбегаю и говорю вам: «Это сон, не огорчайтесь. На самом деле все хорошо». Вы ругаетесь и грозите мне кулаком: «Как можно так говорить? Смотрите, у меня кровь идет!» Тут происходит странная штука. Вы просыпаетесь. Куда делся сон? Куда делась кровь? Куда делась машина, которая вас сбила? (Молчание.) Подумайте о личном опыте, который вас огорчает, – прямо сейчас подумайте. Подумайте обо всем, что вы считаете своими жизненными трудностями, – считаете несмотря на то, что я с вами разговариваю. Разум некоторых из вас сейчас думает о чем-то другом, о разных неприятностях, и вы думаете, что это и есть реальность. Вы думаете о тех, кто вам нравится или не нравится. Где будете ужинать сегодня вечером. Все эти мысли приходят к вам, потому что вы не научились правильно обращаться с мыслями. А еще у вас есть предрассудки. Устоявшиеся понятия. Например, вот вы приходите и смотрите на меня. Вы видите меня не в первый раз и поэтому привыкли к моему образу, как и к своему. Но при этом вы сравниваете меня с теми и семи – с Кришнамурти, с Бхагаваном Раманой Махарши, с Нисаргадаттой или с мусорщиком, швейцаром или кем угодно, с кем там вам хочется меня сравнить. Вот именно об этом я сейчас и говорю: ваш разум полон устоявшихся понятий. На самом деле я никто. Во мне нет ничего особенного. Поэтому то, как вы меня видите, не реально. Вы видите собственные проекции. Иначе говоря, вы видите себя. А если вы еще не достаточно развиты, еще не пробудились и не стали Чистым Сознанием, то видите что-то мирское. И начинаете сравнивать. Говорите «Мне нравится, мне не нравится, это хорошо, это плохо» и тому подобное. Научитесь контролировать свой разум. Поймите, что разум и тело вам не друзья. Они скармливают вам неверную информацию. Некоторое время кажется, будто она правдива, но потом она снова оказывается ложной.
НЕ СЛУШАЙТЕ СВОЙ РАЗУМ.
ОСТАНОВИТЕ МЫСЛИ, ПОКА ОНИ НЕ ПОДОШЛИ БЛИЖЕ КОНЧИКА НОСА.
БОЛЬШЕ МНЕ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ.