Сам не ведает, что хочет.
Неосознанная цель – та, о существовании которой и не подозревают, но делают всё, чтобы её достичь.
Неосознанные мотивы в психологии называют также «вторичными выгодами» и «ложными целями». Они скрыты от нашего сознания и часто противоречат тем целям, о которых мы знаем и которые декларируем себе или окружению.
На этом можно было закончить с терминологией. Но сегодняшний читатель уже многожды слышал про истинную – ложную, продекларированную – неосознанную – звук слова и собственная логика часто мешают понять его смысл и, как следствие, причину страданий. Поэтому попытаемся разобраться, чтобы повысить степень понимания этого жизненно важного момента.
Все продекларированные и осознанные цели называются истинными только потому, что они нам известны и видны. Только поэтому они в разряде истинных, а вовсе не от того, что они возвышенные или какие-то особенно хорошие, а просто они нам известны. Эти истинные цели могут иметь и высокие намерения, и низкие – отомстить, уклониться от дел, привлечь внимание к себе, вызвать зависть. Но если эти низкие намерения нам в себе известны, то они истинные. Если не известны, то мы страдальцы: думаем одно, чувствуем другое, а говорим третье. Поэтому ещё пара примеров.
Как-то я наблюдала, как две женщины расходились со своими мужьями. Одна открыто заявляла, что хочет отомстить: «не любил он свою находку – полюбит свою потерю». А другая хотела… Ох, чего только она не хотела! И чтобы ему было хорошо и их детям спокойнее без скандалов, а на самом деле она тоже хотела отомстить, но не знала про свой мотив. Не известный ей, невидимый – это и есть ложный, но он управлял ей сильнее, чем другие продекларированные. Как у снайпера из укрытия попадание точнее. Наша задача удалить свои мотивы из собственных укрытий. В итоге первая женщина достаточно быстро устала от своего низкого намерения – отказалась от него, и найдя другие интересы, жила благополучно. Ведь посветить свою единственную жизнь мести может только очень нездоровый человек. А вторая вскоре после развода заболела, да так, что брошенный муж её и выхаживал. После чего она научилась быть беспощадно правдивой сама с собой.
Отставной полковник хотел построить дом, чтобы его дети перестали ему сострадать и бояться за его здоровье, а на самом деле он полюбил новую соседку и начал строить дом. Но у него всё как-то не складывалось с этим домом: то строители подведут, то материалы не те… И так продолжалось до тех пор, пока он не понял, что не дети его мотивируют, а любовь к женщине. После этого осознания появилось всё для быстрого окончания стройки.
Вселенная слышит ложные и вторичные цели сильнее, чем истинные; наверное, они сильно «фонят».
Глубоко и обстоятельно написали об этом гениальные психоаналитики, а наша экскурсия в государство неосознанного будет предельно краткой. Принято считать, что работа с неосознанными целями требует десятки лет, поэтому я ёмко изложу то, что можно не изучать, а использовать. Ведь обычно посетить какой-то тренинг или какого-то специалиста собираются долго – Эго не пускает в страхе перемен, поэтому я решила помочь не откладывать улучшение жизни в «долгий ящик»[17].
Франс де Вааль в популярной книге «Политика у шимпанзе…» рассказывает про исследовательские тесты Вольфганга Кёлера, в результате которых учёный пришёл к выводу, что шимпанзе способны решать новые проблемы на основе внезапного осознания причины и следствия. Ну, если шимпанзе способны осознавать и изменять, то нам-то точно стоит потрудиться.
Неосознанные цели заставляют нас делать то, что делать мы не хотим и, более того, не собираемся делать.
Молодая мать делится своим переживанием: «Я хочу что-то сказать ребёнку, но мой рот открывается, и я говорю так, как говорила моя мама, а не то, что я сама хотела сказать». Передалась не привычка – передалось неосознанное желание. Неосознанное лишает нас свободы и возможности достигать того, что мы действительно желаем.
Интересно, что о бессознательном философы заговорили раньше, чем о неосознанном. Платон был первым, кто обнаружил бессознательное. Он назвал его «познание-воспоминание». После этого философы размышляли о бессознательном, но о промежуточном неосознанном, которым, в отличие от бессознательного, можно управлять, тогда ещё никто не знал.
Хотя об этом есть в «Евангелии»: «…Лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:5). В данном случае люди хотят, к примеру, быть здоровыми, но имеют ещё и другое (вторичное) желание показать прохожим, как они благочестивы. И вот это вторичное и исполнится в первую очередь, и «они своё» получат сразу, прямо «не отходя от кассы», а вот запрошенное здоровье вынуждено будет подождать, пока не станет важнее, в данном случае, показухи.
Наше неосознанное к Вселенной ближе, чем наша мечта, и в первую очередь достигается вторичная выгода, а не та, про которую мы только и думаем, и которая может дать реальную пользу.
Какая-то самовыворачивающаяся воронка из мотивов определяет нашу жизнь. Наблюдение за этой «воронкой» забавляет тех, кто пребывает в разуме, а про тех, кто застрял в неосознанности, говорят: «Вырос, но не повзрослел». Ребёнок имеет исключительно неосознанные мотивы. По мере взросления, с помощью своего скудного жизненного опыта, он создаёт представление о правильном и неправильном, годам к шести появляется способность замечать свои чувства, и тогда же постепенно начинают замещаться неосознанные желания на осознанные. Условия, в которых растёт ребёнок, определяют, в какой степени он способен находить в себе неосознанное во взрослой жизни. Но любое детство обеспечивает взрослому нескучную жизнь.
Во времена СССР был очень популярным лозунг «За детство счастливое наше спасибо, родная страна!» И вот один корреспондент очень здорово поиздевался над этой навязанной обществу идеей и ещё добавил, что счастливого детства не бывает, потому что сам процесс взросления наполнен постоянным трудом и преодолением. Статья этого отца-корреспондента многим родителям изменила точку сборки.
Даже идеальные условия воспитания найдут причины для появления неосознанного, поэтому неосознанное присутствует у всех, и само по себе не исчезает.
Об этом притча из Нового Завета про Анания и его жену Сапфиру. Это притча не про деньги, как обычно думают, а про способность говорить себе правду, деньги же в этой истории, как и в жизни, – хороший инструмент для наглядности.
Так вот: «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, положили [деньги] к ногам Апостолов. Но утаили из цены… некоторую часть… Пётр сказал: “Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены? Что ты продал, не твоё ли было? И приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу”». Но Анания ни в какую не хотел признаваться и продолжал отказываться от того, что утаил. Заканчивается эта история сначала смертью Анания, затем и его жены Сапфиры, которая тоже не сказала правды. Смысл такого гротескного конца в том, чтобы дать нам понять, что нет настоящей жизни без честности перед самим собой.
Первым рассказал о неосознанном в XIII веке философ и христианский мистик Иоганн Экхарт. Как известно, в Средние века философия переселилась в монастыри.
Неосознанное он называл «тёмными мотивами». Тёмные – это не страшные и не опасные, а скрытые, потаённые, не освещённые разумом. «Я хочу сказать не сказанное доселе – внутренний и внешний человек различны так, как небо и земля»[18].
Средневековый мистик жил в высокой области мысли, но говорил о глубинном. Внутреннее познание он называл «искоркой души»: просветлённые этой искоркой находят себя в себе и себя во всём. Экхарт убеждает слушателей, как любимых детей, в том, что наличие потаённых намерений не умаляет наш человеческий потенциал: «Господь говорит каждой любящей душе: Я был ради вас человеком, если вы не станете ради Меня богами, то будете ко мне несправедливы». Экхарт был последователем Христа: он не сказал от себя ничего – он лишь увидел то, что до него ещё не разглядели.
Экхарт не обличает, а лишь призывает каждого наблюдать за «тёмными мотивами» в себе и стремиться избавляться от них для своего блага. «Вы должны скрыть свою человеческую природу в Моей божественной природе, дабы никто не узнал в вас вашей человеческой слабости, и ваша жизнь стала бы божественной, так что не признавали бы в вас ничего, кроме Бога»[19].
Заявление о том, что «тёмные мотивы» есть в каждом человеке, для Ватикана было настоящим вызовом. Утверждение это и сейчас остаётся там спорным. Представьте, что было в то время!
Так как Экхарт был человеком безупречно скромным, но влиятельным, как пророк, его не могли тихо спрятать в темнице. Поэтому Ватикан обвинил его в ереси и потребовал от него отречения. В ночь перед отречением он тихо ушёл в мир иной. После чего его последователи подверглись преследованию как еретики и ведьмы, что странным образом совпало с расцветом Инквизиции. Здесь есть простор для своего видения на причинно-следственные связи.
Имя Майстера Экхарта в христианском мире должно быть известным так же, как имена Моисея, Петра, Павла, Лютера, а его знают только некоторые из образованных людей. Но, не зная имени его, мы выросли из него. Писатели и поэты взятое из его учений облекали в художественные образы, и литература всегда была средством самопознания. Один из представителей такой литературы – И. В. Гёте.
Лекарство от душевной лени —
Божественное откровение,
Всесильное и в наши дни.
Или вот А. С. Пушкин, из «Бориса Годунова»:
Твои слова, деянья судят люди,
Намеренья единый знает Бог.
Тут мало обдумать – с этим надо пожить; поиграть мыслью поэта, глубоко постигшего тщеславие.
До того, как понять наличие в себе неосознанных мотивов, все люди пребывают в состоянии неудовлетворённости в отношениях и в раздражении. Открытия эти у всех происходят в разном возрасте, а у кого-то и вовсе не происходят и тогда всю жизнь, как написано у Арсения Тарковского: «В себя глядит закрытыми глазами, но самое себя не сознает».
Блок в письме к Гиппиус как бы между прочим заметил:
«… всё, чего человек хочет, непременно сбудется; а если не сбудется, то и желания не было; а если сбудется “не то”, то разочарование только кажущееся. Сбылось именно то».
Так Блок, изучавший Канта, этим замечанием преподал настоящий урок о мотивах осознанных и неосознанных.
А вот поэт-современник Ольга Седакова:
Да сохранит тебя Господь, читающий сердца…
В недосягаемом стекле закрытого ларца.
Где, как ребёнок, плачет простое бытие,
Да сохранит тебя Господь, как золото Своё!
Седакова воспаряет мыслью в запредельные выси. Чтобы понять ею сказанное, мало знать об открытиях философов и психологов. Надо ещё иметь собственный опыт наблюдения за движением своей души, за тем, что всё в жизни происходит не так, как хочет твоя голова, а так, как хочет твоё сердце.
Человеческое сердце для всесильной субстанции, называемой Богом, – прозрачный ларец, но не для нас. Мы знаем о себе не слишком много, но с каждым днём копаем всё глубже и глубже, узнаем всё больше и больше подробностей о том, что таится в «недосягаемом стекле закрытого ларца».
Знание своего настоящего мотива улучшает не только конкретную ситуацию, но и жизнь в целом. Вот наглядная история от Богована: «Молодой доктор впервые провёл операцию. А его пациент уже долго не мог встать на ноги. Хирург очень переживал. Он молился и просил Бога, чтобы больной выздоровел, “потому что у этого больного много детей и ему нужно зарабатывать деньги”. Улучшений не наблюдалось. На третий день его словно осенило, и он честно признался себе, что его волнует не больной, а его собственная профессиональная репутация и собственный заработок, а лишь потом участь пациента. На следующий день пациент встал на ноги…»
Ещё результат определяет намерение. И по результату можно понять, какое было намерение. Если, допустим, доктор не может вылечить, то причиной этому может быть намерение больного. Намерение обладает невероятной силой, порой достаточно лишь его создать.
Однажды на репетиции Михаил Юровский сказал музыкантам оркестра: «…вот здесь вам нужно играть вместе. Как только вы решите играть вместе, вы сразу и будете играть вместе». И для убедительности рассказал о своём наблюдении, когда на одном краю огромной сцены играл Ойстрах, на другом – Ростропович, а по центру сидел за роялем Рихтер. Они находились на большом расстоянии друг от друга, но играли при этом так, словно стояли рядом, и казалось, что музыка звучит из одной точки. Так было оттого, что у музыкантов было намерение играть вместе, чтобы сыграть превосходно.
Если появляется повод быть недовольным своими достижениями, стоит понаблюдать за своей внутренней жизнью и понять своё намерение.
Сейчас не нужно думать о том, что делать с этими намерениями – менять намерение или нет? Это вы решите после. А сейчас нужно лишь, наблюдая за движениями внутри себя, направлять усилие только на обнаружение «тёмного мотива».
Тема хоть и стара как мир, но для каждого отдельного человека она всегда как открытие Коперника. Даже момент счастья требует осознанности. Да, человеку мало быть счастливым – ему для полноты ещё нужно осознавать его. Иначе, когда этот период пройдёт, наступит досада, что счастье тогда было, а ты об этом не знал. Словно проходил рядом, да не зашёл.
Достаточно изменить намерение, как от тех же самых действий тут же изменится результат. Но есть такая проблема: после первого опыта осознания считать себя «просветлённым» и думать, что путь развития завершён. А на деле самое начало честной жизни с самим собой – это словно смахнуть верхний слой пыли, под которым корка спрессованной.
В Карачаево-Черкесии вблизи Зеленчукской обсерватории есть конная ферма Ансара Алиева и Надежды Полежаевой. К ним приезжают туристы с разными навыками верховой езды. В течение недели они по восемь часов в день поднимаются в горы, скачут по полям, преодолевают овраги и горные реки. Для этого с первого дня им нужно действовать единой командой.
Одним группам с первого часа выезда удаётся стать слаженными. В такой группе и мастерам, и новичкам комфортно. Потому что в этих группах наездники имеют намерение получить удовольствие от верховой езды и от созерцания окрестностей. И в этой группе каждая лошадь – командный игрок. Но когда в группе появляются участники с неосознанным намерением продемонстрировать свой уровень «крутизны», все лошади почему-то становятся неадекватными: лягаются, кусаются, подрезают, даже корчат друг другу морды, всадники же внешне ведут себя интеллигентно.
Вот так же работают намерения: наши действия – это поведение наездников, а намерения – поведение лошадей. Представим ситуацию, когда взаимоотношения не на один отпуск, а на всю жизнь.
На то, как осознанные цели влияют на неосознанные, в разные периоды я смотрела с разной степенью оптимизма. Вначале я считала, что достаточно правильно сформулировать истинные цели, чтобы вытеснялись неосознанные. Сейчас я с уверенностью могу сказать: неосознанные цели не могут вытесняться осознанными, но вибрации, исходящие от истинных целей, приводят к обнаружению неосознанных, после чего можно избавиться от них. Если подсознательный мотив неизвестен, тогда он подавляет продекларированный. Лежащее «на глубине закрытого ларца» так громко «фонит», что Вселенная не может расслышать разумного желания.
Взрослый человек, в отличие от ребёнка, может формулировать свои желания и просить окружающих о поддержке. Но парадокс в том, что взрослый чаще всего действует так же, как он действовал, когда был ребёнком: требует желаемое разными манипуляторными способами (намёками, обвинениями, обидами, раздражением, капризами).
Девочка 13 лет попросила маму помочь разобраться с компьютерной программой. Мама после работы очень устала, но не могла прямо сказать об этом и начала ныть, как маленькая девочка, о том, как много у неё «взрослых» дел. Дочь внимательно выслушала, потом кивнула и, протянув маме «мышку», сказала: «Не капризничай!» После этого они дружно взялись за дело. Здесь у ребёнка была цель научиться, а у взрослого – уклониться. Когда одна из сторон в состоянии владеть ситуацией, то ситуация разрешится, задача выполнится.
Неосознанные цели – это не бессознательные. Сегодня бессознательное поддаётся корректировке – не просто же так оно изучалось со времён Платона до Вундта, а после Фрейда вышло из объясняющего фактора в преобразующий. Поэтому сегодня есть специалисты, способные в этом помочь.
Одно из направлений в психологии, которая пытается помочь в этом, – гештальт-терапия. её основным средством и целью является осознавание. Это включённое присутствие в «здесь и сейчас». Это одновременно и чувственное переживание реальности, и её осмысление. Осознавать – это значит как можно полнее и точнее замечать, что и как прямо сейчас вы видите, слышите, чувствуете, думаете и делаете.
От того, насколько вы внимательны к собственному опыту в данный момент, зависит, как вы воспринимаете ситуацию и какой выбор в ней совершаете. В гештальт-терапии клиенту предлагают:
– развивать свою способность к осознаванию, изучать собственный способ восприятия себя и окружающего мира;
– изучать, как этот способ восприятия влияет на его собственное самочувствие и поведение, и восстанавливать процессы саморегуляции.
Но все-таки что-то в своём бессознательном придётся просто принять. Отбросив всякую надежду на исчезновение того, что уже не поправить так, словно скинуть с себя одежду и принять как данность, что иначе не будет. После этого, только после этого можно найти другие ресурсы для счастливой жизни. От этого и нам, и рядом с нами жить становится легче, и различные дела начинают спориться. Это трудно – надежда держит нас цепко. Не зря её в древности считали грехом. Да и слово «грех» от древних греков и переводится как «мимо мишени», «промах, ошибка».
Неосознанное устроено так, что стоит только осознать его, так сразу изменится наша жизнь на 50 процентов, а над оставшейся частью придётся самим потрудиться.
С неосознанными мотивами можно разобраться без помощи специалистов, но это будет дольше, чем через тренинги в различных психологических центрах. Первые тренинги были созданы учеником Альфреда Адлера Биллом Ридлером. Его не устраивал нудный психоанализ и долгий путь преодоления, и он заменил это практическими тренингами, создав по всему миру «Центры взаимоотношений». Классификацию ложных целей Ридлера я использовала в своей работе много лет и получила значительные результаты. Но «по ходу пьесы» у меня появились и свои наработки, которые я напишу здесь. Процесс работы над «вторичными выгодами» ни для одного человека не может пройти незаметно. Не стоит заламывать руки от необходимости всю жизнь работать, улучшая себя. Представьте только, «у всех млекопитающих жизненные задачи одинаковые – всю жизнь учимся жить», – заметил этолог Ясон Бадридзе, который уже сорок лет изучает природу волка. Так если даже волки всю жизнь учатся, то что же будем делать мы, не имея цели развиваться? И остаётся лишь принять, что в саморазвитии главная наша работа – это продолжать работу.
С точки зрения нейрологии и антропогенеза поведение, связанное с неосознанными мотивами, провоцируется ретикулярным отделом мозга. Его попросту называют подкоркой; 50 миллионов лет назад это тело было совсем голеньким, не покрытым корой, и отвечало только за три функции: еда, размножение и стремление доминировать. Чтобы обеспечить эффективность этих функций, примату была дана кора – корпускулярный мозг. Развиваясь, кора доросла до шести миллиметров и сегодня имеет шесть слоёв нейронов (отростки, связи). Но то ли такова эволюция, то ли программа дала сбой, но человек вдруг начал думать и тяготеть к эстетике, науке, добру. Появилось желание доминировать не с помощью дубины и силы, как раньше, а за счёт таланта и добрых дел. Получив чудесную кору, мы при этом не можем избавиться от доминирования рептильного мозга и чаще, чем нужно, хотим вести себя как животное, и только социальная система отношений ограничивает эти желания.
Более того, прекрасная кора, выношенная эволюцией, может ещё и не пригодиться, если до трёх-пяти лет ребёнок не разговаривал про хорошее, не слушал сказки и песни, не обучался. Телевещание и игры на гаджетах направлены преимущественно на основные функции первобытного мозга, а для включения работы неокортекса нужно воспитание. Часть нашего мозга, доставшаяся нам от далёких предков – рептилий, амфибий, рыб, – стимулирует инстинктивно-гормональные формы поведения и создаёт низкие мотивы, как сознательно, так и нет. Я использовала работу профессора С. В. Савельева для того, чтобы показать необходимость прощения себя, прощения других людей и избавления от страха, который не даёт осветить своё неосознанное прожектором рассудка.
Обнаружив в себе несовершенства, не расстраивайтесь, а порадуйтесь находке и тому, что в вас есть мужество – это ресурс, который очень часто компенсирует многие недостатки, и это необходимое качество, чтобы говорить себе правду. Разные исследователи утверждают, что четверть всех людей не способна говорить себе правду. Вы подумали, что это про вас?
Не беспокойтесь: кто не способен говорить себе правду, тот никогда про себя так не подумает.
Самое страшное в неосознанном то, что оно для своей реализации скверно меняет обстоятельства нашей жизни, и они растут как снежный ком. Всякая работа родителей по своему самосознанию плодотворно влияет на их детей, а с неосознанными мотивами – особенно плодотворно. Эти «тёмные мотивы» будто передаются, как болезни. Поэтому работа над собой становится работой и ради других.
Научить находить в себе неосознанное – это цель следующей главы. Будем передвигаться по этим территориям как сапёры с миноискателем – осторожно, неспешно; находить и уже тем самым обезвреживать эдакую мину. После этого она уже не взорвётся в самый неподходящий момент. Территории эти я назвала «бальяжами». Отправляясь в Крестовый поход в 1190 году, король-рыцарь Филипп Август разделил весь королевский домен на части, называемые бальяжами. Их управляющие – бальи, обязывались праводить суды не реже чем раз в месяц и обжаловать их решения, но быть особо строгим к предательствам и исчезновению людей. Приступим, дабы, не исчезнуть, предав самих себя!
– У вас случайно нет такого знакомого с красным лицом, тремя глазами и ожерельем из черепов?..
– …Знаете, очень общие черты. Кто угодно может оказаться.
Мне очень важно донести до вас то, что мотивы, описанные здесь, могут быть как неосознанными, так и осознанными. И этот нюанс одни и те же цели разделяет пропастью в нашем настроении, в результате и последствиях. Конечно, при любом раскладе шесть нижеперечисленных мотивов являются «низкими» и дают низкие результаты, но когда мы про такой мотив в себе даже не подозреваем, то это делает нашу жизнь беспросветно-несчастной. ещё важно понять, что нет человека, у которого бы никогда не возникал какой-то низкий мотив, вопрос в том, знаем ли мы про него в себе или нет, есть ли он сейчас, и если есть, то что мы с ним хотим сделать.
Поэтому вначале пожмите руку каждому из этих мотивов:
– привлечение внимания;
– уклонение;
– борьба за власть;
– месть;
– стремление вызвать жалость;
– стремление вызвать зависть.
Теперь познакомимся поближе, чтобы понять, живёт ли какой-то из них с нами или уже уехал за пределы нашего королевства… Нужно ли искать эти мотивы в чужом королевстве? Только если влияние этого мотива распространяется на вас или как-то вас задевает.
Данная цель на осознанном уровне естественна. Привлечение внимания помогает реализовать свои личные, сексуальные, профессиональные цели и потребности. Каждый человек хочет, чтобы его оценили, и для этого он привлекает внимание к себе, к своей деятельности. Для этого мы сознательно определяем аудиторию и, не размениваясь, реализуем свои задачи.
Но когда стремление привлечь к себе внимание неосознанное, оно не помогает, а мешает. Эта ложная цель к нам приходит из детства. «Мама брала меня на работу, я там скучал, а она не замечала меня. Я начинал страшно корчить рожи её пациентам, и только тогда она на меня смотрела», – рассказывает мужчина с таким странным поведением, что все удивляются, когда узнают, что он хороший доктор.
«Муж успешно занимался бизнесом, а я сидела дома с ребёнком и чувствовала себя никчёмной. Чтобы ярко обозначить себя в пространстве, я закатывала красивые скандалы и истерики. Однажды муж повёл меня в Дом культуры и сказал худруку, что если он не реализует мой актёрский талант, то грош ему цена. Тот реализовал… Я счастлива и с тех пор не скандалю».
Неосознанное стремление к этой цели может заставлять болеть всеми болезнями сразу или поочерёдно (понятно, что не все болезни от этого). Вы наблюдали, с каким упоением некоторые говорят о том, как они болеют?
Как формируется способ привлечения внимания через болезнь? Ребёнок скучает без мамы, а когда он болен, мама наконец-то весь день сидит с ним. Его подсознание это запоминает, и ребёнок, сам того не осознавая, желает болеть.
Если с детьми никто не занимается, когда они здоровы, а во время болезни их всячески пестуют, то так формируется программа на всю жизнь. Обретя семью, такой человек продолжает жить с этой программой, используя супругов, потом детей.
«Меня вылечила от хронических простуд моя дочь, – рассказывает участница тренинга. – Она ужасно нервничала, когда, вернувшись из школы, видела, что я валяюсь в постели, и тогда она вела себя со мной так, словно смерти моей хотела. Я обижалась, но, поразмыслив, решила, что желать моей смерти ей невыгодно, значит, она, бедняжка, так сильно страдает и нервничает из-за меня, что мне же и возвращает. И тогда я стала притворяться здоровой. Бывает, что прям сил нет, но я бодрюсь. В итоге я перестала болеть, совсем перестала». Но в этом случае возможна и другая ложная цель: вызвать к себе жалость. О ней будет дальше.
Способов неосознанного привлечения внимания великое множество, но результат от всех одинаковый – хроническое недовольство собой.
1. Все проявления тождественны тестированию на низкую самооценку.
2. Во время публичных выступлений не может остановиться, повторяя сказанное несколько раз.
3. В беседе долго говорит об одном и том же, переливая из пустого в порожнее. Часто говорит нужные вещи, но слушать скучно: приходится отсеивать лишнее, чтобы добраться до основного.
4. Начинает фразу со слов «слушай меня внимательно».
Слушать неинтересно, даже о полезном, а часто занудно. Во время общения может показаться, что тебя считают непонятливым, так как повторяют одно и то же, «то да потому», как говорят в народе.
Сказать: «Мне очень интересно то, о чём вы говорите, но у меня сейчас только… десять минут на разговор».
Часто это ценные специалисты, которые по разным причинам нуждаются в повышенном внимании. Такой человек может стать для вас преданным другом или ценным партнёром, если вы научитесь активно слушать.
В групповой работе я использовала такой метод: в начале работы я совершенно искренне и долго хвалила нуждающегося во внимании или что-то рассказывала о нём, и, таким образом получив желаемое внимание, они отказывались от этого скрытого мотива на время работы.
Нет людей, у которых никогда не возникает какое-нибудь скрытое намерение. И если всеми разбрасываться, то с кем тогда работать? И как жить совместно? Да и самих нас тоже кто-то принимает такими, как есть.
Успех в работе и в отношениях всегда ниже затраченных сил и меньше, чем мог бы быть. Потому что для неосознанного привлечения внимания требуются большие внутренние энергозатраты.
Постоянная внутренняя досада, то ли от совести, то ли от неудовлетворения.
1. В процессе общения наблюдайте за собой, словно смотрите на себя из зрительного зала.
2. Задавайте вопрос: «Я по теме говорю или хочу привлечь к себе внимание?»
3. Может, и не к себе, а к своему бизнесу или к своим родственникам – это то же самое, ведь это ваше.
4. Принять решение: мне абсолютно невыгодно привлекать к себе внимание в таких-то случаях, у тех-то людей и т. д. Этим утверждением можно также прописывать лист бумаги в день.
1. Когда ребёнок здоров и весел, маме надо с ним заниматься: читать книжки, рассказывать сказки при любых обстоятельствах, при самых прекрасных нянях, дедушках и бабушках. А когда болеет, то, наоборот, давать минимум внимания. Это поможет сформировать установку «болеть скучно и противно, лучше не болеть».
2. Если во время вашей беседы ребёнок стремится переключить внимание на себя, то одному из взрослых (возможно, придётся по очереди) необходимо продемонстрировать то, что он им не мешает: обнять или посадить рядом, взять за руку, погладить, при этом непременно продолжать разговор и не смотреть на ребёнка, особенно в глаза. То есть относиться к нему тепло, а не как к помехе, но при этом не позволять ему забирать внимание от того, чем вы сейчас заняты. Обычно, получив подтверждение того, что его любят, дитя тихо уходит.
На мой взгляд, самое ёмкое и практическое изложение воспитательной концепции дают пятидневные вечерние тренинги «Переориентация детского поведения» по Биллу Ридлеру. Этот тренинг часто меняет личность и самих родителей. Я бы рекомендовала его прохождение всем будущим супругам и родителям – тогда бы разводов было меньше, а счастливых семей – больше. Ведь счастливый брак – это когда друг с другом не скучно и в то же время спокойно. Когда супруги «такие разные», но ни у одного из них нет планов менять другого.
Если естественный человеческий эгоизм приобретает превосходную степень, то он перерастает в эгоцентризм. Эгоцентризм часто возникает оттого, что родители не поливали свой плод из лейки с надписью «безусловная любовь», зато неустанно комментировали все действия и часами кому-то рассказывали о нём – давали много внимания вместо любви, удовлетворяя своё чувство обладания.
Также «воспитатели» недооценивают такой важный нюанс: когда смотреть ребёнку в глаза, а когда не стоит этого делать. Дети не могут соединять чувства с понятиями, поэтому в общении с детьми важны нюансы. Один преподаватель музыки при каждом удачном попадании в ноты восхищённо заглядывал своим ученикам в глаза. Вырастил превосходных музыкантов, но неспособных взаимодействовать с окружающими из-за ожидания постоянного одобрения – они уже взрослые люди, а, словно собачки, живут в ожидании награды за каждое умное изречение. Очень обидно, что замечательный человек, любивший свою работу и детей, серьёзно переборщил с вознаграждением. Поистине, всякое хорошее качество в превосходной степени – это уже недостаток.