Эд
На улице было уже светло, но безлюдность намекала, что время раннее. Мягко говоря. В четыре утра никому и в голову не придет куда-то отправиться (разве что вернуться домой с прогулки), а у пилотов это было началом утренней смены. И сразу перестроиться с нормального режима на черт-те какой было сложно – организм попросту отказывался функционировать. Или это оттого, что Эдику удалось проспать в лучшем случае часа два? Ведь Серега, летать которому предстояло вечером, так и не уснул, валялся на соседней кровати и тараторил обо всем подряд.
Теперь-то Эдик прекрасно понимал, отчего отец в их новом доме выделил для себя отдельную комнату с глухими тяжелыми шторами и хорошей шумоизоляцией, и перед всеми рейсами как следует высыпался днем. Правда, в последнее время у него не было тяжелых ночных марш-бросков до Пекина или Нью-Йорка. Вот уже несколько лет он был пилотом-инструктором и летал в основном днем, а дальность его командировок ограничилась Дубаем или Новосибирском.
Аэродром встретил все той же пустотой.
Небольшой группой они добрались до беседки, и группа эта значительно поредела после визита к врачу. Практика у них была уже не первый день, но всегда находился гений, забывший притащить на полеты справу – само собой, таких разворачивали сразу. Получившие допуск врача сонно попивали чай в ожидании инструкторов. Эду достался Вик Лаптев – недавний выпускник. Повезло, с молодыми летать всегда проще. Парни со старших курсов рассказывали, что Вик и «штопор» показывает, и «горочку», и даже разрешает выполнять все это самостоятельно. А в инструкторах Вик оказался по одной простой причине: не смог пробиться в авиакомпанию. Кажется, не прошел вступительные тесты. Само собой, Вик это не сам рассказал, но выпустился он не настолько давно, чтобы слухи не добрались до третьего курса.
– Исаев, к самолету, – бросил проходящий мимо Вик.
Эдик изо всех сил старался продрать глаза и не накосячить из-за сонливости. Так, что там по регламенту? Их смена первая, он должен обойти самолет и осмотреть его. Пока Вик стоял и курил, Эд навернул несколько кругов, убедился, что с самолетом все в порядке и залез в кабину.
– Разрешение запроси пока, – крикнул Вик.
Эдик связался с диспетчерской:
– Аэродром-руление, борт 44-115. Доброе утро. Стоянка тринадцатая, информация дельта, разрешите запуск.
– 44-115, аэродром-руление. Доброе утро, запуск разрешаю, – прошипела рация.
– Запуск разрешили, 44-115.
Все прошло хорошо, Эдик даже взбодрился после этих коротких переговоров. Тут и инструктор вернулся, вместе они запустили двигатель, проверили показатели. Точнее, проверял Эд, называя цифры и называя допустимые пределы, а Вик слушал и кивал. Затем махнул рукой технику внешнего наблюдения и крикнул традиционное: «От винта!».
– Теперь разрешение на руление, – сказал Вик, намекая, что связь сегодня вести не ему.
– 44-115, готовы к рулению, – сообщил в диспетчерскую Эд.
– Рулите прямо по перрону, далее направо по магистральной, влево РД-альфа.
– Руление разрешили, прямо по перрону, направо по магистральной, влево РД-альфа.
– А теперь вперед, Исаев, – хмыкнул Вик.
Уже? Эдик проснулся окончательно, поняв, что сегодня получит ту самую самостоятельность, о которой и не мечтал. Мало кому позволяется взлетать так рано… Эд начал руление, но что-то было не так – самолет катился слишком медленно и туго.
– Поддай газку, – посоветовал Вик с улыбкой.
Эд так и сделал: обороты увеличились, но скорость не прибавилась. Тогда-то он и вспомнил, что забыл снять самолет со стояночного тормоза. Быстро исправил ошибку и порулил бодрее, даже слишком бодро. Нажал на тормоз и едва не клюнул носом приборную панель…
– Господи, Исаев! Давай уже просыпайся!
– Прости, – буркнул он в ответ, чувствуя себя… в общем, тем еще тормозом.
И все-таки взлетали они вместе, что неудивительно – так накосячить на старте! Эдик сидел слева, вел связь с диспетчерской и следил за курсом, а Вик рассказывал истории из своих полетов. Эд не особо его слушал, смотрел сверху на леса и озера, а еще на музей, заполненный самолетами… Надо же, как он вписался в маршрут. Совсем скоро Тома с подругами приедет на свою практику… Что, если ее там навестить как-нибудь? Как раз можно будет поговорить. Только не сегодня – сегодня он не готов, наговорит еще больше глупостей…
– Слышал, отец у тебя тоже инструктор? – вопрос об отце вырвал Эдика из мыслей. И на это небрежное «тоже» захотелось закатить глаза – отец у него не после универа кого-то учит на мелком самолете, перед этим он отлетал на разных типах тысячи часов по всему миру и сдал множество экзаменов. И не прекращает сдавать до сих пор. Такое вообще нельзя сравнивать, никак.
– Ну да.
– А я вот не пробился. Английский.
Эд напряжённо молчал, прекрасно зная, к чему все идет. Не первый раз он с таким сталкивался, и даже не в сотый, давно привык.
– Может, замолвишь за меня словечко?
– Отец не принимает на работу, он инструктор.
– Да брось, – рассмеялся Вик. – А то я не знаю, как всякие сыночки капитанские устраиваются! На моем курсе таких сотни было, и все при деле, летают себе, и неважно, насколько они тупы! Да ладно, Исаев, чего тебе стоит? В долгу не останусь – отлетаешь курс первым и домой свалишь. Не придется торчать тут до августа и ждать своей очереди как простому смертному.
– Я подумаю, – ответил Эдик.
После посадки он поспешил уйти к остальным, чтобы Вик не пристал еще с какой просьбой. Люди вроде него бывают крайне навязчивы – уж Эдик знал это не понаслышке. Он же, блин, Исаев! К нему с первого курса набивались в друзья только из-за фамилии, с ним хотели встречаться из-за фамилии, в этом плане ничего нового. И это обращение инструктора не удивило, а всего-то стало очередным.
Роптать по поводу принадлежности к авиационной династии Эдик не собирался, потому что это глупость. Ему и правда по жизни повезло, как повезло и в том, что он сам решил пойти по стопам отца и деда, никто его на этот путь не толкал, а даже наоборот. Он просто заболел небом. Конечно, его фамилия означает будущую поддержку родственников, как иначе. Но Эд и сам не тупой, учился, поступал и в этом плане от других ничем не отличается. И об английском он думает уже сейчас, а не как долбанный Вик Лаптев – после выпуска. Он и на работу устроится сам, выражаясь словами Лаптева – как простой смертный, в этом сомнений не было. Пилоты всегда нужны и важны.