Во все времена, у всех народах, во всех религиях центром общественной и духовной жизни был Храм – место поклонения Богу, место вознесения молитв и сопричастия с божественным провидением. В иудаизме, запрещающем поклонение идолу – будь то икона, статуя или иное изображение божества, храм имеет еще большее значение, ибо это Дом Бога, обладающего только духовной сущностью и существованием, символ самого существования и единения нации. Когда в Израиле произносят слово Храм, прежде всего имеют в виду Храм в Иерусалиме.
Иерусалим! Вечный город… Здесь, согласно поверью, находится камень, из которого был создан мир, камень основания. Поэтому Иерусалим стал святым городом для множества народов, о чем свидетельствует сегодня названия его улиц и кварталов: Храмовая гора и Еврейский квартал, Армянский квартал и Русское подворье, Бухарский квартал, Немецкая колония, Итальянская больница…
Сегодня Иерусалим отвечает свое трех тысячелетие. Город был заложен царем Давидом в X веке до н.э. в Иудейских горах, над источником Гихон на узком невысоком холме, который историки ныне называют «Ир Давид» (город Давида), отсюда город начал распространяться на Запад. Царь Соломон, сын Давида, построил первый Храм на горе Мориа, куда, согласно Ветхому завету, Авраам привел своего сына Исаака для жертвоприношения, а спустившийся с небес ангел указал ему на агнца, запутавшегося в кустах.
Первый храм, согласно преданию, поражал своим великолепием и богатством украшения золотом, слоновой костью, драгоценными сортами дерева. Трижды в год евреи со всего Израиля приходили в Иерусалим на праздники восхождения – Песах, Шавуст и Суккот. Они поднимались к Храму, неся с собой плоды Земли обетованной, благодаря Бога за щедрость страны, которой Он оделил их. На иврите говорят: «подниматься в Иерусалим», но не только потому, что город расположен на холмах, – это означает еще и духовное возвышение.
В 586 г. до н.э. армия вавилонского царя Навуходоносора разрушила Храм, а жителей страны увела в плен. В 536 г. до н.э. изгнанники, вернувшись в Израиль, начинают строительство Второго Храма, и вскоре это место обрело былое великолепие.
Во времена греко-ассирийского владычества в Храме была установлена статуя Зевса, а евреям запретили молиться и приносить в жертвы. В 165 г. до н.э. во время восстания Маккавеев, Иерусалим был освобожден, Храм очищен и освящен заново, в нем возобновились богослужения. Этому событию посвящен один из самых веселых еврейских праздников – ханука.
В 70 г. до н.э. девятого числа месяца Ава по еврейскому календарю (август месяц) произошло одно из самых скорбных событий в многовековой истории еврейского народа. Устав бороться с бесконечными восстаниями римский император Тит приказал разрушить Храм. Большинство евреев были изгнаны из страны и рассеяны по бескрайней римской диаспоре. Этому изгнанию суждено было длиться почти две тысячи лет, и только вера, надежда на возвращение и любовь покинутой Родине передавались из поколения в поколение. «В будущем году в Иерусалиме» – говорили и говорят евреи во все времена во всех странах.
Современный Иерусалим – город, чья природная красота, историческое наследие и напряженная духовная жизнь формируют уникальное магическое целое. Город, разделенные общины которого учатся жить в общей гармонии. Город древних строений и новых парков. Город музеев и магазинов. Город синагог, церквей и мечетей.
В Иерусалиме, как ни в одном другом месте на Земле, физически и духовно ощущают свою сопричастность с Богом даже завзятые атеисты. Особая атмосфера, особый магнетизм Святой Земли поражает всякого и особенно тех, кто впервые ступает на эти древние камни…
В том месте, где во времена Второго Храма находился верхний город, расположен Еврейский квартал. Его главной достопримечательностью является сохранившаяся часть западной стены, что когда-то окружала Храм. Она и называется Стеной Плача – и является национальной еврейской святыней и местом молитв. В течении многих веков Стена Плача была главным объектом паломничества евреев в Иерусалиме, символом памяти о Девятой Аве и символом возрождения и воссоединения нации. В любое время суток, в праздники и в будни здесь можно видеть множество молящихся. Стена Плача – это особый почтовый ящик, в ячейки-расщелины которого вкладывают записочки с молениями и просьбами к Всевышнему.
За пределами стен Старого города у Сионских ворот находится Гробница Давида. Согласно преданию, на этом месте похоронен Давид, победитель Голиафа – царь Израиля, чей образ вдохновил Микеланджело на создание одного из величайших в мировой истории произведения искусства. Здание в котором находится усыпальница – каменный саркофаг, покрытый бархатным покрывалом – несет на себе отпечаток трех религий, которые неразрывно переплелись на Святой земле: снаружи оно увенчано минаретом, а внутри, кроме гробницы Давида, находится христианская святыня – горница «тайной вечери», последней встречи Иисуса с учениками на пасхальной трапезе.
В северо-западной части Старого города расположен Христианский квартал. Его заселение началось в IV веке до н.э., когда св. Елена, мать византийского инератора Константина, сделавшего христианство государственной религией Римской империи, обнаружила под развалинами римского языческого храма остатки Креста на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса.
К этому месту, от Гефсимании до Голгофы проходит Виа Долороза (скорбный путь) – улица в восточной части Старого города, соответствующая маршруту, по которому, согласно христианскому учению, проходил Иисус, неся свой крест к месту распятия. Виа Дололоза завершается у Храма Гроба Господня, главной святыни христианского мира.
Воздвигнутый Еленой и Константином Храм неоднократно разрушался и восстанавливался. В настоящее время храм находится в ведении многих христианских конфессий. Колоннада делит его пространство на две части, одна из которых принадлежит греко-ортодоксальной, а другая – римско-католической церкви. Здесь находятся также притворы греческой и русской православной церквей, части Храма находятся в ведении армянской церкви, коптов и сирийцев.