Я – местоимение первого лица. Есть – глагол бытия.
Когда понимаешь, что Я Есть, обретаешь свободу.
Это называется Быть.
Не быть кем-то или чем-то, а просто Быть.
Я Есть.
Когда не отождествляешься с телом, все становится совсем иначе. Тело будет все воспринимать по-прежнему, а вы – нет. Вы будете свободны от всей этой канители. Но окружающим будет казаться, что вы по-прежнему делаете свои дела.
Со стороны кажется, будто все, что вы делаете, реально. Но когда узнаешь истину о себе и пробуждаешься, то перестаешь быть привязанным к телу. Однако окружающим видится, будто вы и есть тело. Они видят, в какие игры вы играете. Но сами вы от этого освободитесь. При этом тело будет по-прежнему играть в свои игры. Это парадокс. Ваше тело – оно как вода в мираже. Как змея в извивах веревки. Но когда вы пробудитесь, то перестанете быть телом. Никакого тела нет. А окружающим кажется, будто тело реально. Вот почему, когда умирает просветленный учитель – джняна, – или когда кажется, будто он страдает, с самим джняной на самом деле ничего не происходит. А с аджнянами происходит все, что угодно. Они страдают, отождествляются с горем, смертью, со всем остальным. Поэтому я говорю вам: пусть все это вас не беспокоит. Задайте вопрос: «С кем все это происходит?» И освободитесь.
Что будет, если вы проснетесь однажды утром и обнаружите, что у вас нет тела? Как вы поступите? Никого нет. Вы заглядываете под одеяло. Ищете тело, но не можете найти. А еще вы понимаете, что мысли, которые обо всем этом думают, – это не вы. Вы где-то есть – ведь это вы свидетели мысли, что вы никто и нет никакого тела. Но при этом вы чувствуете свою сущность во всем вокруг. В мебели, в кровати, в окнах, во всей вселенной. А когда входит ваша жена, или муж, или дети, они видят вас как тело.
Но при этом вы на сто процентов уверены, что вы не тело. И никогда не были телом. Никакого тела нет. Это и есть пробуждение. Парадокс в том, что вы уверены, что никакого тела нет. Однако его видно. И когда вы приспосабливаетесь к себе, то видите тело, которое должно быть вами, – но его нет. Вы знаете, что нет никакого тела, нет никаких мыслей, – но кто-то ведь думает все это. И есть какая-то видимость тела. Это великий парадокс, который мы называем «майя». Великая иллюзия.
Вот сейчас вы считаете, что вы – это тело. Вы в этом не сомневаетесь. Но я могу заверить вас, что это не так. Вы не тело и никогда им не были. И никогда не будете. Однако вы отождествляетесь с тем, что называете телом, вы переживаете все треволнения жизни, вы счастливы, вы грустите, вы плачете, вы смеетесь, вы больны, вы здоровы, вы бедны, вы богаты.
И вы преодолеваете все жизненные неурядицы, строите какую-то там карьеру, добиваетесь разных должностей, отстаиваете свои права, боретесь за жизнь и делаете все, чего на самом деле не существует. Таковы вы сейчас. Такова Истина о том, каковы вы сейчас. Все выглядит так, будто у вас есть две руки и две ноги, и вы двигаетесь, делаете разные дела, у вас возникают разные чувства, вы переживаете разные жизненные ситуации. Но так ли это на самом деле?
Могу вас заверить, что нет. Этого не было и не будет. Когда вы поймете это, вам невозможно будет причинить боль и обиду. Больше ничего никогда вам не навредит. Никто и ничто не оскорбит ваши чувства. Ведь у вас нет никаких чувств, вы просто существуете как чистое сознание, чистая осознанность[13].
Постарайтесь понять, что я имею в виду. Такова ваша подлинная природа в данный момент. Чистая осознанность в данный момент.
У вас никогда не было тела, которым нужно было заниматься. Однако у многих из вас сложилось настолько сильное впечатление, что они есть тело, что эта мысль ни на миг не покидает вас, вы ни на миг не задумываетесь о том, что вы не тело. Эта мысль всегда с вами, но Я – не тело, Я – не разум, Я – не воспринимающее. Все духовные учения приводят к этому пониманию. Даже священники, раввины, жрецы и йоги и все прочие. Они пытаются изложить и втолковать вам эту Абсолютную Истину, что вы – не тело; просто они сами еще не до конца это поняли. Однако цель всех духовных учений именно такова.
Эти слова никогда не приходили мне в голову. Но ведь есть что-то, что знает, что все хорошо. Это какая-то загадочная сила, которую ощущаешь постоянно. Разумеется, эта сила – Я, сознание. Она выше сознания, выше Я. То, что мы называем «я», – лишь образ, спроецированный на эту силу.
Поэтому я могу одновременно быть и силой и телом. И тело может плакать и смеяться. Оно может преодолевать всевозможные неурядицы, но при этом они никого не затрагивают. Жизненный опыт – как сгоревшая веревка. Ничего не стоит. Нет слов, чтобы это объяснить. Но я вас заверяю, что все развивается так, как должно. Неважно, что происходит в вашей жизни – или кажется, что происходит, – поверьте мне, все для вашего же блага.
В этой Вселенной нет ничего, что способно вам навредить, как бы все не выглядело, каким бы все ни казалось. Прежде всего, вы – не ваше тело. В вас нет ничего, чему можно навредить. Вы – не ваш разум. Так что нет никаких мыслей, которые могут вас увлечь, погубить или напугать. Вы оставили это позади. Вы выше этого.
Пока вы думаете, что вы феномен тела-разума, вам не миновать трудностей. Так уж все устроено. Мне все равно, какие там у вас, по вашему мнению, сложности, мне все равно, насколько они серьезны. Возможно, вам кажется, что вы их заслужили. А возможно, вы считаете, что ни в чем не виноваты. Или что такова ваша карма. Вам кажется все, что угодно, но пока вы считаете, что вы тело-разум, или так чувствуете, у вас будут жизненные трудности, потому что так устроен мир, в котором мы живем, мир, которого не существует. Большинству из нас он кажется реальным. Но если мы считаем, что мы тело-разум, то считаем, что мир реален, и убеждены, что нужно молиться Богу, чтобы он решил наши проблемы. Все это мы делаем, когда страдаем. Страдание прекратится лишь тогда, когда вы пробудитесь и осознаете истину собственного бытия. Тогда вы, так сказать, родитесь заново, в новой реальности, и все будет хорошо. Когда вы поймете, что такое пробудиться, мир не изменится. Вы просто увидите его по-новому. Вот и всё. У вас появится чувство, что вы бессмертны. Ощущение небесного блаженства, так сказать. Когда на вас больше ничего не сможет повлиять. Иными словами, в состоянии просветления для вас перестанут существовать причинно-следственные связи, но те, кто живет в мире, проходят через свою карму и везде, куда ни посмотрят, видят себя. Ведь мир – всего лишь проекция вашего разума, не забывайте! Что же это за проекция? Зависит от вашего состояния, от точки зрения. Все мы смотрим на мир, но каждый видит свое. Все, что мы видим, – это мы сами. Никаких сложностей не бывает. Они не существуют. Их никогда не будет. На свете есть только одна проблема – какая? Кто мне скажет?
Ученик: Кувейт.
Тепло! Что я всегда говорю? Откуда берутся сложности? Дело в носу. Да-да! Дело в том, что вы подпустили мысли ближе носа. Это единственная причина всех сложностей. Если вы быстро спохватитесь, пока мысль не подошла ближе носа, где эта проблема окажется? Она окажется в вашей мысли. И только в ней. Когда разум замедляется, когда мыслительный процесс замедляется, где оказывается проблема? Ее не существует. Но стоит вам подпустить мысль ближе носа, как у вас возникают самые разные проблемы. Вам и то не нравится, и сё не по душе, и это обидно, вас одолевают сомнения, подозрительность, дурные предчувствия, страх и так далее. А все потому, что вы думаете. Тут вы, наверное, спросите, как жить, не думая. Спасибо, отлично! Деревьям не нужно думать. Траве не нужно думать. Миру не нужно думать о себе.
Есть сила, которая знает, как все уладить, и она же возьмет на себя заботы о вашем так называемом теле, если вы перестанете думать. Но пока вы думаете «Я есть тело», вам приходится заботиться о нем самостоятельно, присматривать за ним, кормить его аспирином, лекарствами от простуды и здоровой пищей и вообще вытворять с ним разные странности. Но ваше тело и ваш разум вам не друзья. Они живут по своим законам. Вот, например, разве сегодня утром тело спросило вас, когда пора просыпаться? Оно просто проснулось. Оно просило у вас разрешения? Нет, оно что хочет, то и делает. У вас нет ничего общего ни с телом, ни с разумом. Когда вы подавлены, спрашивает ли у вас разум, можно ли ему ощущать подавленность? Нет, он что хочет, то и делает. Когда вам страшно, спрашивает он у вас разрешения? Нет, он что хочет, то и делает. Но какое вы имеете ко всему этому отношения? Сегодня утром мне позвонила одна дама из Санта-Круз и спросила: «Сколько я должна ходить на сатсанги (беседы), чтобы осознать свое Я»? Я ей говорю: «Прежде чем я отвечу, позвольте поинтересоваться, что вы имеете в виду под своим Я? И что вы имеете в виду под сатсангом?» А она повесила трубку. Не понимаю – почему. Но это что-то такое, о чем мы можем поговорить – о чем я могу поговорить. Больше мне нечего делать. «Сколько „я“ должна ходить на сатсанги?» В самом деле – сколько? А надо ли «мне» вообще ходить на сатсанги? Что это такое – это неуловимое Я?
Что это значит – «Сколько я должна ходить на сатсанги?» Когда говоришь «я», это потому, что ты неверно толкуешь, что такое «я». Отождествляешь «я» с телом. Потому и спрашиваешь: «Сколько я должен? Сколько я должна?» А что такое сатсанг? «Сат» означает бытие, бытие с Я. Выходит, Я и сатсанг – одно и то же. А значит, сатсанг – это повседневная жизнь. А не место, куда ходят. Это образ жизни.
«Я» проводит грань, но на самом деле никакой грани нет. Это единое целое, вы – Оно. Но пока вы отделяете «я» от Я, у вас постоянно возникают сомнения. Я болею. Я счастлив. Я подавлен. Я чувствую то и это. Кто он, этот я? Откуда он взялся? Кто его породил? Каков его источник? Разбирайтесь. Погрузитесь поглубже в себя и узнайте, откуда берется «я». Это хорошо делать перед сном. Скажите себе: «Когда я проснусь, то найду свое Я».
Перед тем как проснешься, прежде чем начнешь думать, «я» проявляется как «Я Есть», как чистое сознание. Тогда-то и надо его ловить. Это лучший момент, чтобы поймать Я, – в тот миг, когда просыпаешься утром, в долю секунды перед тем, как окончательно проснуться и начать думать. Прежде чем из мира на тебя нахлынут мысли, самое время уловить «Я Есть», абсолютную реальность. Ведь в этот самый миг вы именно то, что вы есть, чистая осознанность, а стоит прийти мысли, как она все затуманивает. Так что запомните. Если перед сном сказать себе: «Завтра утром, когда я открою глаза, я отождествлюсь с моим Истоком, с „Я Есть“», так и будет. Пусть всего на секунду. Это перевернет вашу жизнь! И если повторять это каждое утро – каждое, каждое, каждое утро – в тот миг, когда вы уже проснулись, но на вас еще не нахлынули мысли, – этот миг будет все удлиняться и удлиняться. Вы будете ощущать чистую осознанность все дольше, и дольше, и дольше – и в конце концов научитесь удерживать это ощущение. Попробуйте! Все надо исследовать. Надо заставить свой ум осознанно погрузиться в себя и найти источник вашего Я. Не принимайте чувств. Не принимайте мыслей. Не смотрите, как вы несчастны и ничего по этому поводу не делаете. Впрочем, можете стать свидетелем. Это тоже полезно. Но лучше спросить: «Почему я несчастен?» – и понять, что вы опять спросили про «я». Я отождествляюсь со своим телом как «я»? Снова ошибка.
Я само по себе – чистая гармония, счастье и радость. Но если начать отождествлять высшее Я со своим телом-разумом, оно превращается в личное «я», которого не существует (вечно). Но вы заставляете его существовать. Вы с ним отождествляетесь. Зачем вам отождествляться со своим личным «я»? Ведь вашего личного «я» никогда не было. Зачем вам с ним дружить? Зачем вам вливать в него силы? Зачем отращивать его? Верните себе власть над ним. Явите свое Я, настоящих себя, и забудьте все эти глупости про тело и разум, про мысли и мир, про все на свете, что только видится реальным. Ни с кем себя не сравнивайте. Будьте верны своему Я. Мало ли кто чего достиг. Забудьте про всех святых и пророков, про всех прочих. Кроме вас, никого никогда не было и нет, на свете есть только вы. Вы – все святые, пророки и провидцы. Вы – все. Все – Я. А вы – Оно. Пора пробудиться и осознать это. Хватит играть в эти игры с самими собой!
Если вы верите в реинкарнацию, то возвращаетесь в мир снова и снова, уповая на то, что в следующий раз жизнь будет лучше. Но жизнь не может быть лучше: если вы рождены во плоти, то обречены на страдания. Таков плотский путь. Не пытайтесь улучшить свою жизнь – это большая ошибка, тут нет никаких сомнений; если вы умеете настраивать разум на позитивное мышление, может показаться, будто ваша жизнь улучшилась. Но не забывайте, что мир, в котором вы живете, – это мир двойственности. На каждый взлет есть свое падение. На каждый шаг вперед – шаг назад. На все хорошее найдется плохое.
Поэтому, даже если ваша жизнь улучшится, это ненадолго, а потом станет хуже и вы снова будете несчастны. Потом снова станете счастливы и снова несчастны. Начнете бороться за свои права, бороться за жизнь. Потом получите, что хотели, и снова станете счастливы. Как йо-йо. Вверх-вниз, вверх-вниз. И вы будете это делать, сколько бы я с вами ни разговаривал. Тогда зачем я с вами разговариваю? Сам не знаю. Нет выбора. Знаете, я на это не напрашивался. Удивительно, как все обернулось. А теперь уже поздно.
Я знаю только одно: все хорошо, все идет как надо. Я знаю только одно: счастье – ваша истинная природа. И что вы не то, чем кажетесь, и все не то, чем кажется. С вами никогда ничего не может случиться. Зачем же так тревожиться? Чего вы боитесь? Жизни? Нет у вас никакой жизни, то, что вы называете жизнью, – ничто. Его нет. Это ничто. Вас тревожит, что у вас выпадают волосы? Тревожит, что надо купить новые ботинки? Вы толстеете? Какая пустая трата сил! Это все равно что кормить дохлую лошадь. Лучше направьте свои силы на что-нибудь конструктивное. Обратите внимание, это не обязательно значит, что вы пренебрегаете нуждами своего тела. Тело само о себе позаботится. На самом деле, чем больше вы практикуете садхану, чем лучше осознаете свою подлинную сущность, тем лучше ваше тело заботится о себе, – вы все равно никогда не умели так хорошо за ним ухаживать, потому что оно подчиняется другим законам. Оно само знает, что делать. И будет делать все, ради чего пришло в этот мир, но это не имеет к вам абсолютно никакого отношения. Пробудитесь и осознайте этот факт.
Хватит так много думать о себе! О повышении, об увольнении, о том, чтобы работать или не работать. Никто никогда не бывает счастливым: те, кто не работает, несчастны, потому что не могут найти работу. А когда находят, пополняют ряды тех несчастных, кто терпеть не может работать. Где обрести покой? Покой – ваша подлинная природа. Он заключен в вас. Поглядите хорошенько – и найдете. Ищите – и обрящете. Даже в религии все пытаются сосредоточиться на своем Боге при помощи медитации – то есть сосредоточиться на каком-то объекте. Это не пробудит вас: научит концентрироваться, придаст целеустремленности – но все же не пробудит. Пробудиться удается только тогда, когда разум разрушен. Надо, чтобы никакого разума у вас не осталось. Когда он разрушен, сознание появляется само собой. Когда я говорю, что вам надо утратить разум, я имею в виду, что надо добиться пустоты мыслей. Надо, чтобы разум аннигилировал. Его надо полностью, полностью преобразить. Не изменить, не превратить во что-то другое. Ведь на самом деле вы уже Оно.
Вы всегда были Оно. Но после драки кулаками не машут: если вы посмотрите на свою жизнь, то увидите все, что вас огорчает. Увидите все, что вас злит или волнует. Какая трата сил! Какая трата времени! В этом мире нет ничего настолько важного. Пока вы считаете, что в мире есть что-то важное, вам не пробудиться. Вы не сможете. Ведь вы попались в ловушку майи. Вы играете в ее игру. Вы чувствуете и реагируете. Вы спорите. Вы ссоритесь из-за чего-то. В вас нет уверенности.
Пока вы так себя ведете, пробудиться не получится. Только подумайте, сколько всего вы успели подумать за сегодня. Всего лишь за сегодня. С тех пор, как проснулись. Сколько всего прошло через ваш разум. Сколько действий вы совершили. Сколько у вас было эмоций. Сколько тревог. Все эти чувства – радость и грусть – все чувства, какие угодно, – это трата драгоценных сил. Вот что мешает вам двигаться вперед. Вот что делает вас человеком. Вот что делает вас мирским. Ваша задача – понять, что я вам говорю. И запрограммировать свой разум на не-действие – а для этого перестать реагировать.
Когда что-то происходит в ваших мыслях или в вашем мире, вы становитесь наблюдателем. Бесстрастным очевидцем. Не реагируйте. Старайтесь сосредоточить разум на «сейчас», на нынешнем моменте. Не думайте, что было десять минут назад, вчера или на той неделе, месяц назад, год назад, пять лет назад. Не вспоминайте, что кто-то сделал вам десять лет назад и как вы тогда обиделись. Все это мешает вам двигаться вперед. Не думайте, куда пойдете на той неделе. Или что нужно сделать, чтобы достичь просветления уже через месяц. Или о том, какого учителя вы посетите на будущий год. Или о книге, которую надо прочитать через неделю. Ни о чем таком не думайте. Все это – часть майи, часть великой иллюзии. Они притягивают вас к материальному миру.
Ученик: Как же мне заниматься всеми необходимыми практическими делами, если я нахожусь в состоянии сознания «Я не мое тело»?
Роберт: Если бы вы действительно знали, что вы не тело, этот вопрос не пришел бы вам в голову. Тело само о себе позаботится. Кто выращивает яблоки на яблоне? Кто заставляет траву расти? Та же сила позаботится и о вашем теле. Вам не нужно о нем беспокоиться. Все будет прекрасно. Ваше тело не выйдет на мостовую перед грузовиком, если вы не замечтаетесь. Вы пробудитесь! А когда человек пробудился, он не в ступоре. Поскольку вы считаете, что вы тело, вы считаете, что вам надо действовать и вы за все отвечаете – должны готовить еду, ходить, покупать продукты. Но вы не имеете к этому никакого отношения. Пробудиться – значит осознавать, что все это происходит само по себе и не имеет к вам отношения. Трава растет сама по себе, но можно вообразить, будто это мы выращиваем ее силой воли. То же самое с занятиями, которым предаются наши тела. Более того, тела лучше функционируют, когда о них не думаешь. Поэтому будьте своим Я и поглядите, что будет.
Ученик: Почему нам приходится в мирской жизни проходить столько тягот и испытаний? Для чего все это? Если мы – сознание, почему нас вообще должен волновать материальный мир?
Роберт: А он и не должен. Спросите себя: «Кто должен волноваться?» Волноваться некому. Это как сон. Вы видите смертный сон. Ущипните себя, проснитесь, освободитесь. Нет никого, кто должен это делать. Понимаете, мы все в ловушке месмеризма. Нас загипнотизировали, заставили верить, что мы обязаны набираться жизненного опыта, поэтому естественно спросить, для чего все это. Но истина в том, что никто не проходит никаких испытаний. Это просто видимость. Как вода в мираже, как змея в извивах веревки. Так только кажется, но как только познаешь истину, станешь свободным.
Не будет никого, на чью долю выпадут испытания. Только когда придерживаешься идеи «Я есть тело», складывается впечатление, будто тебе приходится проходить испытания. Но как только отказываешься от идеи тела, как только понимаешь, что тело – это «я», а ты не «я», – становишься свободным.
Вы никогда не были телом. Никакого тела нет. Однако я вынужден признать, что у некоторых месмеризм так силен, что очень трудно поверить, что ты не тело. Ведь ты видишь тело, наблюдаешь его, оно чувствует и действует. Именно по этой причине нужно Искать Я. Я-осознание настает, когда разум втягивается в духовное сердце.
Ученик: В чем разница между состоянием не-разума и просветлением?
Роберт: Состояние не-разума – это состояние, в которое впадаешь, когда выполняешь практику поиска места, где царит молчание, где нет мыслей и тебя больше ничего не беспокоит. Туда попадаешь благодаря Я-вопросам. Это самый быстрый путь. Но это не Я-осознание. Я-осознание – это когда разум втягивается в духовное сердце. Освобождение, мокша, Я-осознание – это когда тот разум, который еще остается в молчании, полностью втягивается в духовное сердце. В этот момент весь разум, всё «я» полностью растворяется, и наступает освобождение. Так что состояние не-разума – это очень высокое состояние. Это состояние блаженства, только, напомню, некому это блаженство испытывать. Когда блаженство втягивается в сердце, не остается никого, и некому испытывать какие бы то ни было чувства. Поэтому никто не говорит: «Я в состоянии не-разума». В такие минуты сказать нечего. Понимаете?
Ученик: Кажется, все ясно.
Роберт: Дело ясное, что дело темное. Опять же главное – не забывать постоянно задавать себе вопросы. Ничего не утверждайте. Только задавайте себе вопросы. Разум этого не переносит.
Ученик: Роберт, кажется, что здесь речь идет о разуме или об эго, которое пытается «разотождествиться» с самим собой и отождествиться с тайной. Достаточно ли этого для сдвига?
Роберт: Нет, для сдвига этого недостаточно. Когда разум начинает задумываться о себе, он слабеет. Поэтому, чем больше задаешь вопросов, тем слабее разум. А если делать утверждения, то твердишь себе: «Я есть Бог, я есть сознание, я есть абсолютная реальность». Разуму это нравится, потому что он сам хочет стать Богом! Он хочет быть Богом, поэтому эго думает, будто оно и есть Бог! И вот вы расхаживаете, задрав нос. Но стоит вам пойти другим путем и спросить: «Кто я, откуда взялся разум?» – и разум слабеет, ему это не нравится. Как вы сами заметили, он начинает видеть тайну – и становится все слабее и слабее. Он пожирает сам себя, так сказать. Но абсолютная истина, разумеется, состоит в том, что нет никакого разума, поэтому не надо сосредотачиваться на том, что разум ничего не делает. Лучше спросите: «К кому приходит разум?»
Ученик: Роберт, а может все это произойти, если просто отказаться от всего мирского?
Роберт: Да, конечно! Если кажется, будто это сложно, – нужно всего лишь от всего отступиться. Сказать: «Забирай все это, Господи. Это Твое». И отпустить все, полностью отпустить. Спрашивать тут нечего. Просто скажите: «Забирай все это, Господи. Забирай все мое бремя. Мне теперь все равно». Но это трудно: получается, что надо отдать все на волю Божью и ни о чем не беспокоиться.
НЕ БЕСПОКОЙСЯ НИ О ЧЕМ В ЭТОМ МИРЕ.
ПОЙМИ, ЧТО БОГ ОБО ВСЕМ ПОЗАБОТИТСЯ.
ВОТ ОН, ПОДЛИННЫЙ ОТКАЗ ОТ МИРСКОГО.