Следуя совету Марук, Джейсон и Рик вышли на террасу. Вид отсюда был захватывающий. По ту сторону высокой стены виднелось множество квадратных домов, стоявших в хаотичном порядке. Город тянулся вдаль, к широкой реке.
– Это, наверное, Нил. – восхищённо сказал Джейсон.
Голубая вода блестела на солнце, отражая небо, в речных волнах тут и там виднелись треугольные паруса.
Ребята с изумлением оглядывались, не веря собственным глазам.
– Слушай, Джейс, ты что-нибудь понимаешь? – спросил Рик.
Джейсон почесал затылок и ответил:
– Ну, мы с тобой оказались в Древнем Египте. Это, конечно, странно, но и ты, и я умеем читать иероглифы...
– Нет, я другое имел в виду, – сказал Рик, листая дневник Улисса Мура. – Почему мы попали именно сюда? Может, так пожелал прежний владелец виллы?
На одной из страниц мелькнул рисунок маски Тутанхамона c пометкой «Сокровище фараона».
– Смотри! – воскликнул Джейсон. – Думая об этом рисунке, я повернул руль там, в гроте...
– Фараон-ребенок, – проговорил Рик. – Он стал властителем Египта, когда ему было двенадцать лет. Ну, «властителем» – это громко сказано...
– Здесь должна быть какая-то связь, – перебил его Джейсон. – Я подумал о рисунке и повернул руль... Но при чем тут прежний владелец виллы? Мне бы хотелось выяснить это!
Рик перевернул страницу и увидел несколько зарисовок, сделанных Улиссом Муром. «Город Пунто» – гласила надпись. Карандашный эскиз воспроизводил аллею сфинксов, по которой ребята прошли к Дому Скриба.
– Ого, так он был тут. – проговорил Рик. – Ну да, был...
– Я ещё в гроте подумал, что Улисс Мур и его жена приезжали сюда на «Метис». Мы повторили их путь.
Рик кивнул и стал листать дневник дальше:
– Владелец виллы пишет, что фараоны очень любили этот город за его красоту и часто наведывались сюда. Ммм. Вот послушай: «Пунто – это исчезнувший город. его так и не смог найти ни один археолог».
– А он ничего не пишет об этих красных стенах?
Рик перевернул страницу:
– Пишет! Не очень понятно, правда. Вот смотри: «Стены ограждают самое большое богатство Пунто. Это лабиринт из лестниц и коридоров, колодцев и башен, галерей и переходов, в самых разных направлениях.» Под землей тоже есть лабиринт.
Джейсон с удивлением посмотрел на стены.
– Лабиринт?
Рик нетерпеливо мотнул головой:
– Дай дочитать. А, вот! Где-то в этом саду имеется вход в лабиринт, а также в храм под названием «Дом жизни». Этот храм посвящен богу Тоту, мы с тобой видели его статую. В лабиринте хранится «Коллекция» – здесь так и написано, в кавычках, видишь? Эта «Коллекция» содержит все знания Древнего мира, накопленные за тысячу лет до создания Александрийской библиотеки.
Джейсон в изумлении присвистнул:
– Александрийская библиотека? Она была создана в третьем веке до нашей эры. Потом её сожгли римляне, часть книг вывезли в Константинополь.
Рик продолжал читать:
– «Коллекция» – желанная и недостижимая цель всех исследователей древности. В городе Пунто можно найти всё что угодно. В порту или на базаре, где сходились караванные пути, каждый день обменивался самый разный товар: папирусы, смола, янтарь, золото, слоновая кость, пигмеи. – Он внезапно остановился. – Как это понимать – пигмеи?
– Думаю. низкорослые люди, ну, они ещё до сих пор в джунглях живут, в тропической Африке, – ответил Джейсон.
– Смотри, тут изображено что-то вроде примитивной карты города! – вскрикнул Рик.
– Покажи.
Мальчики склонились над карандашным рисунком. Какие-то места на карте были помечены кружочками.
На соседней странице ребята увидели странную, явно сделанную наспех запись:
ЧТОБЫ СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ, ТЕБЕ ПОНАДОБЯТСЯ УДАЧА И ДВЕ ХОРОШИЕ ЗВЕЗДЫ. ИЩИ КАРТУ В БАШНЕ ЧЕТЫРЁХ ПАЛОК.
– Эй, где вы там? – раздался звонкий голосок Марук.
Рик спрятал тетрадь в рюкзак и спросил:
– Ну, что будем делать?
– Пока пойдём за ней, – ответил Джейсон, – а там увидим.
Все трое вышли из Дома Скриба. Девочка пояснила, что днём её отца можно найти в Доме жизни. Услышав это, мальчики переглянулись.
Пока шли по саду, Джейсон пытался расспросить Марук о «Коллекции» и прочих вещах, описанных в дневнике (разумеется, без ссылки на него), но она отвечала как-то неопределенно, словно ей было скучно говорить о том, что и так всем известно.
Дом жизни оказался очень красивым сооружением. Крышу его поддерживали огромные статуи, ступени из гладкого камня были окрашены в разные цвета.
Внутри сновал народ, Джейсон даже подумал, что в лондонском метро в час пик бывает не меньшее столпотворение.
Онемев от удивления, мальчики рассматривали гигантский зал, в центре которого находился огромный колодец без воды – как шахта, пытался подобрать сравнение Джейсон; раньше ничего подобного ни ему, ни Рику видеть не приходилось. На внутренних стенах колодца разместились сотни лестниц, ведущих во внутренние помещения. Кроме этого верх и вниз двигались веревочные подъёмники, перевозившие свертки папирусов и людей.
В самом зале на немыслимую высоту возносились бесчисленные ярусы-галереи, также соединенные лестницами.
Жаркий и пыльный воздух был напоён ароматами. Пахло шкурами, подгнившим папирусом, коричным деревом, мускатным орехом и ещё чем-то.
– Добро пожаловать в нашу «Коллекцию». – торжественно произнесла девочка.
– Так это и есть «Коллекция»? – удивился Джейсон. – Эй, Рик, осторожней, – крикнул он другу, который, засмотревшись на подъёмник, едва не свалился вниз.
– Ну да. Здесь хранятся папирусные свитки, таблички. Всё, что написано разными людьми. Ещё всякие вещи, мебель, инструменты, монеты.
Их отдают сюда на хранение. А кое-что жрецы приказывают сберечь для будущего...
Джейсон ещё раз оглянулся по сторонам и наконец-то понял, на что это похоже: на муравейник. Гигантский муравейник в городе Пунто, затерявшемся во времени...
– И твой отец управляет всем этим? – спросил Рик в растерянности.
– Да, – с гордостью ответила Марук. – Пойдемте!
Она подвела мальчиков к двум мужчинам в длинных красных одеждах; их головы мужчин украшали голубые тюрбаны с белыми перьями, немного напоминавшие индийские. Укрывшись в спокойном углу за статуями, они пили красный чай, каркаде. Увидев ребят, мужчины вскочили и не уклюже поклонились.
– Уважаемые указатели, – обратилась к ним Марук, словно не замечая поклона, – нам необходимо повидать Великого мастера Скриба, то есть мне с друзьями нужно пройти в его покои.
При слове «указатели» Джейсон чуть не рассмеялся, хорошо хоть Рик вовремя толкнул его в бок.
Один из мужчин, повыше и посуше (склонный к сравнениям Джейсон счёл его похожим на тростник), немного помявшись, ответил:
– Мне жаль, юная дочь, но Правило тридцать два не позволяет мне и моему помощнику исполнить твое желание.
Другой, толстячок поменьше ростом, с огорчением покачал головой.
Марук нахмурилась:
– А что это за Правило тридцать два?
– Оно предписывает не замечать и не обижать детей.
Марук уставила руки в бока:
– Но я – дочь Великого мастера Скриба!
Высокий мужчина прищурился, словно желая рассмотреть её получше:
– Думаю, ты права, прости меня. И всё же просьбу твою выполнить невозможно.
– Почему это?
– Правило четыре гласит: безопасность. Говорят, с минуты на минуту сюда может прибыть фараон. Разве ты не заметила, какое сегодня столпотворение в Доме жизни? Вот-вот, все они надеются на встречу с правителем. Однако задача указателей – следить за выполнением Правила двенадцать: ни один человек не должен входить во внутренние покои до особого распоряжения.
Толстячок согласно покивал, хотя лицо его выражало сочувствие.
– Вообще-то не видно, что вы убивались на работе. – ехидно заметила Марук, кивая на каркаде.
– Мы не... – хотел что-то сказать толстячок, но его остановил грозный взгляд напарника.
– Так или иначе, я и мои друзья должны немедленно пройти к отцу, – топнула ногой Марук.
– Да. конечно, конечно! Но дело в том, милое дитя, что согласно Правилу.
– Меня не интересует, что там говорит ваше дурацкое правило! – рассердилась девочка. – Какие могут быть правила, когда речь идёт о моём отце!
Высокий мужчина потёр руки и с важным видом заявил:
– Хорошо, ты – это понятно. Но твои друзья останутся здесь.
– Почему?
– Потому что никто не отменял Правила двенадцать. Вынужден повторить: во внутренние покои вплоть до особого распоряжения входа нет.
– Вот я и даю вам это распоряжение: пропустите!
– В таком случае. – проговорил мужчина, – Пепи, объясни.
– Правило восемь, – звонким голосом заговорил толстячок. – Гость всегда должен иметь пропуск. Верно, Мичерино?
– Верно, верно, так и есть, – ответил высокий, явно довольный.
Марук вспыхнула и повернулась к Рику и Джейсону:
– Они всегда такие зануды! Ладно... – Это уже относилось к указателям. – У моих друзей действительно нет пропуска. А если бы был. вы могли бы пропустить их со мной?
Указатели стали что-то обсуждать друг с другом. Ребята слышали номера каких-то правил и параграфов, потом Мичерино ответил:
– Вообще-то могли бы...
– Но есть правило, которое не позволяет проходить посторонним, – строго добавил Пепи.
– И есть ещё одно правило, указывающее на особые случаи.
– Отлично! – воскликнула Марук, останавливая их. – Осталось узнать, где можно получить пропуска?
– Правило сорок один: иногда достаточно попросить пропуск у указателя, – с готовностью ответил Пепи.
Мичерино нахмурился, но ничего не сказал.
– Мне нравится Правило сорок один, – просияла девочка. – Замечательное правило! Будьте так любезны, выдайте нам пропуска!
– Большинство вещей в этом доме, – сказал Нестор Джулии, – привезены из путешествий Улисса Мура и его жены. Как ты уже знаешь, свои путешествия они совершали на судне «Метис».
– А Вы никогда не ездили с ними? – спросила девочка, поглядывая на Дверь времени.
Нестор ответил не сразу:
– Нет. Я оставался на вилле и занимался всем остальным.
– Они, что же, никогда не приглашали тебя с собой?
– Ещё как приглашали, – усмехнулся садовник. – Особенно Пенелопа, жена Мура. Она всё время упрашивала меня подняться с ними на борт. Конца не было этим разговорам, так она хотела, чтобы я составил им компанию. Но я. отказывался. Мне и в Килморской бухте хорошо, я люблю это место. По крайней мере, здесь всё стабильно. Мистер Мур понимал меня. Он всегда говорил: «Только когда стоишь на месте, замечаешь, сколько людей вокруг движется беспрестанно и понапрасну».
– Но сам-то он не сидел на месте. – заметила Джулия.
– Мистер Мур был путешественником, – покачал головой садовник. – Путешественники путешествуют, это совсем другое. Как бы тебе объяснить... Чтобы отправиться в путешествие, нужно иметь исходную точку – место, откуда отправляешься в путь и куда возвращаешься, чтобы подготовиться к новому путешествию. Не может быть путешествия без возвращения. Это не мои слова, это слова Улисса Мура. Правда, есть ещё одно путешествие, и я не уверен, что из него возвращаются...
– Вы говорите о смерти? – тихо спросила Джулия.
– Да, о смерти...
Джулии захотелось сменить тему:
– Скажите, а что за человек был этот Улисс Мур?
Нестор ответил не сразу:
– Очень образованный и умный. Этот дом он любил больше всего на свете. Этот дом и свою жену.
– Пенелопу? Расскажите о ней!
– Чудесная женщина! Приветливая... Добрая... Мечтательница...