Начало нашей эры. Евреи вели борьбу против Римской империи. Испытывая тяжкие мучения, евреи молились о чудесном избавлении. Согласно традиции, которая берет свое начало еще в книгах пророков, потомок царя Давида освободит свой народ от угнетателей и возвратит независимость царству Израиля. Он будет справедливым и праведным правителем и принесет мир и счастье всем народам.
Подобно царю, он будет помазан священным елеем, и его станут называть машиах, помазанник (отсюда – «мессия») – чудесный избавитель. Вероятно, некоторые решили, что Мессия уже явился, увидев молодого проповедника из небольшого городка Нацрата (Назарета). Его звали Иешу, но весь мир узнал его имя в греческом варианте – Иисус.
Не слишком много фактов известно об Иисусе из Назарета. Не сохранилось ни одного слова, написанного им самим, либо кем-нибудь, кто видел его воочию. Информация о нем содержится в книгах, называемых христианами Новым заветом; авторы этих книг родились спустя, примерно, сто лет после его смерти. И они расходились между собой в освещении важных моментов жизни Иисуса. Более того, их вообще не интересовали исторические факты, они ставили перед собой задачу доказать, что Иисус был божественного происхождения.
Прокуратора Иудеи совершенно не беспокоили верования Иисуса. Для римлян этот человек представлял опасность в политическом отношении: они считали, что он мог бы стать вождем еврейского движения за независимость. Понтии Пилат велел арестовать его и казнить по римскому обычаю того времени – пригвоздить к деревянному кресту и выставить на публичное обозрение, пока казнимый не умрет.
Евангелия ставят множество вопросов. Почему Иисус должен был стать царем небесным? Потому, что он был сыном Бога. Зачем он явился на землю? Чтобы своей смертью искупить грехи человечества. Важно ли верить во все это? Да, потому что только те, кто верят, будут допущены в царство Божие на небесах. Так христианство стало религией, основанной на учении Иисуса и на преданиях об Иисусе.
По мере того, как христианское учение удалялось от основ иудаизма, оно становилось все более антиеврейским. В Новом завете, например, жестокий Понтий Пилат показан чувствительным человеком, который хотел спасти жизнь Иисуса. И только евреи, кровожадные и жестокие, не позволили ему этого сделать. Шестнадцать столетий эта легенда служила поводом для преследования евреев, якобы погубивших Иисуса. В конце концов, в 1965 г. Ватикан официально провозгласил, что ни евреи во времена Иисуса, ни современные евреи не несут ответственности за его смерть.